ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.05.2021
Просмотров: 129
Скачиваний: 1
Тема: «Тактика предъявления для опознания».
1. Предъявление для опознания: понятие, сущность, виды.
2. Общие положения тактики предъявления для опознания.
3. Тактика предъявления для опознания человека.
1. Предъявление для опознания: понятие, сущность, виды.
Предъявление для опознания появилось в качестве отдельного следственного действия в УПК 1960 года РСФСР, хотя на практике подобные действия проводились и ранее (да и в криминалистической литературе они рассматривались). Это могло называться «актом предъявления человека для опознания», «опознания личности» и прочее, предъявлялись для опознания и трупы, и вещи.
Впервые на законодательном уровне это появилось в УПК РСФСР 1960 года.
Современное законодательство предусматривает предъявление для опознания, статья 193 УПК РФ закрепляет в качестве самостоятельного следствия действия.
В отличие от других следственных действий (осмотра и прочего), не указано, что это само за действие – а содержатся только правила производства данного следственного действия.
Как оно трактуется в науке:
Предъявление для опознания – это следственное действие, заключающееся в представлении для восприятия свидетелю, потерпевшему, подозреваемому или обвиняемому в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законом лиц, трупа и предметов (их фотографий) с целью идентификации одного из представленных объектов как воспринимавшегося опознающим ранее либо установления отсутствия между ними тождества.
Цель данного следственного действия.
Цель предъявления для опознания состоит в идентификации объекта для опознания лицом, ранее воспринимавшим данный объект в связи с совершением преступления или при иных обстоятельствах.
Виды классификаций:
1. По субъекту предъявления для опознания различают (по опознающему):
1) Тактику предъявления для опознаний свидетелю, потерпевшему;
2) Тактику предъявления для опознания подозреваемому, обвиняемому.
2. По объекту, которые предъявляются для опознания:
1) Предъявление для опознания лица.
2) Предъявление для опознания предметов.
3) Предъявление для опознания трупа.
4) Иногда выделяют предъявления для опознания вышеперечисленных объектов по фотографии.
В качестве проблемных вопросов – а возможно ли предъявлять для опознания участки местностей или помещений? Некоторые считают, что это – отдельные виды предъявления для опознания. В УПК РФ ничего такого не закреплено, ведь это же не предметы. Да и как реализовать такое следственное действие? Ведь мы должны выбрать не менее 3-х похожих помещений или участков местности… В принципе, если мы возьмём фотографии этих участков или местностей, но это тоже достаточно сложно.
2. Общие положения тактики предъявления для опознания.
Общие процессуальные положения, которые нам будут важны при рассмотрении криминалистической тактики производства данного следственного действия.
Статья 193 УПК РФ.
Часть 1 статьи 193 УПК РФ говорит о субъектах и объектах опознания (мы уже о них говорили в видах).
Часть 2 статьи 193 УПК РФ устанавливает – опознающий предварительно допрашивается об обстоятельствах, при которых они видели опознаваемое лицо или предмет, а также о приметах, по которым они могут его опознать.
Для того чтобы убедиться в объективности произведённого следственного действия, мы должны убедиться, что человек действительно сам опознал предмет или лицо. А так как это сравнение с мысленным образом, находящимся в голове у человека, то этот человек должен быть сперва допрошен об особенностях опознаваемого предмета или лица.
Но здесь возможны два момента.
Во-первых, опознающий при допросе назвал приметы и особенности, по которым он сможет опознать ранее воспринимавшийся им объект и при предъявлении для опознания указал на эти особенности и приметы, имеющиеся на одном из предъявленных ему объектов.
В данном случае всё хорошо и прекрасно. Здесь достаточно объективный результат.
Во-вторых, опознающий при допросе утверждает, что в целом может описать эти индивидуальные признаки, но какие-то конкретные и индивидуальные не смогут описать с точностью, но при предъявлении опознать смогут.
В данном случае предъявляются какие-то альбомы с похожими объектами, либо словесные приёмы – можно предъявить перечень наиболее типичных особенностей внешности человека. И тем самым можно помочь вспомнить какие-то особенности.
Если при допросе не сможет назвать каких-то признаков – то мы не можем проводить предъявление для опознания.
Иногда бывает, что по прошествии определённого времени вспомнил особенности – и тогда заново допрос опознающего и впоследствии возможно предъявление для опознания.
Часть 3 статьи 193 УПК РФ закрепляет: не может производиться повторное опознание лица или предмета тем же опознающим и по тем же признакам.
Такое требование появилось только в УПК РФ, в УПК РСФСР такого запрета не было.
