Файл: Изучение создания ауры аптеки и повышения качества обслуживания.docx
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» – действует до 1 апреля 2021 года;
25. Приказ Минздрава РФ от 3 августа 2012 г. N 66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях»;
26. Приказ Минздрава РФ от 12 ноября 2015 г. N 802н «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов инфраструктуры государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и предоставляемых услуг в сфере охраны здоровья, а также оказания им при этом необходимой помощи».
1.1.2 Понятия розничной торговли, фармацевтическая деятельность, аптечная организация, перечень товаров, реализуемых через аптечные организации, мерчандайзинг.
Торговля представляет собой отрасль народного хозяйства и вид экономической деятельности, объектом, полем действия, которых является товарообмен, купля-продажа товаров, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров и их доставки, хранение товаров и их подготовка к продаже.
Существует два вида торговли: оптовая и розничная. От вида торговли, которую осуществляет предприятие, зависит организация складского и бухгалтерского учета, в том числе порядок оприходования товаров, определение отпускных цен, оформление отпуска товаров на сторону и т.д.
Оптовая торговля – это продажа-торговля крупными партиями товаров, продажа оптовым покупателям, приобретающим товары в значительном количестве или продающим их затем в розницу. Она осуществляется через сеть оптовых и мелкооптовых покупателей-посредников (дилеров) по ценам, предусматривающим дилерские скидки и отличающимся от розничных в сторону уменьшения.
Розничная торговля – это торговля товарами поштучно или в небольших количествах для личного, некоммерческого использования конечным потребителем.
Сложность взаимоотношений на фармацевтическом рынке определяется наличием различных типов потребителей:
Розничное звено (розничная торговля, розничная сеть) включает в себя предпринимательскую деятельность по продаже товаров (или оказанию услуг) непосредственно конечным потребителям (для личного некоммерческого использования).
В системе продвижения аптечных товаров розничное звено представлено аптечными учреждениями.
Аптечная организация – организация или структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения (в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств").
Данный Федеральный закон создает правовую основу деятельности субъектов обращения лекарственных средств; устанавливает систему государственных органов в сфере обращения лекарственных средств; регулирует отношения, возникающие в связи с разработкой, производством, изготовлением, доклиническими и клиническими исследованиями лекарственных средств, контролем их качества, эффективности, безопасности и продажи. Законом определены порядок и полномочия органов исполнительной власти в сфере оказания фармацевтической помощи.
Основной целью деятельности аптечных организаций является достижение двух главных результатов:
При этом главной задачей аптеки является обеспечение населения и ЛПУ лекарственными
средствами и изделиями медицинского назначения, медицинской техникой, биологически активными добавками и парафармацевтической продукцией.
Реализация цели и задачи обеспечивается выполнением ряда функций, которые можно условно представить действиями "прямого" и "обратного" хода, в зависимости от субъекта, для которого эти действия выгодны или удобны.
К функциям "прямого хода", направленным на конечного потребителя и развитие организации, относятся:
Функциями "обратного хода" являются:
Мерчандайзинг в аптеке позволяет рационально использовать помещение торгового зала. В материале статьи рассмотрим основные элементы, принципы, правила, особенности и примеры выкладок продукции в аптеках открытой и закрытой выкладки, а также опишем «продающую витрину» как современное технологическое решение и пример эффективного мерчандайзинга
Мерчандайзинг – один из элементов маркетинга, определяющий методику реализации товаров в торговых точках, а также совокупность мероприятий по наиболее эффективному размещению продукции и информационных материалов с целью усиления продаж и стимулирования у покупателей решения о покупке [8].
1.1.3 Виды отпуска аптечных товаров.
В аптечной организации возможны два вида отпуска товаров — рецептурный и безрецептурный.
Согласно приказу, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.02.2007 N 110, все лекарственные средства должны отпускаться в аптечных организациях только по рецептам установленных форм, за исключением поименованных в Перечне лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача. По рецептам отпускаются как готовые лекарственные формы (ГЛФ), так и изготовленные в аптеке. Безрецептурный отпуск возможен для ограниченного списка лекарственных препаратов и всех остальных ассортиментных групп товаров.
Отпуск (реализация) лекарственных препаратов осуществляется по рецепту и без рецепта врача, а также по требованиям учреждений здравоохранения на основании договора.
Отпуску аптечными учреждениями (организациями) подлежат лекарственные средства, в том числе наркотические средства, психотропные, сильнодействующие и ядовитые вещества, зарегистрированные в Российской Федерации в установленном порядке.
