ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2021

Просмотров: 380

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особенности права собственности:

Многие конституции закрепляют, что собственность обязывает собственника использовать её (собственность) на благо обществу.

В КНДР (Корейской народной демократической республике) частная собственность отрицается.

Право участвовать в управлении предприятием.

Характерно для конституции Франции, Португалии.


Право на забастовку, на участие в профсоюзах.


Государство обычно гарантирует определённое медицинское обслуживание, но бесплатно редко где предоставляется. Как правило, оно является платным.

Ещё различные социальные выплаты, пенсии, пособия по нетрудоспособности, старости… Могут регулировать и не регулировать в Конституциях.


Культурные права.

К культурным правам относятся право на образование, право свободно развивать культуру, искусство.


Обязанности.

Обязанности соблюдать конституцию, законы. Она может непрямо быть закреплена непосредственно к гражданам, а просто, что вообще ВСЕ обязаны

Обязанность трудиться – Франции и Японии закреплена, но за нарушение нету ответственности.

Обязанность платить налоги. Во Франции написано как «право граждан участвовать в налогообложении».

Специфические:

В Китае: соблюдать трудовую дисциплину.

В КНДР: повышать революционную деятельность в отношении империалистов.



4. Судебная защита прав человека в зарубежных странах.


Основная задача судебной власти – разрешение конфликтов в государстве: между государством и личностью, между гражданами, между органами государственной власти…

Значение судебной власти очень велико в сфере защиты прав человека: только суд может лишить человека жизни, свободы, ограничить иные права и свободы, возложить обязанности дополнительные, лишить собственности.

Суд является основным способом защиты прав человека.

Виды судов, осуществляющих защиту прав человека:

  1. Общие суды или суды общей юрисдикции. Они рассматривают основную массу жалоб в странах англо-саксонской правовой системы, в странах континентальной системы рассматривают гражданские, уголовные дела и иные дела, связанные с подсудностью.

  2. Специализированные (или специальные) суды. Они характерны для стран континентальной правовой системы и являются очень важными, поскольку в административных судах граждане защищают свои права от органов государственной власти. Они есть в ФРГ и во Франции – «административная юстиция».

В мире существуют две основные модели административной юстиции:

    1. Континентальная модель. ФРГ, Франция, Италия. Там существуют административные суды, которые входят в судебную систему и отделены от судов общей юрисдикции. Во Франции эти суды возглавляет Государственный Совет.

    2. Англосаксонская модель. Англосаксонская система административной юстиции строится на основе сочетания квази-судебных органов и общих судов. Квази-судебными органами являются административные трибуналы, которые назначаются органами исполнительной власти и рассматривают жалобы граждан в определённой сфере, например, в сфере энергетики, в сфере связи, в сфере трудовых отношений… Решения этих административных органов затем могут быть обжалованы в общие суды. То есть специализированных административных судов в англо-саксонской правовой системе нет.

  1. На следующей лекции.


Права граждан защищают и иные специализированные суды: финансовые, трудовые, суды для несовершеннолетних, суды для военнослужащих и иные виды специализированных судов.

Существуют также религиозные суды. В странах мусульманской системы и где ислам является государственной религией они применяют законы шариата. Например, Иран, Пакистан, Саудовская Аравия и другие государства.



5. Защита прав человека органами конституционного контроля в зарубежных странах и в Российской Федерации.


Конституции и законодательства зарубежных стран могут предусматривать, а могут и не предусматривать право на обращения граждан в органы конституционного контроля. Граждане вправе это делать (могут обращаться) в Германии, Австрии, Испании, России, в других странах… В Италии не предусмотрено такое право.

Рассмотрим порядок обращения граждан в Федеральный Конституционный Суд Германии.

В этот суд могут обращаться граждане Германии, иностранцы, лица без гражданства (в отношении последних имеются ввиду законно пребывающие на территории Германии), а также юридические лица, зарегистрированные на территории Германии.

Условия приемлемости жалобы в Конституционный суд:

  1. Должны затрагиваться конституционные права и свободы (то есть не по любому вопросу, а только если затрагиваются его права и свободы).

  2. Если исчерпаны все остальные средства защиты прав. Это условие можно не выполнять в случае, если лицо докажет, что вопрос имеет всеобщее значение.

  3. Ущерб, который может быть причинён в результате нарушения прав, в денежном эквиваленте должен быть оценен не ниже 300 евро.

