ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
• Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
• Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
• У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
• Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
• Проявляет ответственность за начатое дело.
• Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
• Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.
• Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).
• Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
• Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
• Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
Планируемые результаты освоения программы в группе компенсирующей направленности 4-7лет.
В средней группе (1 год обучения):
Образовательная область «Познавательное развитие»
-
Различает и называет характерные признаки предметов (цвет, форма, величина). Различает понятия «много, один, ни одного. Знает размер предметов большой-маленький, высокий-низкий, длинный-короткий, толстый-тонкий, широкий-узкий; владеет способами сравнения- приложения, составляет группы из предметов по заданным свойствам, различает верх, низ, середину, левую, правую руку. Умеет считать до 5 на основе наглядности. Знает части суток, их последовательность. Знает и называет 4-6 видов овощей и фруктов, домашних и диких животных, умеет отличать по основным признакам. Умеет отличать кусты, деревья и цветы. Называет времена года и сезонные изменения по 1-2 ведущих признаков. Знает состав своей семьи и понимает родственные отношения. Может назвать профессии людей, работающих в детском саду.
Образовательная область «Речевое развитие»
-
На картине, понимает позу, настроение персонажей. Рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним. Отвечает на вопросы по содержанию прочитанного. Рассказывает наизусть небольшие стихотворения (2-3). Понимает явления многозначности в глаголах: «летит бабочка, самолет, муха». Приобретает навыки словообразования с уменьшительно-ласкательными суффиксами «нос-носик». Умеет определять звуки речевые и неречевые в пространстве и окружающей среде «Кто кричит?», «Где звучит?». Знает артикуляцию гласного звукового ряда (а у о и ы э), может повторить в различном сочетании звуков. Внятное произнесение согласных звуков (п б т м н в д). Различает с опорой на картинку слова-паронимы «суп-зуб», «мак-рак».
В старшей группе (2 год обучения):
Образовательная область «Познавательное развитие»
-
Умеет считать в прямом порядке 1-10, отсчитывать предметы по заданному числу, на ощупь, по звуку и соотносить с цифрой. Может сравнивать предметы по форме с окружающими предметами « тарелка-круглая, картина-прямоугольная». Понимает смысл пространственных отношений, может двигаться в заданном направлении. На наглядном материале может установить последовательность событий «сначала-потом-позже», «сегодня-вчера-завтра». Знает и называет 4-6 видов транспорта, инструментов и мебели, детенышей домашних и диких животных, обобщать, классифицировать. Называет явления природы- дождь, гром, радуга и.т.д.
Образовательная область «Речевое развитие»
-
Старается подбирать самостоятельно к существительному прилагательное (осень-золотая, красивая, сахар-белый, сладкий). При длительном произнесении, может определить место звука в слове (начало-конец). Строить простые предложения, рассказывать о последовательности событий на картинном материале. Развивается умение подбирать существительные к местоимению – мой, моя, мое. Употребление в речи существительных единственного и множественного числа.
В подготовительной группе (3 год обучения):
Образовательная область «Познавательное развитие»
-
Владеет счетом предметов в прямом направлении и пространственном расположении (до 10). Пересчитывает и отсчитывает предметы по одному с названием итога: «Сколько всего?», «Сколько осталось?». Получать равенство (неравенство) добавляя или убирая один предмет. Составлять тематические композиции из геометрических фигур по образцу и по собственному замыслу. С помощью взрослых решает простейшие арифметические задачки на сложение и вычитание путем наглядной демонстрации. Находит предметы, имеющих форму шара, куба, цилиндра.
Образовательная область «Речевое развитие»
-
Понимает значение предлогов и слов, выражающих пространственные отношения предметов. Образовывает «родственные» слова (на наглядной основе) путем постановки и ответа на вопросы. Составление предложений по опорным словам. Выделение гласного и согласного в начале и в конце слова, придумывание слов на заданный звук. Подбор слов антонимов к существительным. Знает правильное произношение звуков, старается отчетливо произносить их в словах и словосочетаниях.
