Файл: ВОсновномИзЛекций6Группы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.05.2021

Просмотров: 161

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Вопросы к экзамену (2014-15)


Вопросы на оценку 4.

  1. Предмет и основные разделы философии.

  2. Мировоззрение и его формы: миф, религия, философия.

  3. Понятие как форма рационального мышления.

  4. Философские направления и основания для их выделения: «основной вопрос философии».

  5. Ранние философские учения: философская мысль до Парменида.

  6. Парменид: рождение понятийного мышления. Атомизм Демокрита.

  7. Софисты и Сократ. Роль Сократа в истории европейской культуры.

  8. Идея и вещь в философии Платона. Теория идеального государства.

  9. Философия Аристотеля.

  10. Философия Средневековья: периодизация и основные проблемы.

  11. Философия эпохи Возрождения. Ренессансный гуманизм.

  12. Линия эмпиризма в новоевропейской философии.

  13. Линия рационализма в новоевропейской философии.

  14. Гносеология и этика И.Канта.

  15. Философия Г.Гегеля.

  16. Философия К.Маркса.

  17. Философия иррационализма (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше).

  18. Проблема бытия в философии. Материя как философская категория. Проблема определения.

  19. Диалектика, ее историческое развитие. Законы диалектики.

  20. Сознание как философская проблема. Сознание и язык.

  21. Проблема познания в философии. Историко-философские подходы к проблеме познаваемости мира. Чувственное и рациональное познание. Теоретический и эмпирический уровни познания, их соотношение.

  22. Понятие метода и методологии. Эмпирические, теоретические и общенаучные методы познания.

  23. Истина как философский вопрос. Концепции и критерии истины.

  24. Проблема общественного развития. Цивилизационный и формационный анализ общества.



Дополнительные вопросы на оценку 5.

  1. Своеобразие первых форм философствования. Смыслообразное и понятийное мышление.

  2. Философские учения эпохи эллинизма.

  3. Религия и философия о вопросах мира, познания, морали и человека.

  4. Эпоха Просвещения во Франции: философские идеи.

  5. Бессознательное как философская проблема. Фрейдизм и неофрейдизм.

  6. Идеальность как существенное свойство сознания. Проблема понимания природы идеального.

  7. Проблема пространства и времени в философии и современной науке.

  8. Философские представления о сущности моральных отношений.

  9. Философское рассмотрение проблемы эгоизма и альтруизма (Вольтер, Спиноза, Ницше, Юм и др.).

  10. Проблема свободы в философии классического рационализма (Вольтер, Гольбах, Спиноза, Кант, Гегель и др.).

  11. Проблема свободы в философии экзистенциализма.

  12. Человек как предмет философии. Смысл человеческой жизни, счастье.

  13. Смерть как философская проблема (стоики, мыслители средневековья, Монтень, Ларошфуко, экзистенциализм).

  14. Социальное и биологическое в человеке.

  15. Проблема гуманизма.



Вопросы на оценку 3.


    1. Предмет и основные разделы философии

    2. «Основной вопрос философии»: материализм, идеализм.

    3. Что такое агностицизм? Представители этого направления.

    4. Философия Сократа и Платона.

    5. Учение Аристотеля о сущности вещей.

    6. Линия эмпиризма в новоевропейской философии: сущность направления и представители.

    7. Линия рационализма в новоевропейской философии: сущность направления и представители.

    8. Диалектика и законы диалектики.

    9. Что такое априорные формы в учении Канта?

    10. Основные положения системы Гегеля.

































--” : вряд ли учить надо, чем больше минусов тем меньше вероятность что спросит

/*” и ”*/”: соответственно то же самое для области.

"Основной вопрос" философии

  • +Онтологическая часть "основного вопроса": “Что первично – материя или дух?”

Субстанция - сущность мира как целого, самое предельное основание.

-Основной вопрос философии можно сформулировать так: "Что является субстанцией?"

+По-другому: "Что является субстанцией (первично) - материя или дух?"

+I. Материализм - материя первична, сознание вторично.

----Материалисты - люди, которые ближе к материализму.

-- Определение Ленина: материя - категория для обозначения объективной реальности, которая

--дается нам в ощущениях, копируется, фотографируется, отображается в наших ощущениях,

--существуя независимо от них.

--1) Сознание возникло в процессе эволюции материи как свойство самой материи.

--2) Сознание является отражением материи, т. е. наше сознание определяется внешним миром.

+II. Идеализм - сознание первично, материя вторична:

+1) объективный: основа бытия - независимый от человека дух. Представители - Платон, Гегель;

+2)субъективный: считает, что основой бытия является человеческое сознание, т.е, окружающее бытие порождено человеком. Представители – с “натяжкой” Беркли, Юм

-----Солипсизм - считает, что основой бытия является единичное человеческое сознание.

  • +Гносеологическая часть "основного вопроса": "Познаваем ли мир?"

1) Можно познать.

2) Агностицизм - нельзя познать.(мир не познаваем)

----/*

Космоцентризм - мировоззрение, в основе которого лежит представление о мире как о космосе (конечное совершённое целое; совершённое опр. так: нет развития на уровне сущности). Высший смысл человеческой жизни - служение обществу, общество служило космосу.