  4. За рассмотрение дела (жалобы) уплачивается задаток в большом размере – 500 евро. Если жалоба потом будет признана необоснованной (если гражданин заранее необоснованную жалобу подавал), то этот задаток могут не вернуть.

  5. В Конституционный Суд Германии жалобу можно подать не только на законы, нарушающие конституционные права и свободы, но и на решения и действия исполнительной власти, в том числе – федерального канцлера.


Конституционный суд в России.

Условия подачи жалобы в Конституционный Суд Российской Федерации.

Граждане России, а также иностранцы и лица без гражданства, могут подать жалобу в Конституционный суд только в одном-единственном случае, при выполнении следующих двух условий:

  1. Конституционные права и свободы должны быть нарушены законом.

  2. Закон применён или подлежит применению в конкретном деле.

Например, в Конституции предусмотрено право исповедовать любую религию и участвовать в религиозных обрядов. Если же в России принимается закон о запрете отправления религиозных обрядов нетрадиционных религий. Мы не можем, даже если и знаем заранее, что противоречит конституции. Могут лишь граждане, которым грозит административная ответственность за совершения религиозных обрядов.



Во всех странах доступ граждан к органам конституционного правосудия сопровождается сложными условиями, потому что дела о нарушении прав граждан должны рассматривать массово другие суды: общие, административные и т.д. в зависимости от судебной системы, а Конституционный Суд – это уже исключительный способ защиты прав.


Рассказать на экзамене на примере Франции и на примере Соединённых Штатов Америки по теме конституционный контроль.



6. Право на петицию.


Петиция представляет собой обращение в органы государственной власти по поводу каких-то направлений государственной политики, по поводу проведения реформ каких-то, с критикой деятельности органов государственной власти и другие обращения.

Петиция – это вообще разные обращения в органы государственной власти.

Право на петицию может принадлежать только гражданам, если это касается устройства государства и политических прав граждан, ну и других вопросов, которые связаны с политическими правами и принадлежат только гражданам.

Иностранцам и лицам без гражданства такое право предоставляется, если это касается их личных прав и свобод, социально-экономических, культурных.

Роль петиции заключается в том, что с их помощью граждане доводят до сведения органов государственной власти своё мнение по вопросам, имеющим государственное или общественное значение (по общественным, политическим вопросам).

Таким образом, общество может воздействовать на государства. Но это имеет значение только если органы государственной власти хотят слушать мнение населения.


Как обычно регулируются права на петицию на примере Германии.

Основной закон Германии предусматривает право на петицию и предусматривает формирование комитета бундестага по петициям.

Этот комитет рассматривает все жалобы и иные петиции, которые поступают в бундестаг, он может вызывать подателя петиции, свидетелей, экспертов и запрашивать необходимую информацию для проведения проверки по петиции.

Ежемесячно этот комитет делает доклад бундестагу о том, какие петиции поступили и какие решения по ним приняты, тем самым нижняя палата федерального парламента Германии ежемесячно получает информацию о том, что думает население по различным вопросам жизнедеятельности.


В нашей Конституции соответствующих норм нет.

Конституция Российской Федерации в статье 33 предусматривает, что граждане вправе обращаться в органы государственной власти и местного самоуправления.

Эта норма Конституции детализируется в Федеральном Законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Этот закон уже предоставляет право обращаться в органы государственной власти не только гражданам, но и иностранцам, и лицам без гражданства.




Тема уже рассмотрена, а что это была за тема – смотрим ниже.





Тема: Основы правового статуса личности.


  1. Конституционное регулирование прав, свобод и обязанностей.

  2. Гражданство.

  3. Судебная защита прав и свобод человека.

  4. Защита прав человека органами конституционного контроля.

  5. Институт омбудсмена.

  6. Право на петицию.


Эту тему мы уже рассмотрели выше.




Вопрос под номером 30 в вопросах к экзаменам. Не относится ни к одной теме.



Конституционные основы экономики в зарубежных странах.


Этот вопрос является актуальным в связи с мировым экономическим кризисом.


Конституции зарубежных государств в сфере экономики регулируют следующие вопросы:

  1. Конституционные основы собственности.

  2. Налогообложение.

  3. Принятие и исполнение бюджета.

  4. Статус центрального или национального банка.

  5. Валютная политика.

  6. В федеративных государствах разграничения компетенции между федерацией и субъектами в сфере экономики.


