Файл: 1. Дети с ограниченными возможностями здоровья понятие, категории, возрастные этапы психического развития.doc
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Младший школьный-от 7 до I2 лет:неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость во внимании, ограниченные возможности его распределения. При сохранной смысловой, логической памяти у детей происходит нарушение вербальной памяти, страдает продуктивность запоминания.
Подростковый - от I2 лет: у детей отмечается пониженная работоспособность, лабильность настроения, часто возникают различные отклонения в поведении: замкнутость, застенчивость, раздражительность, что приводит к отсутствию веры в успех, нежеланию вступать в активный контакт со взрослыми и сверстниками.
5. Особенности психического развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Большую часть детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с церебральными параличами.
Младенческий от рождения до 1 года: для детей с ДЦП в первые пять месяцев жизни характерно сильное отставание в развитии их двигательных функций. Только незначительная часть детей может к 5 месяцам удерживать голову.
Для детей, страдающих церебральным параличом, в возрасте от пяти месяцев до одного года характерно неравномерное развитие - отдельных психических функций: восприятия, зрительно-моторной координации, ориентировочно-познавательных реакций, эмоционального и звукового общения с окружающими.
Преддошкольный-от 1 до 3 лет: у ряда детей отмечается довольно высокий уровень эмоциональных реакций и познавательной деятельности в целом. У детей с ярко выраженной патологией двигательной сферы и артикуляционного аппарата доречевая голосовая деятельность в этот возрастной период практически отсутствует.
Спонтанный лепет у детей с церебральным параличом появляется лишь к 2—3 годам, что значительно отстает от нормы. При этом лепет характеризуется фрагментарностью, бедностью и отсутствием слоговых комплексов.
Дошкольный-от 3 до 7 лет:более 30% детей 3-7 лет гиперактивные, агрессивные, легковозбудимые, характерна низкая работоспособность, повышенная утомляемость, двигательная неловкость, отсутствие концентрации внимания, низкая познавательная активность как результат ограниченный запас знаний и представлений об окружающем. Таким детям тяжело выслушать информацию до конца, выполнить задание правильно и четко.
Младший школьный-от 7 до I2 лет: у части детей с ДЦП отмечаются сильное снижение активности, отсутствие мотивации к действию и общению с окружающими, нарушение развития познавательной функции, эмоционально-волевые расстройства, имеются и некоторые нарушения внимания: слабая активность, инертность, апатия, трудность привлечения к целенаправленной деятельности, высокая отвлекаемость и т. д.
Такой ребенок малоактивен при выполнении любых заданий, он медленно включается в выполнение задания и требует постоянной стимуляции для его завершения.
Подростковый-от I2 лет: в школьном возрасте нередко встречается повышенная самооценка, эгоцентризмом, в связи с чем часто возникают ситуационные конфликтные переживания. Не найдя признания у сверстников, некоторые дети проявляют склонность к уходу в мир иллюзий, постепенно у них развивается и закрепляется чувство одиночества. Все это приводит к еще большей дисгармонии развития личности.
6. Особенности детей с задержкой психического развития.
Младенческий от рождения до 1 года:первые симптомы ЗПР могут проявиться в младенческом возрасте и иметь вид соматовегетативной реакции на различные вредности в возрасте от 0 до 1 года. Для этого уровня реагирования свойственны повышенная общая и вегетативная возбудимость с нарушениями сна.
Преддошкольный-от 1 до 3 лет: значительным проявлением задержки психического развития является очень низкий уровень активности во всех сферах и видах психической деятельности. Это наблюдается и в восприятии, и в мышлении, и в конструктивной деятельности, и даже в игре.О недостатках речи у многих детей с задержкой психического развития свидетельствует прежде всего запоздалое появление первых слов и первых фраз.
Дошкольный-от 3 до 7 лет: поведение этих детей соответствует более младшему возрасту: в старшем дошкольном возрасте они ведут себя как дети 4—5 лет, т.е. разница в 2—3 года. По сравнению с нормально развивающимися сверстниками они более зависимы от взрослого, менее активны, безынициативны, у них слабо выражены познавательные интересы, проявляющиеся в бесконечных вопросах нормально развивающихся дошкольников.
Младший школьный-от 7 до I2 лет;у младших школьников с задержкой психического развития внимание неустойчиво и неустойчивость внимания сочетается с повышенной отвлекаемостью. В характеристике эмоционально-волевой сферы необходимо выделить эмоциональную неустойчивость,
слабость усилий воли, несамостоятельность и внушаемость, личностную незрелость в целом.[6]
Подростковый-от I2 лет: с возрастом происходит заметное снижение чисто ситуативного эмоционального компонента эмпатии наряду с ростом сочувственно-действенного, что говорит о развитии у них более глубоких эмоционально-действенных отношений, позволяющих успешно формировать и поддерживать круг общения. Однако, по-прежнему проблемы в неумении строить продуктивные отношения с окружающими, низкая или неадекватно завышенная самооценка у детей с ЗПР может способствовать развитию негативных личностных отношений и антисоциальных тенденций в подростковом возрасте.
7. Особенности протекания психических процессов у детей с умственной отсталостью.
Младенческий от рождения до 1 года:у умственно отсталых детей с раннего возраста наблюдается снижение интереса к окружающему пространству, безразличие, общая патологическая инертность, что не исключает, однако, крикливости и раздражительности. У новорожденных малышей позднее в сравнении с нормально развивающимися детьми возникает «комплекс оживления» и потребность в эмоциональном общении со взрослыми. В дальнейшем у них не возникает интереса к игрушкам, подвешенным над кроваткой или находящимся в руках взрослого.
