ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.05.2021

Просмотров: 576

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Государство и его органы в различной степени регулируют различные стороны жизни общества. В первую очередь, это относится к экономике, внутренней и внешней политике, а также к культурной жизни, науке (хотя в данных областях влияние государства в настоящее время ощущается чуть меньше), к социальному обеспечению, здравоохранению, образованию. Одной из самых важных задач государства и государственных органов (и это подчеркивает действующая Конституция РФ) является защита прав и свобод человека, обеспечение правопорядка и законности, охрана интересов организаций и предприятий, борьба с различными правонарушениями и преступностью. В той или иной мере данными проблемами занимаются все государственные, муниципальные органы, многие общественные организации. Однако существуют такие органы, которые призваны заниматься исключительно деятельностью в сфере охраны права. Эти, в основном только государственные органы, и называются правоохранительными. Они создаются и существуют для того, чтобы реализовывать основную задачу государства - охрану и защиту прав человека, законных интересов организаций и общества в целом.
Для того, чтобы можно было выделить из большого числа государственных органов правоохранительные, чтобы четче сформулировать их предназначение и определить их круг, в юридической науке и практике выработали понятие "правоохранительная деятельность" Это понятие не является "легальным", т.е. оно не сформулировано четко и недвусмысленно ни в одном из законов Российской Федерации. Различные ученые имеют собственное мнение о содержании правоохранительной деятельности, а в законе же данное понятие не определяется.
Для того, чтобы сформулировать понятие и ответить на вопрос: что же такое правоохранительная деятельность, необходимо выделить рад ее существенных ПРИЗНАКОВ:
1) Правоохранительная деятельность осуществляется с помощью мер юридического воздействия. Главным образом, правоохранительную деятельность от любой другой отличает возможность и необходимость применения различных мер юридического принуждения. Все меры принуждения, применяемые при осуществлении правоохранительной деятельности, должны быть регламентированы в законе. Условно все меры юридического принуждения, которые применяют в своей деятельности правоохранительные органы можно разделить на виды. Это меры юридической ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной, имущественной); меры пресечения (как правило, они применяются к лицам, обвиняемым в совершении преступления: подписка о невыезде, заключение под стражу и другие). Также к мерам юридического принуждения относятся меры предупредительно - обеспечительного характера (например, наложение ареста на банковский счет, обыск и другие).
2) Правоохранительная деятельность (ее содержание, органы и лица, которые ее осуществляют) должна основываться на законе или ином нормативном документе. Данный признак имеет два аспекта: а) он означает, что конкретный государственный орган, занимающийся правоохранительной деятельностью, должен быть предусмотрен в каком-либо законе или нормативном акте (в Конституции РФ, в федеральном законе, в специальном положении, указе и т.д.); б) он означает, что меры юридического воздействия (которые всегда применяется в ходе правоохранительной деятельности) должны соответствовать нормам закона или другого нормативного акта. Например, по действующему законодательству, заключение под стражу может быть применено только к гражданину, обвиняемому в преступлении при наличии достаточных данных полагать, что лицо скроется от следствия и суда, воспрепятствует установлению истины по уголовному делу, продолжит преступную деятельность.
3) Правоохранительную деятельность могут осуществлять, как правило, только специальные государственные органы, которые для этого созданы и уполномочены государством данной деятельностью заниматься. Существуют даже жесткие критерии отбора лиц для работы в этих органах. Образование, структура и деятельность правоохранительных органов четко определена нормативным актом (см. признак выше).
4) Правоохранительная деятельность реализуется на практике с соблюдением строгих процедур (различных, но всегда определяемых законом). Например, обыск жилого помещения возможен только после возбуждения уголовного дела, вынесения должностным лицом (следователем, дознавателем) постановления о производстве обыска, далее необходимо получить решение судьи о принудительном проникновении в жилище, санкцию прокурора на обыск, а лишь потом его производить. Четкая, установленная нормативными актами процедура характерна для любого органа, занимающегося правоохранительной деятельностью. Особенно строгая процедура характерна для деятельности органов и должностных лиц, осуществляющих производство по уголовным делам.
5) Правоохранительная деятельность делится на виды в зависимости от конкретных целей, способов, методов и приемов, применяемых при ее осуществлении. Перечень этих видов может быть различным, в зависимости от того, какой критерий положен в основу классификации, также многое зависит от мнения ученого, который данную классификацию составляет. Несколько из таких классификаций будут рассмотрены ниже.