Выписанные по рецепту врача лекарственные средства подлежат отпуску аптеками и аптечными пунктами.
При поступлении в аптечную организацию рецептов и требований фармацевт проводит фармацевтическую экспертизу рецептов и требований и в соответствии с тарифами определяет стоимость отпускаемого лекарственного препарата.
В случае замены выписанного в рецепте лекарственного препарата на его синоним с согласия покупателя или по согласованию с врачом, на обороте рецепта следует указать торговое наименование отпущенного лекарственного препарата, поставить подпись и дату отпуска.
Отпуск (реализация) лекарственных препаратов по бесплатным и льготным рецептам осуществляется из аптечных организаций на основании договора с организациями, финансирующими льготный отпуск населению лекарственных препаратов.
Покупателю по его просьбе может быть представлена дополнительная информация о приобретаемом лекарственном препарате, об имеющихся в аптечной организации синонимах приобретаемого лекарственного препарата и их ценах[9].
1.1.4 Перечень товаров, реализуемых через аптечные организации.
Аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, наряду с лекарственными препаратами имеют право приобретать и продавать, в том числе дистанционным способом, медицинские изделия, дезинфицирующие средства, предметы и средства личной гигиены, посуду для медицинских целей, предметы и средства, предназначенные для ухода за больными, новорожденными и детьми, не достигшими возраста трех лет, очковую оптику и средства ухода за ней, минеральные воды, продукты лечебного, детского и диетического питания, биологически активные добавки, парфюмерные и косметические средства, медицинские и санитарно-просветительные печатные издания, предназначенные для пропаганды здорового образа жизни. [2]
1.1.5 Общие требования к отпуску лекарственных средств.
Все лекарственные средства, за исключением включенных в перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, должны отпускаться аптечными учреждениями только по рецептам, оформленным в установленном порядке на рецептурных бланках соответствующих учетных форм.
Аптечным учреждениям запрещается отпускать лекарственные средства по рецептам с истекшим сроком действия, за исключением лекарственных средств по рецептам, срок действия которых истек в период нахождения рецептов на отсроченном обслуживании.
При наличии в аптечной организации лекарственных средств с дозировкой, отличной от дозировки, выписанной в рецепте врача, фармацевт может принять решение об отпуске больному имеющихся лекарственных средств в случае, если дозировка лекарственного средства меньше дозировки, указанной в рецепте врача, с учетом перерасчета на курсовую дозу.
В случае если дозировка имеющегося в аптечной организации лекарственного средства превышает дозировку, указанную в рецепте врача, решение об отпуске больному лекарственного средства принимает врач, выписавший рецепт. Больному предоставляется информация об изменении разовой дозы приема лекарственного средства.
При отпуске лекарственных средств по рецептам врача, действующим в течение одного года, рецепт возвращается больному с указанием на обороте наименования или номера аптеки, подписи работника аптечной организации, количества отпущенного препарата и даты отпуска. По истечении срока действия рецепт гасится штампом "Рецепт недействителен" и оставляется в аптечной организации. В исключительных случаях (отъезд больного за город, невозможность регулярно посещать аптечное учреждение (организацию) фармацевтическим работникам аптечного учреждения (организации) разрешается производить единовременный отпуск назначенного врачом лекарственного средства по рецептам, действующим в течение одного года, в количестве, необходимом для лечения в течение двух месяцев, за исключением лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, перечень которых предусмотрен приложением N 1 к Порядку, утвержденному Приказом Минздрава РФ от 14 января 2019 г. N 4н.
25. Приказ Минздрава РФ от 3 августа 2012 г. N 66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях»;
26. Приказ Минздрава РФ от 12 ноября 2015 г. N 802н «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов инфраструктуры государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и предоставляемых услуг в сфере охраны здоровья, а также оказания им при этом необходимой помощи».
1.1.2 Понятия розничной торговли, фармацевтическая деятельность, аптечная организация, перечень товаров, реализуемых через аптечные организации, мерчандайзинг.
Торговля представляет собой отрасль народного хозяйства и вид экономической деятельности, объектом, полем действия, которых является товарообмен, купля-продажа товаров, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров и их доставки, хранение товаров и их подготовка к продаже.
Существует два вида торговли: оптовая и розничная. От вида торговли, которую осуществляет предприятие, зависит организация складского и бухгалтерского учета, в том числе порядок оприходования товаров, определение отпускных цен, оформление отпуска товаров на сторону и т.д.
