Файл: Дисциплина Психология развития и возрастная психология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АНО ДПО "Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения"

Программа профессиональной переподготовки

Практическая психология с дополнительной специализацией в области применения психотерапевтических технологий (1840) new

Дисциплина: Психология развития и возрастная психология.

Практическое задание 3, Модуль 3. Особенности психического развития от юности до пожилого возраста.


Выполнил:

Тоторова Елена Юрьевна

Преподаватель:

Коломейцева Лидия Владимировна


г. Москва – 2023

Задание 1.  Сравните особенности самооценки в подростковом и юношеском возрасте. Заполните правую часть таблицы 1

Таблица 1. 

Самооценка

Подростки

Юноши

Применительно к своему настоящему. Каков я как член коллектива?

Более ответственно подходят к общению со взрослыми. Стремятся получить равноправие и уважение. Ожидание разумной опеки (я вырос –меньше контроля).

В этом возрасте появляется необходимость (потребность) в любви.

Важным становится коммуникация и поиск понимания. 

Противоречива. На основе суждений взрослых

Появляется личная позиция по отношению к родителям.

Формируется система самооценки.

Родительское отношение к ребенку имеет такое же большое влияние на формирование самооценки как и в младшем возрасте.

На основе отдельных поступков

Важным инструментом становится дружба. Связи между людьми, созданные на взаимном доверии, привязанности, общности увлечений. 

Способны оценить простые отношения (усидчивость, смелость…)

Активное формирование самосознания.

Появление системы эталонов.

Появление понимания своей индивидуальности.

Этап 1. Принятие решений.

Этап 2. Понимание, что человеческая близость, дружба, любовь стали первостепенными.


 

Задание 2.  Охарактеризуйте развитие в юношеском, зрелом возрасте, также периода старения по следующим показателям: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности (по Д.Б.Эльконину), потребность, психологические новообразования.  Заполните таблицу 2 «Возрастная периодизация психического развития».

Таблица 2.


Возрастной период

Хроноло-гические рамки

Ведущая потреб-ность

 

Социальная

ситуация

развития

Ведущий

вид

деятель-ности

Психологические

новообразования

Кризисы возрастов

Молодость

  18-25

Общение с группами сверстников, и в поисках друзей

Начинается самостоятельная жизнь. Осуществление своих жизненных планов.

Учебная, профессиональная

Система ценностей

Создание логического мышления


18-25

Ранняя взрослость

25-35

Семья

Трудовая деятельность.

Появление семьи.

Дети.

 Труд

Развитие человека на работе.

Развитие человека , как члена семьи.

25-35

Зрелость

 35-60

Достижение другого вида целей, соответственно возрастной категории.

От социального признания взрослости до социального признания старости, до времени выхода на пенсию 

Обучение молодых людей, опекают старых людей.

Передача жизнен ного опыта

 Мудрость

35-60

Период старения

 После 65 лет

Выход на пенсию. Адаптация к новому социальному статусу. 

Характеризуется тремя циклами старения:

1. 65-70

2. Старость 70

3. Дряхлость

Сохранение личности человека, передача собственного опыта

 

Нарушается режим жизни, рвутся привычные отношения с людьми.

Чувство моральной смерти- я не нужен.

Нервная система становится менее адаптивной к новому, сложные реакции на новое.

Люди менее сильные физически и духовно.

Работа выполняется все более медленно. 

 после 65 лет

      

Задание 3.   Заполните таблицу, опираясь на этапы эпигенетической теории Э.Эриксона, на примере своего жизненного пути или других реальных людей. Выделяя в каждом этапе: возрастной период; психосоциальную стадию; предмет конфликта развития; социальные условия; психосоциальный исход. (в таблице дан пример заполнения).

Таблица 3.

Возрастной период

Психосоциальная стадия

Предмет конфликта развития

Социальные условия

Психосоциальный исход

Младенчество.

До года

Орально-сенсорная

Формирование базового доверия или недоверия к миру.

Недоверие к миру формируется, если нет любви родителей. Пример-дети из детского дома. Они не плачут, нет смысла.

Родители уделяли ребенку много времени, часто брали на руки. Ребенок был первенцем, папа очень любил маму и ждал рождения. Кормление грудь. было до 2 месяцев, по желанию малыша.

Или полное равнодушие и отсутствие родителей

Доверие к миру у ребенка сформировано. Когда он вырос, стал открытым, экстравертом, имеет много социальных связей в виде родных и друзей.

