Файл: общие основы пед.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2021

Просмотров: 693

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Федеральное агентство по образованию

Воронеж 2007

Утверждено Научно-методическим советом факультета философии и психологии, протокол №1 от 05.02.07.

Рецензент канд. психол. наук, доцент К.М. Гайдар

Программа подготовлена на кафедре педагогики и педагогической психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета.

Рекомендуется для студентов 1 курса отделения социальной педагогики факультета философии и психологии.

ОПД.Ф.01.2.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В качестве базовой цели изучаемой дисциплины выступает общетеоретическая подготовка специалиста в основных вопросах педагогики как области гуманитарного, антропологического, философского знания вообще и как науки о воспитании, в частности.

Задачами курса являются:

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

А ктивность

Свобода Зависимость

Ошибка 3. «ОПЯТЬ ОПОЗДАНИЕ!»

Ошибка 4. «МЫ ТАКИМИ НЕ БЫЛИ»


Структура анализа инновационной деятельности образовательного учреждения

1. Суть самой идеи опыта: что наиболее ценно в опыте и где он применяется.

2. Теоретические положения философии, педагогики, пси­хологии, положенные в основу опыта.

3. На что направлено воспитание?

4. Что отвергает опыт из традиционной школы?

5. Использование различных систем образования (или отдельных их элементов), известных в истории педа­гогической мысли.

6. Как и чем определяется в опыте содержание обучения и воспитания?

7. Как реализуется идея, принципы и сущность опыта (замыслы педагога)?

8. Преимущества данного опыта по отношению к другим авторским воспитательным системам, к опыту тради­ционной школы.

9. Модель нового учебного процесса и структура школы.

10. Набор предметов и интеграция преподаваемых пред­метов в авторской школе.

11. Расписание школьного дня.

12. Как реализуются в школе интересы ребят и что обес­печивает их развитие (осуществление идеи гуманиза­ции школы)?

13. Наличие в учебно-воспитательном процессе педагоги­ческих технологий.

14. Что нового в процессе усвоения знаний учащимися (или контроле знаний)?

15. Что дает школа ученику и учителю, каковы их воз­можности, в чем свобода их действий (идея демокра­тизации в авторской школе)?

16. Как комплектуются классы?

17. Структура урока, система уроков.

18. Соотношение форм обучения (урок, домашнее зада­ние, кружки, секции, факультативы, экскурсии и др.).

19. Требования к учителю в данной школе, подбор учите­лей, положение учителя в школе.

20. В чем специфика (особенность) школы?

21. В чем результативность, эффективность данной школы?

22. Перспектива на широкое внедрение опыта.


ЗАНЯТИЕ 8. Учитель современной школы

ОПРОСНИК ДЛЯ АНАЛИЗА УЧИТЕЛЕМ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ СВОЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель изучить индивидуальный стиль педагогической деятельности учителя.

Материал: бланк опросника.

Инструкция испытуемому: «Ответы на предлагаемые вопросы по­могут Вам выявить свой индивидуальный стиль работы. Для этого в пред­лагаемом опроснике отметьте галочками варианты ответов, подходящие вам».


Бланк опросника


Вопросы
Варианты ответов

ЭИС

ЭМС

РИС

РМС

1.

Вы составляете подробный план урока?

нет

да

нет

да

2.

Вы планируете урок лишь в общих чер­тах?

да

нет

да

нет

3.

Часто ли Вы отклоняетесь от плана уро­ка?

да

да

да

нет

4.


Отклоняетесь ли Вы от плана, заметив пробел в знаниях учащихся или трудно­сти в усвоении материала?

нет


да


да


да


5.


Вы отводите большую часть урока объ­яснению нового материала?

да


да


нет


нет


6.


Вы постоянно следите за тем, как усваи­вается новый материал в объяснении?

нет


да


да


да


7.


Часто ли Вы обращаетесь к учащимся с вопросами во время объяснения?

нет


да


да


нет


8. .


В процессе опроса много ли времени Вы отводите ответу каждого ученика?

нет


да


да


да


9.

Вы всегда добиваетесь абсолютно пра­вильных ответов?

нет

да

да

да

10.


Вы всегда добиваетесь, чтобы опраши­ваемый самостоятельно исправил свой ответ?

нет


да


да


да

11.

Вы часто используете дополнительный учебный материал при объяснении?

да

да

да

нет

12.

Вы часто меняете темы работы на уроке?

да

да

нет

нет

13.


Допускаете ли Вы, чтобы опрос учащих­ся спонтанно перешел в коллективное обсуждение или объяснение нового учебного материала?

да


нет


нет


нет


14.

Вы сразу отвечаете на неожиданные во­просы учащихся?

да

нет

нет

нет

15.


Вы постоянно следите за активностью всех учащихся во время опроса?

нет


да


нет


нет


16.


Может ли неподготовленность или на­строение учащихся во время урока вы­вести Вас из равновесия?

да


да


нет


нет


17.

Вы всегда сами исправляете ошибки учащихся?

да

да

нет

нет

18.

Вы всегда укладываетесь в рамки урока?

нет

нет

да

да

19.


Вы строго следите за тем, чтобы учащие­ся выполняли просроченные работы са­мостоятельно: без подсказок, не подгля­дывая в учебник?

нет


да


нет


да


20.

