Файл: Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю) 34 рабочих недели.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


«Руслан и Людмила»; Садко.

Рерих Н. Заморские гости. Рисунки писателей: Н. Гоголя, М

Лермонтова, А. Пушкина, Т. Шевченко.Сапунов Н. Вазы, цветы и фрукты.

Сарьян М. Автопортрет; Философический портрет «Три возраста».

Сезанн П. Дома в Провансе; Гора Сент-Виктор возле Гардана.

Серебрякова З. За туалетом. Автопортрет.

Серов В. Автопортрет.

Сидоров В. За грибами.

Снейдерс Ф. Фруктовая лавка; Фрукты в чаше на красной скатерти.

Стожаров В. Лѐн.

Сурбаран Ф. Натюрморт.

Суриков В. Зубовский бульвар зимой; Вид Москвы.

Ткачѐвы А. и С. Автопортрет.

Толстой Ф. Букет цветов, бабочка и птичка; В комнатах.

Тропинин В. Автопортрет с палитрой и кистями на фоне окна с видом на

Кремль; Портрет А. С. Пушкина.

Ульянов Н. Народный артист СССР К. С. Станиславский за работой.

Федотов П. Автопортрет.Хеда В. Ветчина и серебряная посуда.

Хруцкий И. Цветы и плоды; В комнатах.

Церетели З. Синяя ваза с жѐлтыми розами.

Шарден Ж. Б. Графин; Натюрморт; Стакан воды и кофейник; Атрибуты искусств; Портрет Августа Габриэля Годефроя.

Шварц В. Рисунок.

Щедрин С. Вид большого пруда в Царскосельском парке.

Эшер М. Выставка гравюр; ГородЮон К. Раскрытое окно; Голубой куст.

Яблонская Т. Утро











№ п/п

Тема урока

(этап проектной илиисследовательской

деятельности)

Кол-во часов

Тип

урока

Элементы

содержания

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Видконтроля.

Измерители

Д/з

Дата проведения

Примечание

1

Рисование на тему «Летний пейзаж». Фронтальная и угловая перспектива

1

Комбинированный

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственногозамысла в рисунке.Участие в обсуждении содержания и выразительныхсредств произведенийизобразительного искусства

Сформулироватьпонятия «фронтальная перспектива» и «угловая перспектива», «точка схода», «линия горизонта».

Самостоятельнорисовать на тему; различатьосновные и составные, теплые и холодные цвета; использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага); применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению)

Беседа.

Практическая работа

Дорисовать







2

Изучаем азбукуизобразительного искусства. Рисование с на­туры сквореч­ника

1

Комбинированный

Овладение навыкамиштриховки различной толщины и силы на­жима. Первичные навыки рисования с натуры, по памяти. Передача настроения в творче­ской работе с помощью цвета, тона, композиции. Опреде­ление формы, конст­рукции. Выявление размеров частей

Дать определение штриховка

рисовать с натуры скворечник, используя технику штриховки; исполь­зовать художественные материалы; различать основные и составные, теп­лые и холодные цвета; применять ос­новные средства художественной выразительности в рисунке

Беседа.

Практическая работа

Отработать навык штриховки







3

Рисование с натуры цилиндра

1

Комби­ниро­ванный

Определение формы, конструкции. Выяв­ление размеров час­тей. Овладение навы­ками штриховки раз­личной толщины и силы нажима

Охарактеризовать последовательность рисования цилиндра; понятия «свет», «тень», «по­лутень», «рефлекс», «блик», «падающая тень».

рисовать с натуры цилиндр, используя технику штриховки; назы­вать картины художников, где ярко видны оттенки светотени; рассматри­вать натюрморты Ж. Б. С. Шардена и И. Т. Хруцкого и определять на изображенных предметах светотени; использовать различную штриховку для выявления объема; использовать закономерности фронтальной и угловой перспективы

Беседа. Практическая работа

Отработать навык штриховки







4

Рисование по памяти «Бабочка над цветком»

1

Комбинированный

Использование раз-

личных, художественных материалов(гуашь, акварель, карандаш). Выполнениекомпозиционногоцентра: расположение группы предметов на плоскости листа бумаги

Сформулироватьпонятия «симметричные фигуры», «ось симметрии»; цветовой круг; контрастные цвета, родственные цвета.

