Файл: 1 1 Историкофилософская справка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 280

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


           = в-третьих, «философия направлена на то, чтобы освободить чело-веческое мышление от тех разнообразных (рациональных, формальных,  интуитивных  и пр. ловушек,  которые гнездятся внутри этого мышления [7,с. 23], философия выполняет роль чистилища мышления.

           = в-четвертых, “ философия рассматривает не просто человека как субъекта, но человека в его отношении к миру”, определить его место в универсуме бытия [7, с. 23];

           = в-пятых, “философия должна ответить на так называемый “основной вопрос философии” - о первичности объективного или субъективного бытия” [7, с.23];

           = в-шестых, “философия должна обосновать свой предмет как универсальный стержень процессов познания вообще” [7, с.23].

           Представленные критерии предмета философии А.Г. Спиркин обусловливает простой мыслью: по его мнению Вселенная «в самой своей природе “предполагала” появление жизни и, следовательно, человека, поэ-тому между существованием человека и фундаментальными свойствами Вселенной имеется непосредственная связь» [7, с.24]. Её раскрытие – зада-ча философии и науки.

 

           2.2. Основной вопрос философии.     

           Несмотря на бесконечную множественность философской пробле-матики, философия все-таки выделяет так называемый “основной вопрос философии”.

           а) Понятие (определение) основного вопроса философии:

           Основной вопрос философии имеет две стороны - онтологическую и гносеологическую:

           – онтологическая сторона звучит так: “Что первично - материя или сознание?” (или бытие или мышление, природа или дух, материальное или идеальное, объективный (физический) мир или субъективный (психичес-кий) мир);

           – гносеологическая его сторона: “Познаваем ли мир?”.

            б) В зависимости от ответа на данный вопрос, все философы мира (начиная с античности) разделились пополам:

           – те философы, которые считают, что материя (природа, физический мир) первична, а сознание (психика) вторично (и производно от материи) называются материалистами. Родоначальник этой мировоззренческой ли-нии - древнегреческий философ Демокрит;

           –те философы, которые полагают, что идеальное (психическое, соз-нание) первично, а материя (природа) вторична называются идеалистами. Родоначальник идеализма – древнегреческий философ Платон.

             в) “Основной вопрос философии” был сформулирован Ф. Энгель-сом (“Диалектика природы”) и составляет краеугольный камень любой философской концепции.


 

                       NB: все философские концепции начинаются и разрешаются

                       в рамках ответа на “основной вопрос философии”.
             г) В медицинской сфере суть основного вопроса философии - материя или сознание (или: тело или психика) будет звучать так: что пер-вично в заболевании - тело (сома) или психика. Отсюда врач выясняет причину новообразования – “психосоматика” или “соматопсихика” в его содержательном ядре, а затем будет решать эту проблему в рамках своей профессиональной компетенции.

 

           Вопрос третий. “Соотношение философии и науки”.


           3.1. “Критерии философского и научного знания”.


а) философское знание:

           – отсутствие локуса философского знания;

           – его пределы - сила мысли (мышления) самого философа.

б) научное знание:

           – научное знание, имеет свой предел;

           – его пределом является результат научного эксперимента.

 

           3.2. Классическое определение научной истины.

           – Научный эксперимент устанавливает истинность или неистин-ность идеи, концепции, теории.

           – Классическое определение научной истины сформулировано В.И. Лениным и выражено в двух его цитатах:

           = «Практика – критерий истины» (т.е. эксперимент);

           = «Истина всегда конкретна».

4.1. Структура философии:

 

           4.1.1. Общая философия (основы):

           – философия – теоретическая основа мировоззрения;

           – философия как общая методология;

           – история философии.

           – Бытие и сознание:

           = материя: единство и многообразие форм проявления;

           = сознание: сущность и происхождение.

 

           4.1.2. Научно-теоретическая (фундаментальная) философия:

           – связь и развитие – основные принципы диалектики;

           – основные законы диалектики;

           – основные категории диалектики;



           – теория сознания, мышления, познания.

 

          4.1.3. Прикладная философия:

           – социальная философия;

           – природа и общество (экология);

           – философия экономической сферы общества;

           – политическая сфера общества;

           – философия управления;

           – философское понимание человека;

           – духовная сфера жизни общества;

           – исторический прогресс и глобальные проблемы современности;
           – философия науки и др.

 

4.1.4. Вненаучная философия: историческое формирование врачебного мировоззрения и мышления:

           а) философия экзотеризма и оккультизма, нумерология, астрология и т.п.;

           б) исторические типы мировоззрения (картины мира) и четыре основных варианта «моделей болезни»:

           – мифологическая (магико-анимистическая);

           – религиозная (мистико-религиозная);

           – философская (натурфилософская);

           – научная (естественнонаучная).