Вы всегда подробно оцениваете каждый ответ?

нет

да

да

да

21.


Резко ли различаются Ваши требования к сильным и слабым ученикам?

да


нет


нет


нет


22.

Часто ли Вы поощряете учащихся за хо­рошие ответы?

да

да

да

нет

23.

Часто ли Вы порицаете учащихся за пло­хие ответы?

нет

да

нет

да

24.

Часто ли Вы контролируете знания уча­щихся?

нет

да

нет

да

25.

Часто ли Вы проверяете пройденный ма­териал?

нет

да

да

да

26.

Вы можете перейти к изучению следую­щей темы, не будучи уверенным, что предыдущий материал был усвоен всеми учащимися?

да


нет


да


нет


27.


Как Вы думаете, учащимся обычно инте­ресно у Вас на уроках?

да


да


да


нет


28.


Как Вы думаете, учащимся обычно при­ятно у вас на уроках?

да


да


да


нет


29.

Вы постоянно поддерживаете высокий темп урока?

да

да

нет

нет

30.

Вы сильно переживаете невыполнение учениками домашнего задания?

нет

да

нет

нет

31.


Вы всегда требуете четкого соблюдения дисциплины на уроке?

нет


да


нет


да


32.

Вас отвлекает «рабочий шум» на уроке?

нет

да

нет

да

33.

Вы часто анализируете свою деятель­ность на уроке?

нет

да

нет

да




Обработка данных

Для определения характерного для учителя индивидуального стиля педагогической деятельности достаточно подсчитать количество галочек в каждой колонке. Наибольшее количество ответов «да» в одной из колонок свидетельствует с определенной долей вероятности о преобладании у учи­теля стиля, названного в этой колонке.

Анализ результатов проводится с опорой на приводимые ниже опи­сания стилей педагогической деятельности. В основу данной классифика­ции стилей деятельности учителя были положены следующие основания:

- содержательные характеристики стиля (преимущественная ориен­тация на процесс или результат своего труда, развертывание учителем ориентировочного и контрольно-оценочного этапов в своем труде);

- динамические характеристики стиля (гибкость, устойчивость, переключаемость и др.);

- результативность (уровень знания и навыков учения у школьников, а также интерес учеников к предмету).

На основании этого был выделен ряд индивидуальных стилей, опи­санных ниже.


Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС). Учителя с ЭИС отличает преимущественная ориентация на процесс обучения. Объяснение нового материала такой учитель строит логично, интересно, однако в про­цессе объяснения у него часто отсутствует обратная связь с учениками. Во время опроса учитель с ЭИС обращается к большому числу учеников, в основном, сильных, интересующих его, опрашивает их в быстром темпе, задает неформальные вопросы, но мало дает им говорить, не дожидается, когда они сформулируют ответ самостоятельно. Для учителя с ЭИС харак­терно недостаточное планирование учебно-воспитательного процесса. Для отработки на уроке он выбирает наиболее интересный материал; менее ин­тересный материал, хотя и важный, он оставляет для самостоятельного разбора учащимися. В деятельности учителя с ЭИС недостаточно пред­ставлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Учителя с ЭИС отличают высокая оперативность, использова­ние большого арсенала разнообразных методов обучения. Он часто прак­тикует коллективные обсуждения, стимулирует спонтанные высказывания учащихся. Для учителя с ЭИС характерна интуитивность, выражающаяся в частом неумении проанализировать особенности и результативность своей деятельности на уроке.

Эмоционально-методический стиль (ЭМС). Для учителя с ЭМС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, высокая оперативность, некоторое преобладание интуитивности над рефлексивностью. Такой учи­тель адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отра­батывает весь учебный материал, внимательно следит за уровнем знаний всех учащихся, в его деятельности постоянно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Такого учите­ля отличает высокая оперативность, он часто меняет виды работ на уроке, практикует коллективное обсуждение. Используя столь же богатый арсе­нал методических приемов при отработке учебного материала, что и учи­тель с ЭИС, в отличие от последнего стремится активизировать детей не внешней развлекательностью, а прочно заинтересовать особенностями са­мого предмета.


Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС). Для учителя с РИС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекват­ное планирование учебно-воспитательного процесса. По сравнению с учи­телями эмоциональных стилей учитель с РИС проявляет меньшую изо­бретательность в подборе и варьировании методов обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы, реже практикует коллективные обсуждения, относительное время спонтанной речи учащихся во время его урока меньше, чем у учителя с эмоциональным стилем. Учитель с РИС меньше говорит сам, особенно во время опроса, предпочитая воздейство­вать на учащихся косвенным путем, давая возможность учащимся деталь­но оформить ответ.

Рассуждающе-методический стиль (РМС). Ориентируясь пре­имущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель с РМС проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность сочетается с малым, стандартным набором используемых методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащих­ся, редким проявлением коллективных обсуждений. В процессе опроса учитель с РМС обращается к небольшому числу учеников, давая каждому много времени на ответ, особое внимание уделяя слабым ученикам. Для учителя с РМС характерна в целом рефлексивность.










Учебное издание

ПЕДАГОГИКА

(ОБЩИЕ ОСНОВЫ)

Учебная программа и планы семинарских занятий для вузов








Составитель Гончарова Юлия Адольфовна




Редактор Е.С. Котлярова