Файл: Образовательная программа для детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата (от 4 до 7 лет) Воспитатель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



    1. Образовательная деятельность с учетом вариативных образовательных программ дошкольного коррекционного образования.


Коррекционно-развивающее обучение и воспитание обеспечивается программой дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с ОВЗ Н.В. Симоновой «Программа воспитания и обучения детей с ДЦП дошкольного возраста». Основной принцип программы – взаимосвязь диагностических, воспитательных, коррекционно-развивающих задач направленных на развитие эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребёнка и формирование его позитивных качеств.

Содержание программы обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей. Содержание подгрупповых занятий отражено в календарно-тематическом планировании.

При планировании занятий учитель-дефектолог учитывает тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. При изучении каждой темы определяется словарный минимум (пассивный и активный), исходя из речевых возможностей детей. Результативность коррекционной работы отслеживается через мониторинговые (диагностические) исследования два раза в год с внесением последующих корректив в содержание всего образовательного процесса. Результаты мониторинга находят отражение в "индивидуальном образовательном маршруте". Сроки проведения мониторинговых исследований: 1-я половина сентября, 2-я половина мая.
Содержание индивидуальной программы реализуется по возрастам в следующих направлениях:

Средний возраст (4-5 лет):

• слуховое восприятие (различение неречевых шумов);

• зрительное восприятие (узнавание черно-белых изображений);

• пространственные представления (конструирование, употребление простых предлогов);

• мелкая моторика;

• связная речь (умение выразить свою мысль);

• развитие мышления;

• анализ продуктивной деятельности — рисунок, лепка, аппликация, словотворчество и т. д.;

• игра — уровень игры, преобладающий вид общения;

• социальные навыки — общение с взрослыми и сверстниками.
Старший возраст (5-6 лет):

• слуховое внимание;

• зрительно-пространственный гнозис;


• зрительно-пространственный праксис;

• общая моторика, ловкость, выносливость, разноименные движения;

• развитие графической деятельности;

• латеральные предпочтения;

• мыслительная деятельность;

• игровая деятельность;

• анализ продуктов деятельности;

• коммуникативные навыки.

Подготовительная к школе группа (6-7 лет):

• зрительно-моторная координация;

• ритмическое чувство;

• переключение движений;

• рядограммы (последовательность времен года, дней недели);

• звуковой анализ слов;

• умение определять состав числа;

• выделение 4-го лишнего, простые аналогии;

• составление сюжетного рассказа по серии картин;

• понимание логико-грамматических конструкций;

• установление причинно-следственных связей;

• ориентировка на листе бумаги.
Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностическую карту, анализ которой позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в целом.

Учебный год в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением ОДА начинается первого сентября и условно делится на три периода:

I период — сентябрь, октябрь, ноябрь;

II период — декабрь, январь, февраль;

III период — март, апрель, май.

Алгоритм коррекционной работы в группе для детей с ОВЗ

Этапы

Основное содержание

Результат

Организационный

Исходная психолого-педагогическая и логопедическая диагностика детей.

Формирование информационной готовности педагогов ДОУ и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми.

Составление индивидуальных коррекционно-речевых программ помощи ребенку.

Составление программ взаимодействия специалистов ДОУ и родителей ребенка с нарушениями ОДА.

Основной

Решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых (подгрупповых) коррекционных программах.

Психолого-педагогический и логопедический мониторинг.

Согласование, уточнение (при необходимости – корректировка) меры и характера коррекционно-педагогического влияния участников коррекционно-образовательного процесса.

Достижение определенного позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в познавательном и речевом развитии.

Заключительный

Оценка качества и устойчивости результатов коррекционно-образовательной работы ребенком .

Определение дальнейших образовательных перспектив выпускников группы для детей с НОДА специалистами ПМПК.

Решение о прекращении коррекционной работы с ребенком (группой), изменение ее характера или корректировка индивидуальных/ подгрупповых программ или продолжение работы




    1. Программно-методическое обеспечение группы компенсирующей направленности.