Но вообще-то верное требование – если поменялись статисты только, а подозреваемый всё тот же, то опознать можно не в силу того, что его видели на месте преступления, а на опознании. Однако если по другим признакам опознают – то тогда можно (скажем, по голосу или речи – а в первый раз по внешности опознавали), ведь это уже разные следственные действия по опознанию.
Те же опознаваемые объекты могут предъявляться разным опознающим, это допустимо и никаких нарушений здесь нет.
Часть 4 статьи 193 УПК РФ – лицо предъявляется для опознания вместе с другими лицами, по возможности внешне схожими с ними (родовые признаки совпадать должны, а вот внешне – схоже по возможности; к примеру, родовой признак – часы, а они могут быть из разных материалов). Общее число лиц или предметов, опознаваемых при предъявлении для опознания, должно быть не менее трёх (исключение – опознание трупа, там не надо). Если мы не можем найти похожие объекты – то можно по фотографии, фотографии предъявлять.
Если опознание живых лиц – статисты, которые должны обладать какими-то сходными чертами внешности (тот же пол, сходный возраст, схожее общее описание внешности и похожая одежда…).
Опасность данного следственного действия в том, что оно может дать отрицательный результат – потому что в других условиях и обстановке может не узнать, или если человек постригся или побрился или, наоборот, отрастил волосы.
Недопустимо одновременное предъявление для опознания сразу нескольких опознаваемых, ведь опознаваемый или предмет у нас один, а остальные – статисты или просто предметы. А опознающие по одному тоже, а не все вместе (если их несколько).
В УПК установлен в части 6 статьи 193 лишь нижний предел количества предметов, верхний предел у нас не установлен. Отсюда вопрос – оптимальное количество какое? Миллеровский закон – семь плюс-минус два объекта, это психологический закон и является одной из тактических рекомендаций.
И ещё вопрос – чётное или нечётное число объектов должно быть? В Воронежских криминалистических чтениях в выпуске 12 статья про Польшу – у них четыре (три статиста и один опознаваемый). Это в связи с тем, что когда человек сомневается, то он указывает на среднее место (так психологически легче).
Часть 4 статьи 193 устанавливает, что перед началом опознания опознаваемому предлагается занять любое место среди предъявляемых лиц. Это для того, чтобы обеспечить чистоту производства следственного действия.
Часть 5 статьи 193 устанавливает, что при невозможности предъявления лица, опознание может быть проведено по его фотографии – предъявляемой одновременно с фотографиями других лиц, внешне сходными с опознаваемым лицом (количество также не менее трёх).
Это же касается и предметов.
Фотографии должны быть сходными по условиями и формата (чёрно-белые или цветные), в примерно одинаковых позах… Чтобы в разумных пределах схожести были.
УПК не устанавливает возможности производства опознания по видеозаписи, однако на практике такие примеры известны и проводятся они.
В некоторых случаях производства опознания по видеозаписи более эффективен, чем по фотографии – потому что на разных фотографиях человек получается по-разному (но видео тоже должно быть не менее 3-х). Плюс здесь же возможность опознания по каким-то действиям…
Часть 7 статьи 193 УПК РФ устанавливает, что если опознающий указал на одного из предъявленных ему лиц или один из предметов, то ему предлагается объяснить, по каким особенностям и приметам он их опознал. Наводящие вопросы недопустимы.
Наводящие вопросы могут быть не только как таковыми наводящими вопросами, но и жесты и высказывания, обладающие наводящим эффектом и направлены на получение опознающим нужную следователю информацию.
Часть 8 статьи 193 УПК РФ, понятые находятся в месте нахождения опознающего. Если есть опасения, то опознающий опознаёт в условиях, исключающих наблюдение опознающего.
В науке также предлагался в качестве отдельного вида предъявления для опознания так называемое «предъявление в толпе». Когда у органов следствия нет достаточных данных, что данное лицо имеет отношение к преступлению, или его ещё не задержали по разным причинам – если по каким-то причинам человека не вырывают из обычной среды. И учёные предложили – если засняли на видео такового человека, к примеру.
И эта процедура обладает всеми теми же признаками, которыми обладает предъявление для опознание.
Несколько минусов: человек может выделяться из обстановки (условие – схожесть окружающих его объектов). Но учёные считают, что это не столь сложно, особенно если аудитория однородная (к примеру, аудитория студентов).
Вопрос – опознания животных. Особенно в стаде (скажем, стаде овец и коров). Овцы обладают меньшими индивидуализирующими признаками, чем коровы. Вопрос, когда жеребёнка выпустили и он подошёл к лошади (одной из табуна – к маме), это, пожалуй, скорее всего будет экспериментом.
