ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.05.2021
Просмотров: 455
Скачиваний: 1
1)Предмет и система дисциплины ПО
Предмет дисциплины правоохранительные органы это
-правовые нормы, регламинтирующие организацию и основы деятельности правоохранительных органов
Организация правоохранительных органов предпологает изучение их задач, системы, структуры и кадров. Деятельность правоохранительных органов детально не изучается, она изучается лишь в ее наиболее существенных чертах, т.е. Изучаются именно основы правоохранительной деятельности(например принципы правосудия, принципы организации прокуратуры и др.)
В предмет учебной дисциплины прежде всего входят правовые нормы, регламентирующие российскую правоохранительную систему в настоящий период.
Кроме того в предмет учебной дисциплины также входят правовые нормы, регламентирующие российскую правоохранительную систему в прошлом(исторический аспект), а также правовые нормы, регламентирующие правоохранительные органы зарубежных государств.
В предмет учебной дисциплины также входят научные идеи и положения, касающихся организации деятельности правоохранительных органов.
Система учебной дисциплины – это определенная последователььность в изучении вопросов, образующих предмет учебной дисциплины. В связи с этим цеесообразно выделить три части системы учебной дисциплины
-Общая часть – изучаются вопросы об основных понятиях, предмете и системе дисциплины, нормативных источников курса
-Особенная часть – изучаются вопросы организации деятельности российских правоохранительных органов(сначала государственных, а затем негосударственых, а среди государственных сначала судебные органы, а затем другие)
-Специальная часть – изучаются вопросы организации деятельности правоохранительных органов зарубежных государств.
2)Правоохранительная деятельность и её основные признаки
Признаки правоохранительной деятельности
-Это деятельность реализуется в установленном законом порядке
-Эту деятельность осуществляют лишь специальные государственные и негосударственные организации
-Эта деятельность осуществляется с помощью применения мер юридического воздействия
Правоохранительная деятельность – это осуществляемая в определенном законом порядке государственными и негосударственными организациями, деятельность по охране права.
3) Правоохр.органы
ПО-это гос.и негос. органы,специально созданные д/охраны права,укрепления законности и правопорядка,защиты прав и свобод граждан.
Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Эти задачи состоят либо в восстановлении нарушенного права, например, в области гражданских правоотношений, либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно (при совершении некоторых преступлений, например, при убийстве), либо в восстановлении нарушенного права и наказании одновременно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания. Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т. д.
Основные направления ПО: 1) К контроль 2)правосудие 3) организационное обеспечение деятельности судов 4) прокурорский надзор 5)выявление и расследование преступлений 6)оказание юр. помощи.
4)Нормативные источники дисциплины и их классификация
Нормативные источники курса – это нормативные акты, содержащие правовые нормы, регламентирующие организацию и основу деятельности правоохранительных органов.
Особенности нормативных актов,регламентирующих орг-цию и основы д-ти ПО:
-
Единый федер.норматив.акт о ПО и правоохр.сис-ме,к сожалению отсутствует
-
Значит число норм.актов,регламентирующих ПО. Обусловлено это особой сложностью правоохр.сферы.Большое число ПО приводит к необх.соотв.числа норм.актов.
-
Различ.юр.сила различ.норм.актов (междунар.уровень,федер.и региональный)
-
В содержании норм.актов нас интересует прежде всего то,что касается организации ПО (напр. В УПК,ГПК,АПК,КоАП)
-
Несогласованность содержания норм.актов о ПО по отд.вопросам-вина законодателя.
-
Объем норм.актов о ПО различен.
-
До сих пор действуют «старые» норм.акты о ПО-напр.Закон «О судоустройстве РСФСР 1981 года»
-
Содержание норм.актов о ПО быстро изменяется.
Для лучшего изучения содержания нпа их целесообразно классифицировать. В качестве критериев классификации могут быть избраны
-юридическая сила нпа
-содержание нпа
Классификация нпа по их юридической силе
1.Международные правовые акты(например Всеобщая Декларации Прав Человека 1948, Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950)
2.Конституция РФ(главы2 и 7)
3.Федеральные нормативные акты
3.1 федеральные конституционные законы(о судебной системе РФ, о конституционном суде РФ)
3.2 федеральные законы(1)систематизированные (УПК, ГПК и др.)
2)несистематизированные(о прокуратуре, о милиции и др.)
3.3 постановления палат федерального собрания РA (постановление верховного совета РСФСР 1991 о концепции судебной реформы в РСФСР)
3.4 указы и распоряжения президента РФ
3.5 постановления правительства РФ (постановления от 21 сентября 2006 о федеральной целевой программе “развитие судебной системы России на 2007-2011 годы”)
3.6 акты федеральных министерств(МВД РФ, Министерство Юстиции) и акты федеральных министерств и федеральных служб(ФСБ, Фед. Служба судебных приставов и др.)
3.7 акты генеральной прокуратуры РФ
3.8 акты конституционного суда РФ
3.9 акты верховного суда Рф и высшего арбитражного суда РФ
4. НПА субъектов РФ
4.1 конституция(устав субъекта РФ)
4.2 законы субъектов РФ(например законы о мровых судьях, закон о нотариате и др.)