6) Целью правоохранительной деятельности является охрана и защита прав и интересов граждан, законных интересов организаций и предприятий, общества и государства, обеспечение безопасности, правопорядка и законности. Охрана направлена на права трех основных объектов: личности, общества, государства.
Рассматривая, все признаки правоохранительной деятельности в совокупности можно вывести определение правоохранительной деятельности. Итак, правоохранительная деятельность - это деятельность специальных государственных органов, которая осуществляется путем применения мер юридического воздействия в соответствии с законом, с целью охраны и защиты прав и интересов граждан, организаций и предприятий, общества и государства, обеспечения безопасности, правопорядка и законности.
Как уже говорилось, данное определение правоохранительной деятельности в законах Российской Федерации не закреплено, поэтому студенты могут встретиться и с иными определениями.


2. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЁ ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ
Правоохранительная деятельность - неоднородна, ее осуществляют различные органы, перед которыми стоят свои собственные, отличные от других, специфические задачи. Эти органы применяют различные средства при осуществлении правоохранительной деятельности. Так, существенно отличаются деятельность милиции и деятельность нотариусов. А ведь и та, и другая относятся к правоохранительной! Различные виды правоохранительной деятельности объединяются только общими признаками, которые мы выделили ранее (общая цель, жесткая регламентация организации и функционирования и т.д.), а также тем, что все органы составляют определенную систему - систему правоохранительных органов, которые постоянно взаимодействую между собой.
Существует несколько классификаций правоохранительной деятельности. Рассмотрим одну из них.
В зависимости от конкретных задач, которые, стоят перед правоохранительными органами правоохранительную деятельность можно подразделить на следующие виды:
деятельность по обеспечению безопасности;
борьба с преступностью (выявление и расследование преступлений);
надзор за соблюдением законности;
обеспечение исполнения решений судов и других органов, в случаях, предусмотренных законом;
обеспечение государственной политики в области юстиции.
оказание помощи гражданам и организациям (оказание квалифицированной юридической помощи, нотариальная деятельность, деятельность частных охранных и детективных фирм).
Данное подразделение правоохранительной деятельности на виды является условным по следующим причинам: во-первых, некоторые государственные органы осуществляют несколько видов правоохранительной деятельности одновременно. Например, прокуратура - борьбу с преступностью (в форме предварительного следствия) и надзор за законностью, Федеральная Служба Безопасности РФ - обеспечивает безопасность и борется с преступностью. Во-вторых, понятие "обеспечение безопасности" весьма широко, и поэтому, может включать в себя некоторые другие, на первый взгляд, самостоятельные виды правоохранительной деятельности (например, ту же борьбу с преступностью). В-третьих, такие виды правоохранительной деятельности как "борьба с преступностью", "государственная политика в области юстиции" также являются многосоставными. В частности, в такой вид деятельности как борьба с преступностью необходимо включать оперативно-розыскную деятельность (по основной своей направленности), дознание и предварительное следствие. Такой вид правоохранительной деятельности как "государственная политика в области юстиции", который в Российской Федерации осуществляют органы юстиции во главе с Минюстом РФ, вообще насчитывает более шестидесяти подвидов (согласно Положению о Минюсте от 1999 года). В - четвертых, данная классификация учитывает виды правоохранительной деятельности, которые, строго говоря, к таковой относятся с некоторой натяжкой. Это деятельность, которую осуществляют некоторые государственные (например, государственные нотариальные конторы) и негосударственные (например, адвокатура) организации. Также в данную классификацию не вошла деятельность судов по следующей причине: все больше сторонников завоевывает точка зрения, согласно которой суды не осуществляют правоохранительную деятельность, а занимаются совершенно самостоятельной и обособленной деятельностью - осуществлением судебной власти.
Поэтому неслучайно то, что в учебной и научной литературе приводится множество иных классификаций, которые также не лишены недостатков. Причиной этого можно считать недостаточное законодательное урегулирование понятия "правоохранительная деятельность" и "правоохранительный орган".
Так, например, в учебнике "Правоохранительные органы РФ" (М., 2000), авторами которого являются К.Ф. Гуценко и М.А. Ковалев приводится следующая классификация. В зависимости от конкретных целей они делят правоохранительную деятельность на следующие ВИДЫ:
а) Конституционный контроль. Цель - устранение несоответствий Конституции РФ, допущенных законодательстве, а также разрешение других вопросов, связанных с обеспечением верховенства Конституции РФ и предусмотренных в самой Конституции РФ и в Федеральном конституционном законе "О Конституционном Суде РФ". Орган, осуществляющий данный вид деятельности - Конституционный Суд РФ.
