Файл: общие основы пед.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2021

Просмотров: 689

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Федеральное агентство по образованию

Воронеж 2007

Утверждено Научно-методическим советом факультета философии и психологии, протокол №1 от 05.02.07.

Рецензент канд. психол. наук, доцент К.М. Гайдар

Программа подготовлена на кафедре педагогики и педагогической психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета.

Рекомендуется для студентов 1 курса отделения социальной педагогики факультета философии и психологии.

ОПД.Ф.01.2.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В качестве базовой цели изучаемой дисциплины выступает общетеоретическая подготовка специалиста в основных вопросах педагогики как области гуманитарного, антропологического, философского знания вообще и как науки о воспитании, в частности.

Задачами курса являются:

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

А ктивность

Свобода Зависимость

Ошибка 3. «ОПЯТЬ ОПОЗДАНИЕ!»

Ошибка 4. «МЫ ТАКИМИ НЕ БЫЛИ»


Образец анализа школы-комплекса Н.П. Гузика

1. Идея школы и ее научное образование.

Развитие природных задатков детей. Идея школы обо­сновывается с позиции ведущей педагогической тео­рии развития личности – наследственность как фак­тор развития личности.

Осмысление идеи школы убеждает, что принцип природосообразности в воспитании является ведущим прин­ципом реализации идеи.

2. Ориентирование школы на развитие личности ребенка. В самом тексте школы находим:

  • развитие детей осуществляется в соответствии с их собственным темпом обучения, с учетом направленно­сти личности школьника;

  • физическое развитие (проводится в школе спортивный час на воздухе, ритмическая гимнастика);

  • возможен выбор обучения уже в начальной школе по различным программам;

  • развитие осуществляется в соприкосновении с реаль­ными предметами;

  • успешное развитие осуществляется путем чередования различных видов деятельности;

  • в школе есть программы развития детей и их обучения;

  • в школе осуществляется развитие важнейших мыс­лительных операций (анализ, синтез, абстрагирова­ние и др.);

  • развивается гимнастика памяти и логика мышления;

  • развитие детей осуществляется с помощью дифферен­цированных заданий (репродуктивные, частично-твор­ческие, творческие);

  • школа обеспечивает усвоение базового образования, как основы развития;

  • обучение ведется по пяти профилям, один из которых школьник может выбрать самостоятельно;

  • профили можно менять.

3. Назовите приоритетные системообразующие виды деятельности.

В младшем школьном возрасте игра является систе­мообразующей деятельностью.

В старшем школьном возрасте модульное обуче­ние. Урок представлен системой блоков, характеризу­ющих степень усвоения содержания обучения (разбор учебного материала, его фронтальная проработка, внутрипредметное обобщение, систематизация фактического материала, межпредметное обобщение, систематизация знаний).


4. В чем вы видите взаимодействие дидактической и воспитательной подсистем?

В учебно-воспитательном процессе происходит сочета­ние внеклассной и внешкольной работы с учебным процессом.

Целостность учебно-воспитательного процесса обеспечи­вается выполнением комплексной программы воспита­ния, которая сориентирована на деятельность ребят.

5. В каких формах осуществляется межвозрастное со­трудничество?

Сотрудничество учителей и детей в игровых павильо­нах в параллельных классах (бригада из учителей и детей составляет разработку урока-игры). Урок в системе блоков.

Сдача зачета по теме индивидуальной программы. Индивидуальные консультации. Сотрудничество детей в профильном обучении.

Предметная кафедра (сотрудничество учителей одного профиля).

Моделирование индивидуальной программы творчес­кого типа.


Кооперация труда учителя. Объединение всех вспомогательных учебных подразделений в школу-комплекс.

6. Каковы связи школы с окружающей средой.

Школа постоянно изменяет учебно-воспитательный процесс в связи с изменяющимися социальными усло­виями.

Процесс развития детей происходит в соприкоснове­нии с явлениями окружающей среды. Школа-комплекс включает в себя образовательную школу, школу искусств, спортивную школу, базовое предприятие, учреждения культуры, ДОСААФ. Школа ориентирована на обслуживание населения.


ЗАНЯТИЕ 6. Методика постановки воспитательных задач и планирования работы в классе


1. Проанализируйте основной раздел плана работы класс­ного руководителя. Соответствует ли запланированная работа по содержанию и формам поставленным задачам? Аргументируйте свое мнение с помощью примеров из пла­на. Попытайтесь для каждой задачи (воспитательной цели) найти в плане соответствующие пути ее решения.

