ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- 1 2 3 4 5 6 7 8
Программно-методическое обеспечение группы компенсирующей направленности.
Образовательная область | Основные направления развития детей | Используемые программы, методические пособия |
Познавательное развитие | Овладение процессом порядкового счёта, операциями сложения и вычитания, способами сравнения- приложения, наложения; различение геометрических фигур; формирование способности ориентироваться как в тетради, так и в окружающей обстановке. | Шевченко С.Г. Капустина Г.М. «Предметы вокруг нас» Учебное пособие для индивидуальных и групповых коррекционных занятий. Смоленск, «Ассоциация XXI» 1998; Баряева Л.Б. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с проблемами в развитии». - Спб. Союз, 2002. Агаева Е.Л., Дьяченко О.М. «Чего на свете не бывает» - Москва, Просвещение 1991; Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. Москва, 1988. Катаева АЛ., Стребелева Е Л. Дидактические игры и упражнения. — Москва, «Бук-Мастер», 1993; Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. |
Ознакомление с окружающим, формирование представлений о малой родине. | Гербова В. В.. Книга для чтения в детском саду и дома 2-4г, 5-7 лет М.: Оникс, 2009. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Агаева Е.Л., Дьяченко О.М. «Чего на свете не бывает» - Москва, Просвещение 1991; Тригер РД., Владимирова Е.В. тетрадь-учебник «Звуки речи, слова, предложения — что это?» Смоленск, 1998. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (3-7лет) | |
Речевое развитие | Развитие общения с детьми и взрослыми, формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Умение слушать художественные произведения, следить за развитием действия. | Шевченко С.Г. Методическое пособие «Подготовка к обучению письму» - Смоленск, Ника-пресс,1998; Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Бондаренко Л.К. Дидактические игры в детском саду. — Москва, 1991; Почитаем — поиграем. Составители Цыпина Н.А., Волкова И.Л. — Москва, 1995; Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. — Москва, 1988; Тригер РД., Владимирова Е.В. тетрадь-учебник «Звуки речи, слова, предложения — что это?» Смоленск, 1998. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста.-СПб.,2005 |
2.3. Годовое календарно - тематическое планирование подгрупповой работы учителя-дефектолога с детьми 1,2,3 года обучения.
Возрастные образовательные нагрузки в разновозрастной группе
Количество условных учебных часов в неделю | Подгрупповые и индивидуальные коррекционные занятия дефектолога | |||||
4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | |
12 | 13 | 15 | 2 | 3 | 3 | |
Длительность условного учебного часа (в минутах) 20 минут – 4-5 лет 25 минут – 5-6 лет 30 минут – 6-7 лет |
ОО «Познавательное развитие».
Развитие элементарных математических представлений
Цель: интеллектуальное развитие детей, формирование приемов умственной деятельности на основе овладения детьми количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира.
Развивающие задачи РЭМП
-
Формировать представление о числе -
Формировать геометрические представления -
Формировать представление о преобразованиях (временные представления, представления об изменении количества, об арифметических действиях) -
Развивать сенсорные возможности -
Формировать навыки выражения количества через число (навык счета и измерения различных величин) -
Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях). -
Развивать воображение, память, мышление, внимание.
