ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ОО «Речевое развитие».
Цель: Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими.
Задачи:
-
Овладение речью как средством общения и культуры. -
Обогащение активного словаря. -
Развитие связной, грамматически правильной диалоговой и монологической речи. -
Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. -
Формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. -
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Формы организации образовательной деятельности
-
Речевое стимулирование (повторение, объяснение, побуждение, уточнение, напоминание) -
Гимнастики (мимическая, артикуляционная) -
Речевые дидактические игры. -
Заучивание, пересказ по схеме, образцу. -
Чтение художественной литературы. -
Моделирование и обыгрывание проблемных ситуаций -
Праздники и развлечения. -
Индивидуальные беседы.
месяц | 1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | ||
| |||||
СЕНТЯБРЬ | Адаптационный период | 1 неделя | | ||
Диагностика | 2,3 неделя Исходно – диагностический этап: обследование уровня понимания обращенной речи, уровня развития активной речи, объема словаря. | ||||
Формирование к речевым и неречевым звукам Определение наличия или отсутствия звука. | Звуки речи. Знакомство с органами артикуляционного аппарата, понятием «звук». Звук и буква А. Развитие фонематического слуха. | Звуки гласные и согласные. Дифференциации, символы, место звука в слове. | |||
ОКТЯБРЬ Октябрь | Выработка правильного речевого диафрагмального дыхания. Выработка правильной артикуляции гласных звуков А, У. | Знакомство со словом. Звук и буква У. Дифференциация понятий «звук», «слово» | Понятия «Звук, слово, предложение». Понятие о речи устной и письменной. Буква А. | ||
Обучение слушанию сказки со зрительной опорой на картинки, предметы. Обучение ответам на вопросы: Кто это? (Что это?) Что он делает? Различение сущ. ед. и мн. ч | Звуки А, У. Чтение по символике. Развивать умение вслушиваться в обращенную речь. | Дифференциация понятий «звук, буква». Буква У. Звукосочетание «АУ, УА». Понятие «слог». Деление на слоги. | |||
Воспитание правильной артикуляции гласных звуков А, У, О, И. Развитие чувства ритма. Выработка длительного выдоха. | Звук О. Дифференциация звуков А, О, У. Учить дифференцировать названия предметов по категории одушевленности/неодушевленности. | Звук и буква О. Наличие или отсутствие звука в словах. Работа над слогами. | |||
Обучение правильному построению двусложных предложений. Различение 3-4 звучащих игрушек (музыкальных инструментов). | Звук М. Понятие «согласного звука». Чтение по символике. Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ик, -к (домик, лобик, шарик) | Звук и буква М,МЬ. Наличие или отсутствие звука в словах. Понятие «согласный звук», « мягкость». Звукобуквенный анализ АМ, УМ, МАМА. |
месяц | 1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения |
НОЯБРЬ | Обучение пониманию несложных рассказов взрослого со зрительной опорой. Обучение пониманию вопросов косвенных падежей: Где? Куда? Кому? Что? | Звук и буква Н. Учить навыку использования в речи качественных прилагательных (большой, маленький, вкусный, сладкий, красивый и т. п.). | Звук и буква Н,НЬ. Наличие или отсутствие звука в словах. Работа с предложением: У НИНЫ НОТЫ. |
Развитие длительного речевого выдоха (2-3 сек.) на материале гласных звуков, их сочетаний. | Звук и буква П. Выделять согласный звук в начале слова. Закреплять умение заканчивать предложение, начатое логопедом. | Звук и буква П,ПЬ. Наличие или отсутствие звука в словах. Уметь изменять глаголы с помощью приставок, пользоваться этими словами в речи. | |
Развитие умения узнавать и различать бытовые шумы. Развитие артикуляционной выразительности речи в звукоподражаниях. | Звук и буква И. Выделять согласный звук в начале слова. Учить детей составлять первые простые рассказы из двух-трех предложений (по вопросному плану). | Звук и буква И. Наличие или отсутствие звука в словах. Уметь пользоваться в речи существительными родительном падеже, отвечая на вопросы:чего не стало? у кого? | |
Активизация движений речевого аппарата (упражнения для челюсти, губ). | Звук и буква Т. Выделять согласный звук в начале слова. Учить навыку использования в речи притяжательных прилагательных мужского и женского рода «мой — моя» и их согласованию с существительными. | Звук и буква Т,ТЬ. Наличие или отсутствие звука в словах. Составление предложений по картинкам. | |