2. Приведите количественный анализ всех форм работы, включенных в предложенный вам план. Сколько всего запланировано разных форм? Сколько из них словесного характера, предметно-практических, развлекательных, по­знавательно-творческих и т.п.? Оцените их соотношение с точки зрения педагогической целесообразности и совре­менных требований, предъявляемых к организации вос­питательного процесса.

3. При анализе предложенного вам плана воспитатель­ной работы подумайте над такими вопросами:

  • какие из запланированных дел кажутся вам наиболее привлекательными для ребят? Почему?

  • какие дела вызвали интерес у вас лично?

  • какие дела, с вашей точки зрения, обладают наиболь­шими воспитательными возможностями? Почему?

  • в каких делах, вам кажется, наилучшим образом мо­гут проявиться индивидуальные особенности ребят? Почему?


ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

в 1 «Б» классе школы-лаборатории № 18 г. Пскова на I полугодие 1999/2000 учебного года (классный руководитель учитель начальных классов Н.В. Чернушевич)

1. Психолого-педагогическая характеристика класса.

В 1 «Б» классе обучается 28 учащихся, из них 14 маль­чиков и 14 девочек.

Дети пришли в 1-й класс с хорошей подготовкой, на собеседовании они показали достаточно высокий уровень готовности к обучению в школе. Большинство учеников вла­деют навыками самообслуживания, умеют помогать друг другу. Все дети умеют считать, могут назвать двузначные и трехзначные числа, хотя некоторые цифры пишут неверно.

Они имеют развитые пространственные представления, по­нимают значения слов «больше», «меньше», «столько же». Все в классе умеют читать, хотя обладают разной техникой чтения. В настоящее время скорость чтения составляет от 10 до 60 слов в минуту.

Первые недели обучения в школе выявили группу детей, которые внимательны и активны на уроке, имеют достаточно высокий уровень сформированности познавательного интереса. К таким учащимся необходимо отнести Диму К., Сашу М., Лизу Я., Гошу А. и др.


В классе есть ученики, которые пока присматриваются, осторожничают, боятся ошибиться. Они не проявляют на уроках высокую активность, хотя, как правило, правильно отвечают на вопросы, справляются с учебными заданиями, осознанно воспринимают новый материал. Эту группу сос­тавляют следующие учащиеся: Наташа Б., Даша Е., Андрей С.

В состав класса входят и дети, которые с трудом адапти­руются к школьной жизни, требованиям учителя. Они об­ладают неустойчивым вниманием, часто отвлекаются, шу­мят, выкрикивают ответы с места. К таким учащимся отно­сятся Никита Ф., Саша Ф., Дима К., Артем Б.

И, конечно же, в классе есть «молчуны», которые очень редко проявляют себя на уроках, хотя на переменах общи­тельны и иногда даже задиристы. В эту группу входят Ната­ша И., Маша Р., Артем И. и др.

Данные медицинского обследования будущих первоклас­сников показывают, что некоторые учащиеся имеют ослаб­ленное зрение. Один ученик носит очки. Логопедом выявлены дефекты звукопроизношения у большой группы детей. В на­стоящее время 3 человека посещают занятия в логопедическом пункте школы. По результатам изучения психолога 13 учени­ков имеют высокий уровень готовности к обучению в 1-м классе, 10 учащихся средний, а 5 человек низкий.

В классе обучается один ребенок из многодетной семьи. Семь учащихся воспитываются в неполных семьях (нет отца) и два ученика Степанов Андрей (мама умерла) и Филип­пов Саша (родители живут в Усть-Илимске) воспитыва­ются у бабушек.

Социально-профессиональный состав семей является следующим:

Отцы

Матери

Всего 20

В том числе:

военнослужащие 2

милиционеры 4

учителя 2

инженеры 5

руководители предприятий 3

водитель 1

рабочие 3

Всего 28

В том числе:

учителя 8

медицинские работники 2

инженеры 6

руководитель предприятия 1

предприниматель 1

библиотекарь 1

продавцы 4

секретари-делопроизводители 2

рабочий 1

домохозяйки 2


Во всех семьях родители занимаются воспитанием детей. В них созданы необходимые условия для выполнения домашних учебных заданий. Родители заинтересованы школьной жизнью. Как правило, на родительские собрания родители приходят вдво­ем: папа и мама. Неблагополучных семей пока не выявлено.

