Файл: Правила проведения и периодичность проверок сизод. Порядок хранения и использования сизод.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




УТВЕРЖДАЮ

Начальник 19 ПСЧ 2 ПСО ФПС ГПС

Главного управления

МЧС России по Томской области

капитан внутренней службы

В.А. Балашов

«» 2023г.

ПЛАН-КОНСПЕКТ

Проведения занятий с личным составом дежурных караулов 19 ПСЧ.

Тема: Правила проведения и периодичность проверок СИЗОД. Порядок хранения и использования СИЗОД.

Вид занятия: Классно-групповой. Отводимое время: 1 (ч.)

Цель: повторить и закрепить знания правил проведения и периодичности проверок СИЗОД. Порядок хранения и использования СИЗОД.

Литература, используемая при проведении занятия:

  1. Приказ МЧС России от 27.06.2022 №640 «Об утверждении Правил использования средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения личным составом подразделений пожарной охраны»

  2. Приказ МЧС России от 21.04.2016 №204 «О техническом обслуживании, ремонте и хранении средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения»

Развернутый план занятия:

  1. Объявление темы, целей и плана изучения нового материала – 5 (мин.)

  2. Учебный вопрос №1 – Правила проведения и периодичность проверок СИЗОД. – 20 (мин.)

  3. Учебный вопрос №1 – Порядок хранения и использования СИЗОД. – 15 (мин.)

  4. Контроль занятия – 5 (мин.)


Учебный вопрос №1 – Правила проведения и периодичность проверок СИЗОД. – 20 (мин.)

Эксплуатация СИЗОД осуществляется в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации организации-изготовителя СИЗОД, настоящих Правил и предусматривает:

1) техническое обслуживание;

2) содержание;

3) постановку в боевой расчет;

4) обеспечение работы баз ГДЗС и обслуживающих постов ГДЗС.

Техническое обслуживание предусматривает комплекс работ и организационно-технических мероприятий, направленных на эффективное использование СИЗОД в исправном состоянии в процессе эксплуатации и включает: боевую проверку, проверку № 1, проверку № 2 (ежегодное техническое обслуживание).


Техническое обслуживание СЗО ИТ и СЗО ПТВ осуществляется в соответствии с рекомендациями организации-изготовителя.

Боевая проверка СИЗОД проводится в целях оперативной проверки исправности и правильности функционирования (действия) узлов и механизмов, выполняется газодымозащитником, за которым закреплен СИЗОД, под руководством командира звена ГДЗС перед каждым включением в СИЗОД, а также после замены воздушного (кислородного) баллона или поглотительного патрона (картриджа) СИЗОД на месте пожара.

Проверка № 1 проводится в целях постоянного поддержания СИЗОД в исправном состоянии в процессе эксплуатации, проверки исправности и правильности функционирования (действия) узлов и механизмов СИЗОД, выполняется пользователем СИЗОД под руководством начальника караула (дежурной смены либо лица, его заменяющего):

1) непосредственно перед заступлением на дежурство (для газодымозащитников, входящих в состав дежурных смен);

2) перед проведением тренировочных занятий, если пользование СИЗОД предусматривается в свободное от несения караульной службы (боевого дежурства) время;

3) после работы в СИЗОД, замены поглотительных патронов (картриджей) и кислородных (воздушных) баллонов (за исключением их замены на месте пожара);

4) не реже одного раза в месяц, если в течение этого времени СИЗОД не использовались;

5) после дезинфекции СИЗОД;

6) после закрепления (перезакрепления) СИЗОД за газодымозащитником.

Проверка № 1 СИЗОД личного состава, не входящего в состав дежурных караулов (смен), проводится не реже одного раза в месяц на прикрепленных обслуживающих постах (базах) ГДЗС, если СИЗОД в течение этого времени не использовались.

Проверку № 1 резервных СИЗОД выполняет командир отделения (должностное лицо, исполняющее его обязанности), а при его отсутствии - должностное лицо, назначенное начальником караула (дежурной смены), допущенное к использованию СИЗОД.

