ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.05.2021

Просмотров: 439

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Функции, ЕД и уровни ЯЗ

Язык-объект изучения языкознания. Явл семиотич./знаковой системой; конкретн. этноса.

функции яз: базовые: коммуникативная, информационная, познавательная

дополнительные: управляющая, эмоциональная, поэтическая, называющая, метаязыковая

Единицы ЯЗ - элементы сист языка, кот образуют уровни языка. Выделяют материальные, имеющ. пост, звуковую оболочку единицы (звук, морфема (часть слова), слова (лексема), предложение, и др). относительно-материальные единицы- с переменной звуковую оболочкой, (модели строения слов, словосочетаний, предложений, и единицы значения (напр. семы)), составляющие смысловую (идеальную) сторону материальных/ относительно-материальных ед и вне этих единиц не существующие.

Материальные ед делятся на односторонние, не имеющие собственного значения (фонемы, слоги), и двусторонние, имеющие и звучание и значение.

Относительно-мат. ед. существуют в виде образцов, моделей/ схем построения слов, словосочетаний и предложений, обладают обобщенным конструктивным значением, воспроизводящимся во всех ед яз, образованных по данной модели. Ед яз мб простыми и сложными. Простые неделимы (фонема, морфема), сложные неделимы в пределах тех уровней языка, в кот они входят (напр, сложные и производные слова, предложения и т. д.).

Уровни языка -это подсистемы общей языковой системы, каждая из кот характеризуется совокупностью относительно однородных единиц и набором правил, регулирующих их использование и группировку в различные классы и подклассы.

Единицы

Раздел

Что изучает

звук

фонетика

акустико-физиологические свойства

фонема

фонология

фунциональные свойства звука

морфема

морфемика

изучает строение слова (из чего сост слово)

слово

лексикология

слово как часть словаря, его образование, форма

ФЕ /фразеологизм

фразеология

связанное сочетание

свободное сочетание

синтаксис

строение, граматические св-ва

простое предл

синтаксис

строение и граматич св-ва

сложное предл

синтаксис

изуч синтаксис сложного предложения


Уровень

Единицы

Примеры

Раздел

Синтаксический

Предложение

Без воды нет жизни

Синтаксис

Морфологический

Формы и классы слов

Воды, жизни

Морфология

Лексический

Лексемы

Вода, жизнь

Лексикология

Морфемный

Морфема

Вод -, жи-, знь.

Морфемика

Фонетический

Звуки и фонемы

В[٨]ды

Фонетика и фонология


2. Язык и речь

язык - объект изучения языкознания;

- знаковая система опред народа (сущ в словарях и справочниках) речь - воплощение языка; - говорение, протекающее во времени, конкр месте, в звуковой/ письменной форме.


в письменную форму облечён только ЛИТ ЯЗ.

язык = словарь + грамматика Речь-воплощение, реализация языка

различия языка и речи:

-Я орудие общения, Р вид общения производимый этим орудием

-Р вводит Я в контекст употребления (это отличает живой от мёртвого языка (лат))

-Р конкретна и неповторима, Я абстрактен

-Р актуальна (исп по конкретному поводу), Я потенциален (его всегда можно исполз)

-Р развёрнута во времени и реализуется в пространстве

-Я отвлечёт от понятия времени и пространства

-Р бесконечна (без конца можем продуцировать), Я конечен

-Р активна и динамична, а система пассивна и статична

-Р стремится к объединению слов в речевом потоке, а задача Я сохр их раздельность

-Р есть последовательность слов, а Я организует слова в иерархические отношения

-Р отражает опыт индивидуума, а Я фиксирует опыт коллектива

-Р обращена к определённой цели в отличии от языка

Ельмслев различает 4 аспекта: узус, акт речи, норму и схему.

Узус (обычай)-это принятое в данном коллективе употребление языковых средств. Узус осуществляется в акте речи, и акт речи совершается в соответствии с узусом. Акт речи и узус предполагают друг друга и не существуют раздельно. Из акта речи и узуса вырисовывается норма, она представляет собой некоторую абстракцию, обобщение правил, на основе которых совершается узус. Наконец, схема — это чистая структура отношений, аналогичная правилам игры, например, правилам движения шахматных фигур


3. язык и мышление. нейролингвистические механизмы мышления

нейрофизиология - наука об устройстве и деятельности мозга человека

Важнейшие открытия сделаны в 19-м в. фр. хирург Поль Брока открыл зону мозга, отвечающую, за производство речи => ученые показали, что этот центр отвечает за письмо и устный счет. Этот центр, нах в левой височной доле мозга, назвали «центр Брока».

Нем. врач Карл Вернике опубликовал монографию, в кот описал открытый им центр понимания речи-височно-теменную зону левого полушария, кот стала наз «зона Вернике». Таким образом, было установлено, что за порождение речи и ее восприятие отвечают разные мозговые механизмы.

