ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.05.2021

Просмотров: 273

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Структуры непосредственно составляющих и грамматика зависимостей: возможности применения в формальном лингвистическом моделировании



  • языковая система устроена иерархически: более сложные элементы конструируются из простых;

  • язык – это система правил, на основе которых мы можем построить неограниченное количество предложений.

Для изображения иерархической структуры предложения могут использоваться:

  • структуры непосредственно составляющих;

  • грамматика зависимостей.

Структуры составляющих:

  • В модели составляющих предложение рассматривается как линейно упорядоченная цепочка словоформ.

  • В качестве элементарных синтаксических единиц выступают словосочетания.

  • В качестве структурного отношения между ними используется отношение включения одного словосочетания в другое.

Конечный граф называется деревом, если:

  • а) в нем существует единственный узел, называемый корнем, который не является концом никакой дуги;

  • б) всякий его узел, отличный от корня, является концом точно одной дуги;

  • в) в нем нет замкнутых путей ненулевой длины, т.е. таких путей, концы которых совпадают с началами.

Для иерархии могут использоваться деревья или скобочная запись

(S (Для (представления (синтаксической (структуры предложения)))) (используется (структура составляющих))).

Грамматика зависимостей:

  • В основе метода структур зависимостей лежит идея о том, что синтаксическими единицами являются словоформы, а синтаксические отношения – это отношения между словоформами.

В основе этой синтаксической модели лежат две идеи:

  • идея развертывания синтагматических связей в предложении;

  • идея управления как синтаксического свойства слова.

  1. Предложение строится из минимальных единиц синтаксического уровня – словоформ.

  2. Слова в предложении связаны отношением подчинения. Подчинение понимается как обобщение традиционных понятий управления, согласования и примыкания.

  3. В предложении есть одно абсолютно независимое слово – сказуемое. У слова не может быть одновременно двух управляющих.

  4. Для каждого слова задается набор сильных управлений. Этот набор управлений отражает поведение данного слова в речи при построении конкретных предложений

  5. Иерархическая структура зависимостей между словами изображается графически с помощью скобок, стрелок, но чаще всего – в виде дерева зависимостей.

Валентность - свойство слов определенным образом вступать в определенные комбинации с другими словами.

Валентность описывается в виде модели управления слова.

Синтаксическая зависимость всегда является антисимметричной:

XY ≠> (YX)

Синтаксическая зависимость является антитранзитивным отношением, т.е. никакая словоформа Х не может быть одновременно вершиной двух словоформ Y и Z, таких, что Y – вершина Z


  • Представление в терминах непосредственных составляющих используется зачастую для языков с фиксированным порядком слов.

  • Представление в терминах деревьев зависимостей удобно для описания языков со свободным порядком слов.

  • Преимущество структур зависимостей состоит в их способности различать вершину и зависимые; в структуру непосредственно составляющих необходимо вводить дополнительные пометы.

  • В терминах структур зависимостей легче рассматривать синтаксическую сочетаемость языковых единиц.

  • С помощью структур зависимостей легче описывать непроективные структуры.

  • Размеченная НС-структура содержит информацию об иерархической организации предложения. В ней обозначены все синтаксические единицы – от предложения до отдельного слова, а в структуре зависимостей собственно синтаксических единиц нет.

  • Грамматики зависимостей не в состоянии выразить различную степень грамматической «склеенности» зависимости с одной и той же вершиной.



  1. Порождающая грамматика Хомского: Стандартная теория



Структурализм был ориентирован на описание языков.

Генеративизм – это попытка объяснить, как устроен человеческий язык вообще.

УНИВЕРСАЛЬНАЯ ГРАММАТИКА

  • должна состоять из множества универсальных категорий, на основе которых складываются грамматические правила.

  • В универсальной грамматике имеются также ограничения на:

  • форму правил,

  • способ их применения,

  • форму тех структур, которые получаются в результате работы правил.

Языковая компетенция - умение носителя языка отличать правильные предложения, слова или сочетания слов от неправильных и понимать значения предложений.

Употребление (языковая деятельность) - способность применять свое знание языка в реальной ситуации общения.

  • В генеративной грамматике языковая способность описывается на языке формальных грамматик.

  • Модель Хомского по своей сути представляет собой вычислительный механизм.

В Стандартной теории и Расширенной стандартной теории для характеристики грамматически правильных предложений использовался механизм порождения.