рисовать по памяти; передаватьв рисунке строение бабочки; чувствовать и передавать красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении; использовать тоновые и цветовые контра­сты; выполнять поиск гармоничного сочетания цветов

Беседа.

Практическая

работа

Выучить контрастные цвета, родственные цвета.








5

Беседа «Жанры изобразительного искусства» (пейзаж, натюрморт). Б. Кустодиев «Купчиха за чаем», К.Коровин «Натюрморт Цветы и фрукты», В. Перов «Охотники на привале», А..Герасимов «Розы»

1

Комбинированный

Представление о роли изобразительных(пластических) искусств (общее представление), их связьс жизнью. Жанрыизобразительногоискусства (пейзаж,натюрморт). Участиев обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства

Овладетьосновными жанрами и видами произведений изобразительного искусства;понятия характеристики цвета: «цветовойтон», «светлота», «насыщенность цвета».

рассказывать на примере однойиз картин о цветовом тоне, светлоте,насыщенности цвета; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства); различать основные и составные, теплые ихолодные цвета; использовать знаниядля оценки произведений искусства(выражения собственного мнения)

Беседа.

Практическая работа










6

Рисование с натуры натюрмортов из фруктов иовощей, предметов быта

1

Комбинированный

Использование различных художественных материалов: гуашь, акварель, карандаш. Выполнение композиционного центра:расположение групп предметов на плоскости листа бумаги

выполнять наброски фруктов и овощей с натуры акварельюприемом вливания цвета в цвет безпредварительного рисунка карандашом;использовать новые и цветовые контрасты; работать акварелью приемом вливания цвета в цвет без предварительного рисунка карандашом

Беседа.

Практическая работа

Передача настроения в творческой работе с помощью тона







7

Мозаичное панно «Солнце над морем»

1

Комбинированный

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственногозамысла в аппликации

Определить,из каких, материалов выполняется аппликация

выполнять мозаичное панно;использовать закономерности линей- ной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительныхсредств аппликации; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства)

Беседа.

Практическая работа

Передача настроения в творческойработе с помощью материала в мозаичной работе







8

Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование с натуры шара

1

Комбинированный

Определение формы, конструкции предмета. Соотношение размеров частей предмета

Дать характеристикутрем основным уровням (плоско­сти) горизонта; что светотень - это распределение света на поверхности предмета, которое зависит от формы предмета, характера поверхности (гладкая,шероховатая и т. п.), окраски и освещения, расстояния от зрителя до предмета.

рисовать с натуры шар; использовать различную штриховку длявыявления объема; использовать закономерности фронтальной и угловой перспективы

Беседа. Практическая работа










9

Рисование по памяти на тему«Осень в саду»

!

Комбинированный

Выделение композиционного центра.Передача светотени.Использование тоновых и цветовых контрастов

рисовать по памяти; применятьосновные средства художественной выразительности; различать основныеи составные, теплые и холодные цвета;передавать красоту линий, формы,цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении

Беседа.

Практическая работа

Выражениесвоего отношения к произведению изобразительного искусства в небольшом рассказе







10

Современные машины в изобразительном искусстве. Рисование по памятигрузовых машин, тракторов

1

Комбинированный

Форма, конструкция, соотношение размеров частей

рисовать современные маши­ны; применять основные средства художественной выразительности; различать основные и составные, теплыеи холодные цвета; использовать художественные материалы

Беседа. Практическая работа










11

Современные машины в изобразительном искусстве. Рисование попамяти экскаваторов, самосвалов

I

Комбинированный

Форма, конструкция, соотношение размеров частей

Воспроизвести последовательность рисованияэкскаваторов, самосвалов по памяти.

Самостоятельноработать акварелью

Беседа.

Практическая работа










12

Сказка в декоративном искусстве. Эскиз сюжетной росписи кухонной доски

1

Комбинированный

Создание моделей

предметов бытового окружения человека

Иметь представлениео видах современного декоративно- прикладного искусства.

выполнять эскиз сюжетной росписи кухонной доски; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства); выполнять эскиз сюжетной росписи кухонной доски

Беседа.

Практическая работа

Передача настроения в творческой работе в декоративно-

прикладном искусстве с помощью орнамента







13

Иллюстрирование русской народной сказки «Морозко»

1

Комбинированный

Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой

Определить чем отличается рисование на тему от рисования с натуры; чем отличается иллюстрирование литературного произведения от декоративного рисования.

анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения

Беседа.

Практическая работа










14

Сюжетная аппликация по мотивам сказки «По щучьему велению»

1

Комбинированный

Предварительные наброски и первоначальный схематический эскиз композиции. Взаимосвязи изобразительного искус­ства с литературой

выполнять сюжетную аппликацию; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительных средств в аппликации

Беседа.

Практическая работа

Передача настроения в творческой работе с помощью конструирований







15

Изображение животных в произведениях художников

1

Комбинированный

Жанры изобразительных искусств (анималистический жанр). Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства

Сформулироватьпонятие «анималистический жанр».

изображать животных в рисунке; рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства, определять его принадлежность к тому или иному жанру искусства

Беседа-

Практическая работа

Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства

в небольшом сочинении







16

Эскиз лепного пряника и рос­пись готового изделия

1

Комби­ниро­ванный

Использование форм природы (листья, цветы, фигуры жи­вотных) и их стили­зация в композициях

выполнять эскиз лепного пря­ника и роспись готового изделия; ис­пользовать цветовой контраст и гармо­нию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи

Беседа. Практическая работа










17

Эскиз лепного пряника и роспись готового изделия

1

Комбинированный

Участие в обсуждениисодержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Использование форм природы (листья, цве­ты, фигуры животных) и их стилизация в композициях

использовать цветовой контрасти гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи

Беседа.

Практическая работа










18

Рисование с натуры фигуры человека

1

Комби­ниро­ванный

Первичные навыки рисования с натуры, по памяти (человек)

рассматривать рисунки А. Дю­рера и X. Голъбейна; называть извест­ные геометрические тела, составляю­щие основу строения головы человека; рассматривать строение и пропорции фигур на рисунках и картинах; выпол­нять наброски фигуры одного и того же человека, но в разных позах; передавать конструктивно- анатомическое строение фигуры человека

Беседа. Практическая работа










19

Рисование с натуры фигуры человека

1

Комбинированный

Первичные навыки

рисования с натуры,

по памяти (человек). Освоение основ ри­сунка, живописи

рассматривать строение и пропорции фигур на рисунках и картинах; выполнять наброски фигуры одного и того же человека, но в разных позах; передавать конструктивно-анатомичес­кое строение фигуры человека

Беседа.

Практическая работа










20

Лепка тематической композиции на тему труда человека «Сталевар», «Кузнец», «Пожарный», «Пограничник»

1

Комбинированный

Передать в изделиях объемность формы,строение, пропорции частей фигуры человека

выполнять лепку тематическойкомпозиции; передавать в лепных изделиях объемную форму, конструктивно-анатомическое строение фигуры человека

Беседа.

Практическая работа

Передача настроения в творческой работе в скульптуре







21

Рисование с натуры вороны

1

Комбинированный

Элементарные основы рисунка. Изображение с натуры животных

рисовать с натуры ворону; передавать конструктивно-анатомическое строение животных

Беседа.

Практическая работа










22

Иллюстрированиебасни И. Крылова«Ворона и Лисица»

!

Комбинированный

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственногозамысла в рисунке

применять основные средствахудожественной выразительностив иллюстрациях к произведениям литературы

Беседа.

Практическая работа










23

Экскурсия в «Музей изобразительных искусств»

1

Комбинированный

Жанры изобрази-

тельного искусства

(портреты). Участие

в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Представление о бо­гатстве и разнообра­зии художественной культуры России и мира. Ведущие худо­жественные музеи России: Государственная Третьяковскаягалерея, Русский музей, Эрмитаж, Музейизобразительных искусств им. А, С. Пушкина

Знатьизвестные центры народных художественных ремесел России.

узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть ихавторов; сравнивать различные видыи жанры изобразительного искусства(графики, живописи, декоративно-прикладного искусства); рассматривать и проводить простейший анализ произ­ведения искусства, определять его при­надлежность к тому или иному жанру искусства

Беседа.

Практическая работа

Выражениесвоего отношения к произведению

изобразительного искусства в небольшом сочинении







24

Лепка героев русских народных сказок

1

Комбинированный

Лепка по воображению. Конструктивный способ лепки. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции

Сформулировать понятие «керамика»; пластичные свойства глины; чем отличаетсяконструктивный способ лепки от пла­стического.

выполнять лепку героев русских народных сказок; передаватьв лепных изделиях объемную форму, конструктивно- анатомическое строение животных; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно прикладного искусства)

Беседа.

