ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2021

Просмотров: 378

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Монархии делятся на:

1) Абсолютные.

2) Дуалистические.

3) Парламентарные.


Подробнее все эти виды мы рассматриваем во второй и в третьем вопросе.



2. Республиканская форма правления.


Парламентарная республика.

Парламентарными республиками являются многие странные Европы (Германия, Австрия, Италия, Греция, Турция, Ирландия, Исландия, Венгрия, Польша и другие страны).

В Европе по большей части либо парламентарные республики, либо парламентарные монархии.

Из неевропейских стран – Индия – парламентарная республика.


Признаки парламентских республик:

1. Правительство несёт ответственность перед парламентом и правительство формируется парламентом.

2. Президент, как правило, избирается не население, а каким-то другим органом (в Германии – Федеральное Собрание, в Турции – парламентом избирается).

3. Существует институт контрасигнатуры, то есть согласия правительства на акты президента.

4. Президент может распустить парламент или его нижнюю палату.


Особенности взаимодействия высших органов государственной власти в парламентарной республики на примере Германии.



Роспуск (два случая)

Бундестаг Федеральный

Президент






Федеральный

Канцлер


Правительство


Президент может распустить бундестаг в двух случаях:

1) Если вновь избранный бундестаг не избрал федерального канцлера в порядке и в сроки, установленные в Конституции (сроки не надо ни записывать, ни запоминать).

2) Если бундестаг отказывает в доверии действующему федеральному канцлеру, при этом вопрос о доверии ставит сам федеральный канцлер и в течение 21 (двадцати одного) дня бундестаг не может избрать нового федерального канцлера.


Федеральный президент предлагает кандидатуру федерального канцлера бундестагу и потом назначает федерального канцлера после того, как его изберёт бундестаг.


Взаимоотношения между бундестагом и федеральным канцлером:

1. Бундестаг избирает федерального канцлера.

2. Бундестаг может отказать в доверии федеральному канцлеру по собственной инициативе путём избрания его преемника (Бундестаг по собственной инициативе может отправить в отставку федерального канцлера путём голосования сразу за два пункта: первый пункт – выразить недоверие действующему канцлеру и второй пункт – избрать нового канцлера). Это так называемый европейский рационализированный парламентаризм.

3. Бундестаг может отказать в доверии канцлеру, когда сам канцлер ставит вопрос о доверии. В этом случае, когда бундестаг отказал в доверии, в течение 21 дня он должен избрать нового федерального канцлера.


У президента его самостоятельные полномочия начинают действовать тогда, когда в стране кризис между законодательной и исполнительной властью.



Отставка (между второй и третьей стрелочкой между бундестагом и федеральным канцлером). В результате второго и третьего пути (про доверие) в окончательном варианте это ведёт к отставке федерального канцлера.


Президентская республика.

Президентские республики распространены на американском континенте – США, Бразилия, Мексика, Перу, Египет, Сирия, Аргентина, Венесуэла.


Основные признаки президентской республики:

1. Правительство несёт ответственность перед президентом, то есть только президент может отправить в отставку правительство и министров. Президент же и сам формирует правительство (в виде исключение в США требуется согласие Сената).

2. Президент одновременно является главой государства и главой исполнительной власти.

3. Президент не может распустить парламент или его нижнюю палату.

4. Парламент в свою очередь не может отправить в отставку правительство.


3 и 4 признаки характеризуют жёсткое разделение властей.


Схема взаимоотношений высших органов государственной власти в президентской республике на примере США.



Не может распустить ни одну из палат

Конгресс Президент

Импичмент



Назначает с согласия Сената

Отправляет в отставку Кабинет (самостоятельно)




Верховный Суд Кабинет




Президент назначает Кабинет с согласия сената. Отправляет в отставку Кабинет (самостоятельно), Конгресс не может отправить в отставку Кабинет.

Президент не может распустить ни одну из палат Конгресса.

Импичмент за измену, взяточничество и иные тяжкие преступления.

Президент имеет право вето, но не имеет право законодательной инициативе.

Президент назначает судей Верховного Суда с согласия Сената.

Верховный суд может признавать законы неконституционными.