2. Цель и задачи работы по моделированию и построению воспитательной системы класса.

Цель: смоделировать и построить воспитательную сис­тему класса, направленную на развитие и раскрытие инди­видуальности ребенка, умеющего жить в классном коллек­тиве и строить со своими одноклассниками отношения друж­бы и взаимопомощи.

Задачи:

  • изучать личностные качества учащихся, складываю­щие отношения в классном коллективе;

  • осуществить проектирование образа жизнедеятельно­сти классного сообщества;

  • содействовать формированию классного коллектива и созданию в нем нравственно и эмоционально благо­приятной среды для развития первоклассников;

  • способствовать освоению учащимися ценностей рус­ской культуры посредством их участия в игре-путе­шествии младших школьников «В мир русской народ­ной культуры».


3. Основные направления работы по моделированию и построению воспитательной системы класса.


Основные направления

работы

Декады месяца


I

II

III


Сентябрь


Изучение учащихся и их отношений

Учебный

курс «Введение в школьную жизнь».

Мастерская

общения

«Давайте по-

знакомимся».

Анкетирование

родителей

(анкеты №1,2)



Проектирование образа жизнедеятельности класса

Учебный

курс «Введение в школьную жизнь»

Классный

час «Мы теперь не

просто дети мы

теперь ученики»



Формирование коллектива класса и содей­ствие развитию лично­сти ребенка

Учебный

курс «Введе­ние в школь­ную жизнь». Праздник «День зна­ний»

Уроки этики и риторики


Подготов­ка к учас­тию в вы­ставке «Природа

и фантазия»

Участие в выставке «Природа и фанта­зия»


Участие в игре-путешествии «В мир русской

народной культуры»


Подготовка к игре-

путешествию


Октябрь


Изучение учащихся и их отношений

Анкета «За­нятость учащихся во внеуроч­ное время»

Методика «Лесенка»


Проектирование обра­за жизнедеятельности класса


Формирование коллек­тива класса

День само­управления. Культпоход в театр


Беседа школьного врача


Участие в игре-путе­шествии «В мир русской культуры»

Старт игры-путешествия «В мир рус­ской народ­ной культу­ры»

Фольклор­ный празд­ник «Осен­ний хоро­вод» (ДК «Энергия»)

Классный час «Бесе­ды о рус­ских народ­ных игруш­ках»


Ноябрь


Изучение учащихся и их отношений

Изучение удовлетво­ренности учащихся школьной жизнью


Проектирование обра­за жизнедеятельности класса



Оформление учащимися и их родителями альбома-эстафеты «Наш класс»


Организационно-деятельностная игра «Разви­тие личнос­ти младшего школьника»




Формирование коллектива класса и содействие

развитию личности ребенка

Уроки этики и риторики

Культпоход

в кукольный театр

на спектакль

«Золушка»

Мастерская общения «Как вас зовут»

Классный час. Беседа инспектора «Поведение детей вблизи железнодорож-

ных объектов»

Подготовка к КТД «Праздник осенних именинников»

Участие в игре-путешествии «В мир русской культуры»

Работа мастерской по изготовлению русских народных игрушек

Выставка

«Русские

игрушки»

Декабрь

Изучение учащихся и их

отношений

Методика

«Лесенка»


Рисунок

«Что мне нравится в

моей школе»

Социометрия

Проектирование образа жизнедеятельности класса

Формирование коллектива класса и содействие

развитию личности ребенка

Участие в

конкурсе

рисунков

«Если хочешь быть здоров...»

Классный

час «Как в старину

Новый год встречали».

Библиографический урок «Путешествие в

книжное царство».

Операция «Книжкина

больница»

Посещение

новогоднего представления в

кукольном

театре.

Классный

час «Итоги 1

полугодия)

Участие в игре-путе­шествии «В мир русской народной культуры»

Праздник «Здравствуй, зимушка-зима!»

Посиделки в классе




4. Работа с родителями.

1. Мастерская общения «Давайте познакомимся!» (уча­ствуют педагоги, учащиеся и родители; 1 сентября).

2. Анкетирование родителей (III декады сентября).