Результаты проверки заносятся лицом, ее проводившим, в журнал регистрации проверок № 1 дыхательных аппаратов со сжатым воздухом (рекомендуемый образец приведен в приложении № 5 к настоящим Правилам) или журнал регистрации проверок № 1 дыхательных аппаратов со сжатым кислородом (рекомендуемый образец приведен в приложении № 6 к настоящим Правилам) соответственно.
Порядок проведения боевой проверки СИЗОД:



При боевой проверке необходимо проверить:

1) исправность маски и правильность подсоединения к ней легочного автомата;

2) герметичность аппарата на разрежение;

3) работу легочного автомата и клапана выдоха маски;

4) срабатывание сигнального устройства;

5) давление воздуха в баллоне (баллонах).

Проверку исправности маски и правильности подсоединения к ней легочного автомата производят визуально. Проверяют отсутствие повреждений элементов маски и надежность соединения легочного автомата с маской

Проверку герметичности аппарата на разрежение производят при закрытом вентиле баллона (вентилях баллонов).

Для проверки необходимо плотно приложить маску к лицу и попытаться сделать неглубокий вдох.

ВНИМАНИЕ! ПОПЫТКА СДЕЛАТЬ РЕЗКИЙ ГЛУБОКИЙ ВДОХ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К БАРОТРАВМЕ ЛЕГКИХ.

Если при вдохе создается большое сопротивление, не дающее сделать дальнейший вдох и не снижающееся в течение 2-3 с, аппарат считается герметичным.

Проверку исправности легочного автомата и клапана выдоха маски производят при надетой пользователем маске.

Для этого:

  • выключают механизм легочного автомата, для чего нажимают до упора на кнопку 2.2 (рисунки 1), фиксируют на 1 – 2 с, затем плавно ее отпускают;

  • открывают вентиль баллона (одного из баллонов);

  • надевают маску и производят подгонку следующим образом:

  • ослабляют ремни оголовья;

  • накладывают маску на лицо так, чтобы подбородок находился в подбородочной чаше маски;

  • натягивают ремни оголовья в следующей последовательности: щечные, височные и лобный.

При правильной подгонке пластина оголовья находится в области темени, а обтюраторы корпуса маски и подмасочника плотно прилегают к лицу. НЕОБХОДИМО ИЗБЕГАТЬ ЧРЕЗМЕРНО СИЛЬНОГО НАТЯЖЕНИЯ РЕМНЕЙ ОГОЛОВЬЯ.

  • после первого глубокого вдоха убеждаются, что легочный автомат включился и в полости маски возникло избыточное давление, для чего делают несколько вдохов и выдохов; затем, затаив дыхание, подсовывают палец под обтюратор маски и убеждаются в наличии постоянного потока воздуха из-под маски;

  • убирают палец из-под обтюратора и, затаив приблизительно на 10 с дыхание, прислушиваются, чтобы убедиться в отсутствии утечки воздуха.

При обнаружении утечки регулируют положение маски подтягиванием ремней, избегая их перетягивания, и повторно проверяют отсутствие утечки. После этого закрывают вентиль, выключают легочный автомат и снимают маску.


Проверку срабатывания сигнального устройства проводят в следующей последовательности:

  • открывают и закрывают вентиль баллона (одного из баллонов);

  • осторожно нажимая на кнопку байпаса и удерживая ее в этом положении

  • (тип 1) или плавно поворачивая маховичок байпаса (тип 2), стравливают воздух из внутренних полостей аппарата, одновременно наблюдая за показаниями манометра аппарата;

  • в момент возникновения звукового сигнала отмечают показание манометра и убеждаются, что оно соответствует требованию п. 1.2.10 (Сигнальное устройство срабатывает при падении давления в баллоне (баллонах) до 5,5 0,8 0,6 + -, при этом продолжительность работы сигнала – не менее 60 с).

  • Проверку давления воздуха в баллоне (баллонах) производят при открытом вентиле (вентилях) по манометру 17 (рисунок 2). При проверке фиксируют показание манометра, которое должно быть не менее 24,5 МПа (250 кгс/см2).


