ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.05.2021

Просмотров: 444

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-закон аналогии (стимулятор подрыва традиционности); проявляется во внутреннем преодолении языковых аномалий, кот осуществляется в результате уподобления одной формы языкового выражения другой. Особенно подвержен действию разговорный язык, тогда как лит-ый более опирается на традицию (тк он более консервативен).

На фонетическом уровне закон аналогии проявляется, напр, в случае, когда вместо исторически ожидаемого звука в словоформе появляется другой, по аналогии с другими формами. Напр звезда - звёзды (из звезда - звезды) по аналогии с формами весна - вёсны.

-закон экономии (или закон «наименьшего усилия»), особенно активно ориентированный на ускорение темпов в жизни общества; обнаруживается на разных уровнях языковой системы - в лексике, словообразовании, морфологии, синтаксисе. Напр, в морфологии: пять грузин вместо грузинов; полкило апельсин, мандарин вместо апельсинов, мандаринов

-законы противоречий (антиномии) свойственны самому языку как феномену, без них немыслимы к-л изменения. В борьбе противоположностей проявляется саморазвитие языка

Обычно выделяют 5-6 основных антиномий:

1) антиномия говорящего и слушающего; 2) узуса и возможностей языковой системы;

3) кода и текста; 4) обусловленная асимметричностью языкового знака; 5) антиномия 2х функций яз-информац-ной и экспрессивной, антиномия 2х форм языка-письменной, устной.

1 Антиномия говорящего и слушающего создается в результате различия в интересах вступающих в контакт собеседников (или читателя и автора): говорящий заинтересован в том, чтобы упростить сократить высказывание, а слушающий - упростить и облегчить восприятие и понимание высказывания.

2 Антиномия кода и текста - противоречие между набором языковых единиц (код - сумма фонем, морфем, слов, синтаксических ед) и их употреблением в связной речи (текст).

3 Антиномия узуса и возможностей языка (по-другому- системы и нормы) возможности языка (системы) значительно шире, чем принятое в лит яз употребление яз знаков;

4 Антиномия, вызванная асимметричностью языкового знака означаемое и означающее всегда нах в сост конфликта: означаемое/ значение стремится к приобретению новых, более точных средств выражения, а означающее - расширить круг своих значений, приобрести new значения. (напр история «чернил» чернь, черный - чернила).

5) антиномия устной и письменной формы языка. В наст время в связи с возрастающей ролью спонтанного общения и ослаблением рамок официального публичного общения, в связи с ослаблением цензуры, самоцензуры изменилось само функционирование РЯ.

К внешним факторам, участвующим в накоплении языком элементов new качества, мб отнесены следующие: изменение круга носителей языка, распространение просвещения, территориальные перемещения народа, создание new государственности, развитие науки, техники, международные контакты и др. Сюда же включается фактор активного действия СМИ (печать, радио, тв), а также фактор социально-психологической перестройки личности в условиях новой гос-ти и степени адаптации её к new условиям.



10. орфоэпия как раздел языкознания. Законы произношения гласных и согл звуков

Орфоэпия - совокупность норм лит языка, связанных со звуковым оформлением значимых единиц: морфем, слов, предложений.

Орфоэпия -раздел языкознания, изучающий функционирование норм и вырабатывающий орфоэпические правила.

В орфоэпию включают все произносительные нормы литературного языка. К орфоэпии относится вариантность звуковой реализации одних и тех же фонем и вариантность фонемного состава одних и тех же морфем при отсутствии позиционных различий (висна – вэсна, булочная – булошная); отмечает место ударения в слове (клАдбище – кладбИще, твОрог – творОг); рассматривает социально значимые произносительные варианты, т.е. те, которые типичны для разных групп людей.

ОРФ- совокупность норм лит яз, связанных со звуковым оформлением значимых ед: морфем, слов, предложений. Среди таких норм: произносительные, ударения и интонации.

некоторые особенности:

1)в современном русском лит языке присутствует иканье, т.е. совпадение в первом предударном слоге после мягких согласных всех гласных фонем(пилы – пила, рэк – рика, нос – нису).Так же есть эканье - совпадение в той же позиции в звуке э с призвуком и гласных фонем неверхнего подъёма (река, нису, петак).

2)на месте ‘а’ после ‘ш, ж, ц’ в первом предударном слоге произносится твердая ‘а’: шаги

3)на месте заударного ‘ы’ в неконечном и конечном закрытом слоге произносится ‘ъ’: опыты, вымыл. Стал возможен ‘ъ’ в предударных слогах, кроме 1го предударного: выходить.

4)на месте редуцированного ‘у’ встречается произношение ‘ъ’ после твердого согласного: губернатор, суматоха, кувыркаться, замужем.

5)возможны ‘о’, ‘э’, безударный ‘а’ после мягких согл и звуков, воплощающих ‘j’: ясней.

