Файл: Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю) 34 рабочих недели.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю) 34 рабочих недели.


Требования к уровню подготовки учащихся

по курсу «Изобразительное искусство» к концу четвёртого года обучения
К концу учебного года учащиеся должны уметь:

  • рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства (содержание, ху­дожественная форма), определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искус­ства;

  • чувствовать и передавать красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действи­тельности и в изображении;

  • выполнять изображения отдельных предметов (шар, куб) с использованием фронтальной и угловой перспективы;

  • передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень;

  • использовать различную штриховку для выявления объема, формы изображаемых объек­тов;

  • анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения, особенности цвета,



Планируемые результаты изучения курса :

Личностные результаты.

Обучающиеся научатся:

· положительно относится к урокам изобразительного искусства.

Учащиеся получат возможность для формирования:

· познавательной мотивации к изобразительному искусству;

· чувства уважения к народным художественным традициям России;

· внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям

искусства;

· эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.
Метапредметные результаты.

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметнымисвязями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.

Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.


Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД.

Учащиеся научатся:

· адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;

· выполнять работу по заданной инструкции;

· использовать изученные приѐмы работы красками;

· осуществлять пошаговый

контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;

· вносить коррективы в свою работу;

· понимать цель выполняемых действий,

· адекватно оценивать правильность выполнения задания;

· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

· решать творческую задачу, используя известные средства;

· включаться в самостоятельную творческую деятельность

(изобразительную, декоративную и конструктивную).

Познавательные УУД.

Учащиеся научатся:

· «читать» условные знаки, данные в учебнике;

· находить нужную информацию в словарях учебника;

· вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;

· различать цвета и их оттенки,

· соотносить объекты дизайна с определѐнной геометрической формой.

Учащиеся получат возможность научиться:

· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;

· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;

· характеризовать персонажей произведения искусства;

· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;

· конструировать объекты дизайна.

Коммуникативные УУД.

Учащиеся научатся:

· отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

· комментировать последовательность действий;

· выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;



· участвовать в коллективном обсуждении;

· выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.

· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;

· быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и

взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством

учителя).

Содержание учебного предмета

«Изобразительное искусство»

4 класс (34 ч)

Учебно-тематический план.




Название

Количество часов

1

Рисование с натуры (рисунок, живопись)

12

2

Рисование на темы

7

3

Декоративная работа

7

4

Лепка

2

5

Аппликация

2

6

Беседы об изобразительном искусстве

4



Рисование с натуры (8 ч)

Конструктивноерисование с натуры гипсовых моделей геометрических тел, отдельных предметов, а также группы предметов (натюрморт) с использованием основ перспективного построения (фронтальная и угловая перспектива). Передача освещения предметов графическими и живописнымисредствами. Наброски фигуры человека. Быстрые живописные этюды предметов, цветов, чучел зверей и птиц.

Рисование на темы, по памяти и представлению (14 ч)

Совершенствование умений отражать в тематических рисунках явления действительности. Изучение композиционных закономерностей. Средства художественной выразительности: выделение композиционного центра, передача светотени, использование тоновых и цветовых контрастов, поиски гармоничного сочетания цветов, применение закономерностей линейной и воздушной перспективы и др. Изображение пейзажа в различных состоянияхдня и времени года, сюжетных композиций на темы окружающей действительности, истории, иллюстрирование литературных произведений.


Декоративная работа (8 ч)

Народное и современное декоративно-прикладное искусство: народная художественная резьба по дереву (рельефная резьба в украшении предметов быта); русский пряник; произведения художественной лаковой миниатюры из Палеха на темы сказок; примеры росписи Русского Севера в оформлении предметов быта (шкафы, перегородки, прялки и т. д.). Дизайн среды и графический дизайн. Выполнение эскизов предметов с использованиеморнаментальной и сюжетно-декоративной композиции. Разработка эскизов мозаичного панно, сказочного стульчика, памятного кубка, праздничной открытки.

Лепка (2 ч)

Лепка фигурных сосудов по мотивам посуды

Лепка героев русских народных сказок.

Беседы (3 ч)

Темы бесед: «Ландшафтная архитектура», «Утро, день, вечер. Иллюзия света», «Литература, музыка, театр». Остальные беседы проводятся в процессе занятий.
Рекомендуемые произведения

Алексеев Г. В мастерской А. Г. Венецианова.

Алексеев Ф. Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости; Вид

на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской

улицы в Москве.

Анохин Н. В старом доме.

Арчимбольдо Д. Весна; Лето.

Бенуа А. Баба-Яга.

Билибин И. Иллюстрации к сказкам.

