ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Требования к организации процесса обучения:
Требования к организации работы по реализации АООП НОО (в соответствии с рекомендациями ЦПМПК (ТПМПК):
-необходимость повышенного педагогического руководства учебно-познавательной деятельностью обучающихся с НОДА;
-необходимость использования специальных приемов организации учебно-познавательной деятельности обучающихся с НОДА;
-соблюдение режима физических нагрузок (с учетом противопоказаний);
-необходимость при выполнении обучающимися с НОДА итоговых работ адаптации (в соответствии с их особыми образовательными потребностями) текстового и иллюстративного материала и увеличения времени на их выполнение: время может быть увеличено в 1,5 раза по сравнению с регламентом, установленным для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.
Требования к организации пространства:
Организация пространства обеспечивает:
1) безопасность предметно-пространственной среды, что предполагает:
безопасное предметное наполнение школьных помещений (свободные проходы к партам, входным дверям, отсутствие выступающих углов и т. п.);
оборудование специальными приспособлениями школьных помещений в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с НОДА ;
обеспечение свободного доступа естественного света в учебные и другие помещения, использование жалюзи, позволяющих регулировать световой поток;
Временной режим обучения:
Временной режим обучения обучающихся с НОДА (учебный год, учебная неделя, день) устанавливается в соответствии законодательно закрепленными нормативами (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», СанПиН, приказы Министерства образования и науки РФ и др.), локальными актами МБОУ «Средняя школа № 6» г.Ачинска. Сроки освоения обучающимися с НОДА АООП НОО устанавливаются Стандартом.
Учебный день включает в себя уроки, курсы коррекционно-развивающей области, паузу, время прогулки, выполнение домашних заданий. Обучение и воспитание происходит в урочной и внеурочной учебной деятельности обучающихся в течение учебного дня. Обучение обучающихся с НОДА осуществляется в первую смену. Продолжительность общеобразовательного урока определяется действующим СанПиНом. Продолжительность групповых занятий коррекционно-развивающей области определяется приказами Минобрнауки РФ, индивидуальных занятий - возрастом и психофизическим состоянием обучающегося.
В середине урока (занятия) проводится физкультурная минутка, направленная на снятие общего мышечного напряжения (в соответствии с действующим СанПиНом) и физкультминутка, в которую включаются упражнения, способствующие снятию зрительного напряжения и предупреждению зрительного утомления.
Психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся с НОДА в процессе освоения АООП НОО осуществляется в урочной и внеурочной деятельности и реализуется командой специалистов: педагогами, логопедом, психологом.
Требования к организации рабочего места:
Рабочее место оборудуется в соответствии с рекомендациями врача.
Номер парты должен соответствовать росту ученика. Определение местоположения парты в классе осуществляется в соответствии с рекомендациями врача.
2. Программно-методическое обеспечение.
В основу разработки АООП НОО для обучающихся с НОДА заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению АООП НОО для обучающихся с НОДА предполагает учет неоднородности их особых образовательных потребностей (в том числе индивидуальных), типологических особенностей обучения.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности образования с учетом специфики развития личности обучающихся с НОДА.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с НОДА младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (учебно-познавательной, предметно-практической коммуникативной, двигательной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является организация учебно-познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающая овладение ими содержанием образования.
Реализация деятельностного подхода обеспечивает:
-придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
-прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;
-существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
-обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД.
В основу формирования АООП НОО для обучающихся с НОДА (вариант 6.1) положены следующие принципы:
- принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
- принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
- принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
- принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
- онтогенетический принцип;
- принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с НОДА на всех ступенях обучения;
- принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а «образовательной области»;
- принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с НОДА всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
- принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
- принцип сотрудничества с семьей.
Адаптированная образовательная программа
для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
(от 4 до 7 лет)
Содержание:
Пояснительная записка………………………………………………………. 3
-
Целевой раздел-
Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ДОУ……………………………………………………………………… . 4 -
Возрастные и индивидуальные особенности детей с НОД……… …… 5
-
1.3 Цели и задачи реализации программы………………………………….... 6
1.4 Принципы и подходы к формированию программы……………………. 8
1.5 Планируемый результат освоения программы……………………………..9
-
Содержательный раздел-
Образовательная деятельность с учетом основной и вариативных образовательных программ дошкольного коррекционного образования………………………………………………………………… 13 -
Программно-методическое обеспечение группы компенсирующей направленности…………………………………………………………….. 16 -
Перспективно-тематическое планирование……………………………... 18 -
Содержание коррекционной работы……………………………………... 33 -
Мониторинг освоения образовательной программы………………….... 35
-
2.6 Организация работы с семьей…………………………………………….. 37
Основные формы взаимодействия с семьей.
-
Организационный раздел-
Оформление предметно-пространственной среды кабинета………… 40 -
Взаимодействие со специалистами ДОУ ……………………….. 41 -
Недельная циклограмма работы учителя -дефектолога……………… 44 -
Перечень программ и пособий …………………… ……………… 45
-
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана в соответствии с основным положением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и ориентирована для работы с детьми среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №184 города Тольятти обеспечивает психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь детям, испытывающим трудности в освоении основной общеобразовательной программы. Оказывает помощь в необходимой коррекции отклонений в развитии детей, укреплении их физического и психического здоровья, развитие индивидуальных способностей, всестороннего воспитания, на основе организации разнообразных видов творческой деятельности.
Для составления адаптированной образовательной программы использовались специальные программы:
- «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (М.: Мозаика-Синтез, 2014.-352с.),
-«Воспитание и обучение детей с церебральным параличом дошкольного возраста 1,2,3 годы обучения» под редакцией Н.В. Симоновой.
Адаптированная образовательная программа составлена по образовательным областям: «Познавательное развитие», «Речевое развитие» (ФГОС ДО). В программе определены виды интеграции образовательных областей и целевые ориентиры развития ребенка.
Разработанная программа предусматривает включение воспитанников в процессы ознакомления с региональными особенностями Московской области. Основной целью работы является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края
Проект программы является «открытым» и может включать в себя целесообразные дополнения и изменения.
Целевой раздел
1.1 Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ДОУ.
Дошкольное образование осуществляется в соответствии с программой «От рождения до школы», а также нормативно - правовыми документами, обязательными для выполнения в полном объеме к условиям и результатам обучающихся начальной ступени образования и в соответствии: етствииания. предназначена для реализации требований ФГОС ДО к условиям и результатам образования обуча
с международно-правовыми актами
Конституцией РФ от 12.12.1993 г. (с изменениями и дополнениями);
Конвенцией о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г., вступила в силу для СССР 15.09.1990 г.);
с законами РФ
Законом РФ от 29.12.2012 г. № 273 – Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
с документами Правительства РФ
Постановлением Главного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
с документами Министерства образования и науки РФ
Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»