ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Средняя солёность поверхностных вод Средиземного моря составляет 38‰. Определите, сколько граммов солей растворено в двух литрах его воды. Ответ запишите в виде числа.
Средняя солёность поверхностных вод Балтийского моря составляет 8‰. Определите, сколько граммов солей растворено в трёх литрах его воды. Ответ запишите в виде числа.
Разработка урока. План -конспект
ТЕМА: МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА (5 час).
ТЕМА УРОКА: «СТАНЬ МУЗЫКОЮ СЛОВО!»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА: Формировать умение учащихся использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию; умение определить область «незнания» в новой задаче; активная поисковая деятельность.
Развить муз. слух, внимание, воображение, фантазию у учащихся.
Воспитывать культуру восприятия музыкальных произведений.
ТИП УРОКА: Открытие новых знаний и умений на основе имеющихся.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА:
Компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный, аудиторная доска с магнитной поверхностью. Информационно-коммуникационные средства (СD): В. Моцарт «Симфония № 40. Ч.1»; П. Чайковский «Концерт № 1, финал; Украинская песня «Веснянка», М. Мусоргский «Кот Матрос».
ХОД УРОКА.
-
Организационный момент: проверка наличия учащихся , готовности к уроку. -
Сообщение темы урока: «Стань музыкою слово!» -
Проверка знаний ранее изученного материала: (Тест- 1, 2 вариант).
/Выполнение теста учащимися, самооценка по эталону/.
-
Объяснение нового материала:
План:
-- Музыка – её возможности;
--Прерывистость музыкальной речи, деление на фразы и предложения;
--Интонации и ритмы в музыке.
--Музыкальные жанры.
Учитель:Музыка во все времена училась у поэзии. Если внимательно вслушаться в звучание музыкального произведения, то можно фразы и предложения, восклицания и вздохи. А ведь это является принадлежностью человеческой речи.
-----Слушать: В.А. Моцарт «Симфония № 40. Ч. 1 (фрагмент) ---------------------
Учитель на фоне музыки ---------- Подобно стихотворению в этом музыкальном произведении всё рифмуется, всё соразмерно – и мотивы, и фразы, и предложения. Кажется, что эта музыка – бесконечное движение, стремление в перёд.
Однако в этом движении различимы и паузы, и остановки. В ней как будто слышны интонации взволнованной речи человека, которому необходимы передышки, чтобы взять дыхание. --------------------------------------------------------
-2-
Такая прерывистость музыкальной речи, её деление на фразы и предложения берут начало в те далёкие времена, когда слово и музыка ещё не были отделены друг от друга.
ВОПРОС? ---------- Почему музыка сороковой симфонии В. А. Моцарта так похожа на стихи? Объясните. /Ответы учащихся/.
Учитель: Человек трудился – и пел, грустил – и пел, танцевал и пел одновременно. И сейчас ещё в музыке, не связанной со словом, порой слышны интонации и ритмы ушедших времён, когда слово и музыка были слиты воедино.
---------------Слушать: П. Чайковский. Концерт № 1. (фрагмент)-------------------------
Основой этой прекрасной виртуозной музыки стала народная песня – веснянка, которой обычно звали весну. Интонации такого призыва были слышны в музыке веснянок, в которых многократно повторялись одна – две фразы.
----------------Слушать: Украинская народная песня «Веснянка» ---------------------
ВОПРОС? ---- Подумайте и ответьте. Как характер веснянки повлиял на музыку Первого фортепианного концерта П. Чайковского? /Ответы учащихся).
Учитель: Конечно же, интонации веснянки слышны в музыке П. Чайковского. Они определяют её выразительность, настроение, танцевальный характер. Основной мотив многократно повторяется, также как повторяются во многих веснянках слова – заклички.
По силе музыкальной выразительности необыкновенны произведения другого великого русского композитора М. Мусоргского.
М. Мусоргский писал: « Моя музыка должна быть художественным воспроизведением человеческой речи во всех тончайших изгибах её… Вот идеал , к которому я стремлюсь».
Сейчас мы послушаем детскую песню «Кот Матрос». В этой песне девочка рассказывает о происшествии: кот Матрос забрался в клетку со снегирём, чтобы схватить птицу, а девочка ему помешала. Обратите внимание на то, как тонко передаётся интонация детской речи.
--------------------Слушать: М. Мусоргский. «Кот Матрос» -------------------------
Учитель: Из простого сюжета композитор создал целую сценку, в которой музыка убедительно передаёт и волнение ребёнка, и его оживлённую речь, и страх за снегиря, и гнев, и умную наблюдательность. На этом примере мы видим, что музыке доступна не только поэзия. Она способна на выразительное воплощение самого необычайного текста.
ВОПРОС? –--Какая детская речь передаётся в песне М. Мусоргского «Кот Матрос» ? /Ответы учащихся)
---- Велико ли воздействие литературы на музыку ? (Докажи свой ответ на примере любого из пройденных вокальных произведений). /Ответы учащихся/.
-3-
Учитель: И так, литература даёт жизнь многим жанрам музыкального искусства.
Записать в тетрадь:
---Вокальные жанры: песни, романсы, кантата, оратория.
---Сценические жанры: опера, балет, оперетта.
---Жанры программной музыки: инструментальные произведения с литературным описанием.
Найти и выписать из словаря значение слов: Романс, Оратория, Кантата.
*Романс – похож на песню, но никогда не поётся хором, исполняется всегда с музыкальным сопровождением.
* Оратория – пение церковных сюжетов под музыку.
* Кантата –крупное произведение для солистов хора и оркестра.
Вопрос? --- Назовите жанры музыки, возникшие под влиянием литературы? /Ответы учащихся/
Учитель: Литература и музыка: их союз навсегда оказал благородное воздействие друг на друга. Потому, что и музыка у литературы, и литература у музыки учились только хорошему.
-
Подведение итогов урока:
-- Оценка активности на уроке отдельных учащихся, творческий подход к решению поставленных вопросов.
-- Выставление оценок за работу на уроке.
6. Задание на дом: Привести примеры музыкальных жанров: песни, романса, оперы. Балета.