Файл: Техническое обслуживание и ремонт системы смазки двигателя смд18.docx
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 549
Скачиваний: 21
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ленинградской области
«Бегуницкий агротехнологический техникум»
Профессия 35.01.13 Тракторист- машинист сельскохозяйственного производства
Допущен к защите
Зам. директора по УПР
_______ /_____________/
«___» ___________ 20__г.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА
Тема: техническое обслуживание и ремонт системы смазки двигателя СМД-18
Обучающийся группы № 301
Кузнецов Михаил
(фамилия имя очество полностью )
Руководитель _______________
(Должность )
__________________________________
(фамилия И.О)
_______________ (Подпись)
<____>____________20__г.
Д.Бегуницы
Оглавление .
Введение ………………………….2
-
СМД-18 ……………………………3 -
Описание двигателя …………………….4 -
Устройство СМД -18………………………..4 -
Блок-картер и головка цилиндров……………………………………5 -
Техобслуживание двигателя СМД-18……………………..6 -
Ремонт и регулировка двигателей СМД………………….7 -
Параметры эксплуатации…………………………… 8 -
Пусковое устройство дизеля СМД-18 …………………….9 -
Кривошипно-шатунный механизм ………………………10 -
Топливная система двигателя ………………………..13 -
Система охлаждения дизеля СМД-18……………………….14 -
Установка двигателя СМД-18………………….16 -
Механизм газораспределения…………………………17
2. Заключение ………………………………..20
3. Список литературы …………………………….20
Введение .
Старинный советский дизель СМД-18 представляет собой четырёхтактный четырёхцилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения, с непосредственным впрыском топлива и, в модификации СМД-18Н – с турбонаддувом. Эта рядная «четвёрка» харьковского завода «Серп и молот» была создана еще в 1950-х годах, однако продержалась в серийном производстве до второй половины 1990-х, а в применении – и до 2010-х. Потому что это простой, надёжный, исключительно выносливый и неприхотливый двигатель.
Дизельными двигателями СМД-18 и СМД-18Н комплектовали трактора сельскохозяйственные (например, ДТ-75) и трелёвочные (лесохозяйственные, напрмер, ТДТ-55), комбайны (например, СК-5 «Нива») и экскаваторы. В советские время эти моторы были выпущены в огромном количестве, поэтому даже несмотря на многолетнее отсутствие их завода-изготовителя, проблем с запасными частями или ремонтным фондом не возникает.
1.1 СМД-18
Харьковский завод стал первой платформой, на которой запустили производство двигателя СМД в далёком 1958 году. Этот механизм стал одной из самых востребованных деталей, употребляемых для сборки тракторов, культиваторов и комбайнов. В начале нулевых производство моторов СМД было приостановлено в связи с появлением более усовершенствованных аналогов на рынке техники.
Модельный ряд подобных двигателей представлен следующими вариантами:
Мотор из 4 цилиндров
Комбинация из 6 цилиндров
V-образные механизмы с 6 цилиндрами
Моторы данной комплекции были вытеснены более актуальными моделями, но их технические параметры вполне конкурентоспособны в мире современных агрегатов. Технические характеристики двигателей СМД представлены следующими показателями:
Максимальная мощность– 100 л.с.
Эксплуатируемая мощность – 95 л.с.
Средняя частота вращения – 1800 об/мин
Вращение на холостом ходу – 600 об/мин
Объём цилиндров – 9,15 л
Число цилиндров – 6 шт
Расход топлива – 164 г/л.с.ч
Угол поворота цилиндров – 90о С
Радиус цилиндра – 165 мм
Общая масса max – 880 кг
Температура жидкости в системе охлаждения max – 95о С
Также двигатель снабжён системой жидкостного охлаждения и функцией дистанционного запуска, осуществляемой с помощью стартового аппарата П-10 УД с редуктором РПД 1.000 М. Аппарат отличается наличием системы принудительного проветривания. Замкнутая цепь охлаждения заправляется водой, которая перегоняется по артериям системы с помощью водяного насоса.
1.2 Описание двигателя .