Формы работы по развитию элементарных математических представлений
-
Обучение в повседневных бытовых ситуациях. -
Сенсорные праздники на основе народного календаря -
Театрализация с математическим содержанием – на этапе объяснения или повторения и закрепления (средняя и старшая группы) -
Коллективное занятие при условии свободы участия в нем (средняя и старшая группы) -
Занятие с четкими правилами, обязательное для всех, фиксированной продолжительности (подготовительная группа, на основе соглашения с детьми) -
Самостоятельная деятельность в развивающей среде (все возрастные группы)
месяц | 1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | ||
| |||||
СЕНТЯБРЬ | Адаптационный период | 1 неделя | | ||
Диагностика | 2,3 неделя | | |||
Учить называть местоположения предметов – первый, последний. Понятие – большой, маленький | Чередование последовательности времени суток. Отработка понятий первый, последний, в середине | Закрепить понятие о величине на основе сопоставления реальных предметов в играх и упражнениях. | |||
ОКТЯБРЬ Октябрь | Знакомство с геометрической фигурой - круг. Понятие: один - много. | Поиск закономерностей: продолжить ряд по цвету, по величине, по цвету и величине. Сравнение групп предметов по количеству на слух, зрительно. | Знакомство с объемной фигурой - шар. Сравнение количеств 1,2,3,4,5 на слух, зрительно. Закрепление последовательности чисел (цифр) в числовом ряду. Решение задач. | ||
Закрепление: большой -маленький, понятие: высокий – низкий (методом приложения). Закрепление: круг | Чередование последовательности времени суток. Отработка понятий первый, последний, в середине. | Закрепить понятие о величине на основе сопостав. реальных предметов в играх и упражнениях. Сравнение: шар- объемное тело, с плоскостной фигурой круг. | |||
Познакомить с понятиями: впереди – позади (сзади). Закрепление: большой – маленький, высокий – низкий, одинаковые по высоте. | Понятие: пара. Уравнивание групп предметов (разница равна 1) | Число и цифра 6, образование числа. Счет предметов в пределах 6 с присчитыванием и отсчитыванием по одному. Работа в тетрадях. | |||
Понятие: столько же, одинаково, поровну. Найди предметы, похожие на круг. | Сравнение множеств путем приложения на дидактическом материале, уравнивание множеств путем добавления и убавления предметов. | Число и цифра 6, образование числа. Счет предметов в пределах 6 с присчитыванием и отсчитыванием по одному. Работа в тетрадях. | |||
месяц | 1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | ||
НОЯБРЬ | Закрепить местоположения предметов – впереди, позади (сзади), в середине | Соотнесение числа и количества. Цифра 1. Восприятие числа 1 с помощью различных анализаторов. Обводка по контуру | Прямой и обратный счет в пределах 6. Отсчитывание заданного количества, соотносить с цифрами. | ||
Знакомство с геометрической фигурой – квадрат. | Познакомить с понятиями: сначала, потом, в конце. | Знакомство-куб. | |||
Последовательность смены времени суток. Закрепить местоположения предметов – впереди, позади в середине. | Цифра 1. Один - много – ни одного | Сравнение: куб - объемное тело, с плоскостной фигурой квадрат. | |||
Закрепление-квадрат. | Соотнесение числа и количества. Цифра 2. Восприятие числа 2 с помощью различных анализаторов. | Число и цифра7, образование числа. Счет предметов в пределах 7, с использованием различных анализаторов. Воспроизведение числового ряда от заданного до заданного числа. | |||
ДЕКАБРЬ | Понятие: под, над. Закрепление: длинный – короткий, одинаковые по длине. | Учить сравнивать одинаковые и разные по форме и величине геометрические фигуры на основе практических действий. | Прямой и обратный счет в пределах 7. Отсчитывание заданного количества. Устанавливать равенство и неравенство, соотносить с цифрами. Решение практических задач | ||
Закрепление: больше – меньше (разница равна 1). Уравнивание групп предметов. | Число и цифра 2. Установление независимости количества от цвета, формы, размера предметов; выделение из множества по слову и образцу. | Знакомство-конус. Повторение – шар, куб. | |||
Знакомство с геометрической фигурой -треугольник | Различение цифр 1-2, соотнесение их с количеством. | Закрепить понятие «год». Времена года | |||
Найди предметы, похожие на заданные геометрические фигуры. | Различение цифр 1-2, соотнесение их с количеством; выделение по слову и образцу. | Счет в пределах 7. Решение простых задач. | |||
| 1,2 неделя января каникулы. | ||||
месяц | 1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | ||
ЯНВАРЬ | Пространственное положение: верх – низ. Ориентировка на альбомном листе | Формирование чувства длительности: медленно, быстро. | Закрепление: счет в пределах 7. Закрепить понятие о ширине, высоте, длине на основе сопоставления реальных предметов в играх и упражнениях. | ||