По конституции США жёсткое разделение властей: Конгресс не может отправить в отставку Кабинет, а Президент не может распустить Конгресс. Законодательная и исполнительная власть не могут лишить друг друга полномочий.


Смешанная (полупрезидентская) республика.

Их в мире меньше: Франция, Финляндия, Украина, РФ.

Признаки смешанных республик:

1. Правительство несёт ответственность и перед президентом, и перед парламентом, или, как во Франции – только перед парламентом, но правительство формируется президентом.

2. Президент избирается населением непосредственно и обладает широкими полномочиями по управлению государством.

3. Полномочия правительства и президента разделены. Может быть институт контрасигнатуры (во Франции есть, в России – нет).

4. Президент может распустить нижнюю палату парламента.

5. Парламент может выразить недоверие правительству. За этим может последовать отставка правительства (как во Франции), так и не следовать (как в России).



Схема особенностей взаимодействия высших органов государственной власти в смешанной республики на примере Франции.



Роспуск Национального Собрания Президентом

Национальное Президент

Собрание Вынесение законопроекта на референдум

(ограниченные полномочия)








Правительство




Президент может распустить Национальной Собрание (нижняя палата парламента) без конкретной причины, но не чаще одного раза в год.

Президент может вынести закон на референдум и тогда он будет принят в обход парламента.


Президент назначает правительство, но с учётом мнения Национального Собрания, потому что Национальное Собрание утверждает программу Правительства.

Президент не может самостоятельно отправлять в отставку Правительства.


Национальное Собрание утверждает программу нового правительства.

Резолюция порицания. Национальное Собрание может вынести Резолюцию порицания, то есть это механизм выражения доверия правительству по инициативе Национального Собрания.

Вотум недоверия. Вотум недоверия – по инициативе Правительства, если правительство ставит вопрос о доверии.

Все три случая при неблагоприятном исходе ведут к отставке правительства.


У Национального Собрания ограниченные полномочия, это проявляется в том, что законы оно может принимать только по вопросам, указанным в Конституции.

Правительство и Президент – регламентарная власть.


3. Монархическая форма правления.


Монархия – это форма правления, при которой главой государства является монарх, получающий свой титул по наследству и пожизненно.

Виды монархия: абсолютная монархия, дуалистическая и парламентарная монархия.


Абсолютная монархия.

Абсолютная монархия: страны Персидского залива: ОАО, Саудовская Аравия, Бахрейн, Кувейт, Катар (там эмираты и султанаты).

В этих государствах даже если конституции и есть, то она не ограничивает власть монарха.

Государственная религия в этих государствах – ислам, Коран по юридической силе выше Конституции.

В ОАО есть парламент (несколько лет назад состоялись выборы, участвовали только мужчины), а если и есть парламенты, то они играют совещательную роль и их решения требуют одобрения монарха.

Юридическое и фактическое управление в государстве осуществляют монарх и его семья.

Особенность: системы наследования разные. По мусульманской системе обычно наследуют не по крови (там сыновья – им отдают предпочтения или дочь), а правящая семья, причём она может отстранить монарха, назначить другого – но это обязательно должны быть члены семьи королевской.

Монарх и его семья осуществляют фактическое руководство: они формируют правительство, монарх назначает судей, монарх является одновременно высшим духовным лицом…


Большую роль имеет Семейный Совет. В Семейный Совет входят члены семьи монарха, а также особо почитаемые знатоки Корана (то есть духовные лица, занимающие высокие посты). В ОАО был случай, что знатоки Корана определили «отсутствие должного благочестия» и на Семейном Совете его лишили титула.

Есть довольно маленькие страны, самая большая – Саудовская Аравия.

С точки зрения экономики – живут за счёт продажи нефти. ОПЕК – международная организация, связанная с добычей нефти.


Дуалистическая монархия.

Их мало, это переходная форма от абсолютной монархии к парламентарной. К ним относятся Иордания, Марокко, Непал.

Она имеет признаки, которые свойственны и абсолютной, и парламентарной монархии:

1. В дуалистической монархии полномочия монарха ограничены в сфере законодательного процесса, то есть там есть избираемый парламент, который принимает законы. Монарх имеет право вето на законы, монарх может распускать парламент.