Практическая работа

Использование в индивидуальной и коллективнойдеятельности различных художествен­ных техник и материалов: пластилин, глина







25

Иллюстрирование «Сказки орыбаке и рыбке»А.С.Пушкина

1

Урок-

путешествие

Освоение основ рисунка, живописи.Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой

различать основные и составные, теплые и холодные цвета; применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы

Беседа.

Практическая работа

Передача

настроения в творческой работе







26

Выполнение эс­киза сказочного стульчика и рос­пись готового изделия

1

Комби­ниро­ванный

Участие в обсуждении содержания и вырази­тельных средств произведений изобразительного искусства. Восприятие, эмоциональная оценка изде­лий народного искус­ства и выполнение работ по мотивам произведений художе­ственных промыслов

сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства); использовать цветовой контраст и гармонию цвето­вых оттенков; творчески и разнообраз­но применять приемы народной кисте­вой росписи

Беседа. Практическая работа










27

Выполнение эскиза сказочного стульчика и рос­пись готового изделия

1

Комбинированный

Восприятие, эмоциональная оценка изде­лий народного искус­ства и выполнение работ по мотивам произведений художе­ственных промыслов

выполнять эскиз сказочногостульчика; использовать цветовой кон­траст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи

Беседа.

Практическая работа










28

Рисование на те­му «Песни нашей Родины»

1

Комби­ниро­ванный

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, ком­позиции. Освоение основ рисунка, живописи

Сформулировать понятие «воздушная перспектива».

рисовать на тему; работать ак­варелью; определять, с какой точки зрения (высокой или низкой) выполнены изображения на картинах; передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека

Беседа. Практическая работа










29

Рисование с натуры белки

1

Комбинированный

Элементарные основы рисунка. Отражение в произведенияхпластических искусств человеческихчувств и идей, отношения к природе

передать конструктивно- анатомическое строение животных;различать основные и составные, теплые и холодные цвета

Беседа.

Практическая работа

Передача настроения в творческойработе с помощью тона, штриха







30

Праздник 9 Мая -

День Победы

1

Комбинированный

Отражение патриотической темы в произ­ведениях отечественных художников. Передача настроенияв творческой работес помощью цвета, композиции

Сформулировать термины «эмблема», «символ».

передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека; различать основные и составные, теплые и холодные цвета

Беседа.

Практи­ческая

работа










31

Прославленныецентры народныххудожественных промыслов

1

Комбинированный

Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России,их связь с традиционной жизнью народа

Иметь представление оизвестных центрах художественных ремесел России.сравнивать различные видыи жанры изобразительного искусства(графики, живописи, декоративно-прикладного искусства); рассказыватьо последовательности выполнения декоративного рисунка; называть художественно-выразительные средства и художественные материалы, которые применяются в декоративных работах

Беседа.

Практическая работа

Выражениесвоего отношения к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении







32

Выполнение эс­киза лепной сви­стульки в виде сказочной птицы и роспись готового изделия

1

Комби­ниро­ванный

Восприятие, эмоцио­нальная оценка изде­лий народного искус­ства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов

Иметь представление о известных центрах художествен­ных ремесел России.выполнять эскиз лепной сви­стульки в виде сказочной птицы и рос­пись готового изделия; различать ос­новные и составные, теплые и холод­ные цвета; использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков; творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи

Беседа. Практическая работа

Передача настроения в творческой работа в декоративно- прикладном искусстве







33

Выполнение эскиза лепной свистульки в виде сказочной птицы и роспись готового изделия

1

Комбинированный

Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно- конструктивной деятельности

выполнять эскиз лепной свистульки в виде сказочной птицы и роспись готового изделия; различать ос­новные и составные, теплые и холодные цвета; использовать цветовой кон­траст и гармонию цветовых оттенков; творчески и разнообразно применять

приемы народной кистевой росписи

Беседа.

Практическая работа










34

Иллюстрирова­ние сказки Д.Свифта «Путешествие Гулливера»

1

Урок-путеше­ствие

Предварительные наброски и первона­чальный схематич­ный эскиз компози­ции. Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино

иллюстрировать сказки; узна­вать отдельные произведения выдаю­щихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики.живописи, декоративно-прикладного искусства); применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям лите­ратуры

Беседа. Практическая

работа