звуковые законы (в том ч и законы произношения) - регулярно осуществляющиеся в современном русском лит яз звуковые фонетические изменения.

1 закон редукции гласных - в безударных гласных происх редукция

2 закон оглушения согласных - звонкие согл в конце оглуш (друг(к))

3 закон ассимиляции согласных по звонкости-глухости глух согл - глух согл; зв-зв; (ла(фк)а)

4 закон ассимиляции согласных по твёрдости-мягкости:

а) твёрдые зубные звуки заменяются мягкими (пе(н’c’)ия)

б) перед мягкими [ч’] [ш:‘] заменяются на мягкие (сме(н’ш:’)ик)

в) звук «м» перед мягким «м» смягчается (га(м’м’)а)


11. Понятие о социофонетике. Стили произношения.

Социофонетика - область социолингвистики, кот решает след вопр: насколько распространены слова, в каких соц группах они преобладают, как относятся к произношению данного варианта люди различного возраста и образования.

важным социолингвистическим фактором явл престижность употребления той /иной формы и варианты произношения. Современная социофонетика установила, что на произносительные нормы воздействуют факторы:


место жительства (помогает установить место жительства чел в детстве по речевым привычкам, кот ему свойственны. у людей из деревень диалектные черты: «х», оканье);

возраст говорящего (произношение звука «ж:’» долгого и мягкого в словах можжевельник, вожжи, дрожжи - у представителей старшего поколения);

соц положение говорящего (у горняков слово «добЫча» произносится как «дОбыча»);

образование (чем выше уровень образования, тем больше традиционных вариантов);

семейное влияние (речь родителей влияет на речь детей в дошкольном и школьном возрасте, дети повторяют особенности интонации, диалектные /просторечные отклонения)

влияние СМИ (сейчас обращает на себя внимание негативная роль СМИ в формировании языковой культуры. Усиливается воздействие речи журналистов-комментаторов на слушающих. Они сами озвучивают свой текст не подозревая, что в нём могут быть ошибки).

В разных ситуациях люди по разному произносят слова. В быту не следят за произношением, а во время выступления стараются говорить медленно, отчетливо => существуют 2 стиля произношения: полное и неполное.

В полном стиле у сова проявляется его идеальный фонетический состав.

В неполном стиле сущ еще большее количество вариантов.

Cущ 3 произносительных стиля в пределах лит яз: выскоий, нейтральный, сниженный.

Нейтральный - речь в нормальной, обычной обстановке, в среднем темпе, при спокойном состоянии говорящего; говорящий не ставит перед собой доп задач (подчеркнуть ч-л).

Высокий исп в торжественных случаях, в ораторской речи, при декламации художественных произведений. Это замедленный темп речи, тщательное проговаривание.

Сниженный - небрежная, быстрая речь. Произношения происходит качественная редукция гласных звуков и редукция целых сочетаний звуков: про«въл»ка, здра«с’т’ь».

Стили исторически связаны между собой. Напр, произношение коне’чн’о, ску’чн’о возникло высоком стиле, но со временем стало оцениваться как просторечное явление.


12. Акцентология как часть орфоэпии

Акцентология-раздел языкознания изучающий закономерности ударения.

У ударения есть несколько особенностей:

разноместность те свободное, место не закреплено за определенным слогом. МБ на 1ом слоге: ветер, город; на втором: природа, хороший; на третьем: молодой, крановщик, хорошо; на четвертом: мировоззрение, преподаватель. Разноместность часто явл средством различения слов: Атлас и атлАс, хлОпок и хлопОк, зАмок и замОк.

подвижность те способность менять место при изменении формы слова.

Выделяют прогрессивное и регрессивное ударение.

Прогрессивное – это движение от начальных слогов к конечным: пОвести – повестЕй

Регрессивная – от конца слова к его началу: доскА – дОски, средА – срЕды.

Неподвижное – во всех формах на одном слоге: стопА-стопЫ


Русское ударение подвержено временным изменениям. Многие слова имеют акцентологические варианты. 1е – равноправные, которые в одинаковой степени нормативны и в орфоэпическом словаре даются с союзом «и»: металлУргия и металлургИя, пЕтля и петлЯ. 2е – один вариант основной, другой – допустимый: индустриЯ и доп. индУстрия, козырнОй и доп. козЫрный. 3е –один из вариантов находится за пределами литературной нормы: звонИт и не рек. звОнит, звАло и не рек. звалО.


13. Понятие о функциональных стилях речи

Функ стиль- это тип лит яз, обслуживающий опред сферу чел деят-ти; тесно связанный с содержанием, целями и задачами коммуникации, отличающийся принципами отбора, сочетания и функционирования языковых ед.