Нет возможности проявить доверие, внутренний страх, который заставляет детей быть осторожными и взрослеть раньше. Они сами берут за себя ответственность, сами для себя родители.


Ранний возраст

С 1 по 3 год жизни

 

 Анальная

 Конфликт между нерешительностью и самостоятельностью. Хочу что-то делать сам, но боюсь.

Родители не ограничивают активность ребенка, но контролируют ее и обеспечивают безопасность.

Родители много и активно проводят время с ребенком. Мама главный организатор всех развивающих мероприятий.

Появляется самостоятельность

Навыки самоконтроля.

Свободное самовыражение.

Возраст игры

От 3 до 6 лет

 

Фаллическая


Инициативность – вина


Ребенок растет гуляет самостоятельно с 5 лет при условии безопасности и исследует мир. Развивается воображение.


Нахождение на природе, во дворе,

взаимодействие с другими детьми.

Развиваются творческие способности. Склонность к рисованию.

Школьный возраст

От 6до 11 лет

 

 Латентная

Трудолюбие – неполноценность

 Ребенку нравится учиться, потому как класс 6 человек.

Нет необходимости для стресса в школе.

Родители хвалят и гордятся результатами Нет желания в дополнительных занятиях по учебе.

Любые кружки- нужно делать, что скажет взрослый. Интерес к любимому хобби.

 Развитое трудолюбие.

Дружба со сверстниками, сочинение стихов и не только. Создание своих фильмов на телефоне, сюжетные игры куклами , которые были созданы самостоятельно

Подростковый возраст

От 12 до 19 лет

Идентификация личности и спутанность ролей

Длительная дружба с детьми ( в моем случае 5 лет дружбы , начиная с 5 класса)

Хорошая учеба в школе, путешествия с классом.

Родители отмечают успехи ребенка и чем-то подкрепляют это ( от денег до выполнения больших обещаний).

Успехи в учебе. Уверенность и полноценность.

Идентификация личности и спутанность ролей

Молодость

От 20 до 25 лет

 

Интимность – изоляция

Конфликт между близостью и одиночеством. Это значит, что не всегда получается установить правильные отношения с партнером. Даже в отношениях можно быть одиноким человеком.

Социальное взаимодействие с людьми разных категорий.

Доверие партнеру на основании личного опыта и взаимодействия с ним.

Сильное погружение в себя, если есть чувство одиночества, что бы ответить на вопрос ( что со мной не так и как исправить).

Нет душевного вовлечения, конфликт близости. Это значит , что партнеры не смогли установить душевные и близкие отношения, что приводит к конфликтам в отношениях, нет близких отношений в плоть до отсутствия секса.

Зрелость от 26 до 64 лет


Средняя зрелость

Продуктивность – застой

Это означает , что от продуктивного возраста , который полон событий, идей и действий, человек переходит в такой возраст, когда очень сложно себя реализовать где-то, потому как начинаются разного рода заболевания, которые могут мешать активно жить.

В моем случае перебор 6 профессий, не по интересам, а для того, что бы заработать деньги. Смена фокуса на себя, смена ценностей- счастливая мама и жена- счастливая семья.

Понимание своих сильных сторон.

Расширение кругозора, живу как хочу.

Вышла замуж за африканца, прекрасная интернациональна семья.

Полная интеграция, реализация себя, построение семьи, собственные увлечения и друзья.

А именно реализация себя через свое заболевание (панические атаки)- желание выучиться на специалиста в области психологии, что бы разобраться в заболевании.

Принятие жизни с ее особенностями и яркими моментами

Старость

От 64 и до конца

 

 Поздняя зрелость

Конфликт цельности и безнадежности, это означает что многие теряют уверенность в том, что они ценны для членов своей семьи. Возможно состояние безнадежности и потери себя в силу возраста, обстоятельств, заболеваний.

Если характер человека позволяет ему сфокусироваться на себе , то обычно старички занимаются активностью, которая приносит радость. Но многое зависит от характера! Пример из жизни- мамина студентка приехала в 60 лет из Австралии в Россию учить русский язык. При этом у нее было 6 детей и 18 внуков.

Полное осознание периода старости, что бы не попасть в депрессию ( непринятие того, что ты пожилой человек).

Возможное подведение итогов, страх за будущее детей и внуков.