Понятие: широкий-узкий, одинаковые (методом наложения, приложения) | Закрепление: счет в пределах 1,2. Группировка предметов по признаку. | Сравнение: конус - объемное тело, с плоскостной фигурой треугольник. | |||
ФЕВРАЛЬ | Закрепить понятие: широкий-узкий, одинаковые (методом наложения, приложения). | Образование числа 3, выделение трех предметов из множества по слову, навык пересчета, восприятие с помощью различных анализаторов. Знакомство с цифрой 3. | Число и цифра 8, образование числа. Счет предметов в пределах 8, с использованием различных анализаторов. Воспроизведение числового ряда от заданного до заданного числа. | ||
Видеть, устанавливать равенство и неравенство (+1, -1), сравнивать количество, давая определение больше(меньше), дорисовывать до заданного количества | Закрепление образования числа 3. Формирование понятия числового ряда. Прямой и обратный счет. | Закрепление образования числа 8. Формирование понятия числового ряда. Прямой и обратный счет. Дорисовывать до заданного количества. Решение практических задач. | |||
Учить сравнивать одинаковые и разные по форме, цвету и величине геометрические фигуры на основе практических действий. Составление узоров | Прямой и обратный счет в пределах 3. Отсчитывание заданного количества. Устанавливать равенство и неравенство, соотносить с цифрами. | Знакомство-цилиндр. Сравнение: конус-куб-шар. Прямой счет в пределах 8. | |||
Знакомство с геометрической фигурой- прямоугольник. Сравнение: прямоугольник – квадрат | Прямой и обратный счет в пределах 3. Отсчитывание заданного количества. Устанавливать равенство и неравенство, соотносить с цифрами. | Число и цифра 9, образование числа. Счет предметов в пределах 9, с использованием различных анализаторов. Воспроизведение числового ряда от заданного до заданного числа. | |||
МАРТ | Группировка предметов по признаку. Рисование, конструирование | Образование числа 4, выделение четырех предметов из множества, восприятие с помощью различных анализаторов. Знакомство с цифрой 4. | Закрепление образования числа 9. Формирование понятия числового ряда. Прямой и обратный счет. | ||
Распределение группы предметов в порядке возрастания или убывания. | Прямой и обратный счет в пределах 4. Отсчитывание заданного количества. Устанавливать равенство и неравенство, соотносить с цифрами. | Группировка предметов. Развитие глазомера. | |||
Закрепить пространственное положение: верх – низ, лево-право, впереди – позади, рядом. Ориентировка на альбомном листе. | Определение направлений: около, вокруг, в центре. Ориентировка на альбомном листе. | Закрепление в сравнении геометрических фигур и объемных тел. | |||
Понятие: толстый -тонкий. Ориентировка на альбомном листе. | Распределение группы предметов в порядке возрастания или убывания в пределах 4. | Образование числа 10,формиров. навыка пересчета, восприятие с помощью различных анализаторов. Знакомство с цифрой 10. | |||
АПРЕЛЬ | Закрепить понятие: толстый – тонкий, одинаковые по толщине. | Образование числа 5, выделение четырех предметов из множества, восприятие с помощью различных анализаторов. Знакомство с цифрой 5. | Учить определять объем жидких и сыпучих тел с использованием условной мерки (стакана, ложки) | ||
Видеть, устанавливать равенство и неравенство (+1, -1), сравнивать количества, давая определение больше(меньше), дорисовывать до заданного количества. | Прямой и обратный счет в пределах 5. Отсчитывание заданного количества. Устанавливать равенство и неравенство, соотносить с цифрами. | Закрепление образования числа 10. Формирование понятия числового ряда. Прямой и обратный счет. | |||
Знакомство с геометрической фигурой- овал. Сравнение круг-овал. | Распределение группы предметов в порядке возрастания или убывания в пределах 5. | Отсчитывание заданного количества в пределах 10. Устанавливать равенство и неравенство, соотносить с цифрами. | |||
Закрепление геометрических фигур. Умение находить по описанию, на ощупь, обводка. Составление узоров | Образование числа 0. Цифра 0. Понятие: ни одного. | Закрепление в сравнении геометрических фигур и объемных тел. | |||
МАЙ | Понятие: легкий – тяжелый. Закрепить понятие: толстый – тонкий, высокий-низкий. | Ориентировка во времени и пространстве | Отработка всех направлений в малом и большом пространстве. | ||
Понятие: далеко-близко. Закрепить понятие: длинный-короткий, широкий-узкий. | Отсчитывание заданного количества в пределах 5. Устанавливать равенство и неравенство, соотносить с цифрами. | Решение практических задач в пределах 10. | |||
Май 3,4 неделя – Диагностическое обследование. Результативно – оценочный этап. |
Ознакомление с миром природы
Цель: развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные и познавательные.
