Файл: Образовательная программа для детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата (от 4 до 7 лет) Воспитатель.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Образовательная деятельность с учетом вариативных образовательных программ дошкольного коррекционного образования.
Коррекционно-развивающее обучение и воспитание обеспечивается программой дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с ОВЗ Н.В. Симоновой «Программа воспитания и обучения детей с ДЦП дошкольного возраста». Основной принцип программы – взаимосвязь диагностических, воспитательных, коррекционно-развивающих задач направленных на развитие эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребёнка и формирование его позитивных качеств.
Содержание программы обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей. Содержание подгрупповых занятий отражено в календарно-тематическом планировании.
При планировании занятий учитель-дефектолог учитывает тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. При изучении каждой темы определяется словарный минимум (пассивный и активный), исходя из речевых возможностей детей. Результативность коррекционной работы отслеживается через мониторинговые (диагностические) исследования два раза в год с внесением последующих корректив в содержание всего образовательного процесса. Результаты мониторинга находят отражение в "индивидуальном образовательном маршруте". Сроки проведения мониторинговых исследований: 1-я половина сентября, 2-я половина мая.
Содержание индивидуальной программы реализуется по возрастам в следующих направлениях:
Средний возраст (4-5 лет):
• слуховое восприятие (различение неречевых шумов);
• зрительное восприятие (узнавание черно-белых изображений);
• пространственные представления (конструирование, употребление простых предлогов);
• мелкая моторика;
• связная речь (умение выразить свою мысль);
• развитие мышления;
• анализ продуктивной деятельности — рисунок, лепка, аппликация, словотворчество и т. д.;
• игра — уровень игры, преобладающий вид общения;
• социальные навыки — общение с взрослыми и сверстниками.
Старший возраст (5-6 лет):
• слуховое внимание;
• зрительно-пространственный гнозис;
• зрительно-пространственный праксис;
• общая моторика, ловкость, выносливость, разноименные движения;
• развитие графической деятельности;
• латеральные предпочтения;
• мыслительная деятельность;
• игровая деятельность;
• анализ продуктов деятельности;
• коммуникативные навыки.
Подготовительная к школе группа (6-7 лет):
• зрительно-моторная координация;
• ритмическое чувство;
• переключение движений;
• рядограммы (последовательность времен года, дней недели);
• звуковой анализ слов;
• умение определять состав числа;
• выделение 4-го лишнего, простые аналогии;
• составление сюжетного рассказа по серии картин;
• понимание логико-грамматических конструкций;
• установление причинно-следственных связей;
• ориентировка на листе бумаги.
Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностическую карту, анализ которой позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в целом.
Учебный год в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением ОДА начинается первого сентября и условно делится на три периода:
I период — сентябрь, октябрь, ноябрь;
II период — декабрь, январь, февраль;
III период — март, апрель, май.
Алгоритм коррекционной работы в группе для детей с ОВЗ
Этапы | Основное содержание | Результат |
Организационный | Исходная психолого-педагогическая и логопедическая диагностика детей. Формирование информационной готовности педагогов ДОУ и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми. | Составление индивидуальных коррекционно-речевых программ помощи ребенку. Составление программ взаимодействия специалистов ДОУ и родителей ребенка с нарушениями ОДА. |
Основной | Решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых (подгрупповых) коррекционных программах. Психолого-педагогический и логопедический мониторинг. Согласование, уточнение (при необходимости – корректировка) меры и характера коррекционно-педагогического влияния участников коррекционно-образовательного процесса. | Достижение определенного позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в познавательном и речевом развитии. |
Заключительный | Оценка качества и устойчивости результатов коррекционно-образовательной работы ребенком . Определение дальнейших образовательных перспектив выпускников группы для детей с НОДА специалистами ПМПК. | Решение о прекращении коррекционной работы с ребенком (группой), изменение ее характера или корректировка индивидуальных/ подгрупповых программ или продолжение работы |
-
Программно-методическое обеспечение группы компенсирующей направленности.
