Файл: Литература Истинная и законная цель всех наук состоит в том, Чтобы наделать жизнь человеческую новыми.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Развитие науки……………………………………………………………5

Особенности современной науки………………………………………7

Основные концепции……………………………………………………..11

Заключение…………………………………………………………………15

Литература………………………………………………………………16

“ Истинная и законная цель всех наук состоит в том,

Чтобы наделать жизнь человеческую новыми

Приобретениями и богатствами.

Ф. Бекон

Введение

Наука - Какова основная социальная роль науки? Существуют ли какие-либо границы научного знания и знания в целом? Каково место рациональности, основанной на науке, в системе других способов отношения к миру? Можно ли научно ответить на фундаментальные вопросы мировоззрения: как возникла вселенная, как появилась жизнь, как появился человек, какое место феномен человека занимает во Вселенной, что это за космическая эволюция?

Сегодня эти вопросы стоят в новой и очень острой форме. Это связано в первую очередь с ситуацией, в которой оказалась современная цивилизация. С одной стороны, появились беспрецедентные перспективы для науки и техники, основанной на ИТ. Современное общество вступает в информационную стадию развития, рационализация всей общественной жизни становится не только возможной, но и жизненно необходимой. С другой стороны, выявлены пределы развития одностороннего технологического типа цивилизации: как в связи с глобальным экологическим кризисом, так и как следствие выявленной невозможности тотального управления социальными процессами.

И все же, что такое наука? Наука - одна из определяющих черт современной культуры и, возможно, ее наиболее динамичный компонент. Наука - это понимание мира, в котором мы живем. Соответственно, науку обычно определяют как высокоорганизованную и узкоспециализированную деятельность по производству объективных знаний о мире, включая самого человека. В то же время производство знаний в обществе не является самодостаточным, оно необходимо для поддержания и развития человеческой деятельности. Чтобы обрести прочную жизненную базу, человек должен продемонстрировать полное и живое знание того, что и как делается прямо сейчас в выбранной им области человеческой деятельности. Индивид должен быть фундаментально образован, чтобы иметь возможность построить на этом фундаменте новое здание новых конкретных знаний в соответствии с новыми требованиями дня. Для того, чтобы сохранить лидирующие позиции через десять, пятнадцать или двадцать лет. Человек будущего должен быть фундаментально образован в гуманитарной области, в области гуманитарных наук, социальных наук.


Развитие науки

Для начала давайте обратимся к истории. Начиная с эпохи Возрождения наука, отодвинув религию на задний план, заняла лидирующее положение в мировоззрении человечества. Если в прошлом только иерархи церкви могли выносить определенные идеологические суждения, то позже эта роль полностью перешла к сообществу ученых. Научное сообщество диктовало обществу правила практически во всех сферах жизни, наука была высшим авторитетом и критерием истины. На протяжении нескольких столетий наука была ведущей, основной деятельностью, которая цементирует различные профессиональные сферы человеческой деятельности. Именно наука была самым важным, базовым институтом, поскольку она формировала как единую картину мира, так и общие теории, и по отношению к этой картине выделялись частные теории и соответствующие предметные области профессиональной деятельности в общественной практике. "Центром" развития общества были научные знания, а производство этих знаний было основным видом производства, определяющим возможности других видов как материального, так и духовного производства.

Социальным стимулом для развития науки стало растущее капиталистическое производство, которое требовало новых природных ресурсов и машин. Для удовлетворения этих потребностей наука была необходима как производительная сила общества. В то же время были сформулированы новые цели науки, которые существенно отличались от тех, на которые ориентировались древние ученые.

Наука в ее современном понимании — это принципиально новый фактор в истории человечества, возникший в недрах новоевропейской цивилизации в XVI - XVII веках. Она не появилась из ниоткуда. Немецкий философ К. Ясперс говорит о двух этапах становления науки.

Этап I: “Формирование логически и методически сознательной науки — греческой науки и, параллельно, начало научного познания мира в Китае и Индии”.

II этап: “возникновение современной науки, которая развивалась с конца средневековья, прочно утвердилась с XVII века и раскрылась во всей своей широте с XIX века”. Джасперс. Смысл и цель истории - М., 1994. - с. 100).

Именно в XVII веке произошло то, что дало повод говорить о научной революции — радикальном изменении основных составляющих содержательной структуры науки, выдвижении новых принципов познания, категорий и методов.



Греческая наука была умозрительным исследованием (само слово "теория" в переводе с греческого означает "спекуляция"), мало связанным с практическими задачами. Древняя Греция в этом не нуждалась, потому что всю тяжелую работу выполняли рабы. Ориентация на практическое использование научных результатов считалась не только излишней, но даже неприличной, и такая наука признавалась низкопробной.

Только в XVII веке. наука стала рассматриваться как способ повышения благосостояния населения и обеспечения господства человека над природой. Декарт писал: “Возможно, вместо спекулятивной философии, которая только задним числом концептуально препарирует заранее данную истину, найти ту, которая непосредственно приближается к существованию и ступает на него, так что мы получаем знания о силе и действиях огня, воды, воздуха, звезд, небосвода и всех других тела вокруг нас, и это знание (элементы, элементы) будет таким же точным, как и наши знания о различных видах деятельности наших ремесленников. Затем, таким же образом, мы сможем реализовать и применить эти знания для всех целей, для которых они пригодны, и, таким образом, эти знания (эти новые способы представления) сделают нас хозяевами и обладателями природы” (Декарт Р. Рассуждения о методе. Избранные труды. - М., 1950. - с. 305).
Особенности современной науки

Современная наука – наука XX века – сама по себе оказывается удивительным явлением, радикально отличающимся от ее образа, сложившегося в предыдущие века. Не зря ее часто называют ”большой наукой”. Ниже приведены его основные характеристики.