2. В остальных сферах (то есть ограничена только в законодательной сфере) власть монарха неограниченна: он формирует правительство, правительство ответственно только перед монархом, монарх назначает судей.


Парламентарная монархия.

Она распространена в Европе (в Европе по большей части либо парламентарные республики, либо парламентарные республики).

Великобритания, Испания, Норвегия, Швеция, Дания, Нидерланды, Монако, Лихтенштейн – это европейские. На других континентах: Япония. Плюс особый вид монархии – страны британского содружество, это объединение государств (Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Барбадос, Папуа Новая Гвинея, Ямайка и другие более мелкие). В этих государствах монархом является королева Великобритании, представляет его назначаемый генерал-губернатор. Если раньше это были представители самой Великобритании, то сейчас монарх назначает лицо, которое ей рекомендует парламент той страны, в которую назначается генерал-губернатор.

Монарх в парламентарных монархия имеет юридически немного полномочий по управлению государством.

Монарх:

1. Назначает правительство, как правило, это лица из партий, которые имеют большинство в парламенте, так как ответственность правительство несёт перед парламентом.

2. Монарх может иметь право вето на законы.

3. Монарх может распустить парламент по совету правительства или премьер-министра (как правило, нижнюю палату, конечно же, а если однопалатный парламент – то просто парламент).

4. Может назначать судей и других лиц, военнослужащих, но с согласия правительства, министра соответствующего или премьер-министра.

5. Может награждать государственными наградами.

6. Представлять государство в международных отношениях.

7. Правительство ответственно перед парламентом. Формы ответственности такие же, как в парламентской республике (резолюция порицания, выносится по инициативе парламента, и вотум недоверия, который выносится по инициативе правительства, премьер-министр ставит вопрос о доверии).



В целом полномочия президента в парламентарной республике и монарха в парламентарной монархии очень похожи: та же контрасигнатура, также назначают премьер-министра по согласию с нижней палатой…



4. Смешанные формы правления.


В смешанных формах правления возникает сочетание признаков нескольких форм правления. Смешанные формы правления могут быть в рамках одной формы правления (например, смешанная республика и дуалистическая монархия), но смешанные формы правления могут возникать, когда сочетаются черты монархии и республики.

К примеру, выборная монархия в Малайзии. Там главу государства (монарха) избирают султаны девяти султанатов (штаты, Малайзия – федерации) избирают из своего состава монарха. То есть монарх избирается, но по наследству. Они составляют список и избирают по очереди на пять лет, то есть каждые пять лет следующий субъект федерации выдвигает своего султана…

Объединённые Арабские Эмираты. Там коллективная монархия, поскольку главой государства считается Совет Эмиров, куда входят эмиры семи эмиратов, а они из своего состава избирают (то есть элемент избирательности) Председателя Совета Эмиров, как правило, избирают или из Дубая, или Абудаби (два самых крупных эмирата).

Признаки монархии могут быть в республике.

Например, республика с монархическими элементами может быть в случае установления там поста пожизненного президента и возможности такого определённого наследования этого поста президента. Например, Корейская Народная Демократическая Республика (Ким Чаныр, теперь Кимер Сэн), такие же элементы в Туркменистане.

Но это скорее исключение.

А вообще, государства всегда имеют свои особенности, поэтому в чистом виде редко что встречается…




Тема: Государственно-территориальное устройство.


1. Понятие и виды государственно-территориального устройства.

2. Унитарное государство.

3. Федеративное устройство.

4. Разграничение полномочий между федерацией и субъектами.

5. Статус субъектов федерации.

6. Автономия в зарубежных странах.



1. Понятие и виды государственно-территориального устройства.


Форма государственно-территориального устройства представляет собой национально-территориальную организацию государства, характеризующую взаимоотношения между центром и регионами.

Виды государственно-территориального устройства:

Два основных вида – унитарное государство и федеративное государство.

Их определение и признаки мы рассмотрим во 2 и в 3 вопросе. Иногда ещё выделяют конфедерацию, некоторые исследователи пишут, что это скорее «форма международного объединения государств, которые заключают договор для решения какой-то конкретной задачи, а в настоящее время в мире конфедераций нет».

В названии Конституции и в названии Швейцарии используется термин «конфедерация», но это традиционно так, а на самом деле это федерация.