ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.05.2021
Просмотров: 689
Скачиваний: 4
Образец анализа школы-комплекса Н.П. Гузика
1. Идея школы и ее научное образование.
Развитие природных задатков детей. Идея школы обосновывается с позиции ведущей педагогической теории развития личности – наследственность как фактор развития личности.
Осмысление идеи школы убеждает, что принцип природосообразности в воспитании является ведущим принципом реализации идеи.
2. Ориентирование школы на развитие личности ребенка. В самом тексте школы находим:
-
развитие детей осуществляется в соответствии с их собственным темпом обучения, с учетом направленности личности школьника;
-
физическое развитие (проводится в школе спортивный час на воздухе, ритмическая гимнастика);
-
возможен выбор обучения уже в начальной школе по различным программам;
-
развитие осуществляется в соприкосновении с реальными предметами;
-
успешное развитие осуществляется путем чередования различных видов деятельности;
-
в школе есть программы развития детей и их обучения;
-
в школе осуществляется развитие важнейших мыслительных операций (анализ, синтез, абстрагирование и др.);
-
развивается гимнастика памяти и логика мышления;
-
развитие детей осуществляется с помощью дифференцированных заданий (репродуктивные, частично-творческие, творческие);
-
школа обеспечивает усвоение базового образования, как основы развития;
-
обучение ведется по пяти профилям, один из которых школьник может выбрать самостоятельно;
-
профили можно менять.
3. Назовите приоритетные системообразующие виды деятельности.
В младшем школьном возрасте игра является системообразующей деятельностью.
В старшем школьном возрасте – модульное обучение. Урок представлен системой блоков, характеризующих степень усвоения содержания обучения (разбор учебного материала, его фронтальная проработка, внутрипредметное обобщение, систематизация фактического материала, межпредметное обобщение, систематизация знаний).
4. В чем вы видите взаимодействие дидактической и воспитательной подсистем?
В учебно-воспитательном процессе происходит сочетание внеклассной и внешкольной работы с учебным процессом.
Целостность учебно-воспитательного процесса обеспечивается выполнением комплексной программы воспитания, которая сориентирована на деятельность ребят.
5. В каких формах осуществляется межвозрастное сотрудничество?
Сотрудничество учителей и детей в игровых павильонах в параллельных классах (бригада из учителей и детей составляет разработку урока-игры). Урок в системе блоков.
Сдача зачета по теме индивидуальной программы. Индивидуальные консультации. Сотрудничество детей в профильном обучении.
Предметная кафедра (сотрудничество учителей одного профиля).
Моделирование индивидуальной программы творческого типа.
Кооперация труда учителя. Объединение всех вспомогательных учебных подразделений в школу-комплекс.
6. Каковы связи школы с окружающей средой.
Школа постоянно изменяет учебно-воспитательный процесс в связи с изменяющимися социальными условиями.
Процесс развития детей происходит в соприкосновении с явлениями окружающей среды. Школа-комплекс включает в себя образовательную школу, школу искусств, спортивную школу, базовое предприятие, учреждения культуры, ДОСААФ. Школа ориентирована на обслуживание населения.
ЗАНЯТИЕ 6. Методика постановки воспитательных задач и планирования работы в классе
1. Проанализируйте основной раздел плана работы классного руководителя. Соответствует ли запланированная работа по содержанию и формам поставленным задачам? Аргументируйте свое мнение с помощью примеров из плана. Попытайтесь для каждой задачи (воспитательной цели) найти в плане соответствующие пути ее решения.
2. Приведите количественный анализ всех форм работы, включенных в предложенный вам план. Сколько всего запланировано разных форм? Сколько из них словесного характера, предметно-практических, развлекательных, познавательно-творческих и т.п.? Оцените их соотношение с точки зрения педагогической целесообразности и современных требований, предъявляемых к организации воспитательного процесса.
3. При анализе предложенного вам плана воспитательной работы подумайте над такими вопросами:
-
какие из запланированных дел кажутся вам наиболее привлекательными для ребят? Почему?
-
какие дела вызвали интерес у вас лично?