*/

-Фалес. Основой всего считал воду.

Смыслообраз - образ, выполняющий роль понятия, признанный раскрыть сущность.

++Использовался первыми философами для объяснения, как все возникало.

-Анаксимен – основой является воздух.

++Гераклит – основоположник диалектики - учения о всеобщей связи и развитии. Ядро диалектики - понятие противоречия.

-Основа бытия по Гераклиту - огонь.

-Пифагор - основа всего - число. С ним связано становление математики как науки.

+Парменид: Первый философ, понявший ограниченность смыслообразного мышления. 2 пути познания - истинный (основан на разуме) и мнения (основан на доверии и чувствах). Парменид вводит понятие бытия - первого понятия, первого теоретического объекта. Бытие есть, небытия нет. Выводы - движений, изменений, различий не существует. Существует бытие однородное, неподвижное, неизменное, вечное.

+++Сократ:

объективный идеалист; истина абсолютна (т. е. есть абсолютные чувства добра, красоты, справедливости), человек с помощью разума может ее постичь. Знает, что ничего не знает. По Сократу, цель любой философской дискуссии – поиск истины. Первым ввел идею как понятие. Это означает, что Сократ первым начал мыслить рационально, и этим, он повлиял на дальнейшее развитие философии; также благодаря ему и Платону (в осн. Платону) теоретическое мышление победило.


++Платон: (ученик Сократа)

объективный идеалист; сущ 2 мира - идей и вещей, идея - вечная, неизменная, совершенная; вещи - несовершенны, изменчивы, разрушимы. Основа всех вещей - идея. Сущность вещи в мире идей. Идею можно познать с помощью разума.

-+-?Ранний Платон (до смерти Сократа) Общество можно исправить. Пытался создать идеальное общество с Дионисием. Постоянно ссорились, Дионисий продал Платона в рабство.

-+-?Поздний период - разочарование в людях. Общество нельзя исправить, надо направить все свои мысли на созерцание идей; осн форма познания - созерцание идей.

+++++Аристотель

++Критиковал Платона за разделение на мир идей и мир вещей. Отрицает существование мира идей, сущность вещи находится в самой вещи .

Материя по Аристотелю рассматривается как возможность формы (реализации идеи), для реализации определенной формы подходит не любая материя.

Средневековье

делится на 2 периода: патристика и схоластика. Ключевая фигура в период патристики - Августин Блаженный, в схоластике - Фома Аквинский.

  • Проблемы в период патристики:

1)свободы и предопределенности. Противоречие. Бог - всемогущ, определяет все существование мира и чел-ка в частности (Августин). человек обладает свободной волей(Пелагий).

2)Проблема - теодицея - оправдание бога. Бог абсолютное добро и всемогущество, но сущ и зло => бог не всемогущ, но всеблаг.

  • Проблемы в период схоластики:

1) Проблема доказательства бытия бога. В этот период осущ попытка рационального док-ва основ христианства и сущ-я бога. Фома - 5 док-в бытия бога

2) соотношения знания и веры(+-/*есть и в патристике*/) Фома - "вера и знание - равноценные пути познания истины, нет первичных и вторичных".

3) проблема универсалия (==общее): реально ли общее, 2 направления реализм и номинализм.

++Реализм - общее сущ-ет в виде идей(есть особая сущность стола дерева). Номинализм - общее ++это имя, наименование которое человек дает вещам. (дерево, стол - просто слова для ++обозначения вещей определенного класса).

---------Возрождение !!!”ОБЫЧНО НЕ ЗАДАЕТ В КАЧЕСТВЕ ДОП”!!!

Основой мировоззрения человека в эпоху Возрождения был антропоцентризм - человек рассматривался как центр мира, вершина творения.

Гуманизм - учение о ценности человека. Существует также понятие ренессанский гуманизм: ценностью обладает не каждый человек, а только активный, деятельный, оставивший след в истории.

Пантеизм – тождество бога и природы

Периоды Ренессанса

  1. Проторенессанс (Данте).

  2. Раннее Возрождение (Петрарка/*, Боккаччо*/).

  3. Высокое Возрождение (Леонардо да Винчи/*, Эрам Роттердамский, Николаи Кузанский*/).

  4. Позднее Возрождение (/*Мм. Монтень, Паскаль, */Шекспир/*, Сервантес*/).

Петрарка – Родоначальник гуманизма.

Эмпиризм

/*— направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. */Основа познания - чувственный опыт.


Основоположник – Бэкон.

Основным методом познания является индукция (от частного к общему; проблема

умозаключения, в котором при истинности посылок не гарантируется истинность

заключения).

Бэкон – эксперимент явл основой познания.

/*дальше наизусть я думаю не надо, мб фамилии*/

-Джон Локк - основа познания - ощущения; “разум человека - чистая доска, на которой

внешний мир оставляет следы”.

-Дэвид Юм - чувства - основа познания; агностик (мир непознаваем).

-Джордж Беркли - “быть, значит восприниматься”. Все вещи - комплексы ощущений.

Отрицает материальную субстанцию, которая продуцирует ощущения.