3. Родительское собрание (15 сентября):

а) подведение итогов адаптационного периода и оп­ределение задач на учебный год;

б) выборы родительского совета.

4. Встреча родителей с администрацией школы (III де­када сентября).

5. Заседание родительского совета для планирования ра­боты (III декада сентября).

6. Организация сбора средств в фонд развития школы (III декады октября).

7. Организация совместной прогулки детей и взрослых в лес «Золотая осень» (I декада октября).

8. Родительское собрание (19 октября):

а) советы психолога родителям первоклассников;

б) ознакомление с системой оценивания результатов обучения и воспитания учащихся 1-го класса.

9. Заседание родительского совета (II декада ноября):

а) обсуждение вопроса о подготовке к празднику осенних именинников;

б) определение возможностей участия родителей в ге­неральной уборке класса.

10. Родительское собрание в форме ОДИ «Развитие млад­шего школьника» (17 ноября).

11. Заседание родительского совета (I декада декабря):

а) решение вопроса об участии родителей в подго­товке к Новому году;

б) обсуждение проблем организации зимних кани­кул учащихся.


ЗАНЯТИЕ 7. Педагогические инновации


Таблица 3

Сравнение инновационных и неинновационных учебных заведений

по основным параметрам

Учебные заведения

неинновационные

инновационные

Определение

Учебные заведения, годами и деся­тилетиями не практикующие но­вовведений, кроме тех, что насаж­даются административной властью вышестоящих просвещенческих органов управления. Функциони­руют преимущественно по инер­ции. Безликие. Единообразные

Учебные заведения, внедряющие нововведения по собственной ини­циативе для удовлетворения расту­щих потребностей учащихся и учи­телей, преимущественно за счет внутренних резервов, с учетом но­вых идей и достижений педагоги­ки. Имеющие собственное лицо

Назначение

Передача знаний, попутное воспи­тание, ознакомление с существую­щей культурой, освоение социального опыта. Идеология, политика, государство определяют цели и статус учебного заведения

Содействие самореализации и са­моутверждению личности, фор­мирование более совершенных межличностных и общественных отношений. Моделирование пер­спективных жизненных линий. Гуманизация отношений. Цели и статус определяются личностны­ми требованиями

Вид

Преимущественно государственно ориентированные

Личностно и общественно ориен­тированные

Принципы

Идеологически трансформированные

Научные, объективные

Характер

Воспроизводящий, нетворческий

Творческий, продуктивный

Цель

Усвоение предметно-дисципли­нарных знаний

Развитие личности. Предупреж­дение тупиков развития

Содержание

Разрозненные предметы со слабо­выраженными межпредметными связями

Ценности (отношения, убежде­ния, мотивы деятельности). Ин­тегрированные курсы

Учебный процесс

Преобладание фронтальных форм и репродуктивных знаний, дейст­вия по образцу

Преобладание индивидуально-дифференцированных форм, творческого подхода

Технология

Устаревшая, трудоемкая, медлен­ная и малоэффективная


Новая, ориентированная на об­легчение ученического и педаго­гического труда

Управление

Учащийся — объект управления


Учащийся — субъект деятельно­сти. Объект управления — це­лостная педагогическая ситуация. Поддержка личной инициативы обучаемых

Стиль

Авторитарно-репрессивный

Демократический, поощряющий

Организация

Традиционная, тяготеющая к ад­министрированию и подавлению

Основанная на знании и учете закономерностей жизни расту­щей и развивающейся личности

Учащийся

Объект воздействия. Цели деятельности задаются учителями

Источник собственного развития. Субъект деятельности

Учитель

Служащий. Транслятор знаний. Организатор учебного процесса. Главная функция информацион­но-контролирующая. Закрытый для учащихся

Друг детей. Гуманист. Открытый для учащихся. Ориентированный на сотрудничество. Фацилитатор


Контроль

Внешний, операционный

Внутренний, целостный

Последствия

Отчуждение от учебных ценно­стей, школы, учителей. Враждеб­ность, соперничество

Любовь к школе, желание учиться, сотрудничать, развиваться. Сплоченность, взаимопонимание, уверенность

Результаты

Безынициативная, «нафарширо­ванная» отрывками знаний, мало­активная, малоприспособленная к жизни личность

Активная, инициативная, развитая, доверяющая себе, уверенная в собственной правоте, жизнеспособная личность