б) Правосудие. Цель - вынесение решений по гражданским и уголовным делам. Органы - суды всех уровней.
в) Прокурорский надзор. Цель - выявление и устранение нарушений законов и Конституции РФ средствами прокурорского реагирования. Орган - прокуратура.
г) Выявление и расследование преступлений. Цель - раскрытие преступлений, изобличение виновных. Органы - органы, наделенные правом осуществлять оперативно - розыскную деятельность (ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"), органы дознания и предварительного следствия (УПК РСФСР).
д) Оказание юридической помощи и защита по уголовным делам. Цель - предоставление нуждающимся квалифицированной юридической помощи. Орган - адвокатура.
е) Обеспечение деятельности судов. Орган - Минюст РФ и иные органы, входящие в его систему.
Как Вы видите, данная классификация тоже не безупречна.
Некоторое понятие о правоохранительных органов Вы, надеюсь, почерпнули из вышеизложенного.
Правоохранительные органы в РФ - это специальные государственные органы, осуществляющие правоохранительную деятельность с целью охраны и защиты прав и законных интересов граждан, предприятий и организаций, государства и общества, обеспечения безопасности, правопорядка и законности в Российской Федерации.
ПРИЗНАКИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РФ:


1. Специально созданные для осуществления правоохранительной деятельности государственные органы. Необходимо различать "правоохранительные органы" и "организации, осуществляющие правоохранительную деятельность", так как вторые могут быть негосударственными и их деятельность может весьма тесно связана с правоохранительной, но все же не обладать всеми, присущими ей признаками. В качестве примера можно привести адвокатуру.
2. Основное назначение правоохранительных органов - охрана законов от возможных и действительных нарушителей, защита и восстановление прав граждан, предприятий, организаций, общества и государства, обеспечение правопорядка и безопасности, которые реализуются на практике в одном из видов правоохранительной деятельности.
3. В процессе осуществления своей деятельности правоохранительные органы могут применять меры уголовной, административной, дисциплинарной, имущественной ответственности.
4. Порядок организации и деятельности правоохранительного органа должен быть урегулирован законом или иным нормативным актом.
Вопрос о том, какие государственные органы относятся к правоохранительным - спорный. Для разрешения данного вопроса нужно руководствоваться вышеуказанными признаками правоохранительной деятельности и правоохранительных органов, которые выработаны на практике на основе анализа действующего российского законодательства. Причем необходимо учитывать, что различные ученые и практики относят к правоохранительным разные государственные органы и даже негосударственные организации. (См. выше) Главным образом, это относится к адвокатуре. Несколько слов об этом.
Во-первых, адвокатура - это не орган, а совокупность организаций (коллегий адвокатов).
Во-вторых, это негосударственные, а общественные профессиональные организации.
В-третьих, деятельности адвокатуры не свойственны некоторые черты правоохранительной деятельности. В частности коллегии адвокатов не могут применять меры юридического воздействия к неограниченному кругу лиц, что свойственно государственным правоохранительным органам. Хотя, безусловно, меры дисциплинарной ответственности они применяют: к членам коллегии адвокатов за совершенные ими дисциплинарные проступки.
В связи с этим, строго говоря, нельзя рассматривать адвокатуру, как правоохранительный орган. Однако сложилась традиция, по которой деятельность адвокатуры рассматривается в рамках учебной дисциплины "правоохранительные органы". Почему? Цель деятельности адвокатуры - содействовать защите прав и интересов лиц, и она сходна с целью деятельности правоохранительных органов.

3. НОРМАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

правоохранительных органов. Классификация нормативных актов о правоохранительных органах.
Деятельность правоохранительных органов в Российской Федерации регламентируется десятками нормативных актов.
Нормативный источник дисциплины "Правоохранительные органы РФ" - это нормативный акт или нормативный договор, который содержит юридические нормы, регламентирующие организацию и порядок деятельности правоохранительных и судебных органов в РФ.
Особенностью нормативного регулирования правоохранительной деятельности является то, что нормативные акты, регламентирующие данную деятельность имеют различную юридическую силу.