Образовательная область

Основные направления развития детей

Используемые программы, методические пособия

Познавательное развитие

Овладение процессом порядкового счёта, операциями сложения и вычитания, способами сравнения- приложения, наложения; различение геометрических фигур; формирование способности ориентироваться как в тетради, так и в окружающей обстановке.

Шевченко С.Г. Капустина Г.М. «Предметы вокруг нас» Учебное пособие для индивидуальных и групповых коррекционных занятий. Смоленск, «Ассоциация XXI» 1998;

Баряева Л.Б. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с проблемами в развитии». - Спб. Союз, 2002.

Агаева Е.Л., Дьяченко О.М. «Чего на свете не бывает» - Москва, Просвещение 1991;

Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. Москва, 1988.

Катаева АЛ., Стребелева Е Л. Дидактические игры и упражнения. — Москва, «Бук-Мастер», 1993;

Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений.

Ознакомление с окружающим, формирование представлений о малой родине.

Гербова В. В.. Книга для чтения в детском саду и дома 2-4г, 5-7 лет М.: Оникс, 2009.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду.

Агаева Е.Л., Дьяченко О.М. «Чего на свете не бывает» - Москва, Просвещение 1991;

Тригер РД., Владимирова Е.В. тетрадь-учебник «Звуки речи, слова, предложения — что это?» Смоленск, 1998.

Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (3-7лет)

Речевое развитие


Развитие общения с детьми и взрослыми, формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Умение слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

Шевченко С.Г. Методическое пособие «Подготовка к обучению письму» - Смоленск, Ника-пресс,1998;

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду.

Бондаренко Л.К. Дидактические игры в детском саду. — Москва, 1991;

Почитаем — поиграем. Составители Цыпина Н.А., Волкова И.Л. — Москва, 1995;

Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. — Москва, 1988;

Тригер РД., Владимирова Е.В. тетрадь-учебник «Звуки речи, слова, предложения — что это?» Смоленск, 1998.

Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста.-СПб.,2005



2.3. Годовое календарно - тематическое планирование подгрупповой работы учителя-дефектолога с детьми 1,2,3 года обучения.

Возрастные образовательные нагрузки в разновозрастной группе

Количество условных учебных часов в неделю


Подгрупповые и индивидуальные коррекционные занятия дефектолога

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

12

13

15

2

3

3

Длительность условного учебного часа (в минутах)

20 минут – 4-5 лет

25 минут – 5-6 лет

30 минут – 6-7 лет


ОО «Познавательное развитие».

Развитие элементарных математических представлений

Цель: интеллектуальное развитие детей, формирование приемов умственной деятельности на основе овладения детьми количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира.

Развивающие задачи РЭМП

  1. Формировать представление о числе

  2. Формировать геометрические представления

  3. Формировать представление о преобразованиях (временные представления, представления об изменении количества, об арифметических действиях)

  4. Развивать сенсорные возможности

  5. Формировать навыки выражения количества через число (навык счета и измерения различных величин)

  6. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях).

  7. Развивать воображение, память, мышление, внимание.

Формы работы по развитию элементарных математических представлений

  1. Обучение в повседневных бытовых ситуациях.

  2. Сенсорные праздники на основе народного календаря

  3. Театрализация с математическим содержанием – на этапе объяснения или повторения и закрепления (средняя и старшая группы)

  4. Коллективное занятие при условии свободы участия в нем (средняя и старшая группы)

  5. Занятие с четкими правилами, обязательное для всех, фиксированной продолжительности (подготовительная группа, на основе соглашения с детьми)

  6. Самостоятельная деятельность в развивающей среде (все возрастные группы)



месяц

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения




СЕНТЯБРЬ

Адаптационный период

1 неделя




Диагностика

2,3 неделя




Учить называть местоположения предметов – первый, последний. Понятие – большой, маленький

Чередование последовательности времени суток. Отработка понятий первый, последний, в середине

Закрепить понятие о величине на основе сопоставления реальных предметов в играх и упражнениях.

ОКТЯБРЬ

Октябрь

Знакомство с геометрической фигурой - круг. Понятие: один - много.

Поиск закономерностей: продолжить ряд по цвету, по величине, по цвету и величине. Сравнение групп предметов по количеству на слух, зрительно.