Оптовая торговля – это продажа-торговля крупными партиями товаров, продажа оптовым покупателям, приобретающим товары в значительном количестве или продающим их затем в розницу. Она осуществляется через сеть оптовых и мелкооптовых покупателей-посредников (дилеров) по ценам, предусматривающим дилерские скидки и отличающимся от розничных в сторону уменьшения.
Розничная торговля – это торговля товарами поштучно или в небольших количествах для личного, некоммерческого использования конечным потребителем.
Сложность взаимоотношений на фармацевтическом рынке определяется наличием различных типов потребителей:
-
Промежуточные потребители – медицинские работники, назначающие лекарственный препарат (лечение в стационаре, клинике, санатории) или выписывающие рецепт на него (при амбулаторном лечении). -
Конечные потребители – пациент, семья, приобретающие товары аптечного ассортимента для личного или семейного использования. -
Институциональные потребители — это потребители-организации, в качестве которых могут выступать государственные и коммерческие предприятия, приобретающие товары для дальнейшего использования в рамках организации (например, лечебно-профилактические учреждения) или перепродажи другим потребителям (оптовое и розничное звено фармацевтического рынка).
Розничное звено (розничная торговля, розничная сеть) включает в себя предпринимательскую деятельность по продаже товаров (или оказанию услуг) непосредственно конечным потребителям (для личного некоммерческого использования).
В системе продвижения аптечных товаров розничное звено представлено аптечными учреждениями.
Аптечная организация – организация или структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения (в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств").
Данный Федеральный закон создает правовую основу деятельности субъектов обращения лекарственных средств; устанавливает систему государственных органов в сфере обращения лекарственных средств; регулирует отношения, возникающие в связи с разработкой, производством, изготовлением, доклиническими и клиническими исследованиями лекарственных средств, контролем их качества, эффективности, безопасности и продажи. Законом определены порядок и полномочия органов исполнительной власти в сфере оказания фармацевтической помощи.
Основной целью деятельности аптечных организаций является достижение двух главных результатов:
-
маркетингового (удовлетворение наиболее эффективным способом спроса потребителей фармацевтической помощи); -
экономического (поддержание рентабельности аптечной организации).
При этом главной задачей аптеки является обеспечение населения и ЛПУ лекарственными
средствами и изделиями медицинского назначения, медицинской техникой, биологически активными добавками и парафармацевтической продукцией.
Реализация цели и задачи обеспечивается выполнением ряда функций, которые можно условно представить действиями "прямого" и "обратного" хода, в зависимости от субъекта, для которого эти действия выгодны или удобны.
К функциям "прямого хода", направленным на конечного потребителя и развитие организации, относятся:
-
логистическая – управление товарными запасами (определение размера, периодичности поставок, прием, организация хранения, гарантирующего сохранность качества); -
сбытовая – реализация товаров и услуг; -
производственная – изготовление экстемпоральных лекарственных форм по рецептам и требованиям ЛПУ; -
информационно-консультационная – оказание консультативной помощи в целях обеспечения ответственного самолечения, предоставление населению необходимой информации по надлежащему использованию и хранению лекарственных препаратов, предоставление медицинским работникам учреждений здравоохранения, просвещения, социального обеспечения и др. необходимой информации об имеющихся в аптеке лекарственных препаратах, а также о новых лекарственных препаратах; -
медицинская – оказание в случае необходимости первой доврачебной помощи; -
аналитическая – анализ финансово-хозяйственной деятельности аптечной организации; -
управление процессами – стратегический менеджмент, включая формирование политики в области ассортимента, цен, продвижения продукции, подбора и обучения персонала и т.д.; -
контрольная – слежение за качеством отдельных операционных процедур аптечной организации (обслуживание, удовлетворение спроса, выполнение заказов).
Функциями "обратного хода" являются:
-
коммуникативная – поддержание взаимодействия с субъектами внешней среды аптечной организации (поставщики, органы контроля и надзора за фармацевтической деятельностью, общественные организации и т.д.); -
транспортная – транспортировка и экспедирование грузов при наличии собственного транспорта у аптечной организации; -
информационные и рекламные услуги.
Мерчандайзинг в аптеке позволяет рационально использовать помещение торгового зала. В материале статьи рассмотрим основные элементы, принципы, правила, особенности и примеры выкладок продукции в аптеках открытой и закрытой выкладки, а также опишем «продающую витрину» как современное технологическое решение и пример эффективного мерчандайзинга
Мерчандайзинг – один из элементов маркетинга, определяющий методику реализации товаров в торговых точках, а также совокупность мероприятий по наиболее эффективному размещению продукции и информационных материалов с целью усиления продаж и стимулирования у покупателей решения о покупке [8].