Существует несколько классификаций нормативных актов, регламентирующих порядок организации и деятельность правоохранительных органов, а следовательно, являющихся источником дисциплины "Правоохранительные органы РФ"
I. Критерий данной классификации: юридическая сила источника. Эта классификация имеет четкую иерархию.
- международные договоры Российской Федерации (согласно Конституции РФ они имеют приоритет над внутренним законодательством Российской Федерации);
- Конституция РФ;
- Законы РФ и ее субъектов: федеральные конституционные законы (например, ФКЗ "О Конституционном Суде РФ"); федеральные законы (например, ФЗ "О прокуратуре РФ"); законы субъектов Российской Федерации (например, закон Тюменской области "Об Уставном Суде Тюменской области"). Необходимо помнить, что к данной группе нормативных источников относятся и кодексы, которые утверждаются и вводятся в законную силу федеральными законами РФ;
- Указы Президента РФ, которые не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам РФ (например, Указ Президента РФ "Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного Суда Российской Федерации и членам их семей" от 7.02.2000); постановления палат Федеральногго Собрания РФ, а также постановления и распоряжения Правительства РФ, которые имеют дополнительный характер по отношению к Конституции РФ, законам и Указам Президента РФ, не должны им противоречить;
- нормативные акты министерств и ведомств, которые являются правоохранительными органами или осуществляют отдельные правоохранительные функции. Они могут иметь различные названия: инструкции, приказы и т.п. (например, Инструкция по применению Положения о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда).
Формально не являются источниками права в Российской Федерации, но имеют большое практическое значение для деятельности правоохранительных органов постановления Пленумов Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Конституционного Суда РФ.
II. Критерий данной классификации источников дисциплины "Правоохранительные органы РФ" - содержание нормативных источников. Таким образом, нормативные источники подразделяются на:
- нормативные источники общего характера (например, Конституция РФ, международные договоры РФ)
- нормативные источники, имеющие отношение к организации и порядку деятельности судов (например, Закон РФ "О статусе судей", ФЗ "О мировых судьях в РФ" и многие другие);
- нормативные источники, имеющие отношение к организации и порядку деятельности прокуратуры (ФЗ "О прокуратуре РФ", и другие)
- нормативные источники, имеющие отношение к организации и порядку деятельности органов предварительного расследования (УПК РСФСР и другие);
- нормативные источники, имеющие отношение к организации и порядку деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и обеспечивающих безопасность в Российской Федерации (ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности РФ", Закон РФ "О безопасности" и другие)
- нормативные источники, имеющие отношение к организации оказания юридической помощи (Положение об адвокатуре РСФСР и другие)
- нормативные источники, имеющие отношение к организации и деятельности органов юстиции (Основы законодательства РФ о нотариате, Положение о Министерстве юстиции РФ и другие).
Данные классификации являются условными, что связано с многопрофильностью деятельности некоторых правоохранительных органов, например, таких как милиция, органы юстиции и т.д.


4. ПРЕДМЕТ , СИСТЕМЫ И ЗНАЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ПО
Предмет дисциплины "Правоохранительные органы РФ" - это круг вопросов, которые изучаются в рамках учебной дисциплины "Правоохранительные органы РФ".
ПРЕДМЕТ ДИСЦИПЛИНЫ "Правоохранительные органы" состоит из множества составных частей:
1. Понятие, виды правоохранительной деятельности, правоохранительных и судебных органов в Российской Федерации.
2. Порядок образования, структура и взаимодействие различных правоохранительных и судебных органов в Российской Федерации.
3. Правовое положение должностных лиц судебных и правоохранительных органов Российской Федерации.
4. История возникновения и развития судов, полиции и милиции, прокуратуры и органов расследования, адвокатуры, органов юстиции и органов, обеспечивающих безопасность в России (Руси, Российской Империи, СССР, РФ).
5. Система, история возникновения и развития правоохранительных органов в зарубежных государствах.
Система учебной дисциплины "Правоохранительные органы в РФ" представляет собой ее внутреннюю структуру, то есть последовательное расположение, совокупность изучаемых вопросов.
Итак, сначала изучаются общие вопросы, касающиеся понятия, признаков и видов правоохранительной деятельности; понятие, признаки и виды правоохранительных и судебных органов, их соотношение; общая характеристика нормативных источников, регламентирующих организацию и деятельность правоохранительных органов, а также понятие предмета, системы и значение дисциплины "Правоохранительные органы РФ".