Образовательная область | Основные направления развития детей | Используемые программы, методические пособия |
Познавательное развитие | Овладение процессом порядкового счёта, операциями сложения и вычитания, способами сравнения- приложения, наложения; различение геометрических фигур; формирование способности ориентироваться как в тетради, так и в окружающей обстановке. | Шевченко С.Г. Капустина Г.М. «Предметы вокруг нас» Учебное пособие для индивидуальных и групповых коррекционных занятий. Смоленск, «Ассоциация XXI» 1998; Баряева Л.Б. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с проблемами в развитии». - Спб. Союз, 2002. Агаева Е.Л., Дьяченко О.М. «Чего на свете не бывает» - Москва, Просвещение 1991; Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. Москва, 1988. Катаева АЛ., Стребелева Е Л. Дидактические игры и упражнения. — Москва, «Бук-Мастер», 1993; Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. |
Ознакомление с окружающим, формирование представлений о малой родине. | Гербова В. В.. Книга для чтения в детском саду и дома 2-4г, 5-7 лет М.: Оникс, 2009. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Агаева Е.Л., Дьяченко О.М. «Чего на свете не бывает» - Москва, Просвещение 1991; Тригер РД., Владимирова Е.В. тетрадь-учебник «Звуки речи, слова, предложения — что это?» Смоленск, 1998. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (3-7лет) | |
Речевое развитие | Развитие общения с детьми и взрослыми, формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Умение слушать художественные произведения, следить за развитием действия. | Шевченко С.Г. Методическое пособие «Подготовка к обучению письму» - Смоленск, Ника-пресс,1998; Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Бондаренко Л.К. Дидактические игры в детском саду. — Москва, 1991; Почитаем — поиграем. Составители Цыпина Н.А., Волкова И.Л. — Москва, 1995; Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. — Москва, 1988; Тригер РД., Владимирова Е.В. тетрадь-учебник «Звуки речи, слова, предложения — что это?» Смоленск, 1998. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста.-СПб.,2005 |
2.3. Годовое календарно - тематическое планирование подгрупповой работы учителя-дефектолога с детьми 1,2,3 года обучения.
Возрастные образовательные нагрузки в разновозрастной группе
Количество условных учебных часов в неделю | Подгрупповые и индивидуальные коррекционные занятия дефектолога | |||||
4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | |
12 | 13 | 15 | 2 | 3 | 3 | |
Длительность условного учебного часа (в минутах) 20 минут – 4-5 лет 25 минут – 5-6 лет 30 минут – 6-7 лет |
ОО «Познавательное развитие».
Развитие элементарных математических представлений
Цель: интеллектуальное развитие детей, формирование приемов умственной деятельности на основе овладения детьми количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира.
Развивающие задачи РЭМП
-
Формировать представление о числе -
Формировать геометрические представления -
Формировать представление о преобразованиях (временные представления, представления об изменении количества, об арифметических действиях) -
Развивать сенсорные возможности -
Формировать навыки выражения количества через число (навык счета и измерения различных величин) -
Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях). -
Развивать воображение, память, мышление, внимание.
Формы работы по развитию элементарных математических представлений
-
Обучение в повседневных бытовых ситуациях. -
Сенсорные праздники на основе народного календаря -
Театрализация с математическим содержанием – на этапе объяснения или повторения и закрепления (средняя и старшая группы) -
Коллективное занятие при условии свободы участия в нем (средняя и старшая группы) -
Занятие с четкими правилами, обязательное для всех, фиксированной продолжительности (подготовительная группа, на основе соглашения с детьми) -
Самостоятельная деятельность в развивающей среде (все возрастные группы)
месяц | 1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | ||
| |||||
СЕНТЯБРЬ | Адаптационный период | 1 неделя | | ||
Диагностика | 2,3 неделя | | |||