4.3 акты законодательного органа власти субъекта РФ
Классификация нпа по содержанию:
1 Общего характера
2 по судебной власти, правосудии и судах
3 об организационном обеспечении деятельности судов и органов его осуществляющих
4 о прокурорском надзоре и органах прокуратуры
5 о расследовании преступлений
6 об оказании юридической помощи
5) Судебная власть и ее роль в обществе.
Власть-в общественном ее понимании есть ср-во функционирования всякой соц.общности,заключ-ся в подчинении воли отд.субъектов,руководящ.роли в данном об-ве.
Судебная власть-это способность и возможность специально уполномоченного госоргана/суда/ воздействовать на поведение органов гос.власти,органов мест.самоуправл.,должностных лиц,на обществ.организации,физ и юр.лица при помощи спец.ср-в.
Осн. черты судеб.власти:
1)Судеб.власть-это вид гос.власти,поскольку судеб.власть осущ-ся только гос.органом-судом,выр-ет гос волю,установленную в зак-ве.
2) Судеб.власть осущ-ся только судом. Правосудие осущ-ся только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке представителей общественности.
Преимущ-ва судеб.порядка разрешения соц.конфликтов состоят в след: 1.Суд как орган судеб.власти наиболее разумно и демократично устроен. 2. Осуществление правосудия поручено только беспристрастным,независимым профессиональным судьям. 3. Порядок д-ти суда детально разработан и имеет давнюю историю. 4. Суд нах-ся под контролем обществ.мнения.
3) Единство судеб сис-мы,котор. проявляется в:
1.единстве задач д/всех судов.
2. Установлении единой судеб.сис-мы РФ, конституции РФ и ФКЗ от 1996г «О судеб.сис-ме РФ».
3. Установлении единых правил судопроизв-ва
4. Установлении единых норм материальн.права.
5. Признание и исполнение решений судов на всей терр.РФ
6. Установление единого статуса судей.
7. Финансирование судей из ср-в федер.бюджета
4)Независ-ть судеб.власти-суды осущ-ют свои ф-ции,не испытывая какого-либо воздействия с чьей бы то ни было стороны. При осущ-ии правосудия суды не зависят от исп,законод.власти,от полит.партий и обществ.движений,их должност.лиц,от позиции сторон.
Судья при рассм-ии дела должен руководствоваться законом,док-вами по делу,внутр.убеждениями и совестью.
5) Самостоятельность судеб.власти.При отправлении правосудия суды действуют без какой-либо подчиненности и все вопросы судейского корпуса решают самостоятельно. (Наличие органов судейского сообщ-ва). Решения суда не требуют какого-либо утверждения.
6) Исключительность-это наличие спец.мер юр.воздейств.(штрафы,лишение свободы,конфискации)в целях осущ-ия судеб.власти.
Функции-это осн.направления д-ти судеб.власти.
I. Общие: 1.регулятивная 2.охранительная. 3. Воспитательная 4. Превентивная(предупреждающая) 5. Контрольная
II. Специальные: 1.Основные:
-правосудия,
-судеб контроль. Бывает конституционный-проверка норм.актов на соотв.Конституции, административный-проверка подзаконных актов на их соответствие зак-ву, судебный контроль-в уголов.судопроизв-ве.
2. Вспомогательные: -тезисные-толкование конституции
-судеб.надзор
-судеб.управление-рук-во д-тью судов
-обобщение судеб.практики и статистика.
6) Понятие и принципы построения российской судеб.сис-мы
Судеб.сис-ма-это сис-ма судов,связанных между собой отношениями по реализации судеб.власти.
Принципы построения судеб.сис-мы-это осн.положения,закрепленные в законе,определяющие построение действующ.судеб.сис-мы в РФ. (Конст.РФ,закон о судеб.сис-ме)
Принципы построения судеб.сис-мы:
1)Учет особенностей рассмотрения отд.категорий судеб.дел:
-Наличие дел о конституционности норматив.актов и правоприменительной практики приводит к необх-ти создания Конст.суда РФ и Конституционных уставных судов субъектов РФ. Процедура рассм-я дел в данных судах регламентируется законом о конст.суде РФ и законами субъектов РФ о Конституционных уставных судах.
-Наличие гражд.дел,где в кач-ве сторон выступают в одном случае физ.лица,а в др.случае-юр.лица/орг-ции/ приводит к необх-ти создания судов общей юрисдикции(мировой судья,районные суды,областные и ему равные,гарнизонный военный суд,окружной флотский военный суд,верховный суд РФ) иарбитражных судов (субъктов РФ,апелляционные,окружные кассационные,высш.арбитражный суд РФ). Процедура рассм-ия дел в этих судах в 1м случае регламентирована в ГПК, а во 2м случае в АПК.
-Наличие дел об административ.правонарушения приводит к необх-ти создания судов общей юрисдикции-в идеале это наличие административных судов. Процедура рассмотрения таких дел содержится в КоАП-идеальный вариант-наличие административного процессуального кодекса.