ДЕКАБРЬ | Обучение выполнению многоступенчатых инструкций (пойди, возьми, покажи). Различение глаголов ед. и мн. ч | Звук и буква Б. Выделять согласный звук в начале слова. Учить детей использовать в речи отдельные порядковые числительные (один, два, много). | Звук и буква Б, БЬ. Наличие или отсутствие звука в словах. |
Активизация движений артикуляционного аппарата (упражнения для нижней челюсти, щёк). | Звук и буква Э. Выделять согласный звук в начале слова Формировать понимание и навык употребления в самостоятельной речи некоторых простых предлогов (на, в ,под). | Звук и буква Э. Наличие или отсутствие звука в словах. | |
Обучение правильному употреблению местоимений с предлогом У. | Звук и буква В. Выделять согласный звук в начале слова. Продолжать развивать навыки употребления существительных с уменьшительно-ласкательным значением. | Звук и буква В, ВЬ. Наличие или отсутствие звука в словах. Согласование числительных с существительными. | |
Обучение пониманию вопросов по сюжетной картинке к прочитанной сказке. | Звук и буква Ы. Выделять согласный звук в начале слова. Учить детей отгадывать названия предметов, животных, птиц по их описанию. | Звук и буква Ы. Наличие или отсутствие звука в словах. | |
| 1,2 неделя января каникулы. | ||
месяц | 1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения |
ЯНВАРЬ | Понимание предложных конструкций с предлогом В. Введение в речь предлога В. | Звук и буква Д. Выделять согласный звук в начале слова Учить детей подбирать однородные подлежащие, сказуемые, дополнения в ответ на вопрос (Например: Спит кто? Собака, кошка). | Звук и буква Д, ДЬ. Наличие или отсутствие звука в словах. |
Работа над ритмом. Различение и воспроизведение заданного ритма с изменением силы звучания (громкие и тихие звуки): 1, 2, 3, много | Звук и буква К. Выделять согласный звук в начале слова Учить называть части предмета для определения целого (спинка — стул, ветки — дерево, стрелки — часы). . | Звук и буква К, КЬ. Наличие или отсутствие звука в словах. Учить употреблять наиболее доступные антонимические отношения между словами («добрый» — «злой», «высокий» — «низкий») | |
ФЕВРАЛЬ | Обучение детей самостоятельному изменению числа глаголов (с опорой на сюжетные картинки: Кто это? Что делает? Что делают?). | Звук и буква Г. Выделять согласный звук в начале слова Учить подбирать слова к названному слову по ассоциативно-ситуативному принципу (санки —зима, корабль —море). | Звук и буква Г, ГЬ. Наличие или отсутствие звука в словах. |
Понимание предложных конструкций с предлогом НА. Введение в речь предлога НА. | Закрепить навыки составления простых предложений по модели: «Кто? Что делает? Что?»; «Кто? Что делает? Чем?». | Дифференциация К-Г Формировать фонематическое восприятие на основе четкого различения звуков по признакам: глухость — звонкость; твердость — мягкость. Работа над предложением. | |
Воспитание слухового внимания при различении тихо – громко звучащих игрушек. Уточнение произношения звуков П, М, Д, Н в звукоподражаниях. | Звук и буква С. Выделять согласный звук в начале слова. | Звук и буква С, СЬ. Наличие или отсутствие звука в словах. Родственные слова. | |
Пение слогов. | Звук и буква З. Выделять согласный звук в начале слова. Учить подбирать существительные к названию действия (кататься — велосипед, летать — самолет, варить — суп) | Звук и буква З, ЗЬ. Наличие или отсутствие звука в словах. | |
МАРТ | Образование и различение глаголов настоящего времени 1-го лица ед. и мн. числа (Я мою, Мы моем). | Продолжать формировать навыки составления коротких рассказов из двух-трех-четырех простых предложений (по картинному и вопросному плану). | Дифференциация С - З. Формировать фонематическое восприятие на основе четкого различения звуков по признакам: глухость — звонкость; твердость — мягкость. Работа над предложением. |
Активизация движений артикуляционного аппарата (упражнения для щёк, языка). Пение слогов с согласными звуками М, П, Б. | Звук и буква Ш. Выделять согласный звук в начале слова. Учить детей дифференцировать на слух короткие и длинные слова. | Звук и буква Ш. Наличие или отсутствие звука в словах. Словосложение (красногрудый, толстоклювый, длиннохвостая, чернокрылая и т.д.) | |
Обучение согласованию прилагательных с сущ-ми м.р. и ж.р. ед.ч. в им.п. (большой мяч, маленькая груша). Пение слогов с согласными звуками Д, Т, Н. | Звук и буква Ж. Выделять согласный звук в начале слова. Учить детей запоминать и проговаривать сочетания однородных слогов, например: «жа-жа-жа» с разным ударением, силой голоса, интонацией. | Звук и буква Ж. Наличие или отсутствие звука в словах. Употребление существ. с предлогами В, НА, ПО | |