-
какие дела, с вашей точки зрения, обладают наибольшими воспитательными возможностями? Почему?
-
в каких делах, вам кажется, наилучшим образом могут проявиться индивидуальные особенности ребят? Почему?
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
в 1 «Б» классе школы-лаборатории № 18 г. Пскова на I полугодие 1999/2000 учебного года (классный руководитель – учитель начальных классов Н.В. Чернушевич)
1. Психолого-педагогическая характеристика класса.
В 1 «Б» классе обучается 28 учащихся, из них –14 мальчиков и 14 девочек.
Дети пришли в 1-й класс с хорошей подготовкой, на собеседовании они показали достаточно высокий уровень готовности к обучению в школе. Большинство учеников владеют навыками самообслуживания, умеют помогать друг другу. Все дети умеют считать, могут назвать двузначные и трехзначные числа, хотя некоторые цифры пишут неверно.
Они имеют развитые пространственные представления, понимают значения слов «больше», «меньше», «столько же». Все в классе умеют читать, хотя обладают разной техникой чтения. В настоящее время скорость чтения составляет от 10 до 60 слов в минуту.
Первые недели обучения в школе выявили группу детей, которые внимательны и активны на уроке, имеют достаточно высокий уровень сформированности познавательного интереса. К таким учащимся необходимо отнести Диму К., Сашу М., Лизу Я., Гошу А. и др.
В классе есть ученики, которые пока присматриваются, осторожничают, боятся ошибиться. Они не проявляют на уроках высокую активность, хотя, как правило, правильно отвечают на вопросы, справляются с учебными заданиями, осознанно воспринимают новый материал. Эту группу составляют следующие учащиеся: Наташа Б., Даша Е., Андрей С.
В состав класса входят и дети, которые с трудом адаптируются к школьной жизни, требованиям учителя. Они обладают неустойчивым вниманием, часто отвлекаются, шумят, выкрикивают ответы с места. К таким учащимся относятся Никита Ф., Саша Ф., Дима К., Артем Б.
И, конечно же, в классе есть «молчуны», которые очень редко проявляют себя на уроках, хотя на переменах общительны и иногда даже задиристы. В эту группу входят Наташа И., Маша Р., Артем И. и др.
Данные медицинского обследования будущих первоклассников показывают, что некоторые учащиеся имеют ослабленное зрение. Один ученик носит очки. Логопедом выявлены дефекты звукопроизношения у большой группы детей. В настоящее время 3 человека посещают занятия в логопедическом пункте школы. По результатам изучения психолога 13 учеников имеют высокий уровень готовности к обучению в 1-м классе, 10 учащихся – средний, а 5 человек – низкий.
В классе обучается один ребенок из многодетной семьи. Семь учащихся воспитываются в неполных семьях (нет отца) и два ученика – Степанов Андрей (мама умерла) и Филиппов Саша (родители живут в Усть-Илимске) – воспитываются у бабушек.
Социально-профессиональный состав семей является следующим:
Отцы |
Матери |
Всего – 20 В том числе: военнослужащие – 2 милиционеры – 4 учителя – 2 инженеры – 5 руководители предприятий – 3 водитель –1 рабочие – 3
|
Всего – 28 В том числе: учителя – 8 медицинские работники – 2 инженеры – 6 руководитель предприятия – 1 предприниматель –1 библиотекарь –1 продавцы – 4 секретари-делопроизводители – 2 рабочий – 1 домохозяйки – 2 |
Во всех семьях родители занимаются воспитанием детей. В них созданы необходимые условия для выполнения домашних учебных заданий. Родители заинтересованы школьной жизнью. Как правило, на родительские собрания родители приходят вдвоем: папа и мама. Неблагополучных семей пока не выявлено.
2. Цель и задачи работы по моделированию и построению воспитательной системы класса.
Цель: смоделировать и построить воспитательную систему класса, направленную на развитие и раскрытие индивидуальности ребенка, умеющего жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.
Задачи:
-
изучать личностные качества учащихся, складывающие отношения в классном коллективе;
-
осуществить проектирование образа жизнедеятельности классного сообщества;
-
содействовать формированию классного коллектива и созданию в нем нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития первоклассников;
-
способствовать освоению учащимися ценностей русской культуры посредством их участия в игре-путешествии младших школьников «В мир русской народной культуры».