  • Механизм порождения: с помощью правил, которые применялись к начальному нетерминальному символу S, выводились те и только те цепочки (и их структурные описания), которые являлись правильными предложениями естественного языка.

В современных вариантах порождающей грамматики порождение предложений можно сравнить с процессом сборки механизма из отдельных деталей: предложения собираются из единиц словаря.

  • Предложения, соответствующие правилам грамматики данного языка, называются грамматичными.

  • Если предложение не соответствует правилам грамматики, оно называется неграмматичным.

  • Приемлемыми называются предложения, которые носитель естественного языка считает предложениями своего языка, а неприемлемыми – те, которые он таковыми не считает.

  • Цель генеративной грамматики - добиться совпадения множеств грамматичных и приемлемых предложений. Так моделируется идеальный носитель языка.


Грамматика, в которой грамматичные объекты считаются приемлемыми с точки зрения носителя языка, достигает наблюдательной адекватности.

Грамматика, которая моделирует владение языком, т.е. отделяет правильные предложения от неправильных так же, как это делает носитель естественного языка, достигает уровня описательной адекватности.

Теория обладает объяснительной адекватностью, когда она в состоянии объяснить, каким образом данная грамматика может быть усвоена ребенком в процессе овладения родным языком.

  • Порождающая грамматика исходит из предположения о том, что звук и значение связаны друг с другом не непосредственно, а через синтаксическое представление.

  • Синтаксический компонент грамматики состоит из механизмов и принципов, которые определяют способы построения синтаксических представлений.

Стандартная теория:

  • Синтаксические представления в языковом аппарате человека имеют два уровня – уровень глубинной структуры (D-structure / Deep Structure) и уровень поверхностной структуры (S-structure / Surface Structure).

  • Эти уровни связаны между собой посредством трансформаций.

  • Трансформации могут переводить одну глубинную структуру в несколько разных поверхностных структур.

  • В качестве формального аппарата представления синтаксической структуры предложения порождающая грамматика использует структуру составляющих.

  • Любое высказывание является производным от глубинной структуры.

  • Глубинное представление предложения подвергается действию различных трансформационных правил, которые преобразуют его в поверхностное представление.

Правила структуры составляющих всегда имеют следующий вид: AX Y Z

  • Рекурсивностью называется способность фразовой категории включать в себя составляющие той же фразовой категории.

  • Понятие рекурсии применяется для описания структуры сложных предложений.

Трансформация в Стандартной теории включает два компонента: структурное описание и структурное изменение.

  • Структурное описание – это та часть, которая является результатом либо действия правил структуры составляющих, либо результатом применения предыдущих трансформаций.

  • Структурное изменение характеризует получившееся представление.

Цель генеративной грамматики – выявление и описание возможных трансформаций.

  • Проблема: трансформации не являются универсальными. Поэтому с их помощью нельзя объяснить, как усваивается язык.

  1. Теория управления и связывания



В центре внимания Теории управления и связывания оказались не трансформации и ограничения, а общие принципы, которые лежат в основе языковых представлений.

  • Ограничения на применение трансформаций имеют общий характер.

  • Все многообразие трансформаций было сведено к единственной трансформации, которая получила название α-перемещения : «передвинь α, где α – любая составляющая».


Теория, в которой есть только

  • одна трансформация,

  • набор универсальных ограничений,

  • набор частных правил конкретного языка,

способна объяснить типологические различия между языками и пролить свет на процесс усвоения языка ребенком.

Модульный подход позволяет рассматривать отдельные языковые явления в рамках разных модулей. Каждый модуль имеет свои принципы и взаимодействует с другими модулями

1.Х-штрих теория (X-Bar Theory): ограничивает базовый компонент грамматики, определяет изначальную структурную форму всех составляющих и их категорий.

- предложения являются иерархически организованными объектами

- На каждом уровне иерархии структура составляющей определяется на основе одних и тех же принципов

- Информацию о структуре полной составляющей можно представить в виде правил:

  • X'' → (ZP) X’ (спецификатор и узел первого уровня)

  • X’ → X’ (WP) (узел первого уровня и адъюнкт)

  • X’ → X0 (YP) (вершина и комплемент)

- Этот набор правил является универсальной структурой синтаксических групп во всех языках.

- Такая структура не требует отдельного конкретно-языкового механизма для усвоения языка ребенком.

