Файл: Субъекты патентного права понятие, виды правовой статус.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 422

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вывод: Нормы действующего законодательства Российской Федерации, в настоящее выделяют множество субъектов патентного права, общая правовая характеристика которых будет осуществлена в следующем параграфе данной курсовой работы.

Уже сегодня можно с большой долей уверенности говорить о том, что наличие такого большого числа субъектов патентного права, прежде всего обусловлено широким объемом задач ежедневно ими выполняемых, с чем в данном случае нельзя не согласиться.

В современном капиталистическом обществе, к которым в полной мере относится и Российская Федерация, тематика осуществления надлежащей правовой и юридической защиты объектов интеллектуальной собственности с каждым годом приобретает все более значимое и ценностное содержание, прежде всего по причине отнесения их, к высоколиквидному ценностному имуществу.

И такое положение рассматриваемого вопроса, с каждым годом будет только увеличиваться и расширяться, поскольку все страны глобального мира, перешли на постиндустриальный тип своего дальнейшего развития и становления.

Так, например, четвертая часть гражданского кодекса Российской Федерации, как раз и создавалась с целью осуществления надлежащей и комплексной защиты прав собственников объектов интеллектуальной деятельности.

Переход всего глобального мира с индустриального типа своего развития, соответственно на постиндустриальный тип своего последующего становления, с каждым годом будет только все более выявлять и инициировать всю важность «индивидуума» и необходимость дальнейшего совершенствования авторского и исключительного права, соответственно.

В целом же реализация механизма защиты права на товарный знак направлена на обеспечение баланса на рынке, а не конкурентных преимуществ кому-либо, что в полной мере соответствует всей реальной действительности.

Это обстоятельство на деле значит следующее, владелец такого символа не должен злоупотреблять своим правом, а его интересы – априори вступать в конфликт с другими аналогичными правами.

Вот почему в современной Российской Федерации, запрещено регистрировать в качестве товарных знаков простые геометрические фигуры, знаки пунктуации, отдельные буквы и цифры.

Существуют общеизвестные обозначения (к примеру, символ знака «Стоп»), и их нельзя использовать как средства индивидуализации.

Следовательно, любые такие обозначения не рассматриваются в качестве потенциальных товарных знаков.


В противном случае это помешало бы коммуникации. Кроме того, компания, желающая индивидуализировать свою продукцию, не должна эксплуатировать государственные или же международные символы.

Поэтому даже то, что отдалённо напоминает флаг, герб или же логотип какой-то известной организации, не стоит пытаться регистрировать.

Согласно ст. 1225 ГК РФ интеллектуальная собственность (ИС) - это охраняемые законом результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

В соответствии с ч.2 ст.1228 ГК РФ – «автору результата интеллектуальной деятельности принадлежит право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права».

Исходя из буквального толкования норм действующего гражданского законодательства Российской Федерации (ч.1 ст.1259 ГК РФ), объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:

- литературные произведения;

- драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

- хореографические произведения и пантомимы;

- музыкальные произведения с текстом или без текста;

- аудиовизуальные произведения;

- произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

- произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

- произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

- фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

- географические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии и к другим наукам;

- другие произведения;

- производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;

- составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

В свою очередь, не являются объектами авторских прав (ч.6 ст.1259 ГК РФ):

- официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;



- государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;

- произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

- сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

Как представляется из фактического существа рассматриваемого вопроса, «исключительное право на товарный знак», представляет собой очень важный и очень значимый элемент современного гражданского законодательства Российской Федерации.

Под исключительным правом на товарный знак в соответствии с нормами статьи 1484 ГК РФ в настоящее время понимается следующее – «абсолютное и неотчуждаемое право физического, либо юридического лица на тот или иной или результат интеллектуальной деятельности, либо на соответствующее средство индивидуализации».

В соответствии с нормами ч.2 статьи 1484 ГК РФ, исключительное право на товарный знак при условии его надлежащей государственной регистрации, может размещаться следующим путем:

- на товарах, осуществляемых к розничной и оптовой продаже;

- при выполнении и осуществлении работ и услуг, соответственно;

- на разного рода документации, связанной с введением того или иного товара в непосредственный гражданский оборот;

- на всех без исключения рекламных роликах, вывесках и так далее;

- в сети «Интернет» и так далее.

Помимо самой возможности для правообладателя использовать принадлежащий ему товарный знак, в настоящее время возможно любым иным законным способом извлекать ряд иных специальных правомочий, входящих в исключительное право на товарный знак в безусловном порядке всего рассматриваемого вопроса.

Так, к примеру, исключительное право на товарный знак, может осуществляться путем размещения товарного знака на товарах, этикетках, упаковке товаров при введении товаров в гражданский оборот современной Российской Федерации.

