Файл: Литература Истинная и законная цель всех наук состоит в том, Чтобы наделать жизнь человеческую новыми.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Одной из центральных проблем, характеризующих особенности современной науки, является вопрос об ответственности ученых перед обществом: “В какой степени и в какой степени ученые несут ответственность за последствия применения своих идей или технических разработок? В какой степени они причастны к многочисленным и разнообразным негативным последствиям использования достижений науки и техники в XX веке?”Эти вопросы стали наиболее острыми после того, как американцы сбросили атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки, и они действительно законны, поскольку массовое уничтожение людей в войнах, уничтожение природы и даже распространение низкопробной культуры были бы невозможны без использования результатов современной науки и техники.
Основные концепции .
Следует отметить, что до сих пор существуют три основные концепции науки:
1. Наука как знание;
2. наука как вид деятельности;
3. наука как социальный институт;
Современная наука представляет собой органическое единство этих трех моментов. Здесь деятельность является его основой, своеобразной "субстанцией", знание – системообразующим фактором, а социальный институт - способом объединения ученых и организации их совместной деятельности. И эти три пункта составляют полное определение современной науки. Первая концепция, наука как знание, с многовековой традицией рассматривается как особая форма общественного сознания и представляет собой определенную систему знаний. Именно так понимали науку Аристотель и Кант. Такое понимание наук долгое время было почти уникальным. Логико-эпистемологическая интерпретация науки обусловлена как социально-историческими условиями, так и уровнем развития самой науки. По сути, здесь абсолютизировались те аспекты науки, которые возникли в прошлом, на ранних этапах ее существования, когда научное знание представлялось как плод чисто духовных усилий мыслящего индивида, а социальная детерминация научной деятельности еще не могла быть обнаружена с достаточной полнотой.
Это понятие не может в своем одиночестве раскрыть полное определение современной науки. Если науку рассматривать только как систему знаний, то возникают некоторые недостатки. А все дело в том, что такое направление в науке (опирающееся только на достоверные, проверенные факты, знания) довольно однообразно и ограничено. Ее социальная природа, создатели, материально-техническая база ускользают от исследователей, а возможности для более глубокого и всестороннего изучения специфики, структуры, места, социальной роли и функций науки ограничены. Все это привело к необходимости разработки иной концепции науки, усиления изучения деятельностных и социальных аспектов этого социального явления.
Если рассматривать науку как вид деятельности, то сегодня ее функции кажутся нам не только самыми очевидными, но и первыми и изначальными. И это понятно, если принять во внимание беспрецедентные масштабы и темпы современного научно-технического прогресса, результаты которого заметно проявляются во всех сферах жизни и во всех сферах человеческой деятельности. Например, недавно зарубежные ученые выдвинули одну довольно сильную и острую гипотезу о причине веры людей в божество. После многих исследований они пришли к выводу, что в структуре ДНК человека есть ген, который отдает различные команды мозгу о существовании божества. Важным аспектом превращения науки в непосредственную производительную силу является создание и укрепление постоянных каналов практического использования научных знаний, появление таких отраслей деятельности, как прикладные исследования и разработки, создание сетей научно-технической информации и т.д. Более того, вслед за отраслью такие каналы выходят даже за ее пределы. Все это влечет за собой значительные последствия как для науки, так и для практики.
Однако при историческом рассмотрении картина предстает в ином свете. Процесс превращения науки в непосредственную производительную силу впервые был зафиксирован и проанализирован К. Марксом в середине прошлого века, когда синтез науки, техники и производства был не столько реальностью, сколько был разработан деятельностный подход к науке, в результате которого она начала быть истолкованным не только и не столько как знание само по себе, но прежде всего как особая сфера профессиональной и специализированной деятельности, своего рода духовное производство. Несколько позже науку стали понимать как социальный институт.
Наука как социальный институт - это социальный способ организации совместной деятельности ученых, представляющих собой особую социально-профессиональную группу, определенное сообщество. Институционализация науки достигается с помощью хорошо известных форм организации, конкретных институтов, традиций, норм, ценностей, идеалов и т.д. Целью и назначением науки как социального института является производство и распространение научных знаний, разработка исследовательских инструментов и методов, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций.
В ходе становления науки как социального института созрели материальные предпосылки, был создан необходимый для этого интеллектуальный климат и выработана соответствующая система мышления. Конечно, уже тогда научные знания не были изолированы от быстро развивающихся технологий, но связь между ними была односторонней. Некоторые проблемы, возникшие в ходе развития технологий, стали предметом научных исследований и даже породили новые научные дисциплины. Так было, например, с гидравликой и термодинамикой. Сама наука мало что давала практической деятельности – промышленности, сельскому хозяйству, медицине. И дело было не только в том, что сама практика, как правило, этого не умела, а чувствовала необходимость опираться на достижения науки или хотя бы просто систематически учитывать их.
Сегодня, в контексте научно-технической революции, наука все больше раскрывает другую концепцию, она выступает в качестве социальной силы. Наиболее ярко это проявляется сегодня в тех многочисленных ситуациях, когда данные и методы науки используются для разработки масштабных планов и программ социально-экономического развития. При составлении каждой такой программы, которая, как правило, определяет цели деятельности многих предприятий, учреждений и организаций, принципиально необходимо непосредственное привлечение ученых как носителей специальных знаний и методов из разных областей. Также важно, что из-за сложного характера таких планов и программ их разработка и реализация предполагают взаимодействие социальных, естественных и технических наук.
Заключение
В своём реферате я рассмотрел такую важную в философии тему, как «Наука в современном обществе». Раскрывая тему, я показал, что наука была актуальна в древние времена, она актуальна и на сегодняшний день. И несомненно, наука будет актуальна и в будущем.
Говорят, что если бы не было Баха, то мир никогда бы не услышал музыки. Но если бы не родился Эйнштейн, то теория относительности рано или поздно была бы открыта каким-нибудь ученым.
Знаменитый афоризм Ф. Бэкона: «Знание – сила» сегодня актуален как никогда. Тем более, если в обозримом будущем человечество будет жить в условиях так называемого информационного общества, где главным фактором общественного развития станет производство и использование знания, научно-технической и другой информации. Возрастание роли знания (а в ещё большей мере – методов её получения) в жизни общества неизбежно должно сопровождаться усилением знания наук, специально анализирующих знание, познание и методы исследования.
Наука есть постижение мира, в котором мы живем. Соответственно науку принято определять как высокоорганизованную и высокоспециализированную деятельность по производству объективных знаний о мире, включающем и самого человека.
Литература
1. Вахтомин, К. "Теория научного знания Иммануила Канта. " М., "Наука", 1986 г.
2. Крянева, Ю.В., Моториной, Л.Е. ”История и философия науки (Философия науки)”: Издательство: М. : Альфа-М : ИНФРА-М Год: 2011г.
3. Пуанкаре, А. «О науке». М., 1983 г.
4. Спиркин, А.Г. Основы философии. Учебное пособие для вузов. М., 1988 г.