Амер. ученые Пенфилд и Роберте нашли еще одну речевую зону мозга в теменной части и управляющую речевыми органами чел (языком, губами, движением челюстей, глоткой), и движениями конечностей чел-руками, ногами, пальцами, мимикой + регулирует голос.

Инструментальное воздействие в условиях эксперимента на любую из этих 3 зон показывает, что они имеют равное значение для функционирования речи: при «вмешательстве» в любую из них возникают одинаковые искажения речи.

В норме речевые функции локализованы в левом полушарии головного мозга.

Передние лобные отделы -построение фраз и текста, связывание звуков в слоги, морфем в слова, слов в предложения, предложений в текст; В задних отд происх приём, переработка, хранение инф. Височные отд. левого полушария обеспеч. восприятие речи; задние лобные отд левого пол. за построение речи.


значим исследуемый феномен функциональной асимметрии полушарий.

!Левое полушарие организует аналитическое абстрактное мышление, управляет логикой и речью. Правое осуществляет наглядное, образное, конкретно-чувственное отражение действ-ти, ориентацию в пространстве, проявление интуиции

!Информация- и предметная и языковая-поступает сначала в правое полушарие, кот явл более помехоустойчивым. В сознании возникает некая целостная картина. Если этого мало, инф перебрасывается в левое полушарие, где она аналитически расчленяется и дифференцируется; затем инф снова возвращается в правое полушарие и сопоставляется с правополушарным образом; если надо, она вновь будет отправлена на доработку. Так осущ понимание и осмысление инф

Одновременно воспринимать инф на слух и зрительную вполне возможно. Но воспринимать 2 потока словесной информации не удается. (эксп с наушн+визуалн инф)


4. происхождение языков: генеалогическое дерево языков

Историческое языкознание возникло под влиянием географических открытий, знакомства с новыми этносами. Все языковые данные стекались в Европейские столицы. В 18 нач 19 в произошло знакомство европейских учёных с древнеиндийским лит яз- Санскритом. Этот яз для Европы оказался очень близким.

В 18в. обнаружили совпадений слов и форм в языках носителей кот долго не контактировали, это привело к выводу о том, что языки имели один праязык.

Койне́ -тип языка, исп в качестве основного ср-ва повседневного общения в разл сферах и соц группах; яз в устной форме (разг. ф (просторечия)),на кот общаются все жители России.

высшая форма языка - лит яз. нагрузка на лит яз была разной в разное время.

Есть неск. теорий происх лит-го языка:

1. академик Шахматов: в основе лит. яз. лежал Болгарский лит яз (Старославянский язык). Представленный на Руси как церковный язык. появился на Руси после крещения Руси. Старославянский яз. кот существовал под влиянием диалектных форм

2. обнорский и Якуборский: в основе Древнерусский язык, кот возник независимо от старослав. языка, на основе говоров. Он сущ. параллельно с церковным.

3. академик Виноградов: на Руси 12-13 вв существовало три типа письменного языка:

  • церковно-славянский язык (кот появ с крещением руси)

  • средний, светско-литературный (древнерусский язык; вся древняя лит-ра)

  • письменный, деловой яз (письм. речь нах под влиянием фольклора, диалектной речи)

с 17 в великорусская народность преобразуется в письменную нацию; до 17 века на Руси сущ. двуязычие, те древнерусский яз cуществовал параллельно старо-славянскому языку. с 17 в появл единая лит форма, на базе культивированной народной речи.

Учение о трёх сти́лях — классификация стилей в риторике и поэтике, различающая три стиля: высокий, средний и низкий (простой). Ломоносов исп учение о 3 ст для построения стилистической системы рус яз и рус лит. Три «стиля» по Ломоносову:


Высокий - высокий, торжественный. Жанры: ода, героические поэмы, трагедии.

Средний - элегии, драмы, сатиры, эклоги, дружеские сочинения.

Низкий - комедии, письма, песни, басни.

18 борьба за единые нормы лит-го языка. Этот процесс завершает Пушкин.

С Пушкина начинается современный лит язык.

две хронологические классификации совр яз:

1. со времён Пушкина (демократизировал язык; написал произведения народным языком)

2. нач с 20 века 30х гг

В основе совр лит РЯ лежит московский говор, говор изолированного типа, кот не поддерживался ближайшими территориями (предел садового кольца);

в России произошло территориальное формирование языка (в Лондоне статусное)

диалекты: северный, южный, средне-великорусские

питерская норма как пишу, так и произношу.

Языковые макрогруппы

Афрозийская

Кавказская

Индоевропейская

Уральская

Алтайская

Кит-тибетск.