Прежде чем выяснить, как часто должна выполняться регулировка зажигания СМД 18, необходимо более подробно ознакомиться с особенностями данного двигателя. Он представляет собой существенно доработанную версию СМД 14, которая стала основой для целого поколения силовых агрегатов, выпускаемых этим концерном.
Среди характерных преимуществ оборудования 18-ой серии необходимо отметить следующие особенности:
Самым современным вариантом представляется модификация 18Н, оснащенная ТНВД Моторпал, который производился на момент сборки в Чехии, что позволило значительно продлить срок службы устройства. Упоминания заслуживает поршневая группа, которая отличается износостойкостью и надежностью.
1.3 Устройство СМД-18.
Желая выяснить, сколько весит подобного рода двигатель, необходимо ознакомиться с его устройством. Оно предусматривает сразу несколько отличий от предшественников, за счет которых обладает более продвинутыми рабочими показателями и применяется во многих транспортных средствах до сих пор. Среди них упоминания заслуживает:
система охлаждения жидкостного типа, позволяющая силовому агрегату эффективнее работать при интенсивных нагрузках, а также в условиях жары;
турбонаддув;
топливная система, предусматривающая непосредственный впрыск дизеля;
корзина сцепления обновленного типа.
Важным элементом конструкции представляется пусковой двигатель П-10Уд, который оснащен редуктором РП1.000М. Он отличается высокой стабильностью работы и позволяет даже в условиях низких температур эффективно запускать этот дизельный мотор.
Особого упоминания заслуживает система фильтрации двигателя, поскольку она отличается отсутствием необходимости демонтажа мотора и его разбора для последующей очистки элементов. Это позволяет сделать обслуживание агрегата крайне простым и удобным. Важно упомянуть длительный срок службы данных моторов, поскольку они сравнительно редко требуют ремонта или замены отдельных элементов, несмотря на внушительный пробег.
1.4 Блок-картер и головка цилиндров.
Блок-картер – это самая основная корпусная деталь дизеля СМД-18. В нём размещаются детали механизмов кривошипно-шатунного и газораспределительного. Блок-картер – это отливка из чугуна, у которой формирует блок цилиндров, а нижняя – верх картера коленвала.
В вертикальные расточки верхней части блок-картера вмонтированы гильзы цилиндров. В полости между стенками блок-картера и гильзами циркулирует охлаждающая жидкость. В поперечные перегородки нижней части блок-картера интегрированы расточки-постели – в них установлены коренные подшипники коленвала. Вкладыши коренных подшипников сделаны из сталеалюминиевой ленты с антифрикционным сплавом.
На боковых поверхностях блок-картера есть несколько обработанных привалочных поверхностей для монтажа узлов и агрегатов систем питания, смазки и охлаждения. К передней стенке блок-картера прикреплены картер и крышка 3 картера распределительных шестерён. К крышке картера шестерён крепится разъёмная передняя опора. К задней стенке блок-картера прикреплён картер маховика. У картера маховика имеется особый прилив с обработанной площадкой и фланцем для монтажа пускового мотора и редуктора.
Каждый цикл проходит в ходе 2-х оборотов коленвала, включая в себя четыре такта: впуска, сжатия, рабочего хода и выпуска. Рабочий ход поршней в цилиндрах следует в таком порядке работы цилиндров: 1-3-4-2.
Головка цилиндра отлита из чугуна, она общая для всех 4-х цилиндров. Для уплотнения плоскости разъёма между головкой цилиндров и блок-картером проложена прокладка из асбесто-полотна. Гильзы цилиндров – «мокрые», изготовленные из специального чугуна. Уплотнение гильз по нижнему бурту выполнено в виде 2-х колец из резины
1.5 Техобслуживание двигателя СМД-18.
Моторы этого производителя отличаются длительным сроком службы и сравнительно редко требуют ремонта. Как правило, большинство проблем связано с износом комплектующих, что обусловлено датой выпуска агрегатов. Если было приобретено б/у-устройство, рекомендуется выполнить капитальный ремонт с полной заменой расходников и изношенных комплектующих.
