Файл: Стань музыкою слово!.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Средняя солёность по­верх­ност­ных вод Сре­ди­зем­но­го моря со­став­ля­ет 38‰. Определите, сколь­ко грам­мов солей рас­тво­ре­но в двух лит­рах его воды. Ответ за­пи­ши­те в виде числа.

Средняя солёность по­верх­ност­ных вод Бал­тий­ско­го моря со­став­ля­ет 8‰. Определите, сколь­ко грам­мов солей рас­тво­ре­но в трёх лит­рах его воды. Ответ за­пи­ши­те в виде числа.

Разработка урока. План -конспект

ТЕМА: МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА (5 час).

ТЕМА УРОКА: «СТАНЬ МУЗЫКОЮ СЛОВО!»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА: Формировать умение учащихся использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию; умение определить область «незнания» в новой задаче; активная поисковая деятельность.

Развить муз. слух, внимание, воображение, фантазию у учащихся.

Воспитывать культуру восприятия музыкальных произведений.

ТИП УРОКА: Открытие новых знаний и умений на основе имеющихся.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный, аудиторная доска с магнитной поверхностью. Информационно-коммуникационные средства (СD): В. Моцарт «Симфония № 40. Ч.1»; П. Чайковский «Концерт № 1, финал; Украинская песня «Веснянка», М. Мусоргский «Кот Матрос».

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент: проверка наличия учащихся , готовности к уроку.

  2. Сообщение темы урока: «Стань музыкою слово!»

  3. Проверка знаний ранее изученного материала: (Тест- 1, 2 вариант).

/Выполнение теста учащимися, самооценка по эталону/.

  1. Объяснение нового материала:

План:

-- Музыка – её возможности;

--Прерывистость музыкальной речи, деление на фразы и предложения;

--Интонации и ритмы в музыке.

--Музыкальные жанры.

Учитель:Музыка во все времена училась у поэзии. Если внимательно вслушаться в звучание музыкального произведения, то можно фразы и предложения, восклицания и вздохи. А ведь это является принадлежностью человеческой речи.

-----Слушать: В.А. Моцарт «Симфония № 40. Ч. 1 (фрагмент) ---------------------

Учитель на фоне музыки ---------- Подобно стихотворению в этом музыкальном произведении всё рифмуется, всё соразмерно – и мотивы, и фразы, и предложения. Кажется, что эта музыка – бесконечное движение, стремление в перёд.
Однако в этом движении различимы и паузы, и остановки. В ней как будто слышны интонации взволнованной речи человека, которому необходимы передышки, чтобы взять дыхание. --------------------------------------------------------

-2-

Такая прерывистость музыкальной речи, её деление на фразы и предложения берут начало в те далёкие времена, когда слово и музыка ещё не были отделены друг от друга.

ВОПРОС? ---------- Почему музыка сороковой симфонии В. А. Моцарта так похожа на стихи? Объясните. /Ответы учащихся/.

Учитель: Человек трудился – и пел, грустил – и пел, танцевал и пел одновременно. И сейчас ещё в музыке, не связанной со словом, порой слышны интонации и ритмы ушедших времён, когда слово и музыка были слиты воедино.

---------------Слушать: П. Чайковский. Концерт № 1. (фрагмент)-------------------------

Основой этой прекрасной виртуозной музыки стала народная песня – веснянка, которой обычно звали весну. Интонации такого призыва были слышны в музыке веснянок, в которых многократно повторялись одна – две фразы.

----------------Слушать: Украинская народная песня «Веснянка» ---------------------

ВОПРОС? ---- Подумайте и ответьте. Как характер веснянки повлиял на музыку Первого фортепианного концерта П. Чайковского? /Ответы учащихся).

Учитель: Конечно же, интонации веснянки слышны в музыке П. Чайковского. Они определяют её выразительность, настроение, танцевальный характер. Основной мотив многократно повторяется, также как повторяются во многих веснянках слова – заклички.

По силе музыкальной выразительности необыкновенны произведения другого великого русского композитора М. Мусоргского.

М. Мусоргский писал: « Моя музыка должна быть художественным воспроизведением человеческой речи во всех тончайших изгибах её… Вот идеал , к которому я стремлюсь».

Сейчас мы послушаем детскую песню «Кот Матрос». В этой песне девочка рассказывает о происшествии: кот Матрос забрался в клетку со снегирём, чтобы схватить птицу, а девочка ему помешала. Обратите внимание на то, как тонко передаётся интонация детской речи.

--------------------Слушать: М. Мусоргский. «Кот Матрос» -------------------------

Учитель: Из простого сюжета композитор создал целую сценку, в которой музыка убедительно передаёт и волнение ребёнка, и его оживлённую речь, и страх за снегиря, и гнев, и умную наблюдательность. На этом примере мы видим, что музыке доступна не только поэзия. Она способна на выразительное воплощение самого необычайного текста.



ВОПРОС? –--Какая детская речь передаётся в песне М. Мусоргского «Кот Матрос» ? /Ответы учащихся)

---- Велико ли воздействие литературы на музыку ? (Докажи свой ответ на примере любого из пройденных вокальных произведений). /Ответы учащихся/.

-3-

Учитель: И так, литература даёт жизнь многим жанрам музыкального искусства.

Записать в тетрадь:

---Вокальные жанры: песни, романсы, кантата, оратория.

---Сценические жанры: опера, балет, оперетта.

---Жанры программной музыки: инструментальные произведения с литературным описанием.

Найти и выписать из словаря значение слов: Романс, Оратория, Кантата.

*Романс – похож на песню, но никогда не поётся хором, исполняется всегда с музыкальным сопровождением.

* Оратория – пение церковных сюжетов под музыку.

* Кантата –крупное произведение для солистов хора и оркестра.

Вопрос? --- Назовите жанры музыки, возникшие под влиянием литературы? /Ответы учащихся/

Учитель: Литература и музыка: их союз навсегда оказал благородное воздействие друг на друга. Потому, что и музыка у литературы, и литература у музыки учились только хорошему.

  1. Подведение итогов урока:

-- Оценка активности на уроке отдельных учащихся, творческий подход к решению поставленных вопросов.

-- Выставление оценок за работу на уроке.

6. Задание на дом: Привести примеры музыкальных жанров: песни, романса, оперы. Балета.