семитские: (иврит, арабский, эфиопский)


египетский


берберский

северокавказские:

абхазо-адыгейская группа (абхазский, адыгейский, кабардино-черкесский)

нахско-дагестанская группа (чеченский, ингушский, дагестанские языки (ок. 30 языков, самый распр. - аварский))

южнокавказские: грузинский

анатолийская (др яз Малой Азии)

индоарийская (древний введийский, санскрит, урду (Пакистан), хинди, бенгали, непали, парья

иранская (осетинский, персидский (фарси), скифский, афганский (пушту, дари), таджикский, курдский)

армянский язык

албанский язык

греческая (византийский, греч)

романская (ит, румынский, молдавский, латынь, франц, испанский, португ, эсперанто)

кельтская (галльский, бретонский, уэльский, ирландский, шотландский, кельтский (Испания))

германская

-вост-германская (готский)

-западно-гер (нем, англ, идиш, голанский, африкаанс)

-северо-гер (скандинавские: датский, шведский, норвежский)

балтийская (прусский, литовский, латышский) славянские

финно-угорская группа (финский, эстонский, кожи-германский, мордовский, марийский, венгерский)

тюркские языки (чувашский, турецкий, азербайджанский, туркменский, татарский, казахский, башкирский, киргизский, узбекский, якутский), японский, монгольский, бурятский, корейский, тунгусо-маньчжурский

кит. (с большим числом диалектов), бирманский, тибетский









Генеалогическое древо славянских языков:

5
. место русского яз среди др языков: генеалог дерево

РЯ - один из восточнославянских языков. один из наиболее распр яз мира, явл средством межнац общения народов СССР.

РЯ выделился в14-15в из распавшегося древнерус яз, от кот происх и укр и белорусский яз.

Отличие РЯ от укр и белорусского языков заключается в специфических особенностях его системы, главным образом в фонетике и морфологии.


В фонетике напр, взрывное или фрикативное «г» при фарингальном h в украинском и белорусском языках (рус. «город» или «γород», укр. «hород», белорус. «hорад») и др.

В морфологии напр отсутствие особой звательной формы при наличии её в украинском и белорусском (рус. «брат!», «сын!»; укр. «брате!», «сынку!»; белорус. «браце!»).

Диалекты и говоры РЯ объединяют в наречия- северное (оканье) и южное (аканья), сочетание северных и южных особенностей отражено в средне-великорусских говорах.

В 16-17в в Москве, оказавшейся на границе северно- и южновеликорусских наречий, складывается койне́, впитавшее в себя их общие особенности и постепенно становящееся образцовым. В Московской Руси развивалась оригинальная и переводная лит-ра разных жанров, но единого лит яз ещё не было. От древнерусской эпохи было унаследовано лит двуязычие: сосуществовал церковнославянский яз русского извода и русский лит яз с народной речевой основой, между кот возникали различные переходные типы.

!С 17 в. великорусская народность преобразуется в русскую нацию со своим национальным яз. =>устраняется лит двуязычие, создаются единые лит нормы, прекращается диалектное дробление, происх воздействие лит яз на местные говоры и постепенное вытеснение их из речевой сферы. Церковнославянский яз сохр как яз церкви

Переломный этап 18 в.-период бурного развития пром., переустройства гос-ва, подъёма науки и лит, стало заметно западноевропейское (особенно франц) языковое влияние.

В нач 19в различные языковые течения сошлись в творчестве Пушкина в единую систему, основой кот была литературно обработанная русская народная речь.

Возникли две разновидности лит яз-письменная и разговорная, кодификация лит норм, обогатились языковые стили. Рус лит яз стал средством общения, для всех сфер жизни.

Огромный вклад в обогащение лит яз внесли классики русской лит 19-20 вв., со 2‑ой пол 19 в. на его развитие оказывают общественные деятели, люди науки, культуры.

В 18-19в многие старославянские слова /их варианты исп как стилистическое средство.

Большое влияние оказал язык сочинений Ленина, Октябрьская рев 1917 и последовавшие за ней культурная и НТР: обновился, обогатился словарный запас, развились новые стилистические средства, усилилась общая демократизация лит яз.

Распространение лит яз среди населения, протекавшее в 19 нач 20 в, расширилось в советскую эпоху после введения всеобщего обязательного обучения, ликвидации неграмотности, приобщения к культуре трудящихся масс.

К 2пол 20в. архаических диалектов почти не осталось. Большая часть носителей местных говоров или владеет полудиалектной речью или говорит почти на правильном лит яз. Полудиалекты, городские просторечия - исчезают с повышением массовой культуры речи.

Кроме лит яз, местных говоров, внелит просторечия, в русском национальном языке имеются также разного рода профессиональные и соц-возрастные жаргоны (морское ‘компа́c’, молодёжн ‘предки’) характерна быстрая смена «модных» слов и выражений.