ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.05.2021
Просмотров: 4374
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Неопределенный артикль a (an) [q], [qn]
Определенный артикль the [Dq, Di:, DI]
2. ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛА
1. СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. Множественное число
4. ГЛАГОЛ. Настоящее неопределенное время
Основные особенности чтения букв и произношения звуков
2. Косвенный падеж личных местоимений
2. Существительное. Притяжательный падеж
2. Модальные глаголы can, may, must
3. Определение, выраженное существительным. Сложные слова
4. Предлоги in, at, on, to, from, into
1. Глагол to have. The Present Indefinite Tense
1. Оборот there is (there are)
1. Вопросительная форма глаголов в Present Indefinite Tense
3. Вопросительные предложения. Общие и специальные вопросы
4. Многозначность местоимений who, which, that
1. Отрицательная форма глагола в Present Indefinite Tense
2. Отрицательная форма повелительного наклонения
1. Притяжательные местоимения (вторая форма)
2. Степени сравнения прилагательных и наречий
4. Неопределенные местоимения some, any
5. Сложные слова с some, any, every, по
1. Прошедшее неопределенное время (The Past Indefinite Tense)
1. Будущее неопределенное время (The Future Indefinite Tense)
1. Три основные формы глагола. Причастие II
3. Сравнение причастий I и II. Причастные обороты
1. Страдательный залог (The Passive Voice)
2. Группа неопределенных времен (Indefinite Tenses)
3. Суффиксы -al, -ic(s), -ern, -ion
4. Отрицательные приставки un-, in-, поп-
1. Времена группы Continuous (Continuous Tenses)
2. Сложноподчиненное предложение
3. Бессоюзное подчинение придаточных предложений
1. Времена группы Perfect (Perfect Tenses)
4. Суффиксы -ish, -ist, -ward(s)
1. Модальные глаголы и обороты
3. Суффиксы -able, -ous, -ful, -less
1. Инфинитив и причастие как дополнение (винительный падеж с инфинитивом и причастием12)
2. Союзы either ... or, neither ... nor
3. Возвратные и усилительные местоимения
4. Словопроизводство с помощью изменения произношения
1. Совершенные длительные времена (Perfect Continuous Tenses)
2. Оборот «именительный падеж с инфинитивом»13
2. Суффиксы -ant, -ent; -ance, -ence; -ancy, -ency
3. О РАБОТЕ С ОБЩИМ АНГЛО-РУССКИМ СЛОВАРЕМ
2. Самостоятельный причастный оборот
5. Сложные существительные с элементами -man и -woman
1. Косвенный вопрос. Союзы if, whether
2. Будущее действие в условных и обстоятельственных придаточных предложениях
4. Бессоюзное подчинение условных предложений
А. В. Петрова
САМОУЧИТЕЛЬ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Петрова А. В.
