Файл: 44. 03. 02. Психологопедагогическое образование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



ОО «Речевое развитие».

Цель: Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими.

Задачи:

  1. Овладение речью как средством общения и культуры.

  2. Обогащение активного словаря.

  3. Развитие связной, грамматически правильной диалоговой и монологической речи.

  4. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

  5. Формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

  6. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.


Формы организации образовательной деятельности

  • Речевое стимулирование (повторение, объяснение, побуждение, уточнение, напоминание)

  • Гимнастики (мимическая, артикуляционная)

  • Речевые дидактические игры.

  • Заучивание, пересказ по схеме, образцу.

  • Чтение художественной литературы.

  • Моделирование и обыгрывание проблемных ситуаций

  • Праздники и развлечения.

  • Индивидуальные беседы.




месяц

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения




СЕНТЯБРЬ

Адаптационный период

1 неделя




Диагностика

2,3 неделя Исходно – диагностический этап: обследование уровня понимания обращенной речи, уровня развития активной речи, объема словаря.

Формирование к речевым и неречевым звукам Определение наличия или отсутствия звука.

Звуки речи. Знакомство с органами артикуляционного аппарата, понятием «звук». Звук и буква А. Развитие фонематического слуха.

Звуки гласные и согласные. Дифференциации, символы, место звука в слове.

ОКТЯБРЬ

Октябрь

Выработка правильного речевого диафрагмального дыхания. Выработка правильной артикуляции гласных звуков А, У.

Знакомство со словом. Звук и буква У. Дифференциация понятий «звук», «слово»

Понятия «Звук, слово, предложение». Понятие о речи устной и письменной. Буква А.

Обучение слушанию сказки со зрительной опорой на картинки, предметы. Обучение ответам на вопросы: Кто это? (Что это?) Что он делает? Различение сущ. ед. и мн. ч

Звуки А, У. Чтение по символике. Развивать умение вслушиваться в обращенную речь.

Дифференциация понятий «звук, буква». Буква У. Звукосочетание «АУ, УА». Понятие «слог». Деление на слоги.

Воспитание правильной артикуляции гласных звуков А, У, О, И. Развитие чувства ритма. Выработка длительного выдоха.

Звук О. Дифференциация звуков А, О, У. Учить дифференцировать названия предметов по категории одушевленности/неодушевленности.

Звук и буква О. Наличие или отсутствие звука в словах. Работа над слогами.

Обучение правильному построению двусложных предложений. Различение 3-4 звучащих игрушек (музыкальных инструментов).


Звук М. Понятие «согласного звука». Чтение по символике. Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ик, -к (домик, лобик, шарик)

Звук и буква М,МЬ. Наличие или отсутствие звука в словах. Понятие «согласный звук»,

« мягкость». Звукобуквенный анализ АМ, УМ, МАМА.



месяц

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

НОЯБРЬ

Обучение пониманию несложных рассказов взрослого со зрительной опорой.

Обучение пониманию вопросов косвенных падежей: Где? Куда? Кому? Что?

Звук и буква Н. Учить навыку использования в речи качественных прилагательных (большой, маленький, вкусный, сладкий, красивый и т. п.).

Звук и буква Н,НЬ. Наличие или отсутствие звука в словах. Работа с предложением: У НИНЫ НОТЫ.

Развитие длительного речевого выдоха (2-3 сек.)

на материале гласных звуков, их сочетаний.

Звук и буква П. Выделять согласный звук в начале слова. Закреплять умение заканчивать предложение, начатое логопедом.



Звук и буква П,ПЬ. Наличие или отсутствие звука в словах. Уметь изменять глаголы с помощью приставок, пользоваться этими словами в речи.

Развитие умения узнавать и различать бытовые шумы. Развитие артикуляционной выразительности речи в звукоподражаниях.

Звук и буква И. Выделять согласный звук в начале слова. Учить детей составлять первые простые рассказы из двух-трех предложений (по вопросному плану).

Звук и буква И. Наличие или отсутствие звука в словах. Уметь пользоваться в речи существительными

родительном падеже, отвечая на вопросы:чего не стало? у кого?

Активизация движений речевого аппарата (упражнения для челюсти, губ).

Звук и буква Т. Выделять согласный звук в начале слова. Учить навыку использования в речи притяжательных прилагательных мужского и женского рода «мой — моя» и их согласованию с существительными.