Развитие эмоциональной выразительности мимики и жестов. | Звук и буква Х. Выделять согласный звук в начале слова. Учить воспроизводить цепочки слогов, состоящих из одинаковых гласных и разных согласных звуков | Дифференциация Ш-Ж. Формировать фонематическое восприятие на основе четкого различения звуков по признакам: глухость — звонкость; твердость — мягкость. Работа над предложением. | |
АПРЕЛЬ | Обучение подбору глаголов к существительным. | Звук и буква Ч. Выделять согласный звук в начале слова. | Звук и буква Ч. Наличие или отсутствие звука в словах. |
Обучение пониманию пространственных отношений двух предметов: предлоги НАД, ПОД. | Звук и буква Ц. Выделять согласный звук в начале слова. | Звук и буква Ц. Наличие или отсутствие звука в словах. | |
Формирование длительного плавного речевого выдоха. Развитие диалогической речи, умения понимать простые вопросы и отвечать на них. | Звук и буква Л. Выделять согласный звук в начале слова. Уточнять правильное произношение звуков, имеющихся в речи ребенка. | Звук и буква Л,ЛЬ. Наличие или отсутствие звука в словах. | |
Развитие умения пересказывать содержание сказки с помощью взрослого со зрительной опорой. | Звук и буква Р. Выделять согласный звук в начале слова. Уточнять правильное произношение звуков, имеющихся в речи ребенка. | Звук и буква Р, РЬ. Наличие или отсутствие звука в словах. | |
МАЙ | Активизация движений артикуляционного аппарата (упражнения для языка). Обучение пониманию пространственных отношений двух предметов выраженных предлогами: НА, В, ПОД, НАД и наречиями: вверху, внизу, слева, справа. | Звук и буква Ф. Выделять согласный звук в начале слова. | Дифференциация Л-Р Формировать фонематическое восприятие на основе четкого различения звуков по признакам: глухость — звонкость; твердость — мягкость. Работа над предложением. |
Активизация движений артикуляционного аппарата (упражнения для языка). Развитие речевого слуха. Различение и воспроизведение речевых звуков, отличающихся по силе, тембру, темпу воспроизведения. | Учить составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам. Совершенствовать умения заканчивать одним-двумя словами предложение, начатое дефектологом. | Закрепление понятия «звук, слог, слово, предложение». Работа с предложениями | |
| Май 3,4 неделя – Диагностическое обследование. Результативно– оценочный этап. |
Формы подведения итогов:
-
результаты первичной и повторной диагностики; -
реализация поставленной в программе цели; -
удовлетворенность дефектолога ходом и итогами коррекционно-развивающих занятий (рефлексия специалистом собственной деятельности); -
удовлетворенность родителей результатами занятий (выясняется в процессе беседы, анкетах обратной связи); -
активность и заинтересованность самого ребенка на протяжении коррекционно-развивающих занятий (наблюдение). -
соотношение затрат времени и психолого-физиологических усилий с достигнутыми результатами; -
соответствие организации, методов, содержания обучения достижениям развития ребенка.
-
. Содержание коррекционной работы.
Цель коррекционно- развивающей работы учителя – дефектолога:
создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка с проблемами в развитии и формирование его позитивно - личностных качеств.
Задачи:
-
Взаимодействовать со всеми специалистами ДОУ в процессе коррекционно - педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. -
Выявлять индивидуальные особенности развития ребенка, его слабые стороны и способности к компенсации, определение оптимального коррекционного маршрута. -
Формировать способы усвоения ребенком ОВЗ социального опыта, взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности. -
Развивать компенсаторные механизмы становления психики и деятельности проблемного ребенка. -
Предупреждать развитие вторичных отклонений познавательной сферы, поведения и личности в целом. -
Формировать у ребенка способы ориентировки в окружающей действительности, предпосылки к учебной деятельности, обеспечивающие социальную успешность, сохраняющие и укрепляющие здоровье детей, а также предупреждающие возможные трудности в процессе школьного обучения. -
Сотрудничать с семьей для обеспечения полноценного развития аномального ребенка, обучать родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающих эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его возможности.