И ещё, при опознании в толпе – не соблюдается правило «дать возможность сесть опознаваемому там, где он пожелает». Однако его же никто не заставит садиться туда, куда он сел.
Ещё один момент – это встречное опознание.
Если есть обвиняемый и потерпевший, и один на другого нападал. Если сперва один из них опознавал – тогда уже нет смысла проводить встречное опознание.
Встречное опознание, в принципе, возможно, если в условиях, исключающих наблюдение опознаваемого опознающим.
3. Тактика предъявления для опознания человека.
Подготовительный этап данного следственного действия.
На подготовительном этапе следователь должен решить целый ряд серьёзных вопросов.
Кто должен быть предъявлен для опознания? Если встречное опознание, и если обвиняемый признаёт свою вину.
Лучше, если обвиняемый будет опознавать потерпевшего. Потому что меньшее состояние стресса было у обвиняемого, да и в тактическом плане – если человек признаёт свою вину, то всегда есть вероятность, что в суде он откажется от своих показаний. Второй момент – обвиняемый может себя и оговаривать.
Кроме того, на подготовительном этапе, надо решить: когда и в какой момент предъявлять объекты для опознания?
УПК РФ такой момент не указывает и следователь всегда должен перед предъявлением для опознания (а это – пожалуй, самое сложное из всех следственных действий и в организации, и в риске).
Тут объективные и субъективные моменты. Объективные – не узнают, не могут вспомнить. Субъективные – боязнь мести, прямые угрозы…
Следователь должен производить это следственное действие тогда, когда уже произведены такие следственные действия, когда обвиняемый не сможет отказаться, изменить своё поведение, если будет отрицательный результат (скажем, уже были эксперименты и прочее). Но и слишком затягивать тоже нельзя.
Третий вопрос, решаемый следователем – какие объекты будут предъявляться для опознания?
Здесь тоже важно. Следователь должен об этом задуматься ещё в момент допроса опознающего о приметах и индивидуальных признаках опознаваемого предмета.
Четвёртый вопрос – технические средства, которые он может использовать при предъявлении для опознания.
Это может быть и аудио-фиксация, и фото-фиксация, и видео-фиксация (её преимущество в том, что и звуки, и изображение сразу фиксируются в видео).
Рабочий этап.
Следователь должен исключить возможность случайной встречи опознающего и опознаваемого (чтобы мимо опознающего не провели опознаваемого в наручниках).
Для предотвращения таких, наводящих по сути своей, действий, следует, во-первых, вызывать опознающего на более раннее время (но в разумном интервале, чтобы с утра – а опознание вечером), а, во-вторых, при явке опознающего обеспечить его пребывание в месте, где он не сможет наблюдать прибытие других участников следственного действия.
Далее – лицу предлагается самостоятельно выбрать и занять место среди других лиц (статистов), это всё производится в присутствии понятых. А затем заходит опознающий.
Чтобы не было сомнений в том, что опознающему сообщили то, какое место занял опознаваемый – можно позвонить по телефону и пригласить зайти.
Бывают, что опознающему могут заранее показать фотографию опознаваемого или через дверь, пока проводили, показали – но это проверить никак невозможно, однако исключать возможности таких действий надо (может и не следователь показывать фотографии, а оперативные работники).
Следующий момент: опознающий может опознавать тех лиц, которых он ранее видел. Из данной формулировки можно сделать вывод, что возможно опознавание именно по признакам внешности. Однако прямого запрета на то, чтобы опознавать человека по другим каким-либо признакам. Так что возможны варианты – по голосу, наощупь, по особенностям речи…
Но здесь нужно соблюдать особые условия организации следственных действий.
Особенности организаций таковых следственных действий:
1) Нужно привлекать не менее 4-х (четырёх) понятых.
Это связано с тем, что ставится непрозрачная ширма – чтобы невозможно было наблюдать лично. Скажем, если опознание по голосу.
Так что по два понятых на опознающего и на опознаваемого.
Ставится вопрос – возможно ли опознание голоса по аудиозаписи? В принципе, возможно, но в зависимости от качества записи голос может меняться – поэтому тоже нужно это учитывать. Но, скажем, если угрозы поступали по телефону – то и эти условия должны быть соблюдены, и либо по телефону, либо с использованием технических средств.
Заключительный этап.
Составляется протокол данного следственного действия, должно быть полное и объективное отражение в протоколе. Допрос оформляется отдельным процессуальным документом.