Самоучитель английского языка: Учеб. пособие. — 7-е изд., испр. — M.: Высш. шк., 1991
Оглавление
Неопределенный артикль a (an) [q], [qn] 11
Определенный артикль the [Dq, Di:, DI] 11
2. ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛА 11
1. СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. Множественное число 14
4. ГЛАГОЛ. Настоящее неопределенное время 15
Основные особенности чтения букв и произношения звуков 20
1. Порядок слов в предложении 20
2. Косвенный падеж личных местоимений 21
3. Указательные местоимения 21
1. Притяжательные местоимения 24
2. Существительное. Притяжательный падеж 24
2. Модальные глаголы can, may, must 28
3. Определение, выраженное существительным. Сложные слова 29
4. Предлоги in, at, on, to, from, into 29
1. Глагол to have. The Present Indefinite Tense 33
1. Оборот there is (there are) 38
1. Вопросительная форма глаголов в Present Indefinite Tense 43
1) Вспомогательные и модальные глаголы to be, to have, can, may, must 43
3. Вопросительные предложения. Общие и специальные вопросы 44
4. Многозначность местоимений who, which, that 45
1. Отрицательная форма глагола в Present Indefinite Tense 49
1) Вспомогательные и модальные глаголы to be, to have, can, may, must 49
2. Отрицательная форма повелительного наклонения 50
4. Отрицательные предложения 50
1) Предложения с отрицательными словами 50
2) Предложения с глаголом to have и оборотом there is 50
1. Притяжательные местоимения (вторая форма) 55
2. Степени сравнения прилагательных и наречий 55
4. Неопределенные местоимения some, any 56
5. Сложные слова с some, any, every, по 57
1. Прошедшее неопределенное время (The Past Indefinite Tense) 63
3) Вопросительная и отрицательная формы глагола в Past Indefinite 65
4) Краткие ответы в Past Indefinite 66
1. Будущее неопределенное время (The Future Indefinite Tense) 71
1) Числительные количественные 73
1. Три основные формы глагола. Причастие II 79
3. Сравнение причастий I и II. Причастные обороты 81
1. Страдательный залог (The Passive Voice) 87
2) Образование страдательного залога 87
3) Значение и употребление страдательного залога 88
4) Перевод страдательного залога на русский язык 89
5) Инфинитив страдательного залога 89
2. Группа неопределенных времен (Indefinite Tenses) 90
3. Суффиксы -al, -ic(s), -ern, -ion 90
4. Отрицательные приставки un-, in-, поп- 91
1. Времена группы Continuous (Continuous Tenses) 96
1) Спряжение времен группы Continuous 96
2) Значение времен Continuous и их перевод 97
2. Сложноподчиненное предложение 98
3. Бессоюзное подчинение придаточных предложений 99
1. Времена группы Perfect (Perfect Tenses) 104
4. Суффиксы -meat, -y, -en 106
2. «Будущее в прошедшем» (Future-in-the-Past) 111
4. Суффиксы -ish, -ist, -ward(s) 112
1. Модальные глаголы и обороты 118
3. Суффиксы -able, -ous, -ful, -less 120
4. Суффиксы -ry, -ize (-ise) 121
1. Инфинитив и причастие как дополнение (винительный падеж с инфинитивом и причастием) 126
2. Союзы either ... or, neither ... nor 126
3. Возвратные и усилительные местоимения 127
4. Словопроизводство с помощью изменения произношения 127
1. Совершенные длительные времена (Perfect Continuous Tenses) 131
2. Оборот «именительный падеж с инфинитивом» 132
2. Суффиксы -ant, -ent; -ance, -ence; -ancy, -ency 140
3. О РАБОТЕ С ОБЩИМ АНГЛО-РУССКИМ СЛОВАРЕМ 140
1. Причастия (сложные формы) 153
2. Самостоятельный причастный оборот 154
5. Сложные существительные с элементами -man и -woman 156
1. Косвенный вопрос. Союзы if, whether 160
2. Будущее действие в условных и обстоятельственных придаточных предложениях 160
1. Сослагательное наклонение 166
4. Бессоюзное подчинение условных предложений 169
КЛЮЧ К КОНТРОЛЬНЫМ РАБОТАМ 181
КАК ЗАНИМАТЬСЯ ПО САМОУЧИТЕЛЮ
Структура самоучителя
Самоучитель состоит из двадцати шести уроков. Из них первые три урока в основном посвящены звуковой стороне английского языка и правилам чтения.
Каждый урок состоит из грамматических и лексических пояснений иллюстрированных примерами, текста со словарем и примечаниями, упражнений и контрольной работы. Кроме того, в уроках 4—18 есть факультативный раздел «Дополнительный материал для устной речи», а к урокам 8—25 приложены тексты для дополнительного чтения по выбору учащегося.
В конце самоучителя вы найдете приложения: №1. «Ключ к контрольным работам»; № 2. «Таблица спряжения стандартных глаголов»; № 3. «Перечень основных форм наиболее распространенных нестандартных глаголов»; № 4. «Список наиболее употребительных служебных слов»; № 5. «Англо-русский словарь». Для удобства таблицы «Английский алфавит» и «Знаки международной фонетической транскрипции» даются в начале учебника, перед первым уроком.