1.1.3 Виды отпуска аптечных товаров.
В аптечной организации возможны два вида отпуска товаров — рецептурный и безрецептурный.
Согласно приказу, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.02.2007 N 110, все лекарственные средства должны отпускаться в аптечных организациях только по рецептам установленных форм, за исключением поименованных в Перечне лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача. По рецептам отпускаются как готовые лекарственные формы (ГЛФ), так и изготовленные в аптеке. Безрецептурный отпуск возможен для ограниченного списка лекарственных препаратов и всех остальных ассортиментных групп товаров.
Отпуск (реализация) лекарственных препаратов осуществляется по рецепту и без рецепта врача, а также по требованиям учреждений здравоохранения на основании договора.
Отпуску аптечными учреждениями (организациями) подлежат лекарственные средства, в том числе наркотические средства, психотропные, сильнодействующие и ядовитые вещества, зарегистрированные в Российской Федерации в установленном порядке.
Выписанные по рецепту врача лекарственные средства подлежат отпуску аптеками и аптечными пунктами.
При поступлении в аптечную организацию рецептов и требований фармацевт проводит фармацевтическую экспертизу рецептов и требований и в соответствии с тарифами определяет стоимость отпускаемого лекарственного препарата.
В случае замены выписанного в рецепте лекарственного препарата на его синоним с согласия покупателя или по согласованию с врачом, на обороте рецепта следует указать торговое наименование отпущенного лекарственного препарата, поставить подпись и дату отпуска.
Отпуск (реализация) лекарственных препаратов по бесплатным и льготным рецептам осуществляется из аптечных организаций на основании договора с организациями, финансирующими льготный отпуск населению лекарственных препаратов.
Покупателю по его просьбе может быть представлена дополнительная информация о приобретаемом лекарственном препарате, об имеющихся в аптечной организации синонимах приобретаемого лекарственного препарата и их ценах[9].
1.1.4 Перечень товаров, реализуемых через аптечные организации.
Аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, наряду с лекарственными препаратами имеют право приобретать и продавать, в том числе дистанционным способом, медицинские изделия, дезинфицирующие средства, предметы и средства личной гигиены, посуду для медицинских целей, предметы и средства, предназначенные для ухода за больными, новорожденными и детьми, не достигшими возраста трех лет, очковую оптику и средства ухода за ней, минеральные воды, продукты лечебного, детского и диетического питания, биологически активные добавки, парфюмерные и косметические средства, медицинские и санитарно-просветительные печатные издания, предназначенные для пропаганды здорового образа жизни. [2]
1.1.5 Общие требования к отпуску лекарственных средств.
Все лекарственные средства, за исключением включенных в перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, должны отпускаться аптечными учреждениями только по рецептам, оформленным в установленном порядке на рецептурных бланках соответствующих учетных форм.
Аптечным учреждениям запрещается отпускать лекарственные средства по рецептам с истекшим сроком действия, за исключением лекарственных средств по рецептам, срок действия которых истек в период нахождения рецептов на отсроченном обслуживании.
При наличии в аптечной организации лекарственных средств с дозировкой, отличной от дозировки, выписанной в рецепте врача, фармацевт может принять решение об отпуске больному имеющихся лекарственных средств в случае, если дозировка лекарственного средства меньше дозировки, указанной в рецепте врача, с учетом перерасчета на курсовую дозу.
В случае если дозировка имеющегося в аптечной организации лекарственного средства превышает дозировку, указанную в рецепте врача, решение об отпуске больному лекарственного средства принимает врач, выписавший рецепт. Больному предоставляется информация об изменении разовой дозы приема лекарственного средства.
При отпуске лекарственных средств по рецептам врача, действующим в течение одного года, рецепт возвращается больному с указанием на обороте наименования или номера аптеки, подписи работника аптечной организации, количества отпущенного препарата и даты отпуска. По истечении срока действия рецепт гасится штампом "Рецепт недействителен" и оставляется в аптечной организации. В исключительных случаях (отъезд больного за город, невозможность регулярно посещать аптечное учреждение (организацию) фармацевтическим работникам аптечного учреждения (организации) разрешается производить единовременный отпуск назначенного врачом лекарственного средства по рецептам, действующим в течение одного года, в количестве, необходимом для лечения в течение двух месяцев, за исключением лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, перечень которых предусмотрен приложением N 1 к Порядку, утвержденному Приказом Минздрава РФ от 14 января 2019 г. N 4н.