Далее изучаются вопросы, касающиеся судебной власти и правосудия (понятие, признаки и принципы), судебная система в РФ, отдельные виды судов, статус судей. Как правило, после судебных органов изучаются вопросы, касающиеся организации и деятельности прокуратуры, органов предварительного расследования и органов, обеспечивающих безопасность в РФ, органов юстиции и оказания юридической помощи. Также в систему дисциплины включаются вопросы, касающиеся истории возникновения и развития правоохранительных и судебных органов России и зарубежных государств, а также организация международных правоохранительных органов.
Значение дисциплины "Правоохранительные органы РФ" заключается в следующем: изучение данной дисциплины дает общие исходные знания о судебных и правоохранительных органах. Иногда, данный курс называют "вводным" курсом, который изучается студентами - юристами. Впоследствии некоторые полученные знания будут уточняться при изучении других, более специализированных юридических дисциплин (уголовный процесс, гражданский и арбитражный процесс, конституционное право, административное право, прокурорский надзор и некоторых других). Студенты, таким образом получают базовые знания, без которых отрасли российского права изучить просто невозможно. Большинство тем и вопросов, изучаемых в рамках дисциплины "Правоохранительные органы РФ", более нигде специально не раскрываются. Термины и понятия, многие другие сведения о правоохранительных и судебных органах (задачи, функции, порядок организации и т.д.) просто используются при изучении вышеуказанных отраслей права как категории, значение, содержание и сущность которых, ранее уже изучены и усвоены студентами.
Таким образом, дисциплина "Правоохранительные органы РФ" дает знания о правоохранительной деятельности, правоохранительных и судебных органах в РФ, их структуре, назначении и взаимосвязи; а также готовит почву для изучения других более сложных правовых дисциплин.


5.ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

Согласно действующей Конституции РФ в России действует три ветви государственной власти, причем все они самостоятельны. Самостоятельность всех ветвей государственной власти базируется на теории разделения властей.
Власть (согласно толковым словарям) - это право и возможность распоряжаться кем (чем) - либо, повелевать управлять кем (чем) - либо.
Словарь Даля определяет власть как право, силу и волю над чем-либо, свободу действий и распоряжений.
Понятие государственной власти - более узкое по сравнению с данными определениями. Так в учебнике К.Ф. Гуценко и М.А. Ковалева "Правоохранительные органы РФ" государственная власть определяется как возможность и способность государства в лице его органов оказывать воздействие на поведение людей и на общество в целом.
Определение судебной власти - еще более узко, так как судебная власть представляет собой лишь одну из ветвей государственной власти.
Судебная власть в Российской Федерации - это предоставленные специальным органам государства (судам) полномочия по рассмотрению вопросов, отнесенных к их компетенции и разрешение этих вопросов путем конституционного, гражданского, уголовного, административного судопроизводства с соблюдением определенных законом процедур.
Сильная и независимая, эффективно выполняющая задачи по защите интересов граждан, судебная власть возможна только в демократическом правовом государстве, построение которого является основной задачей современной России. Независимость и эффективность судебной власти это важный показатель - как лакмусовая бумага: если суды независимы, их компетенция - обширна и соответствует международным принципам, существует и правовое государство.
Назначение судебной власти:
= защита прав и свобод граждан, законных интересов предприятий и организаций;
= защита конституционного строя РФ;
= контроль за законодательными и исполнительными органам государства с тем, чтобы их акты соответствовали Конституции РФ.
Правом на судебную защиту обладают все граждане и их объединения, причем данное право имеют любые физические и юридические лица, вне зависимости от их гражданства и подданства. В случае недееспособности гражданина или недостижения им возраста, с которого можно самостоятельно обращаться в суд, его интересы защищают законные представители (родители, опекуны, попечители). В судебном порядке можно защищать любое законное право и интерес. Каждый гражданин имеет право на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, которому это дело подсудно по закону.
Судебная власть обеспечивает законность методами, присущими только ей, в особом, установленном законом порядке. Судебную власть в государстве представляет система судебных органов. Эти органы отделены от органов представительной и исполнительной власти, а также от органов местного самоуправления, им не подчиняются. Хотя необходимо отметить, что определенные способы влияния на судебную власть предусмотрены Конституцией РФ и федеральными законами. Это соответствует принципу разделения властей, согласно базовым положениям которого, каждая из ветвей государственной власти должна быть независима, но должен соблюдаться и принцип сдержек и противовесов. Так, законодательные органы в РФ принимают законы, которые определяют порядок организации и деятельности судов, Президент РФ назначает на должность судей арбитражных и общих судов основного и среднего звена и т.д.