Преддошкольный-от 1 до 3 лет: полноценного ознакомления с предметным миром, что характерно для обычных детей, у них не происходит.
У умственно отсталых детей предметная деятельность практически не формируется. Некоторые из них не интересуются предметами, в том числе и игрушками. Наличие неадекватных действий– характерная черта умственно отсталого ребенка.
Дошкольный-от 3 до 7 лет:для умственно отсталых детей дошкольный возраст оказывается началом развития перцептивного действия. Пятый год жизни оказывается переломным в развитии восприятия умственно отсталого ребенка, впрочем, как и здорового. Дети уже могут делать выбор игрушки по образцу (по форме или величине). У некоторых детей имеются продвижения в развитии целостного восприятия. К концу дошкольного возраста более половины умственно отсталых детей достигают уровня развития восприятия, с которым нормальные дети начинают дошкольный возраст. У умственно отсталых детей наглядно-действенное мышление отличается отставанием в темпе развития.[7]
Младший школьный-от 7 до I2 лет: у умственно отсталых детей в дошкольном возрасте наблюдается крайне низкий уровень готовности к обучению в школе, слабое развитие познавательных интересов. Обязательно страдают предпосылки к какой-либо интеллектуальной деятельности. Внимание можно охарактеризовать недостаточной произвольностью и целенаправленностью, сужением объема, трудностью сосредоточения, а также переключения.
Ребенок становится встревоженным и замкнутым. Там, где только это возможно, предпочитает общаться жестами и мимикой.
Подростковый-от I2 лет:довольнобольшую трудность представляет собой воспитание у учащихся адекватной самооценки, так как большинство подростков с интеллектуальной недостаточностью проявляют склонность к завышенной самооценке.
8. Особенности психического развития детей, имеющих сложные дефекты.
Младенческий от рождения до 1 года:
Наблюдения за развитием маленьких детей с врожденной слепоглухотой и сохранными возможностями познавательного развития показывают большие возможности осязания и обоняния. Если не препятствовать развитию сохранной активности такого ребенка , то он способен уже в раннем детстве сделать вовремя первые шаги, узнавать близких ему людей по запаху.
Преддошкольный-от 1 до 3 лет: психическое развитие детей со сложным сенсорным нарушением опирается на сохранные интеллектуальные и сенсорные (обоняние, вибрационная и кинестетическая чувствительность) возможности и их совершенствование. Такой ребенок способен уже в раннем детстве совершенно свободно передвигаться по знакомому помещению, узнавать близких ему людей по запаху, характерным движениям и по ощупыванию ног и обуви, доставать понравившиеся ему предметы и игрушки и действовать с ним в соответствии с их назначением.
Дошкольный-от 3 до 7 лет: в развитии слепоглухого ребенка дошкольного возраста на ведущее место выступает формирование первых средств общения — жестов. Благодаря взрослому, ребенок постепенно усваивает очередность повседневных бытовых ситуаций (утренний туалет, завтрак, игры, обед, дневной сон, полдник, прогулка, ужин, вечерний туалет и подготовка ко сну и т. п.). Предмет или жест, изображающий действие с предметом, могут стать сигналом каждой такой значимой для ребенка бытовой ситуации.
Огромное значение для формирования правильных представлений об окружающем имеет для слепоглухого ребенка лепка, моделирование, рисование и игра.
Младший школьный-от 7 до I2 лет: Любой ребенок не может развиваться как личность, не овладев предметным миром, не научившись самостоятельно ориентироваться во времени и в окружающем пространстве, не владея навыками самообслуживания. В обучении детей со сложными нарушениями этот период может занять и дошкольный и школьный возраст ребенка.
Подростковый-от I2 лет:содержанием школьного обучения такого ребенка должна стать социально-бытовая ориентация в наиболее существенных сторонах повседневной жизни людей. Ребенок со сложным сенсорным нарушением может овладеть необходимыми навыками самообслуживания и домашнего труда, чтобы чувствовать себя независимым в бытовом отношении. Он может овладеть определенными трудовыми навыками для работы в специализированных инвалидных предприятиях или на дому. При определенных обстоятельствах (постоянной помощи и внимании со стороны семьи, педагогов, организации сопровождения) слепоглухой человек может продолжить свое образование после окончания школы в колледже или вузе и найти свое место в жизни среди хорошо подготовленных в профессиональном отношении людей.[2]
Заключение
Итак, в данной работе освещено понятие детей с ограниченными возможностями здоровья, определены их категории и изложены особенности протекания психических процессов в каждой из них.
В условиях современной России вопросам воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья придается первостепенное значение.
Для проведения качественной работы по социальной адаптации таких детей крайне важен особый подход к каждой категории в зависимости от вида и степени ограничения здоровья, возрастной группы детей.
Для этого и необходимо изучение психических особенностей детей с ОВЗ, определение специфических черт каждого такого ребенка с учетом того, какие органы и функции организма имеют поражения, как и в какой степени физические недостатки влияют на его психологическое состояние, что, в свою очередь, позволяет подобрать инструменты, формы работы с такими детьми.
Список использованных источников
Нормативный правовой акт
-
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35847) СПС КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_175495/