После этого должна быть выполнена регулировка клапанов, системы зажигания и других узлов конструкции. Крайне важно по мере необходимости очищать топливный, масляный фильтры, поскольку сделать это можно без демонтажа агрегата, его разбора. При поломке турбины потребуется помощь квалифицированного специалист.
Уход за системой смазки двигателя заключается в систематическом наблюдении за температурой и давлением масла, регулярной проверке количества и поддержания необходимого уровня масла в картере, промывке масляного фильтра и своевременной замене масла. Температура масла работающего двигателя должна поддерживаться в пределах 80— 95 °С. При температуре окружающего воздуха выше 5 °С следует работать с включенным масляным радиатором. Температуру масла в определенных пределах можно регулировать при помощи шторки радиатора, управляемой из кабины трактора.
При низкой температуре окружающего воздуха радиатор нужно отключить, повернуть переключатель радиатора в положение, соответствующее зимней эксплуатации.
Давление масла в системе смазки при нормальной температуре масла и номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя должно быть 0,3—0,5 МПа (3—5 кгс/см2), на минимальной частоте вращения холостого хода давление масла — не ниже 0,1 МПа (1 кгс/см2).
1.6 Ремонт и регулировка двигателей СМД.
Проверку и регулировку зазоров между торцами стержней клапанов и бойками коромысел производите в следующей последовательности:
— снимите колпак головки цилиндров;
— наблюдая за коромыслами клапанов первого цилиндра, медленно вращайте коленчатый вал по часовой стрелке до тех пор, пока оба клапана
(выпускной, а затем впускной) откроются и закроются;
— выверните из картера маховика установочную шпильку и вставьте ее ненарезанной частью в то же отверстие до упора в маховик (рис. 97);
— нажимая на установочную шпильку, медленно проворачивайте коленчатый вал до тех пор, пока она не войдет в отверстие на маховике. В этом положении маховика поршень первого цилиндра находится в ВМТ после такта сжатия;
—проверьте щупом, при необходимости отрегулируйте зазор между стержнем клапана и бойком коромысла обоих клапанов первого цилиндра,для чего отпустите контровочную гайку и отверткой установите регулировочный винт в такое положение, при котором щуп будет плотно входить в зазор между бойком коромысла и торцом стержня клапана. Удерживая отверткой регулировочный винт в этом положении, затяните контровочную гайку;
— после того как оба клапана первого цилиндра будут отрегулированы, вверните установочную шпильку резьбовой частью в картер маховика, поверните коленчатый вал на пол-оборота, что будет соответствовать такту сжатия в третьем цилиндре, и отрегулируйте зазоры в клапанах третьего цилиндра;
— после следующего поворота вала на пол-оборота отрегулируйте зазоры в клапанах четвертого цилиндра, а затем после поворота коленчатого вала на пол-оборота — в клапанах второго цилиндра;
— установите на место колпак головки цилиндров, не повредив прокладку колпака, равномерно затяните гайки крепления головки цилиндров в порядке.
1.7 Параметры эксплуатации.
Инструкция, прилагаемая к модели, содержит основную информацию о правилах эксплуатации шестицилиндровых устройств. Как и любой другой механизм, СМД-18Н нуждается в регулярном надзоре и элементарном обслуживании. Проверка качественных характеристик проводится в рабочем режиме. Разработчики модельного ряда СМД обещают беспроблемное функционирование двигателей в случае соблюдения устава по содержанию устройства.
Регулировка ТНВД для двигателя СМД-18
Появление проблем в работе может быть связано как с наличием производственного брака, так и с неисправностями, возникшими из-за неправильного технического обслуживания устройства. Ремонт отдельных систем дизеля СМД-18Н осуществляется в зависимости от проблемы, возникшей при эксплуатации устройства. Если картер-блок осуществил выброс горючего, то стоит не превышать предел мощности мотора некоторое время.
В остальным случаях ремонт СМД с 6 цилиндрами осуществляется заменой отдельных комплектующих. К примеру, если топливо вышло через маховик и другие основные части механизма, то стоит заменить уплотнительный элемент этого блока. Своевременная профилактика механизма избавит владельцев от ненужных хлопот, связанных с ремонтными работами.