Звук и буква Т,ТЬ. Наличие или отсутствие звука в словах. Составление предложений по картинкам.

ДЕКАБРЬ

Обучение выполнению многоступенчатых инструкций (пойди, возьми, покажи). Различение глаголов ед. и мн. ч

Звук и буква Б. Выделять согласный звук в начале слова. Учить детей использовать в речи отдельные порядковые числительные (один, два, много).

Звук и буква Б, БЬ. Наличие или отсутствие звука в словах.

Активизация движений артикуляционного аппарата (упражнения для нижней челюсти, щёк).

Звук и буква Э. Выделять согласный звук в начале слова Формировать понимание и навык употребления в самостоятельной речи некоторых простых предлогов (на, в ,под).

Звук и буква Э. Наличие или отсутствие звука в словах.

Обучение правильному употреблению местоимений с предлогом У.

Звук и буква В. Выделять согласный звук в начале слова. Продолжать развивать навыки употребления существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Звук и буква В, ВЬ. Наличие или отсутствие звука в словах. Согласование числительных с существительными.

Обучение пониманию вопросов по сюжетной картинке к прочитанной сказке.


Звук и буква Ы. Выделять согласный звук в начале слова. Учить детей отгадывать названия предметов, животных, птиц по их описанию.

Звук и буква Ы. Наличие или отсутствие звука в словах.




1,2 неделя января каникулы.

месяц

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

ЯНВАРЬ

Понимание предложных конструкций с предлогом

В. Введение в речь предлога В.


Звук и буква Д. Выделять согласный звук в начале слова Учить детей подбирать однородные подлежащие, сказуемые, дополнения в ответ на вопрос (Например: Спит кто? Собака, кошка).

Звук и буква Д, ДЬ. Наличие или отсутствие звука в словах.

Работа над ритмом. Различение и воспроизведение заданного ритма с изменением силы звучания (громкие и тихие звуки): 1, 2, 3, много

Звук и буква К. Выделять согласный звук в начале слова Учить называть части предмета для определения целого (спинка — стул, ветки — дерево, стрелки — часы).
.

Звук и буква К, КЬ. Наличие или отсутствие звука в словах. Учить употреблять наиболее доступные антонимические отношения между словами («добрый» — «злой», «высокий» — «низкий»)

ФЕВРАЛЬ

Обучение детей самостоятельному изменению числа глаголов (с опорой на сюжетные картинки: Кто это? Что делает? Что делают?).

Звук и буква Г. Выделять согласный звук в начале слова Учить подбирать слова к названному слову по ассоциативно-ситуативному принципу (санки —зима, корабль —море).

Звук и буква Г, ГЬ. Наличие или отсутствие звука в словах.

Понимание предложных конструкций с предлогом НА. Введение в речь предлога НА.


Закрепить навыки составления простых предложений по модели: «Кто? Что делает? Что?»; «Кто? Что делает? Чем?».

Дифференциация К-Г Формировать фонематическое восприятие на основе четкого различения звуков по признакам: глухость — звонкость; твердость — мягкость. Работа над предложением.

Воспитание слухового внимания при различении тихо – громко звучащих игрушек. Уточнение произношения звуков П, М, Д, Н в звукоподражаниях.

Звук и буква С. Выделять согласный звук в начале слова.

Звук и буква С, СЬ. Наличие или отсутствие звука в словах. Родственные слова.

Пение слогов.


Звук и буква З. Выделять согласный звук в начале слова. Учить подбирать существительные к названию действия (кататься — велосипед, летать — самолет, варить — суп)

Звук и буква З, ЗЬ. Наличие или отсутствие звука в словах.

МАРТ

Образование и различение глаголов настоящего времени 1-го лица ед. и мн. числа (Я мою, Мы моем).


Продолжать формировать навыки составления коротких рассказов из двух-трех-четырех простых предложений (по картинному и вопросному плану).

Дифференциация С - З. Формировать фонематическое восприятие на основе четкого различения звуков по признакам: глухость — звонкость; твердость — мягкость. Работа над предложением.

Активизация движений артикуляционного аппарата (упражнения для щёк, языка). Пение слогов с согласными звуками М, П, Б.



Звук и буква Ш. Выделять согласный звук в начале слова. Учить детей дифференцировать на слух короткие и длинные слова.