Учить называть местоположения предметов – первый, последний. Понятие – большой, маленький | Чередование последовательности времени суток. Отработка понятий первый, последний, в середине | Закрепить понятие о величине на основе сопоставления реальных предметов в играх и упражнениях. | |||
ОКТЯБРЬ Октябрь | Знакомство с геометрической фигурой - круг. Понятие: один - много. | Поиск закономерностей: продолжить ряд по цвету, по величине, по цвету и величине. Сравнение групп предметов по количеству на слух, зрительно. | Знакомство с объемной фигурой - шар. Сравнение количеств 1,2,3,4,5 на слух, зрительно. Закрепление последовательности чисел (цифр) в числовом ряду. Решение задач. | ||
Закрепление: большой -маленький, понятие: высокий – низкий (методом приложения). Закрепление: круг | Чередование последовательности времени суток. Отработка понятий первый, последний, в середине. | Закрепить понятие о величине на основе сопостав. реальных предметов в играх и упражнениях. Сравнение: шар- объемное тело, с плоскостной фигурой круг. | |||
Познакомить с понятиями: впереди – позади (сзади). Закрепление: большой – маленький, высокий – низкий, одинаковые по высоте. | Понятие: пара. Уравнивание групп предметов (разница равна 1) | Число и цифра 6, образование числа. Счет предметов в пределах 6 с присчитыванием и отсчитыванием по одному. Работа в тетрадях. | |||
Понятие: столько же, одинаково, поровну. Найди предметы, похожие на круг. | Сравнение множеств путем приложения на дидактическом материале, уравнивание множеств путем добавления и убавления предметов. | Число и цифра 6, образование числа. Счет предметов в пределах 6 с присчитыванием и отсчитыванием по одному. Работа в тетрадях. | |||
месяц | 1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | ||
НОЯБРЬ | Закрепить местоположения предметов – впереди, позади (сзади), в середине | Соотнесение числа и количества. Цифра 1. Восприятие числа 1 с помощью различных анализаторов. Обводка по контуру | Прямой и обратный счет в пределах 6. Отсчитывание заданного количества, соотносить с цифрами. | ||
Знакомство с геометрической фигурой – квадрат. | Познакомить с понятиями: сначала, потом, в конце. | Знакомство-куб. | |||
Последовательность смены времени суток. Закрепить местоположения предметов – впереди, позади в середине. | Цифра 1. Один - много – ни одного | Сравнение: куб - объемное тело, с плоскостной фигурой квадрат. | |||
Закрепление-квадрат. | Соотнесение числа и количества. Цифра 2. Восприятие числа 2 с помощью различных анализаторов. | Число и цифра7, образование числа. Счет предметов в пределах 7, с использованием различных анализаторов. Воспроизведение числового ряда от заданного до заданного числа. | |||
ДЕКАБРЬ | Понятие: под, над. Закрепление: длинный – короткий, одинаковые по длине. | Учить сравнивать одинаковые и разные по форме и величине геометрические фигуры на основе практических действий. | Прямой и обратный счет в пределах 7. Отсчитывание заданного количества. Устанавливать равенство и неравенство, соотносить с цифрами. Решение практических задач | ||
Закрепление: больше – меньше (разница равна 1). Уравнивание групп предметов. | Число и цифра 2. Установление независимости количества от цвета, формы, размера предметов; выделение из множества по слову и образцу. | Знакомство-конус. Повторение – шар, куб. | |||
Знакомство с геометрической фигурой -треугольник | Различение цифр 1-2, соотнесение их с количеством. | Закрепить понятие «год». Времена года | |||
Найди предметы, похожие на заданные геометрические фигуры. | Различение цифр 1-2, соотнесение их с количеством; выделение по слову и образцу. | Счет в пределах 7. Решение простых задач. | |||
| 1,2 неделя января каникулы. | ||||
месяц | 1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | ||
ЯНВАРЬ | Пространственное положение: верх – низ. Ориентировка на альбомном листе | Формирование чувства длительности: медленно, быстро. | Закрепление: счет в пределах 7. Закрепить понятие о ширине, высоте, длине на основе сопоставления реальных предметов в играх и упражнениях. | ||
Понятие: широкий-узкий, одинаковые (методом наложения, приложения) | Закрепление: счет в пределах 1,2. Группировка предметов по признаку. | Сравнение: конус - объемное тело, с плоскостной фигурой треугольник. | |||
