Файл: Занятие 2 Тема Занятия, направленные на развитие различных форм общения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 2064
Скачиваний: 87
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое занятие 2
Тема 1.4. Занятия, направленные на развитие различных форм общения
Цель занятия: закрепление знаний об особенностях организации занятий с детьми дошкольного возраста по развитию различных форм общения, формирование умения применять полученные знания для решения практических задач.
Задание 1. Познакомьтесь с примерами беседы воспитателя с детьми и ответьте на вопросы.
Перед прогулкой с детьми 4 лет воспитательница беседует с ними о том, что можно будет увидеть во время прогулки, во что и как можно играть. Перед занятием по рисованию она спрашивает: «Как лучше нарисовать цветы в вазе?», «Какие для этого нужны краски, карандаши?», «Кому можно подарить рисунок?» и т. д.
Вопросы:
1) Какие формы общения преобладают в данных ситуациях?
2) Какую цель преследует воспитательница, ведя такие разговоры с детьми?
Ответ:
В подобных случаях преобладает внеситуативно-познавательное общение. Воспитатель способствует расширению знаний детей об окружающем мире, побуждает их активно наблюдать, осмысливать, задавать вопросы, вступать в общение, способствует развитию планирующей функции речи.
Такие беседы желательно проводить с несколькими детьми одновременно, что будет способствовать развитию у детей потребности уточнять свои мысли, овладению ими речью и т. д. При этом важны заинтересованность взрослого в делах детей, доброжелательное к ним отношение, что соответствует личностно-ориентированному подходу.
Задание 2. Как должно строиться личностное общение воспитателя и ребенка, после того как ребенок, выполняя задание, нарисовал птицу (голубя)?
Ответ:
Взрослый просит ребенка оценить свой рисунок, а затем предлагает ему сравнить его рисунок с работами сверстников. После этого взрослый, собрав рисунки детей, отмечает достоинства каждого рисунка, выявляет недостатки и говорит, как следует их исправлять.
Задача взрослого состоит в том, чтобы:
привлечь внимание ребенка к оценке собственных умений;
научить его сравнивать собственные умения с умениями сверстников;
научить ребенка сопоставлять свое мнение с мнениями своих ровесников.
Задание 3. Детям 4-6 лет нравится, когда с ними разговаривают на следующие темы: «Как бы ты поступил, если бы увидел плачущего малыша?», «Как бы ты поступил, если бы кто-то разбросал игрушки?» и т.п.
Какие виды общения реализуются в данной ситуации?
Ответ:
В личном общении ребенок оценивает себя исходя из того, как относится к нему взрослый. Если малыш когда-либо сам принимал участие в беседах на подобные темы, то он более активен в речи, общении. Такие разговоры обогащают его опыт взаимоотношений. При этом ребенок должен чувствовать заинтересованность взрослого в своих делах, доброжелательность с его стороны. В этой ситуации реализуется внеситуативное личностно-познавательное общение.
Задание 4. Решите педагогическую задачу:
Две воспитательницы занимались развитием речи и навыков общения дошкольников, но делали это по-разному. Одна просила детей рассказать известную им сказку, описать предмет, который они видят или составить рассказ на тему коллективного опыта. При этом постоянно требовала от детей полного ответа.
Другая предлагала детям поиграть в сказку, устроить театрализованное представление, просила отгадать, о каком предмете идет речь, предварительно описав его, или поделиться своими впечатлениями о случаях, которые с ними произошли. Воспитательница приглашала всех детей принимать посильное участие в диалоге.
Вопрос: У кого из воспитателей дети будут более активно работать на занятиях и почему?
Ответ:
У второй воспитательницы дети будут работать более активно, так как каждое обращение к ним было приглашением к диалогу, мотивировано творческим подходом, а потому интересно. У первой же воспитательницы детям было не так интересно говорить об уже известных вещах даже при обсуждении событий из коллективного опыта.
У второй воспитательницы диалог был основан на живом разговорном языке. Ребенку полезнее сказать 2-3 фразы под влиянием яркого образного впечатления, нежели вымучивать «описательный пересказ».