Содержание деятельности учителя-дефектолога в рамках психолого-медико-педагогического консилиума МАДОУ:
-
Работа с детьми.
1.1. Плановая и углубленная психолого-педагогическая диагностика (начало и конец учебного года) познавательной сферы, эмоционального благополучия ребенка.
1.2. Диагностика готовности ребенка к школьному обучению.
1.3. Индивидуальная диагностическая, коррекционно-развивающая работа с детьми по запросам воспитателей, родителей.
1.4. Индивидуальное сопровождение детей в период адаптации к детскому саду.
1.5. Коррекция коммуникативной и познавательной сферы ребенка.
1.6. Составление индивидуальной траектории развития ребенка.
-
С педагогами.
2.1. Методическая и практическая помощь в организации и проведении открытых мероприятий (по плану ДОУ).
2.2. Повышение уровня педагогической и психологической грамотности. Просветительская работа с воспитателями, педагогами ДОУ,
2.3. Рекомендации по индивидуальной работе с детьми на основании результатов диагностики (в течение года).
2.4. Посещение занятий и их психолого-педагогический анализ (в течение года); разработка рекомендаций.
2.5. Индивидуальное консультирование по вопросам воспитания и развития детей (по запросам).
2.6. Дефектологическое сопровождение познавательно-речевого направления и квалифицированная коррекция недостатков в физическом и психическом развитии детей.
-
С родителями.
3.1. Анкетирование родителей (в течение года).
3.2. Индивидуальное консультирование родителей.
3.3. Просветительская работа среди родителей.
3.4. Организация и проведение родительских собраний, семинаров.
2.5. Мониторинг освоения образовательной программы.
-
Сроки проведения и цели образовательного мониторинга:
Дата | Цель |
Сентябрь (02.09 -12.09) | Выявить исходный уровень познавательного и речевого развития ребенка; определить перспективы дальнейшей коррекционной и педагогической работы, требующие дополнительного коррекционного воздействия, индивидуально для каждого ребенка . |
Май (15.05-25.05) | Дать оценку освоения ребенком программы коррекционного и дошкольного образования; и степени решения поставленных задач; определить перспективу дальнейшего проектирования коррекционного процесса. |
-
Методы мониторинга: наблюдения за ребенком; беседы с родителями; сбор анамнеза из медицинских карт ребенка; дидактические игры, диагностические и тестовые задания;
-
Диагностический инструментарий:
-
диагностические задания (дидактические игры) -
диагностические карты для заполнения показателей (ИОМ)
-
Используемые источники:
-
Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2010 -
Психолого-педагогическая диагностика/ Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной.- М., 2003
-
Система оценки:
1 балл - ребёнок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает;
2 балла - ребёнок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания;
3 балла - ребёнок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого;
4 балла - ребёнок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания;
5 баллов - ребёнок выполняет все предложенные задания самостоятельно.
Данная система мониторинга позволяет определить актуальный уровень развития каждого ребёнка с ОВЗ, а так же определить трудности реализации программного содержания.
Технология организации дефектологического обследования.
1. Ориентировочный этап.
Задачи:
-
сбор анамнестических данных; -
выяснение запроса родителей; -
выявление предварительных данных об индивидуальных особенностях ребенка;
Виды деятельности:
-
изучение медицинской и педагогической документации; -
изучение интересов и предпочтений ребенка; -
беседа с родителями.
2. Диагностический этап.
Диагностический этап представляет собой процедуру обследования ребенка.
Задачи психолого-педагогической диагностики:
-
раннее выявление отклонений в развитии; -
выявление причин и характера первичных нарушений в развитии у ребенка, определение степени тяжести этого нарушения; -
выявление индивидуально-психологических особенностей развития ребенка (личностных и интеллектуальных); -
определение условий воспитания ребенка; -
обоснование педагогического прогноза; -
разработка программы и планов индивидуальной работы с детьми; -
организация коррекционной работы с родителями и детьми.