Порядок проведения проверки №1 СИЗОД:

При ПРОВЕРКЕ № 1 необходимо проверить:

1) исправность маски;

2) исправность аппарата в целом;

3) наличие избыточного давления в подмасочном пространстве и герметичность систем высокого и редуцированного давления;

4) давление срабатывания сигнального устройства;

5) исправность устройства дополнительной подачи воздуха (байпаса);

6) давление воздуха в баллоне (баллонах).

Проверку исправности маски производят визуально. Проверяют укомплектованность маски и отсутствие повреждений ее элементов.

Для этого:

  • отсоединяют маску от легочного автомата;

  • выворачивают наружу подбородочную чашу;

  • производят осмотр стекла маски и ее корпуса, корпуса подмасочника, клапанов вдоха, клапана выдоха и переговорного устройства;

  • убеждаются в отсутствии повреждений панорамного стекла, разрывов мембраны переговорного устройства, проколов корпуса маски и подмасочника.

Проверку исправности аппарата в целом производят внешним осмотром, при этом:

  • подсоединяют легочный автомат к маске, предварительно проверив отсутствие повреждений уплотнительного кольца;

  • проверяют надежность соединения легочного автомата с маской;

  • проверяют надежность крепления подвесной системы аппарата, баллона (баллонов), манометра и убеждаются в отсутствии механических повреждений узлов и деталей.

Перед проверкой наличия избыточного давления в подмасочном пространстве и герметичности системы высокого и редуцированного давления выключают механизм легочного автомата, убеждаются в надежности подсоединения редуктора к вентилю (тройнику), а также в том, что маховичок байпаса находится в выключенном положении или выключают его, повернув на 90° по часовой стрелке (для типа 2).


Для проверки на контрольной установке КУ-9В:

  • производят подготовку установки к работе в соответствии с руководством

  • по ее эксплуатации;

  • производят проверку аппарата по соответствующей типовой методике, изложенной в приложении к руководству по эксплуатации установки.

Проверяемые параметры должны соответствовать требованиям раздела 1.2.

Для проверки на индикаторе ИР-2:

  • надевают маску на проверочный диск;

  • соединяют ниппель переходника из состава индикатора ИР-2 с диском;

  • открывают вентиль баллона (одного из баллонов);

  • делают через переходник один глубокий вдох и соединяют его с индикатором ИР-2;

  • фиксируют положение показывающей стрелки индикатора.

Результат проверки считается положительным, если показывающая стрелка контрольного устройства находится в диапазоне от нижнего предела зоны "ЛА КИП" до нижнего предела зоны "КИП".

Затем:

  • отсоединяют индикатор ИР-2 от переходника;

  • заглушают отверстие переходника;

  • определяют по манометру аппарата давление воздуха;

  • закрывают вентиль баллона и наблюдают за показаниями манометра в течение 1 мин;

  • стравливают воздух из воздуховодной системы, осторожно нажимая на кнопку байпаса (тип 1) или поворачивая маховичок байпаса (тип 2);

  • подключают к аппарату спасательное устройство;

  • выключают легочный автомат нажатием на кнопку до упора;

  • открывают вентиль баллона (баллонов);

  • определяют по манометру аппарата давление воздуха в баллоне;

  • закрывают вентиль баллона (баллонов) и наблюдают за показаниями манометра в течение 1 мин.

Если в результате проверок падение давления воздуха в системе за 1 мин не превышает 1 МПа (10 кгс/см2) с подключенным спасательным устройством и 2 МПа (20 кгс/см2) с отсоединенным спасательным устройством, аппарат считается герметичным.

При обнаружении негерметичности необходимо найти место утечки. Для этого при открытом вентиле (вентилях) на все места соединений наносят мыльную пену и по росту пузырей определяют место негерметичности.

Обнаруженную утечку устраняют подтягиванием маховичка редуктора (и маховичков тройника при его наличии) или заменой уплотнений шлангов высокого и редуцированного давления при закрытом вентиле баллона (вентилях баллонов) и отсутствии давления в системе аппарата.