Указания по работе с общим англо-русским словарем вы найдете в уроке 21, а советы по переводу, которые даются на протяжении всего курса, суммируются в уроке 26.
Структура урока
В уроке (начиная с 4-го) материал расположен в следующем порядке: 1. грамматика; 2. словообразование; 3. упражнение в чтении; 4. текст; 5. словарь к тексту; 6. примечания к тексту; 7. анализ слов урока; 8. упражнения; 9. контрольная работа; 10. повторительные задания (для подготовки к следующему уроку); 11. факультативный материал (для устной речи и дополнительного чтения).
Порядок прохождения курса
Материал в уроке расположен строго в том порядке, в котором его нужно изучать. Другими словами, надо сначала, прочитать грамматические пояснения, тщательно продумать все примеры и сравнить их с переводом этих примеров, который дается на той же странице.
Разделы словообразования изучаются в том же порядке.
Идущие за ними упражнения в чтении обязательно нужно выполнять вслух.
После этого следует переходить к изучению текста, который является центром урока. К тексту следует обращаться повторно до полного усвоения его содержания. Рекомендуется сначала прочитать текст про себя, обращаясь за справками к словарю и примечаниям, которые даются сразу после текста, и возвращаясь, в случае надобности, к грамматическим разделам. Добившись полного и точного понимания текста, перечитайте его еще раз (желательно вслух) и переведите устно и, если позволяет время, то и письменно.
После этого нужно прочитать раздел, посвященный анализу слов (он дается в каждом уроке, начиная с 8-го), и выучить новые слова. Это особенно трудоемкая, но абсолютно необходимая работа. Упражнения, содействующие запоминанию слов, вы найдете в каждом уроке. Особенно важно постоянно повторять слова пройденных уроков, как путем чтения текстов, так и всеми другими способами. О том, как проводить эту работу, говорится подробно в уроке 6 (раздел «О запоминании слов»).
После этого приступайте к выполнению упражнений. Делайте их в том порядке, в котором они напечатаны в книге. Выполнять их нужно письменно, если нет указания об устном выполнении данного упражнения. Пропускать упражнения нельзя.
Контрольные работы по каждому уроку тоже выполняются письменно (кроме тех заданий, где есть указание об их устном выполнении).
Правильность выполнения контрольных работ обязательно проверьте по ключу (Приложение 1) и исправьте ошибки, если они есть.
До перехода к следующему уроку надо выполнить повторительные задания, которые даются после контрольных работ (начиная с урока 2). Попутно восполняйте и все обнаружившиеся пробелы в знаниях.
Раздел «Дополнительный материал для устной речи» (уроки 4—8) является факультативным (необязательным). Просматривайте его и выбирайте то, что вы сочтете нужным. Встречающиеся в этих разделах слова включены в словарь самоучителя, но не считаются необходимыми для дальнейшего прохождения курса. Например, в факультативном материале к уроку 8 встретилось слово German немецкий, но в уроке 24 оно выделено как новое. Другими словами, незнание слов этого раздела не мешает изучению основного материала.
Из материала для дополнительного чтения (уроки 8—25) выбирайте тексты по своему усмотрению. В этот раздел включены газетные сообщения, научно-популярные заметки, анекдоты, стихи, пословицы, поговорки, распространенные цитаты. Выбирайте для чтения то, что вам покажется интересным или полезным. Основные слова этого раздела также включены в словарь самоучителя, а менее распространенные слова и выражения объясняются в самих этих разделах (в примечаниях или в самом тексте).
Для занятий заведите себе общую тетрадь, чтобы можно было возвращаться к выполненным упражнениям. Писать на отдельных листках не рекомендуется. Для слов нужна отдельная тетрадь, алфавитный блокнот или карточки (указания по ведению словаря см. в уроке 6).
При изучении шести последних уроков самоучителя вам нужен будет общий англо-русский словарь. Указания, как им пользоваться, даны в уроке 21.