           Очень кратко отметим историческую связь этих моделей болезни с картинами мира (развивающимся мировоззрением врача).

1.     Мифологическая картина мира (или мировоззрение) связана с магико-анимистическими представлениями о болезни.

           а) болезнь – это не естественное явление, а как бы проявление чуж-

              дых человеку сверхъестественных (мистических, идеальных) сил;

           б) болезнь – это следствие греха, вины, знак наказания и поощре-

                ния;

           в) болезнь – это истечение злого духа, следствие колдовства.

                      NB: Техника врачевания (в давние времена):

                              – изгнание или умиротворение злого духа путем прине- 

                                 сения жертвы, молитвы, стремление перехитрить его;

                              – эта терапия противоречива: здравому смыслу; закону

                                 сохранения энергии; каузальному принципу (принципу

                                 причинности); научным взглядам;

                        – эти техники врачевания были оправданы только в пределах

                           мифологической картины мира (мифологического миро-


                           воззрения).

           Мистико-религиозная (дуалистическая) картина (или мировоззре-ние):

           а) концепции болезни умозрительные и базируются на представлениях:

           – мистико-религиозных;

           – натурфилософских;

           б) конкретизация вопроса:

           2. Мистико-религиозные концепции болезни:

           – болезни властвуют над человеком;

           – болезнь – это персонифицированная сила.

3. Натурфилософские концепции болезни:

           а) выводились из аналогии природы человека (микрокосмоса) и при-

               роды мира (макрокосмоса);

           б) принципы истинности в них – не соответствие фактам, а логичес-

               кая связь и правдоподобие (в пределах определенной мировоз-

               зренческой системы);

                          NB-1: аристотелевская философия дольше всего в истории

                                    влияла на концепции болезни;

                          NB-2: на развитие медицины влияла философия Эпикура,

                                     стоиков, неоплатоников (повлиявших на Парацельса

                                     – мага и целителя);  

                           NB-3: «Солидарная патология» – берет свое начало в древ-

                                     негреческой философии (Демокрит, Эпикур) и толь-

                                     ко в XVII веке приобрела эмпирическую аргумента-

                                     цию (П. Гассенди, Р. Бойль, М. Мальпиги). Здесь уже

                                     теряется философский характер болезни;

           в) гуморальная патология:

            – центральная идея – учение об элементах и качествах (ее начало в

              теории философии);

           – броуновское движение о раздражимости как основе болезни;

           – Ф. Шеллинг: в основе болезни – «неуравновешенные жизненные

              тенденции»;

           г) онтологические концепции болезни (как варианты натурфилосо-

               фии).

Их представления:

           – болезнь – особая сущность (наподобие ботанических и зоологи-

              ческих видов);

           – каждая материализовавшаяся в организме сущность имеет свою


              картину симптомов и порядок их развертывания во времени;

           – болезнь – особая форма жизни, но более низкого ранга, чем нор-

              мальная жизнь;

           д) ирритационная концепция болезни (как вариант натурфилосо-

                фии):

           – основывается на концепции роаздражимости;

           е) концепция Г.В. Гуфеланда:

           – в картине болезни: проявляется реакция какой-то естественной це-

              лебной силы – жизненной силы на воздействующее раздражение;

           – симптомы болезни – проявление этой силы (истоки – в античной

              медицине: Гиппократ: «Природа – целительница болезней, а вера

           – слуга природы»; «врач-философ Богу подобен»; Парацельс: при-

              держивался этого же воззрения; Г. Шталь: также (но в теологичес-

              ком смысле).

           4. ХХ век, 20-е годы (формирование научной медицины):

           а) появляется концепция целостности организма:

           – недостаточность натурфилософского объяснения болезни;

           – узость односторонне соматического содержания болезни;

           б) возникают модели болезни:

           – психосоматические;

           – антропологические;

           – социокультурные.

                                 Пример: концепция З. Фрейда пробила брешь в натур-

                                                философских моделях болезни.

                                                По Фрейду: болезнь – это всегда:

                                                       – телесное выражение (форма, образ) ду-

                                                          шевных расстройств;

                                                       – следствие неподвластных человеку пере-

                                                          живаний и конфликтов;

                                                       – их вытеснение в подсознание.

                                Пример: концепция В. Вайцзеккера:

                                                       – тело может противостоять желанием ду-

                                                          ши;

                                                       – но в случае их конфронтации возникает

                                                          болезнь (в ней локализуются тайные же-