Звук и буква Ш. Наличие или отсутствие звука в словах. Словосложение (красногрудый, толстоклювый, длиннохвостая, чернокрылая и т.д.)

Обучение согласованию прилагательных с сущ-ми м.р. и ж.р. ед.ч. в им.п. (большой мяч, маленькая груша). Пение слогов с согласными звуками Д, Т, Н.



Звук и буква Ж. Выделять согласный звук в начале слова. Учить детей запоминать и проговаривать сочетания однородных слогов, например: «жа-жа-жа» с разным ударением, силой голоса, интонацией.

Звук и буква Ж. Наличие или отсутствие звука в словах. Употребление существ. с предлогами В, НА, ПО


Развитие эмоциональной выразительности мимики и жестов.


Звук и буква Х. Выделять согласный звук в начале слова. Учить воспроизводить цепочки слогов, состоящих из одинаковых гласных и разных согласных звуков



Дифференциация Ш-Ж. Формировать фонематическое восприятие на основе четкого различения звуков по признакам: глухость — звонкость; твердость — мягкость. Работа над предложением.

АПРЕЛЬ

Обучение подбору глаголов к существительным.


Звук и буква Ч. Выделять согласный звук в начале слова.

Звук и буква Ч. Наличие или отсутствие звука в словах.

Обучение пониманию пространственных отношений двух предметов: предлоги НАД, ПОД.


Звук и буква Ц. Выделять согласный звук в начале слова.

Звук и буква Ц. Наличие или отсутствие звука в словах.

Формирование длительного плавного речевого выдоха. Развитие диалогической речи, умения понимать простые вопросы и отвечать на них.

Звук и буква Л. Выделять согласный звук в начале слова. Уточнять правильное произношение звуков, имеющихся в речи ребенка.



Звук и буква Л,ЛЬ. Наличие или отсутствие звука в словах.

Развитие умения пересказывать содержание сказки с помощью взрослого со зрительной опорой.

Звук и буква Р. Выделять согласный звук в начале слова. Уточнять правильное произношение звуков, имеющихся в речи ребенка.



Звук и буква Р, РЬ. Наличие или отсутствие звука в словах.

МАЙ

Активизация движений артикуляционного аппарата (упражнения для языка). Обучение пониманию пространственных отношений двух предметов выраженных предлогами: НА, В, ПОД, НАД и наречиями: вверху, внизу, слева, справа.

Звук и буква Ф. Выделять согласный звук в начале слова.

Дифференциация Л-Р Формировать фонематическое восприятие на основе четкого различения звуков по признакам: глухость — звонкость; твердость — мягкость. Работа над предложением.

Активизация движений артикуляционного аппарата (упражнения для языка). Развитие речевого слуха. Различение и воспроизведение речевых звуков, отличающихся по силе, тембру, темпу воспроизведения.

Учить составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам.
Совершенствовать умения заканчивать одним-двумя словами предложение, начатое дефектологом.


Закрепление понятия «звук, слог, слово, предложение». Работа с предложениями




Май 3,4 неделя – Диагностическое обследование. Результативно– оценочный этап.




Формы подведения итогов:


  • результаты первичной и повторной диагностики;

  • реализация поставленной в программе цели;

  • удовлетворенность дефектолога ходом и итогами коррекционно-развивающих занятий (рефлексия специалистом собственной деятельности);

  • удовлетворенность родителей результатами занятий (выясняется в процессе беседы, анкетах обратной связи);

  • активность и заинтересованность самого ребенка на протяжении коррекционно-развивающих занятий (наблюдение).

  • соотношение затрат времени и психолого-физиологических усилий с достигнутыми результатами;

  • соответствие организации, методов, содержания обучения достижениям развития ребенка.




    1. . Содержание коррекционной работы.

Цель коррекционно- развивающей работы учителя – дефектолога:

создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка с проблемами в развитии и формирование его позитивно - личностных качеств.

Задачи:

  • Взаимодействовать со всеми специалистами ДОУ в процессе коррекционно - педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

  • Выявлять индивидуальные особенности развития ребенка, его слабые стороны и способности к компенсации, определение оптимального коррекционного маршрута.

  • Формировать способы усвоения ребенком ОВЗ социального опыта, взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности.

  • Развивать компенсаторные механизмы становления психики и деятельности проблемного ребенка.

  • Предупреждать развитие вторичных отклонений познавательной сферы, поведения и личности в целом.