Дальнейшие методические указания вы найдете в самих уроках. Заниматься надо регулярно. Как уже сказано в предисловии, каждый урок рассчитан в среднем на две-три недели работы при занятиях три раза в неделю по часу-полтора. Если вы сможете заниматься по часу пять раз в неделю, это будет еще лучше. Помните, однако, что эти 4-5 часов занятий в неделю вы не сможете восполнить занятиями по пять часов один раз в неделю, в выходной день. Такая работа будет гораздо менее эффективной, так как от занятия к занятию вы будете забывать часть пройденного и в общей сложности потратите гораздо больше времени.
Заниматься без помощи преподавателя — дело нелегкое. Оно требует сосредоточенности и организованности. Но изучить язык таким образом можно.
Автор
АНГЛИЙСКИЙ АЛФАВИТ
В печати |
На письме |
Название буквы |
Обычно изображает звуки |
А а |
|
эй [eI] |
[eI, x] |
В b |
|
би [bI] |
[b] |
С с |
|
си [si:] |
[s] — перед e, i, y; [k] — в остальных случаях |
D d |
|
ди [di:] |
[d] |
Е е |
|
и [i:] |
[i:, e] |
F f |
|
эф [ef] |
[f] |
G g |
|
джи [Gi:] |
[G, g] |
Н h |
|
эйч [eIC] |
[h] |
I i |
|
ай [aI] |
[aI, I] |
J j |
|
джей [GeI] |
[G] |
К к |
|
кэй [keI] |
[k] |
L 1 |
|
эл [el] |
[l] |
M m |
|
эм [em] |
[m] |
N n |
|
эн [en] |
[n] |
O o |
|
оу [qu] |
[qu, O] |
Р p |
|
пи [pi:] |
[p] |
Q q |
|
кью [kju:] |
[kw] |
R r |
|
ар [Q:] |
[r] |
S s |
|
эс [es] |
[s] |
T t |
|
ти [ti:] |
[t] |
U u |
|
ю [ju:] |
[ju:, A, u] |
V v |
|
ви [vi:] |
[v] |
W w |
|
дабл ю ['dAbl ju:] («двойное ю») |
[w] |
X x |
|
экс [eks] |
[ks, gz] |
Y y |
|
уай [waI] |
[j] |
Z z |
|
зэд [zed] |
[z] |
В графе «Название буквы» дано русскими буквами приблизительное звучание этих названий. В скобках оно дано более точно с помощью фонетической транскрипции.
ЗНАКИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ФОНЕТИЧЕСКОЙ ТРАНСКРИПЦИИ
(в скобках указаны номера уроков, где подробно объясняется
произношение данного звука)
1. Гласные звуки:
[i:] Близок протяжному и в слове ива (1).
[I] Близок краткому и в слове игла (2).
[e] Близок звуку э в слове это (1).
[x] Звук средний между а и э. Откройте рот как для произнесения звука а, постарайтесь произнести э. Получится [x] (1).
[а:] Долгий звук a-a: да-ай (3).
[O] Краткий звук о в слове тот (2).
[L] Напоминает протяжно произнесенное о в слове пóлно (3).
[W] Долгий звук, средний между о и э: э-э... Напоминает звук ё в слове Гёте (3).
[q] Короткий, неясный, неударный звук. В русском языке слышится в неударных слогах: пять комнат [комнэт] (1).
[A] Близок неударному звуку а в слове камыш. В английском языке обычно находится под ударением (2).
[u] Близок звуку у в слове тут (2).
[u:] Близок звуку у, произнесенному протяжно: у-умный (2).
[aI] Близок русскому ай в слове Байкал (2).
[eI] « « ей в слове шейка (1).
[OI] « « ой в слове бойня (3).
[au] « « ay в слове пауза (3).
[qu] « « оу в слове клоун (2).
[Iq] Сочетание [I] и [q] с ударением на [I]. Приблизительно Иэ (3).