Знакомство с объемной фигурой - шар. Сравнение количеств 1,2,3,4,5 на слух, зрительно. Закрепление последовательности чисел (цифр) в числовом ряду. Решение задач.

Закрепление: большой -маленький, понятие: высокий – низкий (методом приложения). Закрепление: круг

Чередование последовательности времени суток. Отработка понятий первый, последний, в середине.

Закрепить понятие о величине на основе сопостав. реальных предметов в играх и упражнениях. Сравнение: шар- объемное тело, с плоскостной фигурой круг.

Познакомить с понятиями: впереди – позади (сзади). Закрепление: большой – маленький, высокий – низкий, одинаковые по высоте.

Понятие: пара. Уравнивание групп предметов (разница равна 1)

Число и цифра 6, образование числа. Счет предметов в пределах 6 с присчитыванием и отсчитыванием по одному. Работа в тетрадях.

Понятие: столько же, одинаково, поровну.

Найди предметы, похожие на круг.

Сравнение множеств путем приложения на дидактическом материале, уравнивание множеств путем добавления и убавления предметов.


Число и цифра 6, образование числа. Счет предметов в пределах 6 с присчитыванием и отсчитыванием по одному. Работа в тетрадях.

месяц

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

НОЯБРЬ

Закрепить местоположения предметов – впереди, позади (сзади), в середине

Соотнесение числа и количества. Цифра 1. Восприятие числа 1 с помощью различных анализаторов. Обводка по контуру

Прямой и обратный счет в пределах 6. Отсчитывание заданного количества, соотносить с цифрами.

Знакомство с геометрической фигурой – квадрат.

Познакомить с понятиями: сначала, потом, в конце.

Знакомство-куб.

Последовательность смены времени суток. Закрепить местоположения предметов – впереди, позади в середине.

Цифра 1. Один - много – ни одного

Сравнение: куб - объемное тело, с плоскостной фигурой квадрат.

Закрепление-квадрат.

Соотнесение числа и количества. Цифра 2. Восприятие числа 2 с помощью различных анализаторов.

Число и цифра7, образование числа. Счет предметов в пределах 7, с использованием различных анализаторов. Воспроизведение числового ряда от заданного до заданного числа.

ДЕКАБРЬ

Понятие: под, над. Закрепление: длинный – короткий, одинаковые по длине.

Учить сравнивать одинаковые и разные по форме и величине геометрические фигуры на основе практических действий.

Прямой и обратный счет в пределах 7. Отсчитывание заданного количества. Устанавливать равенство и неравенство, соотносить с цифрами. Решение практических задач

Закрепление: больше – меньше (разница равна 1). Уравнивание групп предметов.

Число и цифра 2. Установление независимости количества от цвета, формы, размера предметов; выделение из множества по слову и образцу.

Знакомство-конус. Повторение – шар, куб.

Знакомство с геометрической фигурой -треугольник

Различение цифр 1-2, соотнесение их с количеством.

Закрепить понятие «год». Времена года

Найди предметы, похожие на заданные геометрические фигуры.

Различение цифр 1-2, соотнесение их с количеством; выделение по слову и образцу.

Счет в пределах 7. Решение простых задач.




1,2 неделя января каникулы.


месяц

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

ЯНВАРЬ

Пространственное положение: верх – низ. Ориентировка на альбомном листе

Формирование чувства длительности: медленно, быстро.

Закрепление: счет в пределах 7. Закрепить понятие о ширине, высоте, длине на основе сопоставления реальных предметов в играх и упражнениях.

Понятие: широкий-узкий, одинаковые (методом наложения, приложения)

Закрепление: счет в пределах 1,2. Группировка предметов по признаку.

Сравнение: конус - объемное тело, с плоскостной фигурой треугольник.


ФЕВРАЛЬ

Закрепить понятие: широкий-узкий, одинаковые (методом наложения, приложения).

Образование числа 3, выделение трех предметов из множества по слову, навык пересчета, восприятие с помощью различных анализаторов. Знакомство с цифрой 3.