ФЕВРАЛЬ | Закрепить понятие: широкий-узкий, одинаковые (методом наложения, приложения). | Образование числа 3, выделение трех предметов из множества по слову, навык пересчета, восприятие с помощью различных анализаторов. Знакомство с цифрой 3. | Число и цифра 8, образование числа. Счет предметов в пределах 8, с использованием различных анализаторов. Воспроизведение числового ряда от заданного до заданного числа. | ||
Видеть, устанавливать равенство и неравенство (+1, -1), сравнивать количество, давая определение больше(меньше), дорисовывать до заданного количества | Закрепление образования числа 3. Формирование понятия числового ряда. Прямой и обратный счет. | Закрепление образования числа 8. Формирование понятия числового ряда. Прямой и обратный счет. Дорисовывать до заданного количества. Решение практических задач. | |||
Учить сравнивать одинаковые и разные по форме, цвету и величине геометрические фигуры на основе практических действий. Составление узоров | Прямой и обратный счет в пределах 3. Отсчитывание заданного количества. Устанавливать равенство и неравенство, соотносить с цифрами. | Знакомство-цилиндр. Сравнение: конус-куб-шар. Прямой счет в пределах 8. | |||
Знакомство с геометрической фигурой- прямоугольник. Сравнение: прямоугольник – квадрат | Прямой и обратный счет в пределах 3. Отсчитывание заданного количества. Устанавливать равенство и неравенство, соотносить с цифрами. | Число и цифра 9, образование числа. Счет предметов в пределах 9, с использованием различных анализаторов. Воспроизведение числового ряда от заданного до заданного числа. | |||
МАРТ | Группировка предметов по признаку. Рисование, конструирование | Образование числа 4, выделение четырех предметов из множества, восприятие с помощью различных анализаторов. Знакомство с цифрой 4. | Закрепление образования числа 9. Формирование понятия числового ряда. Прямой и обратный счет. | ||
Распределение группы предметов в порядке возрастания или убывания. | Прямой и обратный счет в пределах 4. Отсчитывание заданного количества. Устанавливать равенство и неравенство, соотносить с цифрами. | Группировка предметов. Развитие глазомера. | |||
Закрепить пространственное положение: верх – низ, лево-право, впереди – позади, рядом. Ориентировка на альбомном листе. | Определение направлений: около, вокруг, в центре. Ориентировка на альбомном листе. | Закрепление в сравнении геометрических фигур и объемных тел. | |||
Понятие: толстый -тонкий. Ориентировка на альбомном листе. | Распределение группы предметов в порядке возрастания или убывания в пределах 4. | Образование числа 10,формиров. навыка пересчета, восприятие с помощью различных анализаторов. Знакомство с цифрой 10. | |||
АПРЕЛЬ | Закрепить понятие: толстый – тонкий, одинаковые по толщине. | Образование числа 5, выделение четырех предметов из множества, восприятие с помощью различных анализаторов. Знакомство с цифрой 5. | Учить определять объем жидких и сыпучих тел с использованием условной мерки (стакана, ложки) | ||
Видеть, устанавливать равенство и неравенство (+1, -1), сравнивать количества, давая определение больше(меньше), дорисовывать до заданного количества. | Прямой и обратный счет в пределах 5. Отсчитывание заданного количества. Устанавливать равенство и неравенство, соотносить с цифрами. | Закрепление образования числа 10. Формирование понятия числового ряда. Прямой и обратный счет. | |||
Знакомство с геометрической фигурой- овал. Сравнение круг-овал. | Распределение группы предметов в порядке возрастания или убывания в пределах 5. | Отсчитывание заданного количества в пределах 10. Устанавливать равенство и неравенство, соотносить с цифрами. | |||
Закрепление геометрических фигур. Умение находить по описанию, на ощупь, обводка. Составление узоров | Образование числа 0. Цифра 0. Понятие: ни одного. | Закрепление в сравнении геометрических фигур и объемных тел. | |||
МАЙ | Понятие: легкий – тяжелый. Закрепить понятие: толстый – тонкий, высокий-низкий. | Ориентировка во времени и пространстве | Отработка всех направлений в малом и большом пространстве. | ||
Понятие: далеко-близко. Закрепить понятие: длинный-короткий, широкий-узкий. | Отсчитывание заданного количества в пределах 5. Устанавливать равенство и неравенство, соотносить с цифрами. | Решение практических задач в пределах 10. | |||
Май 3,4 неделя – Диагностическое обследование. Результативно – оценочный этап. |