[uq] Сочетание [u] и [q] с ударением на [u]. Приблизительно Уэ (3).
[Fq] Первый элемент сочетания близок звуку э в слове этот. За ним следует беглый звук [Fq]. Сочетание примерно произносится Эа (3).
2. Согласные звуки:
[p] соответ. русск. п (1). [t] соответ, русск. т (1).
[b] » » б (1). [d] » » д (1).
[m] » » м (1). [n] » » н (1).
[k] » » к (1), [l] » » л (1).
[g] » » г (2). [S] » » ш (2).
[f] » » ф (1). [Z] » » ж (3).
[v] » » в (1). [C] » » ч (2).
[s] » » с (2). [G] » » дж (2).
[z] » » з (2).
[r] соответствует звуку р в слове жребий (3).
[h] выдох, напоминающий слабо произнесенный звук х (1).
[j] напоминает русский звук й перед гласными звуками: Нью-Йорк, если [йэсли]. Встречается в сочетании с гласными (2).
[ju:] долгое ю в слове южный (2).
[je] e в слове ель (2).
[jO] e в слове ёлка (2).
[jA] я в слове яма (2).
Следующие согласные звуки не имеют даже приблизительных соответствий в русском языке:
[w] звук в, произнесенный одними губами. В переводе обозначается буквами в или у: Williams Уильямс, Вильямс (2).
[N] Приоткройте рот и произнесите н, не закрывая рта (3).
[T] Выдвиньте немного распластанный кончик языка между зубами и произнесите русское с (1).
[D] При таком же положении языка произнесите з (1).
Урок первый
Буква, звук, фонетический знак
Звук — это то, что мы слышим; буква—это знак, которым мы изображаем звук. Буква не всегда изображает один и тот же звук. Например, буква б в словах был и столб передает разные звуки — [Б] и [П]. С другой стороны, один и тот же звук иногда изображается разными буквами. Например, в словах его и нива буквы г и в передают один и тот же звук [В]. Для английского языка, в силу ряда исторических причин, расхождение между звуками и буквами особенно характерно. Посмотрите на алфавит и Вы увидите, что многие буквы передают несколько звуков.
Чтобы показать, как читаются английские буквы и слова, существует фонетическая транскрипция, т.е. система знаков, в которой каждый знак изображает только один звук. Например: в русских словах второй и фтор первый звук изображен разными буквами: в и ф. Но звук в обоих словах один и тот же: [Ф]. В английской фонетической транскрипции его изображают одним знаком [f]. Эта система знаков принята в словарях, с которыми вам придется в дальнейшем иметь дело. Фонетические знаки обычно заключаются в квадратные скобки.
Буквы и фонетические знаки вы будете изучать постепенно в первых трех уроках. К таблице, помещенной в начале книги, обращайтесь постоянно для их повторения.
Англичане пользуются латинским шрифтом, но на письме некоторые буквы имеют своеобразное начертание. Оно указано во втором столбце алфавита. Постарайтесь с самого начала приучиться писать четко и разборчиво. При самостоятельном изучении языка вам придется самим исправлять свои ошибки по ключу. Если ваши записи будут неразборчивы, вы можете не заметить некоторых ошибок, особенно орфографических. Поэтому следует писать четко и, по возможности, красиво.
Буквы В, D, F, H, K, L, M, N, Р, Т, V, Z и обозначаемые ими звуки
«Запомните следующие буквы и обозначаемые ими звуки:
В b |
обозначает звук |
[b] |
соответствующий русскому |
[Б] |
D d |
» » |
[d] |
» » |
[Д] |
F f |
» » |
[f] |
» » |
[Ф] |
K k |
» » |
[k] |
» » |
[Х] |
M m |
» » |
[m] |
» » |
[М] |
N n |
» » |
[n] |
» » |
[Н] |
P p |
» » |
[p] |
» » |
[П] |
T t |
» » |
[t] |
» » |
[Т] |
V v |
» » |
[v] |
» » |
[В] |
Z z |
» » |
[z] |
» » |
[З] |