ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.05.2021
Просмотров: 161
Скачиваний: 1
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Вопросы к экзамену (2014-15)
Вопросы на оценку 4.
-
Предмет и основные разделы философии.
-
Мировоззрение и его формы: миф, религия, философия.
-
Понятие как форма рационального мышления.
-
Философские направления и основания для их выделения: «основной вопрос философии».
-
Ранние философские учения: философская мысль до Парменида.
-
Парменид: рождение понятийного мышления. Атомизм Демокрита.
-
Софисты и Сократ. Роль Сократа в истории европейской культуры.
-
Идея и вещь в философии Платона. Теория идеального государства.
-
Философия Аристотеля.
-
Философия Средневековья: периодизация и основные проблемы.
-
Философия эпохи Возрождения. Ренессансный гуманизм.
-
Линия эмпиризма в новоевропейской философии.
-
Линия рационализма в новоевропейской философии.
-
Гносеология и этика И.Канта.
-
Философия Г.Гегеля.
-
Философия К.Маркса.
-
Философия иррационализма (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше).
-
Проблема бытия в философии. Материя как философская категория. Проблема определения.
-
Диалектика, ее историческое развитие. Законы диалектики.
-
Сознание как философская проблема. Сознание и язык.
-
Проблема познания в философии. Историко-философские подходы к проблеме познаваемости мира. Чувственное и рациональное познание. Теоретический и эмпирический уровни познания, их соотношение.
-
Понятие метода и методологии. Эмпирические, теоретические и общенаучные методы познания.
-
Истина как философский вопрос. Концепции и критерии истины.
-
Проблема общественного развития. Цивилизационный и формационный анализ общества.
Дополнительные вопросы на оценку 5.
-
Своеобразие первых форм философствования. Смыслообразное и понятийное мышление.
-
Философские учения эпохи эллинизма.
-
Религия и философия о вопросах мира, познания, морали и человека.
-
Эпоха Просвещения во Франции: философские идеи.
-
Бессознательное как философская проблема. Фрейдизм и неофрейдизм.
-
Идеальность как существенное свойство сознания. Проблема понимания природы идеального.
-
Проблема пространства и времени в философии и современной науке.
-
Философские представления о сущности моральных отношений.
-
Философское рассмотрение проблемы эгоизма и альтруизма (Вольтер, Спиноза, Ницше, Юм и др.).
-
Проблема свободы в философии классического рационализма (Вольтер, Гольбах, Спиноза, Кант, Гегель и др.).
-
Проблема свободы в философии экзистенциализма.
-
Человек как предмет философии. Смысл человеческой жизни, счастье.
-
Смерть как философская проблема (стоики, мыслители средневековья, Монтень, Ларошфуко, экзистенциализм).
-
Социальное и биологическое в человеке.
-
Проблема гуманизма.
Вопросы на оценку 3.
-
Предмет и основные разделы философии
-
«Основной вопрос философии»: материализм, идеализм.
-
Что такое агностицизм? Представители этого направления.
-
Философия Сократа и Платона.
-
Учение Аристотеля о сущности вещей.
-
Линия эмпиризма в новоевропейской философии: сущность направления и представители.
-
Линия рационализма в новоевропейской философии: сущность направления и представители.
-
Диалектика и законы диалектики.
-
Что такое априорные формы в учении Канта?
-
Основные положения системы Гегеля.
“--” : вряд ли учить надо, чем больше минусов тем меньше вероятность что спросит
“/*” и ”*/”: соответственно то же самое для области.
"Основной вопрос" философии
-
+Онтологическая часть "основного вопроса": “Что первично – материя или дух?”
Субстанция - сущность мира как целого, самое предельное основание.
-Основной вопрос философии можно сформулировать так: "Что является субстанцией?"
+По-другому: "Что является субстанцией (первично) - материя или дух?"
+I. Материализм - материя первична, сознание вторично.
----Материалисты - люди, которые ближе к материализму.
-- Определение Ленина: материя - категория для обозначения объективной реальности, которая
--дается нам в ощущениях, копируется, фотографируется, отображается в наших ощущениях,
--существуя независимо от них.
--1) Сознание возникло в процессе эволюции материи как свойство самой материи.
--2) Сознание является отражением материи, т. е. наше сознание определяется внешним миром.
+II. Идеализм - сознание первично, материя вторична:
+1) объективный: основа бытия - независимый от человека дух. Представители - Платон, Гегель;
+2)субъективный: считает, что основой бытия является человеческое сознание, т.е, окружающее бытие порождено человеком. Представители – с “натяжкой” Беркли, Юм
-----Солипсизм - считает, что основой бытия является единичное человеческое сознание.
-
+Гносеологическая часть "основного вопроса": "Познаваем ли мир?"
1) Можно познать.
2) Агностицизм - нельзя познать.(мир не познаваем)
----/*
Космоцентризм - мировоззрение, в основе которого лежит представление о мире как о космосе (конечное совершённое целое; совершённое опр. так: нет развития на уровне сущности). Высший смысл человеческой жизни - служение обществу, общество служило космосу.
*/
-Фалес. Основой всего считал воду.
Смыслообраз - образ, выполняющий роль понятия, признанный раскрыть сущность.
++Использовался первыми философами для объяснения, как все возникало.
-Анаксимен – основой является воздух.
++Гераклит – основоположник диалектики - учения о всеобщей связи и развитии. Ядро диалектики - понятие противоречия.
-Основа бытия по Гераклиту - огонь.
-Пифагор - основа всего - число. С ним связано становление математики как науки.
+Парменид: Первый философ, понявший ограниченность смыслообразного мышления. 2 пути познания - истинный (основан на разуме) и мнения (основан на доверии и чувствах). Парменид вводит понятие бытия - первого понятия, первого теоретического объекта. Бытие есть, небытия нет. Выводы - движений, изменений, различий не существует. Существует бытие однородное, неподвижное, неизменное, вечное.
+++Сократ:
объективный идеалист; истина абсолютна (т. е. есть абсолютные чувства добра, красоты, справедливости), человек с помощью разума может ее постичь. Знает, что ничего не знает. По Сократу, цель любой философской дискуссии – поиск истины. Первым ввел идею как понятие. Это означает, что Сократ первым начал мыслить рационально, и этим, он повлиял на дальнейшее развитие философии; также благодаря ему и Платону (в осн. Платону) теоретическое мышление победило.
++Платон: (ученик Сократа)
объективный идеалист; сущ 2 мира - идей и вещей, идея - вечная, неизменная, совершенная; вещи - несовершенны, изменчивы, разрушимы. Основа всех вещей - идея. Сущность вещи в мире идей. Идею можно познать с помощью разума.
-+-?Ранний Платон (до смерти Сократа) Общество можно исправить. Пытался создать идеальное общество с Дионисием. Постоянно ссорились, Дионисий продал Платона в рабство.
-+-?Поздний период - разочарование в людях. Общество нельзя исправить, надо направить все свои мысли на созерцание идей; осн форма познания - созерцание идей.
+++++Аристотель
++Критиковал Платона за разделение на мир идей и мир вещей. Отрицает существование мира идей, сущность вещи находится в самой вещи .
Материя по Аристотелю рассматривается как возможность формы (реализации идеи), для реализации определенной формы подходит не любая материя.
Средневековье
делится на 2 периода: патристика и схоластика. Ключевая фигура в период патристики - Августин Блаженный, в схоластике - Фома Аквинский.
-
Проблемы в период патристики:
1)свободы и предопределенности. Противоречие. Бог - всемогущ, определяет все существование мира и чел-ка в частности (Августин). человек обладает свободной волей(Пелагий).
2)Проблема - теодицея - оправдание бога. Бог абсолютное добро и всемогущество, но сущ и зло => бог не всемогущ, но всеблаг.
-
Проблемы в период схоластики:
1) Проблема доказательства бытия бога. В этот период осущ попытка рационального док-ва основ христианства и сущ-я бога. Фома - 5 док-в бытия бога
2) соотношения знания и веры(+-/*есть и в патристике*/) Фома - "вера и знание - равноценные пути познания истины, нет первичных и вторичных".
3) проблема универсалия (==общее): реально ли общее, 2 направления реализм и номинализм.
++Реализм - общее сущ-ет в виде идей(есть особая сущность стола дерева). Номинализм - общее ++это имя, наименование которое человек дает вещам. (дерево, стол - просто слова для ++обозначения вещей определенного класса).
---------Возрождение !!!”ОБЫЧНО НЕ ЗАДАЕТ В КАЧЕСТВЕ ДОП”!!!
Основой мировоззрения человека в эпоху Возрождения был антропоцентризм - человек рассматривался как центр мира, вершина творения.
Гуманизм - учение о ценности человека. Существует также понятие ренессанский гуманизм: ценностью обладает не каждый человек, а только активный, деятельный, оставивший след в истории.
Пантеизм – тождество бога и природы
Периоды Ренессанса
-
Проторенессанс (Данте).
-
Раннее Возрождение (Петрарка/*, Боккаччо*/).
-
Высокое Возрождение (Леонардо да Винчи/*, Эрам Роттердамский, Николаи Кузанский*/).
-
Позднее Возрождение (/*Мм. Монтень, Паскаль, */Шекспир/*, Сервантес*/).
Петрарка – Родоначальник гуманизма.
Эмпиризм
/*— направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. */Основа познания - чувственный опыт.
Основоположник – Бэкон.
Основным методом познания является индукция (от частного к общему; проблема
умозаключения, в котором при истинности посылок не гарантируется истинность
заключения).
Бэкон – эксперимент явл основой познания.
/*дальше наизусть я думаю не надо, мб фамилии*/
-Джон Локк - основа познания - ощущения; “разум человека - чистая доска, на которой
внешний мир оставляет следы”.
-Дэвид Юм - чувства - основа познания; агностик (мир непознаваем).
-Джордж Беркли - “быть, значит восприниматься”. Все вещи - комплексы ощущений.
Отрицает материальную субстанцию, которая продуцирует ощущения.
Рационализм
Рационализм —разум основа познания. Основной метод – дедукция.
Представителями рационалистической философии XVII века являлись: Р. Декарт,
Б. Спиноза.
-
Декарт : основной метод – сомнение. Пытался найти такое знание, в котором не
возможно усомниться. Им считал Cogito ergo sum - мыслю, следовательно существую.
Создал учение о врожденных идеях - идеи, которое Бог вложил в человека при
рождении. Задача человека – осознать, вывести эти идеи.
Декарт выделял материальную и идеальная субстанцию (т. е. был дуалистом). Возникал вопрос: как они связаны? Бог по Декарту связывает эти 2 субстанции.
-
Спиноза есть только одна субстанция, обладающая 2 атрибутами - материальной
и духовной. Был пантеистом (т. е. утверждал что субстанция, бог и природа – одно и то же).
Разделял учение о врожденных идеях. Дедукция – осн метод познания.
/*хз, наверн не так много надо устно ей отвечать*/
Кант
/*думаю не нужен, но=)*/
-
Гносеология Канта
До Канта: объект определяет субъект, то есть объекты окружающего мира действуют на
наше сознание и определяют его.
По Канту: познающий субъект определяет объект, то есть человек познающий выступает не
как пассивное начало, а как активное формирующее.
Познавательные способности:
- чувственность
- рассудок (частное знание)
- разум (предельное знание)
Априорные формы познавательных способностей:
1.Чувственности – пространство (внешнее восприятие), время (внутреннее)
2.Рассудка – категории (субстанция, причина - следствие,)
3. Разума – идеи.
-
Этика Канта
Этика Канта основана на трех постулатах (практического разума):
1. свобода воли
Два вида императива: гипотетический (условный), категорический (безусл, вып при люб усл):
1) «Поступай так, чтобы принцип твоего поступка или мотив, мог стать основой для всеобщего
законодательства»
2) «Поступай так, чтобы человек выступал для тебя не только как средство, но и также как
цель»//1 и 2 – виды категорического императива
2. бессмертие души.
3. существование Бога. Бог должен быть, док-во от существования.
Гегель
Он был объективным идеалистом, считал что основой бытия явл мировой дух. Цель развития мирового разума – самопознание. Мировой разум развивается, проходит ряд стадий, 3 основных
1 логика, 2 природа, 3 дух
1- дух развивается в себе
2 - дух воплощается в природе
3 - (на стадии духа ) появляется человек, обладающий разумом
Формулирует законы диалектики как законы развития:
1) единства и борьбы противоположностей;
2) перехода количественных изменений в качественные.
3)закон отрицания отрицания (двойного отрицания). 3 стадии развития . В процессе развития при
Иррационализм
Мир не познаваем с помощью разума
-
Шопенгауэр
Основа бытия(==субстанция) иррациональное, хаотичное начало. Основа бытия – воля к жизни. Источник воли – разрушение.
-
Фридрих Ницше
Есть ранний и поздний периоды, в ранний – иррационалист, а в поздний - нет
ранний – основа бытия – воля к мощи/силе( и она основа всего)
занимался проблемой морали.
Два психологических типа с разными системами ценностей: посредственная личность и сильная личность. Большинство людей стремится к миру, спокойствию, т.д.; сильная личность может внести изменения => опасна. для среднего человека – норма принять помощь и быть зависимым от помощи других. для сильного человека блага – соперничество(все, что способствует развитию мб это обычно неприятно =)), риск, отвага, враждебность; а все что благо для среднего человека для сильного мб (вред, неблаго, зло и тд)
Материя - вещество, нечто в пространстве и времени
3 Формы
1) Вещество
2) Поле
3) как Субстанция (первоначало; отбросить качества и св-ва – оставшееся и есть материя)
Способ существования материи - движение
Пространство и время - одна из форм существования материи
2 концепции
Субстанциональная. Пространство и время сущ. как особые сущности, предметности наряду с другими предметами. Ньютон.
Релятивистская. Рассматривает ПиВ как отношение между вещами (не существуют как особые сущности) Представители Лейбниц, Энштейн
Так как материя – основа, предельное понятие, то дать ей определение по сути невозможно (хотя многие пытались – материя как: совокупность вещей; субстанция; материал – у Платона; возможность – по Аристотелю)
++++Диалектика (учение о всеобщей связи и развитии)
/*чуток точн знать надо*/
Гераклит – Основоположник диалектики
ядро диалектики – понятие противоречия (связь диалектических противоположностей – 2
стороны, которые борются друг с другом, отрицают друг друга, но внутренне связаны так,
что если нет одной, нет другой – пр добро зло)
Платон -диалектика понятий.
Гегель – законы развития диалектики
развивает диалектику. В философии Гегеля диалектика становится учением о
развитии - он формулирует законы диалектики как законы развития. Всего есть три
закона диалектики:
1. Закон единства и борьбы противоположностей
2. Закон перехода количественных изменений в качественные .
3. Закон отрицания отрицания (двойного отрицания) .
Знак - это предмет материальной природы, обладающий содержанием, непосредственно не вытекающем из его материальной природы и свойств.