классификация функц стилей: официально-деловой стиль; научный; публицистический; художественный; религиозно-проповеднический; рекламный; разговорно-бытовой

Для выделения стилей выделено 3 функции языка:

1) сообщение (деловой и научный стиль), 2) общение (обиходно бытовой стиль),

3) воздействие (публицистический, художественно – литературный).

Кожина Маргарита в 1968 разрабатывает концепцию функциональных стилей речи. В основе классификации -форма общественного сознания (наука, политика, право, искусство)

Схема описания функциональных стилей:

1) Экстралингвистические факторы -внеязыковые, относящиеся к реальной действит-ти факторы, то, что окружает язык: форма общественного сознания кот обслуживает данный тип речи; форма стиля (общение, сообщение, воздействие); форма мысли (конкретный, обощенно-абстрактный); адресант и адресат (обобщенный и конкретный).

2) Стилеобразующие факторы: жанровость, стандарт или экспрессия, точность (невозможность истолкования или наоборот), стилевая окраска (долженствование, приказ), наличие или отсутствие реквизитов(время, место, адрес).

3) Собственно – лингвистические факторы (лексические факторы, морфологические, синтаксические особенности).


14. Разговорный стиль речи: экстралингвистические, стилеобразующие, лингв особ.

Экстралингвистические факторы:

Этот стиль нужен для бытового общения.

Неофициальность и непринужденность, неподготовленность, преобладание устной формы, характер мышления конкретный.

адресат и адресант- конкретный

цель - неофиц общение

Функциякоммуникативная (общение).

Форма общения диалог.

Жанры: дружеская беседа, частный разговор, бытовой рассказ, спор, записки, письма.

Стилевые черты: непринуждённость, эмоциональность, оценочность, чувственный хар-ер речи, жесты и мимика, неполнота действий, обращение к образам, а не понятиям.

Лингвистич параметры:

Лексика: разговорно-лит (зачетка, заочник); разговорно-бытовая (жадничать); бытовое просторечие (братан); разговорно-профессиональная (запаска)

употребление просторечных, сниженных слов, наличие окказиональных слов, жаргон.


ограниченные в употреблении слова: грубопросторечные (башка, рожа)

Словообразование суффиксальное, повторы слов.

Морфология: личные глаголы, мало кратких прилагательные, простая фома сравнительной степени и сложная превосходной (лучше, самый хороший)

Синтаксис: много информации, эллиптичность, сочинительная связь, изобилие вводных слов и междометий, избыточность речи.


15. Научный стиль речи и официально-деловой стиль речи

! Научный стиль речи бывает: научный, научно – популярный, научно – технический.

Сфера деятельности – наука.

Цель - исследовательская и информационная (раскрытие научных явлений)

Функция - информативная и когнитивная.

Характер мышления - общественно – абстрактный.

Адресат - обобщенный адресант - конкретный (скрывается за обобщением «мы»)

Стилевые черты: обобщенный характер, логичность, объективность, точность изложения, жанровость выражена слабо, научная тематика..

Лингвистические параметры: метофоризация со стертой образностью; терминология; абстрактная лексика; много имен, прилагательных; авторское МЫ вместо Я; множественное число используется там, где в нейтральном стиле его нет (ГЛИНЫ, ШУМЫ); Существительное на ЕНИЕ (глагол + существительное вместо глагола).

Синтаксис: причинно-следственные конструкции; простое предложение со значением причины; нейтрализация временных отношений; структура с семантикой выделения (много вводных слов); обороты (по мнению, как сказал); неопределенно-личные, пассивные конструкции; цепочки родительного падежа; прямой порядок слов.

Тенденции: стирание резких отличий в текстах разных наук, лаконизм, увеличение клеше. В научно-популярном появляется доступность, эмоции, и функция воздействия.

Такие слова, как классификация, валентность, буря, горение, романтизм.

Жанры: статья, отзыв, рецензия, аннотация, реферат, диссертация, учебник, словарь, научный доклад, лекция.

! Официально-деловой стиль речи бывает: административный (канцелярский), юридический, дипломатический.

Сфера - право. Тип мышления - обобщенно абстрактный.

Адресант и адресат – обобщенный (1-государство; 2-общество).

Цель - выражение предписаний гос-ва, органа власти, констатация статуса

Функция - сообщение.

Жанры: закон, указ, постановление, заявление, служебная записка, доверенность и др.

Жанровость ярко выражена.

Стилевые черты: стандартизированность; точность, невозможность истолкования; стилевая окраска – долженствование; наличие реквизитов; неличный характер текста; именной характер речи, стандартность, отсутствие эмоциональности и оценочности.

Лингвистические параметры: лексика (терминология, слова и обороты со стилевой окраской, отсутствие эмоциональности, архаизмы (ибо));

морфология (сущ с названием должности, сущ называющие лиц по функциональному признаку – клиент, пассажир, квартиросъемщик, замена глаг на отглаг сущ с суфф. ЕНИЕ);