  • Формировать у ребенка способы ориентировки в окружающей действительности, предпосылки к учебной деятельности, обеспечивающие социальную успешность, сохраняющие и укрепляющие здоровье детей, а также предупреждающие возможные трудности в процессе школьного обучения.

  • Сотрудничать с семьей для обеспечения полноценного развития аномального ребенка, обучать родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающих эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его возможности.



Содержание деятельности учителя-дефектолога в рамках психолого-медико-педагогического консилиума МАДОУ:


  1. Работа с детьми.


1.1. Плановая и углубленная психолого-педагогическая диагностика (начало и конец учебного года) познавательной сферы, эмоционального благополучия ребенка.

1.2. Диагностика готовности ребенка к школьному обучению.

1.3. Индивидуальная диагностическая, коррекционно-развивающая работа с детьми по запросам воспитателей, родителей.

1.4. Индивидуальное сопровождение детей в период адаптации к детскому саду.

1.5. Коррекция коммуникативной и познавательной сферы ребенка.

1.6. Составление индивидуальной траектории развития ребенка.


  1. С педагогами.


2.1. Методическая и практическая помощь в организации и проведении открытых мероприятий (по плану ДОУ).

2.2. Повышение уровня педагогической и психологической грамотности. Просветительская работа с воспитателями, педагогами ДОУ,

2.3. Рекомендации по индивидуальной работе с детьми на основании результатов диагностики (в течение года).

2.4. Посещение занятий и их психолого-педагогический анализ (в течение года); разработка рекомендаций.

2.5. Индивидуальное консультирование по вопросам воспитания и развития детей (по запросам).

2.6. Дефектологическое сопровождение познавательно-речевого направления и квалифицированная коррекция недостатков в физическом и психическом развитии детей.


  1. С родителями.


3.1. Анкетирование родителей (в течение года).

3.2. Индивидуальное консультирование родителей.

3.3. Просветительская работа среди родителей.

3.4. Организация и проведение родительских собраний, семинаров.
2.5. Мониторинг освоения образовательной программы.

  1. Сроки проведения и цели образовательного мониторинга:




Дата

Цель


Сентябрь

(02.09 -12.09)

Выявить исходный уровень познавательного и речевого развития ребенка; определить перспективы дальнейшей коррекционной и педагогической работы, требующие дополнительного коррекционного воздействия, индивидуально для каждого ребенка .


Май

(15.05-25.05)

Дать оценку освоения ребенком программы коррекционного и дошкольного образования; и степени решения поставленных задач; определить перспективу дальнейшего проектирования коррекционного процесса.





  1. Методы мониторинга: наблюдения за ребенком; беседы с родителями; сбор анамнеза из медицинских карт ребенка; дидактические игры, диагностические и тестовые задания;




  1. Диагностический инструментарий:

  • диагностические задания (дидактические игры)

  • диагностические карты для заполнения показателей (ИОМ)




  1. Используемые источники:

  1. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2010

  2. Психолого-педагогическая диагностика/ Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной.- М., 2003




  1. Система оценки:

1 балл - ребёнок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает;

2 балла - ребёнок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания;

3 балла - ребёнок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого;

4 балла - ребёнок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания;

5 баллов - ребёнок выполняет все предложенные задания самостоятельно.

Данная система мониторинга позволяет определить актуальный уровень развития каждого ребёнка с ОВЗ, а так же определить трудности реализации программного содержания.

Технология организации дефектологического обследования.

1. Ориентировочный этап.

Задачи:

  • сбор анамнестических данных;

  • выяснение запроса родителей;

  • выявление предварительных данных об индивидуальных особенностях ребенка;


Виды деятельности:

  • изучение медицинской и педагогической документации;

  • изучение интересов и предпочтений ребенка;

  • беседа с родителями.

2. Диагностический этап.

Диагностический этап представляет собой процедуру обследования ребенка.

Задачи психолого-педагогической диагностики:

  • раннее выявление отклонений в развитии;

  • выявление причин и характера первичных нарушений в развитии у ребенка, определение степени тяжести этого нарушения;

  • выявление индивидуально-психологических особенностей развития ребенка (личностных и интеллектуальных);

  • определение условий воспитания ребенка;

  • обоснование педагогического прогноза;

  • разработка программы и планов индивидуальной работы с детьми;

  • организация коррекционной работы с родителями и детьми.