-
Содержательный раздел.
Стандарт определяет: «Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:
1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
2) разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.
-
Образовательная деятельность с учетом вариативных образовательных программ дошкольного коррекционного образования.
Коррекционно-развивающее обучение и воспитание обеспечивается программой дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с ОВЗ Н.В. Симоновой «Программа воспитания и обучения детей с ДЦП дошкольного возраста». Основной принцип программы – взаимосвязь диагностических, воспитательных, коррекционно-развивающих задач направленных на развитие эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребёнка и формирование его позитивных качеств.
Содержание программы обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей. Содержание подгрупповых занятий отражено в календарно-тематическом планировании.
При планировании занятий учитель-дефектолог учитывает тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. При изучении каждой темы определяется словарный минимум (пассивный и активный), исходя из речевых возможностей детей. Результативность коррекционной работы отслеживается через мониторинговые (диагностические) исследования два раза в год с внесением последующих корректив в содержание всего образовательного процесса. Результаты мониторинга находят отражение в "индивидуальном образовательном маршруте". Сроки проведения мониторинговых исследований: 1-я половина сентября, 2-я половина мая.
Содержание индивидуальной программы реализуется по возрастам в следующих направлениях:
Средний возраст (4-5 лет):
• слуховое восприятие (различение неречевых шумов);
• зрительное восприятие (узнавание черно-белых изображений);
• пространственные представления (конструирование, употребление простых предлогов);
• мелкая моторика;
• связная речь (умение выразить свою мысль);
• развитие мышления;
• анализ продуктивной деятельности — рисунок, лепка, аппликация, словотворчество и т. д.;
• игра — уровень игры, преобладающий вид общения;
• социальные навыки — общение с взрослыми и сверстниками.
Старший возраст (5-6 лет):
• слуховое внимание;
• зрительно-пространственный гнозис;
• зрительно-пространственный праксис;
• общая моторика, ловкость, выносливость, разноименные движения;
• развитие графической деятельности;
• латеральные предпочтения;
• мыслительная деятельность;
• игровая деятельность;
• анализ продуктов деятельности;
• коммуникативные навыки.
Подготовительная к школе группа (6-7 лет):
• зрительно-моторная координация;
• ритмическое чувство;
• переключение движений;
• рядограммы (последовательность времен года, дней недели);
• звуковой анализ слов;
• умение определять состав числа;
• выделение 4-го лишнего, простые аналогии;
• составление сюжетного рассказа по серии картин;
• понимание логико-грамматических конструкций;
• установление причинно-следственных связей;
• ориентировка на листе бумаги.
Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностическую карту, анализ которой позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в целом.
Учебный год в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением ОДА начинается первого сентября и условно делится на три периода:
I период — сентябрь, октябрь, ноябрь;
II период — декабрь, январь, февраль;
III период — март, апрель, май.
Алгоритм коррекционной работы в группе для детей с ОВЗ
Этапы | Основное содержание | Результат |
Организационный | Исходная психолого-педагогическая и логопедическая диагностика детей. Формирование информационной готовности педагогов ДОУ и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми. | Составление индивидуальных коррекционно-речевых программ помощи ребенку. Составление программ взаимодействия специалистов ДОУ и родителей ребенка с нарушениями ОДА. |
Основной | Решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых (подгрупповых) коррекционных программах. Психолого-педагогический и логопедический мониторинг. Согласование, уточнение (при необходимости – корректировка) меры и характера коррекционно-педагогического влияния участников коррекционно-образовательного процесса. | Достижение определенного позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в познавательном и речевом развитии. |
Заключительный | Оценка качества и устойчивости результатов коррекционно-образовательной работы ребенком . Определение дальнейших образовательных перспектив выпускников группы для детей с НОДА специалистами ПМПК. | Решение о прекращении коррекционной работы с ребенком (группой), изменение ее характера или корректировка индивидуальных/ подгрупповых программ или продолжение работы |