3. Основные направления работы по моделированию и построению воспитательной системы класса.
Основные направления работы |
Декады месяца |
|
|||||||||||
I |
II |
III |
|
||||||||||
Сентябрь |
|
||||||||||||
Изучение учащихся и их отношений
|
Учебный курс «Введение в школьную жизнь». Мастерская общения «Давайте по- знакомимся». |
Анкетирование родителей (анкеты №1,2)
|
|
|
|||||||||
Проектирование образа жизнедеятельности класса |
Учебный курс «Введение в школьную жизнь»
|
Классный час «Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики» |
|
|
|||||||||
Формирование коллектива класса и содействие развитию личности ребенка |
Учебный курс «Введение в школьную жизнь». Праздник «День знаний» |
Уроки этики и риторики |
|
||||||||||
Подготовка к участию в выставке «Природа и фантазия» |
Участие в выставке «Природа и фантазия» |
|
|||||||||||
Участие в игре-путешествии «В мир русской народной культуры» |
|
|
Подготовка к игре- путешествию |
|
|||||||||
Октябрь |
|
||||||||||||
Изучение учащихся и их отношений |
|
Анкета «Занятость учащихся во внеурочное время» |
Методика «Лесенка» |
|
|||||||||
Проектирование образа жизнедеятельности класса |
|
|
|
|
|||||||||
Формирование коллектива класса |
День самоуправления. Культпоход в театр |
|
Беседа школьного врача |
|
|||||||||
Участие в игре-путешествии «В мир русской культуры» |
Старт игры-путешествия «В мир русской народной культуры» |
Фольклорный праздник «Осенний хоровод» (ДК «Энергия») |
Классный час «Беседы о русских народных игрушках» |
|
|||||||||
Ноябрь |
|
||||||||||||
Изучение учащихся и их отношений |
Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью |
|
|
|
|||||||||
Проектирование образа жизнедеятельности класса
|
Оформление учащимися и их родителями альбома-эстафеты «Наш класс» |
|
|
||||||||||
|
Организационно-деятельностная игра «Развитие личности младшего школьника» |
|
|
||||||||||
Формирование коллектива класса и содействие развитию личности ребенка
|
Уроки этики и риторики |
||||||||||||
Культпоход в кукольный театр на спектакль «Золушка»
|
Мастерская общения «Как вас зовут»
|
Классный час. Беседа инспектора «Поведение детей вблизи железнодорож- ных объектов» |
|||||||||||
Подготовка к КТД «Праздник осенних именинников» |
|||||||||||||
Участие в игре-путешествии «В мир русской культуры» |
Работа мастерской по изготовлению русских народных игрушек
|
Выставка «Русские игрушки» |
|||||||||||
Декабрь |
|||||||||||||
Изучение учащихся и их отношений |
Методика «Лесенка»
|
Рисунок «Что мне нравится в моей школе» |
Социометрия
|
||||||||||
Проектирование образа жизнедеятельности класса |
|
||||||||||||
Формирование коллектива класса и содействие развитию личности ребенка |
Участие в конкурсе рисунков «Если хочешь быть здоров...»
|
Классный час «Как в старину Новый год встречали». Библиографический урок «Путешествие в книжное царство». Операция «Книжкина больница» |
Посещение новогоднего представления в кукольном театре. Классный час «Итоги 1 полугодия) |
||||||||||
Участие в игре-путешествии «В мир русской народной культуры» |
Праздник «Здравствуй, зимушка-зима!» |
Посиделки в классе |
|
4. Работа с родителями.
1. Мастерская общения «Давайте познакомимся!» (участвуют педагоги, учащиеся и родители; 1 сентября).
2. Анкетирование родителей (I–II декады сентября).
3. Родительское собрание (15 сентября):
а) подведение итогов адаптационного периода и определение задач на учебный год;
б) выборы родительского совета.
4. Встреча родителей с администрацией школы (III декада сентября).
5. Заседание родительского совета для планирования работы (III декада сентября).
