ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.05.2021
Просмотров: 693
Скачиваний: 4
Структура анализа инновационной деятельности образовательного учреждения
1. Суть самой идеи опыта: что наиболее ценно в опыте и где он применяется.
2. Теоретические положения философии, педагогики, психологии, положенные в основу опыта.
3. На что направлено воспитание?
4. Что отвергает опыт из традиционной школы?
5. Использование различных систем образования (или отдельных их элементов), известных в истории педагогической мысли.
6. Как и чем определяется в опыте содержание обучения и воспитания?
7. Как реализуется идея, принципы и сущность опыта (замыслы педагога)?
8. Преимущества данного опыта по отношению к другим авторским воспитательным системам, к опыту традиционной школы.
9. Модель нового учебного процесса и структура школы.
10. Набор предметов и интеграция преподаваемых предметов в авторской школе.
11. Расписание школьного дня.
12. Как реализуются в школе интересы ребят и что обеспечивает их развитие (осуществление идеи гуманизации школы)?
13. Наличие в учебно-воспитательном процессе педагогических технологий.
14. Что нового в процессе усвоения знаний учащимися (или контроле знаний)?
15. Что дает школа ученику и учителю, каковы их возможности, в чем свобода их действий (идея демократизации в авторской школе)?
16. Как комплектуются классы?
17. Структура урока, система уроков.
18. Соотношение форм обучения (урок, домашнее задание, кружки, секции, факультативы, экскурсии и др.).
19. Требования к учителю в данной школе, подбор учителей, положение учителя в школе.
20. В чем специфика (особенность) школы?
21. В чем результативность, эффективность данной школы?
22. Перспектива на широкое внедрение опыта.
ЗАНЯТИЕ 8. Учитель современной школы
ОПРОСНИК ДЛЯ АНАЛИЗА УЧИТЕЛЕМ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ СВОЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель – изучить индивидуальный стиль педагогической деятельности учителя.
Материал: бланк опросника.
Инструкция испытуемому: «Ответы на предлагаемые вопросы помогут Вам выявить свой индивидуальный стиль работы. Для этого в предлагаемом опроснике отметьте галочками варианты ответов, подходящие вам».
Бланк опросника
№
|
Вопросы |
Варианты ответов |
|||
ЭИС |
ЭМС |
РИС |
РМС |
||
1. |
Вы составляете подробный план урока? |
нет |
да |
нет |
да |
2. |
Вы планируете урок лишь в общих чертах? |
да |
нет |
да |
нет |
3. |
Часто ли Вы отклоняетесь от плана урока? |
да |
да |
да |
нет |
4.
|
Отклоняетесь ли Вы от плана, заметив пробел в знаниях учащихся или трудности в усвоении материала? |
нет
|
да
|
да
|
да
|
5.
|
Вы отводите большую часть урока объяснению нового материала? |
да
|
да
|
нет
|
нет
|
6.
|
Вы постоянно следите за тем, как усваивается новый материал в объяснении? |
нет
|
да
|
да
|
да
|
7.
|
Часто ли Вы обращаетесь к учащимся с вопросами во время объяснения? |
нет
|
да
|
да
|
нет
|
8. .
|
В процессе опроса много ли времени Вы отводите ответу каждого ученика? |
нет
|
да
|
да
|
да
|
9. |
Вы всегда добиваетесь абсолютно правильных ответов? |
нет |
да |
да |
да |
10.
|
Вы всегда добиваетесь, чтобы опрашиваемый самостоятельно исправил свой ответ? |
нет
|
да
|
да
|
да |
11. |
Вы часто используете дополнительный учебный материал при объяснении? |
да |
да |
да |
нет |
12. |
Вы часто меняете темы работы на уроке? |
да |
да |
нет |
нет |
13.
|
Допускаете ли Вы, чтобы опрос учащихся спонтанно перешел в коллективное обсуждение или объяснение нового учебного материала? |
да
|
нет
|
нет
|
нет
|
14. |
Вы сразу отвечаете на неожиданные вопросы учащихся? |
да |
нет |
нет |
нет |
15.
|
Вы постоянно следите за активностью всех учащихся во время опроса? |
нет
|
да
|
нет
|
нет
|
16.
|
Может ли неподготовленность или настроение учащихся во время урока вывести Вас из равновесия? |
да
|
да
|
нет
|
нет
|
17. |
Вы всегда сами исправляете ошибки учащихся? |
да |
да |
нет |
нет |
18. |
Вы всегда укладываетесь в рамки урока? |
нет |
нет |
да |
да |
19.
|
Вы строго следите за тем, чтобы учащиеся выполняли просроченные работы самостоятельно: без подсказок, не подглядывая в учебник? |
нет
|
да
|
нет
|
да
|
20. |
Вы всегда подробно оцениваете каждый ответ? |
нет |
да |
да |
да |
21.