Задание по теме 2.1. Общение детей дошкольного возраста со сверстниками
Цель: закрепление знаний о психологических закономерностях общения дошкольников со сверстниками, формирование умения применять полученные знания для решения практических задач.
Задание 5. Прочитайте протоколы ситуаций взаимодействия детей дошкольного возраста. Сопоставьте их по следующим показателям:
1) По какому поводу общаются дети разного возраста?
2) Какие средства общения используют и как?
3) Что служит причиной конфликтов и как они разрешаются?
4) Насколько у детей сформированы навыки культуры общения?
Протокол №1. Наблюдение за взаимоотношениями детей 5-6 лет
Лена В. (5 лет 7 мес.) (подходит к группе детей). Я дам конфетку и печенюшку тому, кто со мной играть будет. (Обращаясь к Гале Н.) Ты со мной не играла!
Галя Н. (5 лет 6 мес.). Ну, дай, пожалуйста!
Лена. Я тебе конфетку не дам, потому что ты со своей Мариночкой дружишь. А она со мной не хочет играть.
Света Р. (5 лет 4 мес.) (подходит к девочкам, обращается к Лене). А Юля со мной не хочет играть!
Лена (кричит). Где эта Юля? Если ты не будешь со Светой играть, то я заберу у тебя свою конфету!
Протокол №2. Наблюдение за взаимоотношениями детей 6-7 лет
Юля Ш. (6 лет 1 мес.) входит в группу, подходит к Кате (6 лет 6 мес.), выкладывает перед ней бумажных кукол.
Катя. Юля, это твои?
Юля. Да. Что, ты не видишь?
Катя. А кто это?
Юля. Это фрейлины. Я их из книги вырезала. Вот эти две трудно было, и мама мне резала.
Катя. Ух ты, какие красивые!
Юля. Я еще не все принесла. У меня столько платьев для них!
Катя. Принеси завтра.
Юля. Хорошо. Если мама разрешит, то принесу. Тебе какая больше нравится?
Катя (показывает). Вот эта. У нее волосы золотистые.
Юля. И мне тоже. Она самая красивая.
Катя хватает куклу.
Юля (громко, предостерегающе). Осторожней! Они же бумажные!
Катя. Я не буду больше дергать.
Воспитатель. Убирайте игрушки и стройтесь на зарядку!
Юля (обращается к Кате). Я отнесу их в свой шкаф.
Задание 6. Составьте картотеку диагностических методик для выявления трудностей в общении детей дошкольного возраста. Укажите:
1) название методики;
2) автора и /или источник;
3) цель методики;
4) возрастной диапазон испытуемых;
5) стимульный материал;
6) процедуру проведения и обработки методики.
Ответ:
Для выявления взаимоотношений со сверстниками применяют 2 группы методик. - Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений (различные модификации социометрического метода Дж. Морено для детей — Я. Л. Коломинского, Т. А. Репиной, Р. К. Терещук и др.) и беседы с детьми- Методики косвенной оценки межличностных отношений, которые делятся на 3 категории: а) наблюдение реальной ситуации; б) символическое моделирование реальной ситуации; в) проективные техники (методики «Два дома», «Игровая комната», Цветовой тест отношений и др.)
Методика «Выбор в действии» (Немов Р. Психология. Психодиагностика)
Цель методики — изучение и оценка межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста. Данная методика является одним из детских вариантов социометрической методики. Процедура её проведения следующая.
Каждому ребёнку в изучаемой группе даётся по три привлекательных, желаемых предмета. Это могут быть игрушки, картинки, конфеты и т.п. Ребёнок получает инструкцию следующего содержания:
«Оцени эти три предмета по степени их привлекательности, по тому, насколько другие дети хотели бы их иметь у себя. На первое место поставь наиболее желательный для детей предмет, на второе — чуть менее желательный, а на третье — оставшийся. Теперь выбери из своей группы трёх детей, которым ты хотел бы подарить эти предметы, назови их и отдай им эти предметы. Самый привлекательный предмет ты должен отдать тому, кого любишь больше всех, чуть менее привлекательный — тому, кто у тебя стоит на втором месте, а последний — тому, кого по симпатиям к нему ты поставил бы на третье место».