Рационализм

Рационализм —разум основа познания. Основной метод – дедукция.

Представителями рационалистической философии XVII века являлись: Р. Декарт,

Б. Спиноза.

  • Декарт : основной метод – сомнение. Пытался найти такое знание, в котором не

возможно усомниться. Им считал Cogito ergo sum - мыслю, следовательно существую.

Создал учение о врожденных идеях - идеи, которое Бог вложил в человека при

рождении. Задача человека – осознать, вывести эти идеи.

Декарт выделял материальную и идеальная субстанцию (т. е. был дуалистом). Возникал вопрос: как они связаны? Бог по Декарту связывает эти 2 субстанции.

  • Спиноза есть только одна субстанция, обладающая 2 атрибутами - материальной

и духовной. Был пантеистом (т. е. утверждал что субстанция, бог и природа – одно и то же).

Разделял учение о врожденных идеях. Дедукция – осн метод познания.

/*хз, наверн не так много надо устно ей отвечать*/

Кант

/*думаю не нужен, но=)*/

  • Гносеология Канта

До Канта: объект определяет субъект, то есть объекты окружающего мира действуют на

наше сознание и определяют его.

По Канту: познающий субъект определяет объект, то есть человек познающий выступает не

как пассивное начало, а как активное формирующее.

Познавательные способности:

- чувственность

- рассудок (частное знание)

- разум (предельное знание)

Априорные формы познавательных способностей:

1.Чувственности – пространство (внешнее восприятие), время (внутреннее)

2.Рассудка – категории (субстанция, причина - следствие,)

3. Разума – идеи.

  • Этика Канта

Этика Канта основана на трех постулатах (практического разума):

1. свобода воли

Два вида императива: гипотетический (условный), категорический (безусл, вып при люб усл):

1) «Поступай так, чтобы принцип твоего поступка или мотив, мог стать основой для всеобщего

законодательства»

2) «Поступай так, чтобы человек выступал для тебя не только как средство, но и также как

цель»//1 и 2 – виды категорического императива

2. бессмертие души.

3. существование Бога. Бог должен быть, док-во от существования.

Гегель

Он был объективным идеалистом, считал что основой бытия явл мировой дух. Цель развития мирового разума – самопознание. Мировой разум развивается, проходит ряд стадий, 3 основных


1 логика, 2 природа, 3 дух

1- дух развивается в себе

2 - дух воплощается в природе

3 - (на стадии духа ) появляется человек, обладающий разумом

Формулирует законы диалектики как законы развития:

1) единства и борьбы противоположностей;

2) перехода количественных изменений в качественные.

3)закон отрицания отрицания (двойного отрицания). 3 стадии развития . В процессе развития при

Иррационализм

Мир не познаваем с помощью разума

  • Шопенгауэр

Основа бытия(==субстанция) иррациональное, хаотичное начало. Основа бытия – воля к жизни. Источник воли – разрушение.

  • Фридрих Ницше

Есть ранний и поздний периоды, в ранний – иррационалист, а в поздний - нет

ранний – основа бытия – воля к мощи/силе( и она основа всего)

занимался проблемой морали.

Два психологических типа с разными системами ценностей: посредственная личность и сильная личность. Большинство людей стремится к миру, спокойствию, т.д.; сильная личность может внести изменения => опасна. для среднего человека – норма принять помощь и быть зависимым от помощи других. для сильного человека блага – соперничество(все, что способствует развитию мб это обычно неприятно =)), риск, отвага, враждебность; а все что благо для среднего человека для сильного мб (вред, неблаго, зло и тд)

Материя - вещество, нечто в пространстве и времени

3 Формы

1) Вещество

2) Поле

3) как Субстанция (первоначало; отбросить качества и св-ва – оставшееся и есть материя)

Способ существования материи - движение

Пространство и время - одна из форм существования материи

2 концепции

Субстанциональная. Пространство и время сущ. как особые сущности, предметности наряду с другими предметами. Ньютон.

Релятивистская. Рассматривает ПиВ как отношение между вещами (не существуют как особые сущности) Представители Лейбниц, Энштейн

Так как материя – основа, предельное понятие, то дать ей определение по сути невозможно (хотя многие пытались – материя как: совокупность вещей; субстанция; материал – у Платона; возможность – по Аристотелю)

++++Диалектика (учение о всеобщей связи и развитии)

/*чуток точн знать надо*/

Гераклит – Основоположник диалектики

ядро диалектики – понятие противоречия (связь диалектических противоположностей – 2

стороны, которые борются друг с другом, отрицают друг друга, но внутренне связаны так,

что если нет одной, нет другой – пр добро зло)

Платон -диалектика понятий.

Гегель – законы развития диалектики

развивает диалектику. В философии Гегеля диалектика становится учением о

развитии - он формулирует законы диалектики как законы развития. Всего есть три

закона диалектики:

1. Закон единства и борьбы противоположностей

2. Закон перехода количественных изменений в качественные .

3. Закон отрицания отрицания (двойного отрицания) .

Знак - это предмет материальной природы, обладающий содержанием, непосредственно не вытекающем из его материальной природы и свойств.