Задачи:
-
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. -
Формирование познавательных действий, становление сознания. -
Развитие воображения и творческой активности. -
Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках. -
Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов.
Формы организации образовательной деятельности
-
Познавательные беседы. -
Чтение художественной литературы. -
Изобразительная и конструктивная деятельность. -
Музыка. -
Игры (сюжетно-ролевые, драматизации, подвижные). -
Наблюдения. -
Трудовая деятельность. -
Праздники и развлечения. -
Индивидуальные беседы.
Тема по программе ФГОС | Компонент программы | Национально-региональный компонент | Варианты итоговых мероприятий |
День знаний (4 неделя августа-1 неделя сентября) | 1. Мой город. ПДД 2.Детский сад. Игрушки | Формировать интерес к «малой Родине». Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края. | Праздник «День знаний» |
Осень (2-4 неделя сентября) | 1. Признаки осени. Перелетные птицы 2. Огород. Овощи. 3. Сад. Фрукты 4. Лес Ягоды Грибы | Сформировать представления об особенностях осени родного края. Закрепить и расширить обобщённые представления об овощах родного края. | Праздник «Золотая осень», выставка поделок. |
Я в мире человек (1-3 неделя октября) | 1. Я человек Моя семья 2. Мой дом. Мебель 3.Посуда. Продукты питания. | Закрепить знания о себе и своей семье (имя, фамилия, возраст, домашний адрес, состав семьи). | Развлечение «День здоровья» |
Мой город, моя страна (4 неделя октября-2 неделя ноября) | 1.Моя страна, моя малая Родина. День народного Единства. 2.Домашние животные, их детеныши. 3. Дикие животные, их детеныши. 4. Домашние птицы их птенцы. | Углубить знания детей о России. Воспитывать чувство гордости за Родину. Расширить представления о жизни диких животных нашего региона зимой. | Спортивный праздник |
Новогодний праздник (3 неделя ноября-4 неделя декабря) | 1. Зима. 2 . Зимующие птицы. 3. Зимние забавы. 4. Новый год. | Расширить представления детей о зиме в республике. Уточнить какие птицы остаются зимовать в нашем городе. | Праздник «Новый год». |
Зима (3-4 неделя января) | 1.Транспорт. 2.Профессии. 3. Инструменты. | Расширять представления детей о людях профессий в нашем городе и селе. Рассказать о важности и значимости их труда, прививать детям чувство благодарности к человеку за его труд. | Праздник «Зимние забавы» |
День защитника Отечества (1-3 неделя февраля) | 1. Животные жарких стран. 2. Животные холодных стран. 3. Шагаа 4.День защитника Отечества. | Знакомить с народными традициями и обычаями, приобщать к мероприятиям, которые проводятся в детском саду | Праздник «Шагаа», «День защитника Отечества» |
8 марта (4 неделя февраля-1 неделя марта) | 1. Комнатные растения 2. Весна. 8 марта | Обобщить представления о характерных признаках весны в нашем крае. | Праздник «Мамочка любимая» |
Знакомство с народной культурой (2-4 неделя марта) | 1. Головные уборы 2.Одежда 3. Обувь. | Уточнить и расширить представления детей об особенностях сезонной одежды и обуви в нашей климатической зоне. | Фольклорный праздник «Веселая масленица». |
Весна (1-3 неделя апреля) | 1. Космос. 2. Бытовые приборы. 3. День Земли. Откуда хлеб пришел? | Расширять представления детей о людях сельскохозяйственных профессий на селе. Прививать чувство благодарности. | Праздник «Путешествие к звездам» |
День Победы (4 неделя апреля-1 неделя мая) | 1. Обитатели водоемов. 2.День Победы | Воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам ВОВ. | Праздник «День Победы» |
Лето (2-3 неделя мая) | 1.Насекомые 2.Первоцветы | Обобщить представления о лете, его признаках, особенности сезона в нашем крае. Познакомить детей с насекомыми, которые можно встретить на участке, в городе. | Спортивный праздник. |