В свою очередь, знаки обслуживания могут размещаться на одежде персонала, выполняющего работы и оказывающего услуги, подпадающие под «исключительное право».

Для индивидуализации товаров и услуг, товарный знак может использоваться в рекламе, а также в предложениях о продаже товаров, которые еще не введены в гражданский оборот в силу причин самого разного характера и содержания.

Так, например, рекламные ролики, готовящие покупателей к появлению на рынке новых товаров с новым или уже использующимся товарным знаком, представляют собой не что иное как фактическое проявление исключительного права на товарный знак.


Кроме того, фактическое осуществление исключительного права на товарный знак, возможно также путем размещения товарного знака на деловой документации на «бланках писем», либо на сопроводительных документах в виде «накладных».

Современная правоприменительная практика Российской Федерации свидетельствует о том, что большое значение имеет еще одно законодательно установленное правомочие правообладателя, а именно - использование товарного знака в сети «Интернет»:

- на различных Интернет – сайтах;

- а также в доменном имени и при других способах адресации, используемых в сети - Интернет.

Наряду с вышеуказанным правомочием, исключительное право на товарный знак включает также правомочие распоряжения товарным знаком, следующим образом:

- путем передачи права на него, в виде договора отчуждения или лицензионного договора полностью или частично другому лицу;

- путем продления срока действия регистрации, внесения в нее изменений и так далее.

Таким образом, исключительное право на товарный знак возникает и начинает действовать только с момента его фактической государственной регистрации, а не как либо иначе.

В современной Российской Федерации, вопросами государственной регистрации «исключительного права на товарный знак» осуществляется исключительно «Роспатентом».

При этом, также всегда важно помнить следующее, «исключительное право на товарный знак» его непосредственным правообладателем, может быть отчуждено третьим лицам, следующим образом:

- посредством заключения договора коммерческого лизинга;

- и соответственно, посредством заключения договора коммерческой концессии.

Обязательными составляющими всех перечисленных выше способов отчуждения «исключительного права на товарный знак» выступает обязанность их оформления в письменной форме и государственной регистрации в Роспатенте Российской Федерации.

Тем не менее, также всегда необходимо учитывать тот факт, что автором конкретного товарного знака в большинстве случаев является не правообладатель, а другое лицо в силу причин самого разного характера и содержания.

Достаточно нередко выступает тот факт, что все подобные обозначения «товарного знака» разрабатываются по заказу, причем существенным условием соответствующего договора и будет являться дальнейшая передача прав в безусловном порядке всего рассматриваемого вопроса.


Тем не менее, и у автора-разработчика того или иного «товарного знака» не пропадают личные неимущественные права, поскольку он всегда может демонстрировать эскиз другим потенциальным клиентам.

«Исключительное право на товарный знак» представляет собой очень важный и очень значимый элемент современного гражданского законодательства Российской Федерации, важность и значимость которого с каждым годом будет только возрастать и увеличиваться, так как весь современный мир и наша страна не является исключением из правил, уже достаточно давно перешли с индустриального типа своего развития, на постиндустриальный тип своего последующего становления, что в полной мере соответствует всей реальной действительности.

Итоговое содержание «исключительногоправана тот или иной товарныйзнак» и «знак обслуживания» всегда удостоверяется государственным свидетельством и является абсолютным по своей правовой природе.

В соответствии с нормами действующего гражданского законодательства Российской Федерации, «исключительное право на товарный знак» может принадлежать только правообладателю и действует в течении десяти лет.

При этом, само право пользования тем или иным «товарным знаком» можно передать другому лицу на основании договоров лизинга и коммерческой концессии.

В соответствии с нормами действующего гражданского законодательства Российской Федерации, официальным владельцем «исключительного права на товарный знак» имеет право только следующие субъекты:

- индивидуальные предприниматели;

- и соответственно, юридические лица.

Таким образом, «исключительным правом на товарный знак» не вправе обладать самозанятые граждане Российской Федерации.

Согласно нормам статьи 1232 гражданского законодательства Российской Федерации, у правообладателя есть возможность отдать торговую марку под залог, при обязательном правовом оформлении данного вопроса.

При этом, также всегда важно помнить следующее - право распоряжаться товарным знаком его титульный владелец не теряет, но часть возможностей по договору может быть ограничена, как об этом и было сказано выше.

«Торговая марка» - этот всегда актив бизнеса и поэтому он всегда может выступать в качестве обеспечения долга.

Тем не менее, договор залога «исключительного права на товарный знак» всегда необходимо регистрировать в ФИПС «Федеральном институте промышленной собственности».

Главное и основное требование действующего гражданского законодательства Российской Федерации для регистрации договора залога в виде «исключительного права на товарный знак», содержит в себе следующие обязательные требования: