Файл: 1. Дети с ограниченными возможностями здоровья понятие, категории, возрастные этапы психического развития.doc
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………….3
1. Дети с ограниченными возможностями здоровья: понятие, категории, возрастные этапы психического развития…………………………………..4
2. Особенности протекания психических процессов у глухих, слабослышащих, позднооглохших детей……………………………………5
3. Особенности психического развития слепых, слабовидящих и поздноослепших детей………………………………………………………..7
4. Особенности протекания психических процессов у детей с ТНР……..9
5. Особенности психического развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата……………………………………………………...10
6. Особенности детей с задержкой психического развития……………...11
7. Особенности протекания психических процессов у детей с умственной отсталостью…………………………………………………………………...12
8. Особенности психического развития детей, имеющих сложные дефекты…………………….………………………………………………….14
Заключение……………………………………………………………………16
Список использованных источников………………………………………..16
ВВЕДЕНИЕ
Как указала заместитель министра образования и науки Российской Федерации Татьяна Синюгина на Форуме руководителей органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, проходившем в рамках V Московского международного салона образования в апреле этого года, количество детей с ограниченными возможностями здоровья в нашей стране с каждым годом стремительно увеличивается.[9]
Такие дети требуют к себе особого внимания как со стороны семьи, так и медицинских, социальных служб и, конечно же, педагогов.
С 1 сентября 2016 года в России для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья вступили в действие новые Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые устанавливают общие требования к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья, где создание специальных условий для получения образования указанными учащимися является обязательным.[1]
Таким образом, становится актуальным использование специальных педагогических технологий работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
В связи с этим приобретает особую актуальность изучение протекания психических процессов у разных групп таких детей, в зависимости от конкретных особенностей здоровья того или иного ребенка.
Основными задачами данного реферата является определение понятия детей с ограниченными возможностями здоровья, их категорий и особенностей протекания психических процессов у детей каждой из них в зависимости от возрастных этапов.
1. Дети с ограниченными возможностями здоровья: понятие, категории, возрастные этапы психического развития.
Под понятием лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) следует понимать людей, которые имеют недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие.[4]
Соответственно, дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ так же крайне неоднородна. В нее могут входить дети с самыми различными нарушениями развития: слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психофизического здоровья каждого ребенка.
Психическое и физическое развитие - это две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны одного и того же процесса.[5]
В основе оценки физического развития лежат параметры роста, массы тела, пропорции развития отдельных частей тела, а также степень развития функциональных способностей его организма (жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук и др.
Психическое развитие – это закономерное изменение психических процессов во времени, которое выражается в их количественных, качественных и структурных изменениях. Психическое развитие предполагает появление новых качеств и функций, видоизменение их количественных и качественных характеристик и в тоже время преобразование уже существующих форм психики.
Психофизическое развитие включает ряд возрастных этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями.
На основании педагогического опыта и имеющихся психолого-физиологических исследований выделяются такие возрастные этапы психического развития детей: младенческий - от рождения до 1 года; преддошкольный - от 1 до 3 лет; дошкольный - от 3 до 7 лет; младший школьный - от 7 до I2 лет; подростковый - от 12 лет.[3]
Далее рассмотрим особенности протекания психических процессов у различных категорий детей с ОВЗ.
2. Особенности протекания психических процессов у глухих, слабослышащих, позднооглохших детей.
Отличия в темпах психического развития у детей с нарушениями слуха по сравнению с нормально слышащими детьми можно кратко выразить следующим образом: замедление развития после рождения и ускорение в последующие периоды.
Младенческий от рождения до 1 года: в первые месяцы после рождения глухой ребенок практически не отличается от детей с нормальным слухом. Следует отметить, что он более спокоен, поскольку его не раздражают окружающие звуки. Но со временем гуление прерывается, а лепет не возникает. В первые месяцы жизни глухой ребенок мало отличается от детей с сохранным слухом. Он может быть несколько более спокойным, чем слышащие дети, так как многие звуки, на него воздействуют в малой степени или же вообще не воздействуют. Такие дети пользуются жестами, особенно если их родители также имеют нарушения слуха.
Преддошкольный-от 1 до 3 лет: при соблюдении квалифицированного подхода к ребенку до достижения этого возраста познавательные и практические умения глухого ребенка могут находиться на том же уровне, что и у слышащего. Но развитие речи страдает в большой степени. Психическое развитие глухого ребенка второго и третьего года жизни во многом зависит от того, как он овладевает навыками жизнедеятельности (одевание, еда, туалет, умывание и т.п.). Чем он более самостоятелен, тем лучше он развивается психически.
Дошкольный-от 3 до 7 лет: особенности развития осмысленности восприятия отчетливо проявляются при анализе восприятия изображений детьми с нарушениями слуха: они испытывают сложности в восприятии и понимании перспективных изображений, пространственно-временных отношений между предметами; не всегда понимают изображенное движение предметов. Зрительное восприятие для ребенка с нарушением слуха — это главный источник представлений об окружающем мире, важное средство для развития возможностей глухих детей общаться с людьми, воспринимать обращенную к ним речь.
Младший школьный-от 7 до I2 лет: формируется произвольное внимание, но с отставанием от слышащих детей. Это связано с нарушением речи. Также они в начале младшего школьного возраста путают места расположения предметов, сходных по изображению или реальному функциональному назначению.
В формировании словесно-логического мышления глухой резко отстает от слышащего сверстника, причем это влечет за собой и общее отставание в познавательной деятельности.
Для глухих детей младшего школьного возраста представляется проблемой анализировать тексты, часто не акцентируют внимание на важных деталях.
Медленнее формируются процессы, которые требуют не только наличия зрительного образа, но и синтезирования целого.
Подростковый - от 12 лет: к 13—14 годам у глухих детей совершенствуется умение опознания эмоций и чувств, а также определение причин, их вызывающих. Глухие подростки овладевают многими понятиями, относящимися к эмоциональным состояниям и социально-нравственным чувствам. Они в ряде случаев могут правильно в качестве причины эмоции выделить внутреннее отношение одного человека к другому. Но в целом у них сохраняются трудности понимания взаимосвязей между эмоциональными состояниями человека и порождающими их жизненными ситуациями.
Наибольший темп развития произвольного внимания у глухих приходится на подростковый период. В период от 13 до 17 лет у глухих детей наблюдается значительное развитие понятийного мышления.
3. Особенности психического развития слепых, слабовидящих и поздноослепших детей.
Младенческий от рождения до 1 года:
Наблюдения за развитием и поведением младенца с нарушением зрения до 2—3-месячного возраста свидетельствуют о том, что по характеру реакций и поведению он мало чем отличается от зрячего этого же возраста.
Но к 5 – 6 месяцам серьезное отставание в психическом развитии ребенка выражается в значительно меньшем объеме знаний и представлений об окружающем мире, получаемом им.
Преддошкольный-от 1 до 3 лет:в психическом развитии в этот период главенствующее положение занимает речь, она развивается у незрячего ребенка так же, как и у зрячих.
Дошкольный-от 3 до 7 лет: в это время на психическом развитии дошкольника с нарушениями зрения неблагоприятно сказывается ограниченный запас знаний и представлений, трудности в осуществлении предметной деятельности, а также в ориентировке и передвижении в пространстве. Эти вторичные нарушения приводят к замедлению темпа развития и к длительному пребыванию ребенка на качественно более низком уровне психического развития.
Младший школьный-от 7 до I2 лет: в целом развитие высших познавательных процессов (внимание, логическая память, мышление, речь) протекает нормально. Замедленно развивается конструктивное мышление. Из-за сужения чувственного опыта нарушается соотношение между абстрактным и конкретным мышлением: абстрактное мышление не имеет достаточного основания в конкретных представлениях. Ограничены возможности сравнения воспринимаемых предметов, затруднено выделение различий в объектах, имеющих сходные признаки. Словесно-логическое мышление опережает развитие наглядно-образного.
Подростковый-от I2 лет
Для незрячих подростков характерны те же реакции на кризисные периоды в развитии. Так в подростковый период незрячие озабочены изменениями в своем облике не меньше, чем зрячие. Их волнует, как реагируют на эти изменения окружающие люди. С возрастом возрастает интерес к своему внутреннему миру. Общие закономерности в развитии личности объясняются тем, что утраченное зрение с успехом компенсируют слух, обоняние, осязание.
Наряду с общими тенденциями развития личности незрячих подростков имеют место специфические различия, которые связаны с сужением эмоциональной сферы, сфокусированностью их переживаний на самих себе, высоким уровнем тревожности, проявлением некоторых особенностей характера эпилептоидного типа.[8]
4. Особенности протекания психических процессов у детей с ТНР
Младенческий от рождения до 1 года:к концу первого года жизни ребенок начинает делать первые шаги, понимает, хотя и ограниченно, некоторые обращенные к нему слова. У детей с ТНР время появления первых слов обычно задерживается до 3-4 лет, но в то же время происходит накопление пассивного словаря.
Преддошкольный-от 1 до 3 лет:первичная патология речи отражается на развитии мышления, тормозит формирование потенциально сохранных умственных способностей, препятствуя полноценному функционированию речевого интеллекта.
Дошкольный-от 3 до 7 лет: Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.