-Наличие уголов.дел приводит к необх-ти создания судов общ.юрисдикции. Процедура рассмотрения уголов. дел регламентирована в УПК РФ.
2)Учет особенностей гос.устройства России. Россия – гос-во федеративное,поэтому в судеб.сис-ме должны присутствовать Федер.судеб.сис-ма(федер.суды) и судею.сис-ма субъектов РФ (мировой судья,конст.уставной суд субъектов РФ)
3)Учет особенностей административно-территориального устр-ва субъектов и учет места дислокации войн. (районный суд,областной,краевой и др.)
4)Единство судеб.сис-мы РФ,кот.проявл-ся в:
1.единстве задач д/всех судов.
2. Установлении единой судеб.сис-мы РФ, конституции РФ и ФКЗ от 1996г «О судеб.сис-ме РФ».
3. Установлении единых правил судопроизв-ва
4. Установлении единых норм материальн.права.
5. Признание и исполнение решений судов на всей терр.РФ
6. Установление единого статуса судей.
7. Финансирование судей из ср-в федер.бюджета
7) Федеральная судебная система.
Суды в Российской Федерации делятся на федеральные и суды субъектов РФ.
Федеральные суды образуют три самостоятельные ветви.
Конституционный контроль осуществляет Конституционный Суд РФ (ст.125 Конституции РФ).
Систему судов общей юрисдикции возглавляет Верховный Суд РФ (ст.126 Конституции РФ). Первым звеном федеральных судов общей юрисдикции являются районные суды, средним звеном - верховные суды республик, краевые, областные, городские (в городах федерального значения) суды, суды автономной области и автономных округов. К системе судов общей юрисдикции (через Военную коллегию Верховного Суда РФ) примыкает подсистема военных судов. Первым звеном военных судов являются гарнизонные суды, средним звеном - окружные (флотские) суды.
Систему арбитражных судов возглавляет Высший Арбитражный Суд РФ (ст.127 Конституции РФ). Первым звеном арбитражных судов являются арбитражные суды республик, краевые, областные, городские (в городах федерального значения) арбитражные суды, арбитражные суды автономной области и автономных округов. Средним звеном арбитражных судов являются федеральные арбитражные суды округов.
8) Судеб.сис-ма субъектов РФ
Низшим звеном системы судов общей юрисдикции, на уровне субъектов РФ, являются мировые судьи, подчиненные федеральным районным судам.
Также субъектами РФ могут создаваться конституционные (уставные) суды, чьи функции примерно аналогичны функциям Конституционного Суда РФ на федеральном уровне.
9) Федеральная целевая программа «Развитие судеб.сис-мы России на 2007-2011 гг.»
21 сент.2006 года прав-во РФ утвердило федер.целевую программу «Развитие судеб.сис-мы России на 2007-2011 гг.» Данной программой предусмотрены ее цель,задачи,источники финансирования и осн. Направления реализации программы. Разработан и утвержден паспорт программы.
Общая хар-ка паспорта программы:
1)Заказчики и разработчики программы: Конст.суд РФ,Ферхов.суд РФ,Высший арбтрж.суд РФ,судеб.департамент при Верхов.суде РФ,министерство юстиции РФ,Федер.служба судеб.приставов,мин-во эк.развития РФ.
2) Цель программы: повышение кач-ва правосудия,уровня судеб.защиты прав и законных интересов граждан и организаций.
3)Задачи программы:
-Обеспечение открытости и прозрачности правосудия
-Повышение доверия к правосудию в том числе путем повыш.кач-ва и эффективности рассмотрения дела.
-Создание необх.условий д/осущ.правосудия.Обеспечение его доступности.
-Обеспечение независ-ти судей.
-Повышение уровня исполнения судеб.актов
4)Источник финансирования и объем финансирования программы: из федер.бюджета предусмотрено выделить д/реализации программы свыше 48 млрд руб.
5) Ожидаемые конч.рез-ты программы:
- Создание 75тыс.автоматизированных мест в судах общ.юрисдикции,в арбтрж.судах-14тыс.мест, формирование сис-мы электронного документооборота,способствующего повышению эфф-ти работы судей и работников судов.
- Создание 2200 веб-сайтов судов общ.юрисдикции и 13 веб-сайтов арбтрж.судов,что позволит размещать в сети интернет сведения,касающиеся судеб.д-ти. (Напр.:порядок работы судов, сведения о назначенных к слушанию делах и вынесенных судеб.актов, данные статистики и др.)
- Осущ-ие пересмотра подсудности дел между мировыми судьями и районными судами общей юрисдикции.
- Введение внесудебного порядка урегулирования споров,что повлечет снижение судеб.нагрузки и скажется на повышении кач-ва судеб.актов.
- Введение обязат.порядка оглашения судьей до начала слушания дела всех неформальных обращения по этому делу,что обеспечит объективность и независ-ть решений,предотвратит коррупцию в работе судов.