Борисов-Мусатов В. Автопортрет с сестрой; Дама в голубом.

Браз И. Портрет писателя А. П. Чехова.

Брейгель Я. Цветы; Букет; Цветы в вазе.

Брюллов К. Автопортрет; Портрет И. А. Крылова (2 варианта).

Бучкин П. Углич. Первый снег.

Ван Гог В. Автопортрет.

Васнецов В. Три царевны подземного царства; Ковѐр-самолѐт; Портрет А. И.

Куинджи; Баба-Яга.

Венецианов А. Автопортрет.

Верещагин В. Двери Тамерлана; Богатый киргизскийохотник с соколом;

Пальмы; Всадник-воин в Джайпуре; Мавзолей Тадж-Махал в Агре; Японский нищий; Близ Георгиевского монастыря. Крым; Вечер на озере

Веселов С. Тарелочка с портретом С.Юзикова.

Врубель М. Сирень.

Вучетич Е. Памятник воину-освободителю в Трептов-парке в Берлине;

Скульптура «Родина-мать зовѐт» на Мамаевом кургане в Волгограде.

Герасимов А. Розы; Портрет балерины О. В. Лепешинской.

Герасимов С. Автопортрет.

Головин А. Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова.

Голубкина А. Л. Н. Толстой.

Горбатов К. Новгород. Пристань.

Грабарь И. Автопортрет.

Дали С. Лицо Мэй Уэст (в качестве сюрреалистической комнаты).

Дега Э. Балерина на сцене; Репетиция на сцене; Маленькая четырѐхлетняя


танцовщица; Голубые танцовщицы; Звезда.

Дейнека А. Раздолье.

Дюрер А. Автопортрет (4 варианта); Портрет Луки Лейденского.

Жуковский С. Весенние лучи; Кусково. Малиновая гостиная. Иллюстрации

к детским книгам Ю. Васнецова, О. Васильева и Э. Булатова, В. Конашевича,

Н. Кочергина, Г. Нарбута, М. Петрова, А.Савченко, В.Сутеева.Кальф В. Натюрморт (3 варианта).Каналетто. Вид канала напротив собора св. Марка; Большой канал.

Кандинский В. Москва; Москва. Зубовский бульвар.

Карев А. Натюрморт с балалайкой.

Кипренский О. Портрет Е. И. Чаплица; Портрет А. С. Пушкина; Портрет И.А. Крылова.Класс П. Завтрак с ветчиной; Трубки и жаровня.

Коровин К. Натюрморт. Цветы и фрукты; В мастерской художника.

Крамской И. Портрет Н. А. Некрасова; Н. А. Некрасов в период «Последних песен».

Куинджи А. Эффект заката; Солнечные пятна на инее;Эльбрус. Лунная ночь.

Куликов И. Зимним вечером.

Кустодиев Б. Автопортрет; Портрет Фѐдора Шаляпина.

Леменн Г. Ваза с цветами.

Лентулов А. Москва.

Леонардо да Винчи. Автопортрет.

Лермонтов М. Кавказский вид с саклей.

Майр И. Вид парка в Царском Селе.

Маковский К. В мастерской художника

Машков И. Снедь московская. Хлебы; Вид Москвы. Мясницкий район;

Москва. Вид с крыши на Красные ворота.

Мидер Д. Английский парк в Петергофе. Вид с большим берѐзовым мостом

Моне К. Автопортрет в мастерской; Руанскийсобор. Портал и башня

Альбане, рассвет; Руанский собор. Портал, гармония в голубых тонах;

Руанский собор. Портал, середина дня; Гуанский собор. Гармония в голубых

и золотистых тонах, яркое солнце; Залив Сены возле Живерни во время

заката; Залив Сены возле Живерни во время тумана; Стога в конце лета.

Утренний эффект; Стога; Тополя; Тополя на берегу реки Эпт; Тополя на

берегу реки Эпт, вид со стороны болота; Тополя на берегу реки Эпт, закат.

Мочальский М. Псков.

Мясоедов Г. Портрет русского шахматиста А. Д. Петрова.

Орловский А. Автопортрет.

Петров-Водкин К. Натюрморт с яблоками.

Петровичев П. Ростов Ярославский.

Поленов В. Московский дворик.Поликлет. Дорифор. Произведения декоративно

-прикладного творчества.

Рафаэль Санти. Афинская школа.

Рембрандт. Автопортрет с Саскией на коленях;Автопортрет (3 варианта).

Ренуар О. Портрет актрисы Жанны Самари.

Репин И. Л. Н. Толстой на отдыхе; М. И. Глинка в период сочинения оперы