6. Организация сбора средств в фонд развития школы (I–II декады октября).
7. Организация совместной прогулки детей и взрослых в лес «Золотая осень» (I декада октября).
8. Родительское собрание (19 октября):
а) советы психолога родителям первоклассников;
б) ознакомление с системой оценивания результатов обучения и воспитания учащихся 1-го класса.
9. Заседание родительского совета (II декада ноября):
а) обсуждение вопроса о подготовке к празднику осенних именинников;
б) определение возможностей участия родителей в генеральной уборке класса.
10. Родительское собрание в форме ОДИ «Развитие младшего школьника» (17 ноября).
11. Заседание родительского совета (I декада декабря):
а) решение вопроса об участии родителей в подготовке к Новому году;
б) обсуждение проблем организации зимних каникул учащихся.
ЗАНЯТИЕ 7. Педагогические инновации
Таблица 3
Сравнение инновационных и неинновационных учебных заведений
по основным параметрам
Учебные заведения |
|
неинновационные |
инновационные |
Определение |
|
Учебные заведения, годами и десятилетиями не практикующие нововведений, кроме тех, что насаждаются административной властью вышестоящих просвещенческих органов управления. Функционируют преимущественно по инерции. Безликие. Единообразные |
Учебные заведения, внедряющие нововведения по собственной инициативе для удовлетворения растущих потребностей учащихся и учителей, преимущественно за счет внутренних резервов, с учетом новых идей и достижений педагогики. Имеющие собственное лицо |
Назначение |
|
Передача знаний, попутное воспитание, ознакомление с существующей культурой, освоение социального опыта. Идеология, политика, государство определяют цели и статус учебного заведения |
Содействие самореализации и самоутверждению личности, формирование более совершенных межличностных и общественных отношений. Моделирование перспективных жизненных линий. Гуманизация отношений. Цели и статус определяются личностными требованиями |
Вид |
|
Преимущественно государственно ориентированные |
Личностно и общественно ориентированные |
Принципы |
|
Идеологически трансформированные |
Научные, объективные |
Характер |
|
Воспроизводящий, нетворческий |
Творческий, продуктивный |
Цель |
|
Усвоение предметно-дисциплинарных знаний |
Развитие личности. Предупреждение тупиков развития |
Содержание |
|
Разрозненные предметы со слабовыраженными межпредметными связями |
Ценности (отношения, убеждения, мотивы деятельности). Интегрированные курсы |
Учебный процесс |
|
Преобладание фронтальных форм и репродуктивных знаний, действия по образцу |
Преобладание индивидуально-дифференцированных форм, творческого подхода |
Технология |
|
Устаревшая, трудоемкая, медленная и малоэффективная
|
Новая, ориентированная на облегчение ученического и педагогического труда |
Управление |
|
Учащийся — объект управления
|
Учащийся — субъект деятельности. Объект управления — целостная педагогическая ситуация. Поддержка личной инициативы обучаемых |
Стиль |
|
Авторитарно-репрессивный |
Демократический, поощряющий |
Организация |
|
Традиционная, тяготеющая к администрированию и подавлению |
Основанная на знании и учете закономерностей жизни растущей и развивающейся личности |
Учащийся |
|
Объект воздействия. Цели деятельности задаются учителями |
Источник собственного развития. Субъект деятельности |
Учитель |
|
Служащий. Транслятор знаний. Организатор учебного процесса. Главная функция информационно-контролирующая. Закрытый для учащихся |
Друг детей. Гуманист. Открытый для учащихся. Ориентированный на сотрудничество. Фацилитатор
|
Контроль |
|
Внешний, операционный |
Внутренний, целостный |
Последствия |
|
Отчуждение от учебных ценностей, школы, учителей. Враждебность, соперничество |
Любовь к школе, желание учиться, сотрудничать, развиваться. Сплоченность, взаимопонимание, уверенность |
Результаты |
|
Безынициативная, «нафаршированная» отрывками знаний, малоактивная, малоприспособленная к жизни личность |
Активная, инициативная, развитая, доверяющая себе, уверенная в собственной правоте, жизнеспособная личность |