ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 277
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Консерватизм в России опирался на теории, доказывавшие незыблемость самодержавия и крепостного права. Идея необходимости самодержавия как своеобразной и издревле присущей России формы политической власти своими корнями уходит в период укрепления Русского государства. Она развивалась и совершенствовалась в течение XVIII—XIX вв. приспосабливаясь к новым общественно-политическим условиям. Особое звучание для России эта идея приобрела после того, как в Западной Европе было покончено с абсолютизмом. В начале XIX в. Н. М. Карамзин писал о необходимости сохранения мудрого самодержавия, которое, по его мнению, «основало и воскресило Россию». Выступление декабристов активизировало консервативную общественную мысль. Для идеологического обоснования самодержавия министр народного просвещения граф С. С. Уваров создал теорию официальной народности. Она была основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность. В этой теории преломились просветительские идеи о единении, добровольном союзе государя и народа, об отсутствии социальных антагонизмов в русском обществе. Своеобразие России заключалось в признании самодержавия как единственно возможной в ней формы правления. Эта идея стала базисной для консерваторов вплоть до крушения самодержавия в 1917 г. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Консерваторы считали, что помещики осуществляют отеческую заботу о крестьянах, а также помогают правительству поддерживать порядок и спокойствие в деревне. По мнению консерваторов, необходимо было сохранять и укреплять сословную систему, в которой ведущую роль играло дворянство в качестве главной опоры самодержавия. Православие понималось как присущая русскому народу глубокая религиозность и приверженность ортодоксальному христианству. Из этих постулатов делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права. Теория официальной народности и другие идеи консерваторов развивались журналистами Ф. В. Булгариным и Н. И. Гречем, профессорами Московского университета М. П. Погодиным и С. П. Шевыревым. Теория официальной народности не только пропагандировалась через прессу, но и широко внедрялась в систему просвещения и образования.
Теория официальной народности вызвала резкую критику либерально настроенной части общества. Наибольшую известность получило выступление П. Я. Чаадаева, написавщего «Философические письма» с критикой самодержавия, крепостничества и всей официальной идеологии. В первом письме, опубликованном в журнале «Телескоп» в 1836 г., П. Я. Чаадаев отрицал возможность общественного прогресса в России, не видел ни в прошлом, ни в настоящем русского народа ничего светлого. По его мнению, Россия, оторванная от Западной Европы, закостенелая в своих нравственно-религиозных, православных догмах, находилась в мертвом застое. Спасение России, ее прогресс он видел в использовании европейского опыта, в объединении стран христианской цивилизации в новую общность, которая обеспечит духовную свободу всех народов. Правительство жестоко расправилось с автором и издателем письма. П. Я. Чаадаева объявили сумасшедшим и отдали под полицейский надзор. Журнал «Телескоп» закрыли. Его редактор — Н. И. Надеждин был выслан из Москвы с запрещением заниматься издательской и педагогической деятельностью. Однако идеи, высказанные П. Я. Чаадаевым, вызвали большой общественный резонанс и оказали значительное влияние на дальнейшее развитие общественной мысли. На рубеже 30—40-х годов XIX в. среди оппозиционных правительству либералов сложилось два идейных течения — славянофильство и западничество. Идеологами славянофилов были писатели, философы и публицисты: К. С. и И. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин и др. Идеологами западников — историки, юристы, писатели и публицисты: Т. Н. Грановский К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, В. П. Боткин, П. В. Анненков, И. И. Панаев, В. Ф. Корш и др. Представителей этих течений объединяло желание видеть Россию процветающей и могучей в кругу всех европейских держав. Для этого они считали необходимым изменить ее социально-политический строй, установить конституционную монархию, смягчить и даже отменить крепостное право, наделить крестьян небольшими наделами земли, ввести свободу слова и совести. Боясь революционных потрясений, они считали, что само правительство должно провести и необходимые реформы. Вместе с тем были и существенные различия во взглядах славянофилов и западников. Славянофилы преувеличивали особенность исторического пути развития России и се национальную самобытность. Капиталистический строй, который утвердился в Западной Европе, казался им порочным, несущим обнищание народа и падение нравов. Идеализируя историю допетровской Руси, они
настаивали на возвращении к тем порядкам, когда Земские соборы доносили до власти мнение народа, когда между помещиками и крестьянами якобы существовали патриархальные отношения. В то же время славянофилы признавали необходимость развития промышленности, ремесел и торговли. Одна из основополагающих идей славянофилов заключалась в том, что единственно верной и глубоко нравственной религией является православие. По их мнению, русскому народу присущ особый дух коллективизма в отличие от Западной Европы, где царит индивидуализм. Борьба славянофилов против низкопоклонства перед Западом, изучение ими истории народа и народного быта имели большое положительное значение для развития русской культуры. Западники исходили из того, что Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации. Они резко критиковали славянофилов за противопоставление России и Запада, объясняя ее отличие исторически сложившейся отсталостью. Отрицая особую роль крестьянской общины, западники считали, что правительство навязало ее народу для удобства управления и сбора налогов. Они выступали за широкое просвещение народа, полагая, что это единственно верный путь для успеха модернизации социально-политического строя России. Их критика крепостнических порядков и призыв к изменению внутренней политики также способствовали развитию общественно-политической мысли. Славянофилы и западники заложили в 30—50-е годы XIX в. основу либерально-реформистского направления в общественном движении.
-
Культура России в XIX в
XIX век стал Золотым веком русской культуры. Господствующим видом искусства становится литература. Смена литературных направлений определяет развитие всей эпохи.