- Эта структура является врожденным компонентом языкового аппарата человека.

- Считается, что языки отличаются между собой только направлением ветвления, но не общей иерархией.

2. Теория ограничения (Bounding Theory): ограничивает возможности правил перемещения.

  • Задачей этого модуля является выяснение конкретных условий применимости трансформаций, связанных с передвижениями составляющих.

  • позиция передвинутой составляющей не уничтожается: на ее месте остается фонологически пустая категория, которую называют след (trace), сокращенно – t.

  • Теория следов позволяет связать синтаксическую форму предложения с его логической формой.

  • Пустыми называются такие категории, которые не получают выражения на поверхностном уровне.

Выделяют три типа пустых категорий: большое PRO (фонологически пустое подлежащее инфинитивного оборота), маленькое pro (фонологически пустое анафорическое местоимение) и следы.

Следы должны быть в позиции собственно управления.

  • Под собственно управлением понимается случай, когда А лексически управляет В или А антецедентно управляет В.

  • А лексически управляет В, когда А с-командует над В и А приписывает В падеж или тета-роль.

  • А антецедентно управляет В, когда А управляет В, и А и В кореферентны.

  • Лексическое управление обычно устанавливается между глаголом и его комплементом или между предлогом и его комплементом.

  • Антецедентное управление устанавливается исключительно между перемещенным элементом и его следом.

Возможно относится к 3му модулю

3. Теория управления (Government Theory): определяет отношение между вершиной составляющей и ее зависимыми элементами


4. Теория падежа (Case Theory): относится к абстрактному (структурному) и морфологическому падежному управлению.

  • Принцип Падежного фильтра: любая NP должна обязательно находиться в позиции, которой может быть приписана падежная форма.

  • Любая именная группа должна находиться в падежной позиции, даже если в данном языке (например, в английском) класс существительных не имеет морфологической категории падежа.

  • В глубинных структурах всегда присутствуют универсальные структурные падежи.

  • Отсутствие морфологических падежей оказывается всего лишь случайным поверхностным явлением, за которым на самом деле скрыты абстрактные свойства, присущие всем языкам.

5. Тета-теория (Theta-Theory): относится к тематическим (=семантическим) отношениям между глаголом или другим предикатом и его аргументами (актантами), иначе говоря, к валентности.

  • Тета-теория занимается установлением тематических (семантических) отношений между глаголом и его аргументами и является аналогом теории валентностей.

  • В этом модуле исследуются принципы и параметры, которые регулируют отношения между предикатами и участниками ситуации.

6. Теория связывания (Binding Theory): связывает такие элементы, как прономиналы, анафоры и имена с их антецедентами (референтами).

  • Теория связывания (Binding Theory) связывает (соотносит) разные типы имен и местоимений с их референтами.

  • Антецедентом называется та именная группа, к которой отсылает местоимение и которая определяет референцию этого местоимения (т.е. то, к чему оно относится).

Теория связывания делит слова, которые могут иметь антецедент, на три класса:

  • Анафоры: возвратные местоимения себя, самого себя, свой;

  • Прономиналы: личные местоимения я, меня, тебе, нашего, их, ее и т.д.

  • R-выражения (референциальные выражения), или имена, называющие предмет в окружающем мире – Наташа, Иванов, директор.

Чем отличаются друг от друга анафоры, прономиналы и имена?

  • Принцип А: анафор должен быть связан антецедентом в пределах минимальной категории (т.е. составляющей), в которой он находится.

  • Принцип В: прономинал должен быть свободен в пределах минимальной категории, в которой он находится.

  • Принцип С: R-выражение должно быть везде свободно независимо от своей позиции.



  1. Вершинная грамматика составляющих



  1. Отказ от трансформационных правил.

  2. Любое предложение является структурно упорядоченным.

  3. Возможность сегментации предложения на более мелкие группы отражает наличие внутренней структуры.

Грамматика рассматривается как набор грамматических конструкций или правил.

Эти правила устанавливают, какие составляющие могут и должны входить в предложение, чтобы оно было грамматичным.

  • Помимо грамматики в построении предложений задействован лексикон, в котором хранятся дефиниции слов.

  • В каждой фразе есть слова, несущие наиболее важную информацию и определяющие тип фразы.

  • Фразовая структура строится вокруг понятия лексической вершины – слова, информация о котором определяет основные грамматические свойства фразы в целом.