После того, как все дети раздадут имеющиеся у них предметы товарищам по группе, экспериментатор определяет кто, сколько и какие предметы получил.
Методика «Раскрась рукавички». Цель: изучение коммуникативных навыков детей.
Используемый материал: силуэтные изображения рукавичек или других несложных предметов, составляющих пару, 2 набора по 6 цветных карандашей. Ход работы. I. Двум детям дают по одному изображению рукавички и просят украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Поясняют, что сначала договориться, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию. Дети получают по одинаковому набору карандашей.
Детям предлагают сделать то же, но дают один набор карандашей, предупреждая, что карандашами нужно делиться. Далее проводится эксперимент; важно, чтобы дети выполняли задание самостоятельно.
Методика «Картинка»
Цель: выявление коммуникативной компетентности в общении со сверстниками.
Оборудование: картинка с изображением конфликтной ситуации - изображена группа детей, не принимающих девочку в игру. Ход работы. По этой методике дети должны были описать конфликтную ситуацию, изображенную на картинке, и предложить свое решение коммуникативной проблемы.
Два домика
Для проведения методики необходимо приготовить лист бумаги, на котором нарисованы два домика. Один из них - большой красивый, красного цвета, а другой - маленький, невзрачный, черного цвета. Взрослый показывает ребенку обе картинки и говорит: «Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном -игрушек нет. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик». После инструкции взрослый отмечает тех детей, которых ребенок берет к себе в красный дом, и тех, кого он хочет поселить в черный домик. После окончания беседы можно спросить у детей, не хотят ли они кого-то поменять местами, не забыли ли они кого-нибудь.
1)В предлагаемой М.И. Лисиной методике исследуются три формы общения за исключением ситуативно-личностной, так к она проявляется лишь у детей раннего возраста (до 6 месяцев).1) Ситуативно-деловая (СД) форма общения. Для ее изучения организуется игра с участием взрослого. Он предварительно рассказывает, в чем состоит игра, как пользоваться игрушками. Затем ребенок разворачивает свою деятельность. Взрослый наблюдает, оказывает при необходимости помощь: отвечает на вопросы, откликается на предложения ребенка. Здесь общение протекает на фоне практических действий с игрушками.
2)Внеситуативно-познавательная форма общения. С целью изучения этой формы общения осуществляется чтение обсуждение книг. Книги подбираются соответственно возрасту детей и имеют познавательный характер (о животных, машинах). Взрослый читает книжку, объясняет, что нарисовано на картинках, дает возможность ребенку сообщить о своих знаниях в соответствующей области, подробно отвечает на вопросы ребенка. Тему беседы и конкретную книжку ребенок выбирает сам из ряда предложенных.
3)Внеситуативно-личностная форма общения. С детьми проводится беседа на личностные темы. Экспериментатор задает вопросы ребенку о его семье, друзьях, отношениях в группе. Взрослый рассказывает о себе, о поступках разных людей, оценивает свои достоинства и недостатки, старается быть равноправным и активным участником беседы.
Задание по теме 2.2. Дифференциация детей в детском коллективе
Цель: закрепление знаний об особенностях дифференциации детей в коллективе сверстников, формирование умения решать практические задачи по повышению социометрического статуса дошкольников.
Задание 7. Часто отмечается, что если ребенку, имеющему в группе очень низкий статус, предложить участвовать в какой-либо инсценировке, то он ссорится с другими, обижается, плачет.
Ответьте на вопросы:
1) Можно ли такому ребенку в подобной ситуации помочь средствами игры?
2) Каковы при этом действия взрослого?
Ответ:
Игровая деятельность оказывает благотворное влияние на коррекцию негативно-эмоциональных состояний. Она помогает изменить неблагоприятное положение ребенка в группе сверстников. Эффективный путь для этого — успехи в игре. Когда ребенок берет на себя роль, то испытывает чувства, присущие не ему, а другому. Его же чувства, мешавшие ему в жизни, как бы уходят на второй план. Но основная роль в исправлении сложившегося положения вещей принадлежит взрослому. Он должен постоянно привлекать таких детей к совместным играм, одновременно обучая их и игровым действиям, и правилам взаимоотношений.