Число и цифра 8, образование числа. Счет предметов в пределах 8, с использованием различных анализаторов. Воспроизведение числового ряда от заданного до заданного числа.

Видеть, устанавливать равенство и неравенство (+1, -1), сравнивать количество, давая определение больше(меньше), дорисовывать до заданного количества

Закрепление образования числа 3. Формирование понятия числового ряда. Прямой и обратный счет.

Закрепление образования числа 8. Формирование понятия числового ряда. Прямой и обратный счет. Дорисовывать до заданного количества. Решение практических задач.

Учить сравнивать одинаковые и разные по форме, цвету и величине геометрические фигуры на основе практических действий. Составление узоров

Прямой и обратный счет в пределах 3. Отсчитывание заданного количества. Устанавливать равенство и неравенство, соотносить с цифрами.

Знакомство-цилиндр. Сравнение: конус-куб-шар. Прямой счет в пределах 8.

Знакомство с геометрической фигурой- прямоугольник. Сравнение: прямоугольник – квадрат

Прямой и обратный счет в пределах 3. Отсчитывание заданного количества. Устанавливать равенство и неравенство, соотносить с цифрами.

Число и цифра 9, образование числа. Счет предметов в пределах 9, с использованием различных анализаторов. Воспроизведение числового ряда от заданного до заданного числа.

МАРТ

Группировка предметов по признаку. Рисование, конструирование

Образование числа 4, выделение четырех предметов из множества, восприятие с помощью различных анализаторов. Знакомство с цифрой 4.

Закрепление образования числа 9. Формирование понятия числового ряда. Прямой и обратный счет.

Распределение группы предметов в порядке возрастания или убывания.

Прямой и обратный счет в пределах 4. Отсчитывание заданного количества. Устанавливать равенство и неравенство, соотносить с цифрами.

Группировка предметов. Развитие глазомера.

Закрепить пространственное положение: верх – низ, лево-право, впереди – позади, рядом. Ориентировка на альбомном листе.

Определение направлений: около, вокруг, в центре. Ориентировка на альбомном листе.

Закрепление в сравнении геометрических фигур и объемных тел.

Понятие: толстый -тонкий. Ориентировка на альбомном листе.

Распределение группы предметов в порядке возрастания или убывания в пределах 4.

Образование числа 10,формиров. навыка пересчета, восприятие с помощью различных анализаторов. Знакомство с цифрой 10.

АПРЕЛЬ

Закрепить понятие: толстый – тонкий, одинаковые по толщине.

Образование числа 5, выделение четырех предметов из множества, восприятие с помощью различных анализаторов. Знакомство с цифрой 5.

Учить определять объем жидких и сыпучих тел с использованием условной мерки (стакана, ложки)


Видеть, устанавливать равенство и неравенство (+1, -1), сравнивать количества, давая определение больше(меньше), дорисовывать до заданного количества.

Прямой и обратный счет в пределах 5. Отсчитывание заданного количества. Устанавливать равенство и неравенство, соотносить с цифрами.

Закрепление образования числа 10. Формирование понятия числового ряда. Прямой и обратный счет.

Знакомство с геометрической фигурой- овал. Сравнение круг-овал.

Распределение группы предметов в порядке возрастания или убывания в пределах 5.

Отсчитывание заданного количества в пределах 10. Устанавливать равенство и неравенство, соотносить с цифрами.

Закрепление геометрических фигур. Умение находить по описанию, на ощупь, обводка. Составление узоров

Образование числа 0. Цифра 0. Понятие: ни одного.

Закрепление в сравнении геометрических фигур и объемных тел.

МАЙ

Понятие: легкий – тяжелый. Закрепить понятие: толстый – тонкий, высокий-низкий.

Ориентировка во времени и пространстве

Отработка всех направлений в малом и большом пространстве.

Понятие: далеко-близко. Закрепить понятие: длинный-короткий, широкий-узкий.

Отсчитывание заданного количества в пределах 5. Устанавливать равенство и неравенство, соотносить с цифрами.

Решение практических задач в пределах 10.

Май 3,4 неделя – Диагностическое обследование. Результативно – оценочный этап.