Эти аспекты обычно регулируются Конституцией – где-то детально, где-то поверхностно…


Многие конституции демократических правовых государств (имеются в виду несоциалистические государства) предусматривают действие рыночных механизмов развития экономики:

  1. Свобода предпринимательства.

  2. Поддержка конкуренции.

  3. Ограничение монополистической деятельности.

  4. Установление налогов в форме законов.

  5. Равная защита всех форм собственности.


В странах социалистической ориентации – КНДР (Корейская Народная Демократическая Республика) и другие – они, в отличие от этих принципов, устанавливают другие:

  1. Устанавливается плановая экономика вместо свободы предпринимательства.

  2. Ограничение частной собственности.

  3. Отсутствие конкуренции.

  4. Отсутствие свободы предпринимательства.


Китай соединяет построение социализма с рыночной экономикой.


Подробнее об основных интитутах, которые закрепляются в Конституциях.


Собственность.

Что касается собственности. В конституциях обычно закрепляются (предусматриваются) виды собственности, которые есть в государстве (частная, государственная, муниципальная, общественная и иные, равную форму их защиты или наоборот предусматривают государственную и защищают в большей мере государственную, чем иные формы собственности).

Конституции предусматривают возможности изъятия имущества у собственника для государственных нужд с равноценным возмещением. Например, в Сочи на Красной поляне для строительства олимпийских объектов изымаются земельные участки. Или если прокладываются дороги, железные дороги…


Налогообложение.

Вопрос налогообложения по-разному регулируется в Конституциях: от общего упоминания налогообложения или установления налогов в компетенции какого-либо органа до закрепления перечня налогов в Конституции.

Примеры этих двух крайних позиций:

В Конституции США указывается, что только Конгресс имеет право устанавливать налоги, они должны быть едиными на всей территории. Субъекты федерации (штаты) не вправе устанавливать налоги. Это – пример того, когда просто упоминаются налоги в конституции.


В Основном Законе Германии указывается перечень налогов – федеральных, земельных и механизм их распределения между бюджетами. Регулируется это главой X «Финансы».


Для зарубежных стран и России характерны следующие основные конституционные положения, регулирующие (характеризующие) налоги:

  1. Налоги устанавливаются законом. Это либо закон федеральный, либо – субъектов федерации. Не каким-либо вообще нормативным правовым актом.

  2. Действие налогов распространяется на всю территорию государства. Хотя могут быть исключения, если создаются «свободные экономические зоны», там налоги снижаются.

  3. Конституции не допускают чрезмерных и обременительных налогов. Например, Испанская Конституция говорит, что налоги не должны устанавливаться с конфискации. И в Швейцарии говорится, что должен быть баланс, прогрессивный налог.


Бюджет.

Конституция регулирует особый порядок принятия и исполнения бюджета.

Разрабатывает бюджет всегда только правительством. Бюджет утверждается законом, обязательно. В принятии этого закона о бюджете должны участвовать обе палаты парламента.

Исполнение бюджета осуществляет правительство и в конце года отчитывается об исполнении бюджета.

Контроль за правительством в части исполнения бюджета осуществляют специальные органы – счётные, или контрольные, или контрольно-счётные палаты (у нас Счётная Палата РФ, возглавляет её Степашин). На основе результатов проверки (аудиторами) счётными палатами могут проводиться парламентские расследования, разбираются с теми должностными лицами, которые потратили деньги не по целевому назначению.


Центральные или национальные банки.

Обычно в конституциях регулируется то, что есть такие Центральные Банки и что органы власти участвуют в формировании управления Центрального Банка.



Формы правления.


1. Понятие и виды формы правления.

2. Республиканская форма правления.

3. Монархическая форма правления.

4. Смешанные формы правления.



1. Понятие и виды формы правления.


Форма правления является одним из элементов формы государства. Ещё к форме государства относятся форма государственного территориального устройства и политический режим.

Форма правления представляет собой характеристику структуры, порядка формирования, взаимоотношений высших органов государственной власти.

В зависимости от главы государства выделяются две основные формы правления – монархия и республика

Монархия – это форма правления, при которой главой государства является монарх, получающий свой титул по наследству и пожизненно.

Республика – это форма правления, при которой главой государства является президент, избираемый на определённый срок.


Виды:

1. Республики делятся на три основные вида:

1) Президентская.

2) Парламентарная.

3) Смешанная.

Основной отличительный признак – ответственность правительства. В президентской – перед парламентов, в парламентской – перед парламентов, а в смешанной – и перед тем, и перед другими.