Судебная власть в РФ осуществляется способами, определенными в Конституции РФ (ст. 118):
1. посредством конституционного судопроизводства. Его осуществляет Конституционный Суд РФ. Он осуществляет контроль за соответствием законов и других актов Конституции РФ, а также некоторые другие полномочия, закрепленные в Конституции РФ.
2. посредством гражданского судопроизводства. Его осуществляют арбитражные и общие суды (суды общей юрисдикции). Они разрешают гражданские, хозяйственные (экономические) споры (следует отметить, что Конституция РФ не разделят гражданское и арбитражное судопроизводства);
3. посредством уголовного судопроизводства. Его осуществляют суды общей юрисдикции, только они могут признать человека виновным в совершении преступления, применить к нему меры уголовной ответственности;
4. посредством административного судопроизводства. В нашей стране оно окончательно не сформировано. В настоящее время суды общей юрисдикции рассматривают в порядке административного судопроизводства некоторые виды административных проступков, в отношении которых судебное рассмотрение предусмотрено в административном законодательстве. Создание эффективного административного судопроизводства - одна из задач судебной реформы в РФ. Существуют предложения по созданию специализированных административных судов, как это сделано в некоторых зарубежных государствах.
Судебная власть - исключительна по своему характеру: никакой иной орган государственной власти или управления не вправе принимать на себя функции и полномочия, составляющие компетенцию суда, хотя в прошлом нашей Родины такие случаи неоднократно встречались (например, "чрезвычайные тройки" в период "сталинских репрессий").
Итак, можно выделить следующие признаки судебной власти:
ь судебная власть - это вид государственной власти (осуществляется государственными органами, от имени государства, властные полномочия судам также дает государство);
ь судебная власть принадлежит судам, то есть специальным государственным органам, формируемым в соответствии с законом и наделенными Конституцией РФ и ФКЗ "О судебной системе РФ" полномочиями осуществлять судебную власть, состоящим из особых должностных лиц - профессиональных судей и представителей народа (присяжных, народных, арбитражных заседателей);
Несколько слов о значении термина "суд". Данное слово в русском языке многозначно, даже при изучении дисциплины "Правоохранительные органы" данный термин может употребляться в нескольких значениях.
1. Государственный орган, занимающий самостоятельное место в системе государственного механизма, осуществляющий судебные полномочия и состоящий из судей - носителей судебной власти.
2. Помещение, здание, где расположен государственный орган - суд, и где проходят судебные заседания.
3. Разбирательство дела, осуществляемое в особом, установленном законом порядке (судебное заседание).
4. Судьи разрешающие конкретное дело (иногда соответствует понятию состава суда при рассмотрении конкретного спора).
Суды являются составной частью судебной системы РФ. Название конкретного суда (государственного органа) зависит места его расположения и сферы деятельности (например, Арбитражный суд Тюменской области, федеральный суд Калининского административного округа г. Тюмени и т.д.)
Важно помнить, что, осуществляя судебную власть в каждом конкретном случае, при рассмотрении каждого конкретного вопроса, суд (судебный состав, рассматривающий дело) не состоит из всех судей данного суда. Но! Всегда конкретный состав суда действует от имени всего суда (государственного органа) и принимает решение от имени государства.
ь судебная власть исключительна по своему характеру;
ь судебная власть независима и самостоятельна. Решения судов (судебные акты) не требуют чьего-либо утверждения, после вступления в законную силу, они обязательны на всей территории РФ, для всех граждан, должностных лиц, предприятий и организаций;
ь судебная власть осуществляется способами, указанными в Конституции РФ и в порядке, установленном процессуальными законом (УПК РСФСР, АПК РФ и т.д.).
ь содержанием судебной власти является следующее: осуществление правосудия, конституционный контроль (иногда его также относят к осуществлению правосудия), контроль за соблюдением прав граждан на предварительном расследовании, разъяснение практики применения судами законодательства, международное сотрудничество и иные полномочия, определяемые Конституцией РФ и законодательством. Судебная власть и правосудие - это неоднозначные понятия. Правосудие - это одно из проявлений судебной власти, кроме правосудия органы судебной власти осуществляют и другие полномочия.