Резко возросло число ученых

Если на рубеже XVIII-XIX веков во всем мире насчитывалось всего около тысячи ученых, то в конце нашего века их насчитывалось более пяти миллионов. Число людей, занятых наукой, увеличилось наиболее быстро после Второй мировой войны.

Рост объема научной информации

В XX веке мировая научная информация удвоилась за 10-15 лет. Например, в 1900 году насчитывалось около 10 тысяч научных журналов, сейчас их насчитывается несколько сотен тысяч. Более 90% всех важнейших научно-технических достижений было сделано в XX веке. Такой огромный рост научной информации создает особые трудности для выхода на передовые рубежи развития науки. Растущее отсутствие спроса на информацию становится серьезной проблемой. Противоречие между объемом полученной информации и возможностью ее использования


повышает важность упорядочения информационного пространства. В то же время создаются предпосылки для перехода к новой информационной структуре общества.

Мир современной науки

В настоящее время наука охватывает огромную область знаний. Она включает в себя около 15 тысяч дисциплин, которые все больше взаимодействуют и влияют друг на друга. Современная наука дает нам целостную картину возникновения и развития Метагалактики, появления жизни на Земле и основных этапов ее развития, возникновения и развития человека. Она постигает законы функционирования его психики, проникает в тайны бессознательного, которое играет большую роль в поведении людей. Наука сегодня изучает все, даже саму себя – как она возникла, развивалась, как взаимодействовала с другими формами культуры, какое влияние оказала на материальную и духовную жизнь общества.

Возможности науки

Сегодня ученые не верят, что они постигли все тайны Вселенной. В сознании современных ученых сложилось четкое представление об огромных возможностях дальнейшего развития науки, радикального изменения наших представлений о мире и его трансформации. Особые надежды в этом отношении возлагаются на науки о живом, человеке и обществе. По мнению многих видных ученых, достижения в этих науках и их широкое применение в реальной практической жизни во многом определят особенности XXI века. Прогнозируется, что биология станет лидером естественных наук.

Ученый как особая профессия

До недавнего времени наука была свободной деятельностью некоторых людей, она мало интересовала бизнесменов и практически не привлекала внимания политиков. Это не было профессией и никоим образом конкретно не финансировалось. До конца XIX века научная деятельность не была основным источником материальной поддержки для большинства ученых. Как правило, научные исследования проводились в университетах, а ученые зарабатывали на жизнь преподаванием. Одна из первых научных лабораторий была создана в 1825 году. Сегодня ученый - это особая профессия. Миллионы ученых работают в специальных научно-исследовательских институтах и лабораториях. В XX веке . Появилось понятие ”научный работник". Сейчас, при разработке и принятии решений по различным вопросам жизни общества, ученым не обойтись без участия ученых.


Внимание к науке со стороны государства

Наука стала приоритетом в деятельности государства. Для решения многочисленных проблем науки во многих странах существуют специальные правительственные ведомства, и главы государств не забывают об этом. В развитых странах сегодня на науку тратится 2-3% (или более) от общего валового национального продукта. При этом они финансируют не только прикладные науки, но и фундаментальные. Часто говорят, что в наши дни наука - это дорогое ”удовольствие”, потому что она требует не только подготовки научных кадров, вознаграждения ученых, но и обеспечения научных исследований приборами, установками, материалами, информацией, которые стоят очень дорого. Однако оценки показывают, что общая стоимость фундаментальных исследований от Архимеда до наших дней составила примерно 30 миллиардов долларов США, что меньше, чем стоимость 12-дневных американских продуктов, полученных с помощью устройств и машин, появление которых во многом связано с успехами предыдущей разработки наука (В. Вайскопф, 1975).

Деформация науки под влиянием общества

Наука, став непосредственной производительной силой, важнейшим фактором культурного развития людей, инструментом политики, сегодня испытывает огромное давление со стороны общества. Как отмечал П. Капица, наука разбогатела, но потеряла свою свободу и превратилась в рабыню. Коммерческая выгода или интересы политиков в какой-то степени определяют сегодняшние приоритеты в области научно-технических исследований. Как говорится, “кто платит, тот и заказывает музыку”. Убедительным доказательством этого является тот факт, что в XX в. около 40% ученых были так или иначе связаны с решением проблем, связанных с военными ведомствами. Но общество влияет не только на выбор вопросов, актуальных для исследования. В определенных ситуациях это посягает на выбор методов исследования и даже на оценку полученных результатов.

Безудержное желание использовать природу в своих целях привело не только к нарушению экологического баланса, но и препятствует развитию самого человека. К. Юнг отмечал, что мы стали богаче знаниями, но беднее мудростью. Наука позволила разложить космос на атомы, анализ победил в познании, но в итоге гармония природы, общества и человека была нарушена. Внутренний духовный кризис человека сегодня представляет большую опасность. Кризис общества находит свое выражение в росте суеверий и мистицизма.