|
Резко ли различаются Ваши требования к сильным и слабым ученикам? |
да
|
нет
|
нет
|
нет
|
22. |
Часто ли Вы поощряете учащихся за хорошие ответы? |
да |
да |
да |
нет |
23. |
Часто ли Вы порицаете учащихся за плохие ответы? |
нет |
да |
нет |
да |
24. |
Часто ли Вы контролируете знания учащихся? |
нет |
да |
нет |
да |
25. |
Часто ли Вы проверяете пройденный материал? |
нет |
да |
да |
да |
26. |
Вы можете перейти к изучению следующей темы, не будучи уверенным, что предыдущий материал был усвоен всеми учащимися? |
да
|
нет
|
да
|
нет
|
27.
|
Как Вы думаете, учащимся обычно интересно у Вас на уроках? |
да
|
да
|
да
|
нет
|
28.
|
Как Вы думаете, учащимся обычно приятно у вас на уроках? |
да
|
да
|
да
|
нет
|
29. |
Вы постоянно поддерживаете высокий темп урока? |
да |
да |
нет |
нет |
30. |
Вы сильно переживаете невыполнение учениками домашнего задания? |
нет |
да |
нет |
нет |
31.
|
Вы всегда требуете четкого соблюдения дисциплины на уроке? |
нет
|
да
|
нет
|
да
|
32. |
Вас отвлекает «рабочий шум» на уроке? |
нет |
да |
нет |
да |
33. |
Вы часто анализируете свою деятельность на уроке? |
нет |
да |
нет |
да |
Обработка данных
Для определения характерного для учителя индивидуального стиля педагогической деятельности достаточно подсчитать количество галочек в каждой колонке. Наибольшее количество ответов «да» в одной из колонок свидетельствует с определенной долей вероятности о преобладании у учителя стиля, названного в этой колонке.
Анализ результатов проводится с опорой на приводимые ниже описания стилей педагогической деятельности. В основу данной классификации стилей деятельности учителя были положены следующие основания:
- содержательные характеристики стиля (преимущественная ориентация на процесс или результат своего труда, развертывание учителем ориентировочного и контрольно-оценочного этапов в своем труде);
- динамические характеристики стиля (гибкость, устойчивость, переключаемость и др.);
- результативность (уровень знания и навыков учения у школьников, а также интерес учеников к предмету).
На основании этого был выделен ряд индивидуальных стилей, описанных ниже.
Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС). Учителя с ЭИС отличает преимущественная ориентация на процесс обучения. Объяснение нового материала такой учитель строит логично, интересно, однако в процессе объяснения у него часто отсутствует обратная связь с учениками. Во время опроса учитель с ЭИС обращается к большому числу учеников, в основном, сильных, интересующих его, опрашивает их в быстром темпе, задает неформальные вопросы, но мало дает им говорить, не дожидается, когда они сформулируют ответ самостоятельно. Для учителя с ЭИС характерно недостаточное планирование учебно-воспитательного процесса. Для отработки на уроке он выбирает наиболее интересный материал; менее интересный материал, хотя и важный, он оставляет для самостоятельного разбора учащимися. В деятельности учителя с ЭИС недостаточно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Учителя с ЭИС отличают высокая оперативность, использование большого арсенала разнообразных методов обучения. Он часто практикует коллективные обсуждения, стимулирует спонтанные высказывания учащихся. Для учителя с ЭИС характерна интуитивность, выражающаяся в частом неумении проанализировать особенности и результативность своей деятельности на уроке.
Эмоционально-методический стиль (ЭМС). Для учителя с ЭМС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, высокая оперативность, некоторое преобладание интуитивности над рефлексивностью. Такой учитель адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает весь учебный материал, внимательно следит за уровнем знаний всех учащихся, в его деятельности постоянно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Такого учителя отличает высокая оперативность, он часто меняет виды работ на уроке, практикует коллективное обсуждение. Используя столь же богатый арсенал методических приемов при отработке учебного материала, что и учитель с ЭИС, в отличие от последнего стремится активизировать детей не внешней развлекательностью, а прочно заинтересовать особенностями самого предмета.
Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС). Для учителя с РИС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. По сравнению с учителями эмоциональных стилей учитель с РИС проявляет меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы, реже практикует коллективные обсуждения, относительное время спонтанной речи учащихся во время его урока меньше, чем у учителя с эмоциональным стилем. Учитель с РИС меньше говорит сам, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путем, давая возможность учащимся детально оформить ответ.
Рассуждающе-методический стиль (РМС). Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель с РМС проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность сочетается с малым, стандартным набором используемых методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редким проявлением коллективных обсуждений. В процессе опроса учитель с РМС обращается к небольшому числу учеников, давая каждому много времени на ответ, особое внимание уделяя слабым ученикам. Для учителя с РМС характерна в целом рефлексивность.
Учебное издание
ПЕДАГОГИКА
(ОБЩИЕ ОСНОВЫ)
Учебная программа и планы семинарских занятий для вузов
Составитель Гончарова Юлия Адольфовна
Редактор Е.С. Котлярова