Русская культура 19 века и Европа
Начиная с реформ Петра I Россия находилась под мощным культурным влиянием Европы. Особенности развития культуры XIX века выразились в проникновении западных стилей и направлений.
Литературные стили
На рубеже XVIII-XIX вв. в литературе утвердился сентиментализм. Его ведущим представителем стал Н. М. Карамзин.
В 20-е гг. XIX века на смену сентиментализму приходит романтизм. Прежде всего это связано с творчеством В. А. Жуковского.
Романтиками были поэты-декабристы:
-
К. Ф. Рылеев, -
В. К. Кюхельбекер, -
А. И. Одоевский.
С 30-х гг. в русской литературе ведущим направлением становится реализм. А. С. Пушкин и Н. В. Гоголь заложили основы современного русского языка. Русская литература вступила в свой Золотой век.
Во второй половине XIX века русские писатели прочно утверждаются в мировой литературе. Произведения Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова относятся к критическом реализму. В них поднимаются важнейшие философские и нравственные проблемы человечества.
Архитектурные стили
В первой трети XIX века в русской архитектуре наступает период “строгого” классицизма или ампир. Он пришел в Россию под влиянием наполеоновской Франции и представлен архитекторами:
-
К. Росси (Александринский театр); -
А. Д. Захаров (Адмиралтейство); -
А. Н. Воронихин (Казанский собор).
В 30-50-е гг. XIX века формируется новое направление – эклектика или историзм. В отечественной архитектуре оно проявилось в появлении русско-византийского стиля. По проектам К. А. Тона были построены:
Храм Христа Спасителя,
Большой Кремлевский дворец,
железнодорожные вокзалы в Москве и Петербурге.
Во второй половине XIX века разновидностью эклектики стал псевдорусский стиль. Он представлен следующими архитекторами:
-
А. А. Семенов (Исторический музей в Москве); -
Д. Н. Чичагов (московская Городская дума); -
А. Н. Померанцев (современный ГУМ).
Стили в живописи
В первой половине XIX века в творчестве русских художников преобладали классицизм и романтизм. Для первого было характерно использование античных и библейских сюжетов. Ведущими представителями классицизма были Ф. А. Бруни и Ф. И. Толстой.
Художники-романтики предпочитали портретную и пейзажную живопись. Среди них выделяются:
-
С. Ф. Щедрин; -
О. А. Кипренский; -
А. Г. Венецианов.
Особое место занимает К. П. Брюллов, вершиной творчества которого является картина “Последний день Помпеи”.
Во второй половине XIX века в живописи прочно утверждается реализм. В 1870 г. возникает “Товарищество передвижных выставок”, в котором объединились художники-реалисты:
-
И. Е. Репин, -
Н. Н. Ге, -
И. Н. Крамской и др.
Скульптура XIX века
Среди 128 фигур памятника “Тысячелетие России” нет Ивана Грозного. Царь “прославился” погромом Новгорода, поэтому
В XIX веке культура России поднялась на небывалую высоту. Заимствуя и видоизменяя лучшие западные образцы, она вступила в свой Золотой век. Достижения русских писателей, архитекторов, художников стали шедеврами мирового искусства.
-
Внутренняя политика Александра III
Император Александр III вступил на престол в 1881 году после убийства 1 марта в Санкт-Петербурге народовольцами своего отца — Александра II, который вошел в историю как великий реформатор и получил прозвище Освободителя из-за отмены крепостного права. 13-летнее правление Александра III, с 1881 по 1894 год, отличалось консервативным курсом, поэтому его политику часто характеризуют как контрреформы.
Внутренняя политика
Вступив на престол, Александра III отклонил конституционный проект министра внутренних дел Михаила Лориса-Меликова и уже в мае 1881 года отправил его в отставку.
Новым министром внутренних дел стал генерал Николай Игнатьев. Весной 1882 года его сменил шеф жандармов Дмитрий Толстой. Он занимал этот пост до 1889 года. Третьим министром внутренних дел в царствование Александра III стал Иван Дурново. Он ушел в отставку осенью 1895 года уже при императоре Николае II.
В мае 1881 года Александр III подписал манифест о незыблемости самодержавия. Этот шаг означал отход от прежнего курса либеральных реформ. В августе 1881 года ряд местностей были переведены в состояние усиленной охраны. Это позволяло властям высылать нежелательных лиц и закрывать печатные издания.
В 1882 году был создан Крестьянский поземельный банк, а с января 1883 года власти перевели на обязательный выкуп земель бывших помещичьих крестьян. Также они снизили выкупные платежи, что облегчало положение крестьянства. В 1885 году свой банк появился и у дворянства. В 1886 году была отменена существовавшая со времен Петра I подушная подать.
В 1884 году была проведена университетская реформа. Она фактически отменила самоуправление высших учебных заведений. Усиливалась роль духовенства в образовании. Следующим шагом в сфере образования стал циркуляр «О сокращении гимназического образования» 1887 года, который современники называли «циркуляр о кухаркиных детях» от министра просвещения Делянова.
В нем содержалась рекомендация для директоров гимназий. Им следовало воздержаться от приема детей из бедных слоев общества, исключая особо талантливых. Однако поставленной цели циркуляр не достиг. Доля учащихся из низших слоев общества в 1880–1890-е годы продолжала увеличиваться.
Помимо этого, в годы правления Александра III власти вели политику русификации национальных окраин, усиливали и перевооружали армию и флот, боролись с голодом 1891–1893 годов и активно строили железные дороги. Самой известной из них стала Транссибирская магистраль, заложенная в 1891 году. Полностью ее строительство было завершено только к 1916 году.