Файл: общие основы пед.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2021

Просмотров: 657

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Федеральное агентство по образованию

Воронеж 2007

Утверждено Научно-методическим советом факультета философии и психологии, протокол №1 от 05.02.07.

Рецензент канд. психол. наук, доцент К.М. Гайдар

Программа подготовлена на кафедре педагогики и педагогической психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета.

Рекомендуется для студентов 1 курса отделения социальной педагогики факультета философии и психологии.

ОПД.Ф.01.2.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В качестве базовой цели изучаемой дисциплины выступает общетеоретическая подготовка специалиста в основных вопросах педагогики как области гуманитарного, антропологического, философского знания вообще и как науки о воспитании, в частности.

Задачами курса являются:

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

А ктивность

Свобода Зависимость

Ошибка 3. «ОПЯТЬ ОПОЗДАНИЕ!»

Ошибка 4. «МЫ ТАКИМИ НЕ БЫЛИ»

Возрастная периодизация: психологическая и педагогическая. Принцип природосообразности в учете возрастных особенностей ребенка. Акселерация. Ретардация. Неравномерность развития. Основные закономерности физического и психического развития личности. Сензитивные периоды. Критические периоды. Особенности воспитания обучаемых разных возрастных групп. Младший школьный возраст (610 лет). Физиологические особенности. Познавательная деятельность, восприятие, внимание, мышление, становление личности младшего школьника. Средний школьный возраст (от 1011 до 15 лет). Физиологические особенности. Познавательная деятельность, восприятие, внимание, мышление, становление личности подростка. Старший школьный возраст (1518 лет). Физиологические особенности. Познавательная деятельность, восприятие, внимание, мышление, становление личности старшего школьника. Учет индивидуальных особенностей в воспитании и обучении.


ТЕМА 3. Воспитание как общественное явление

Воспитание как общественное и педагогическое явление. Воспитание как процесс, деятельность и общение. Воспитание в структуре педагогического процесса. Его особенности и движущие силы. Структурные элементы

Понятие цели воспитания. Объективность источника ее происхождения. Конкретно-исторический характер цели воспитания. История развития и педагогическое содержание понятия «всестороннее и гармоничное развитие личности». Цель воспитания в современных и зарубежных концепциях воспитания личности.

Базовые теории воспитания и развития личности.

Закономерности и принципы воспитания: персонификация, природосообразность, культуросообразность, гуманизация, дифференциация. Концепции народности воспитания. Религиозно-философская мысль о цели и назначении воспитания и образования в обществе. Национальное своеобразие воспитания.

Система методов воспитания. Классификация методов организации воспитательного процесса. Методика подготовки, проведения и анализа воспитательного дела. Общность учителя и учеников в воспитательном процессе.

Воспитание как создание условий для целенаправленного развития младшего школьника. Регулятивная направленность методов воспитания. Свободная активность ребенка и проблемы ее ограничения. Воспитательная работа с коллективом детей. Общество сверстников как фактор воспитания качеств личности ребенка. Теория коллективного воспитания А.С. Макаренко. Понятие воспитательной системы школы: сущность, структура, основные характеризующие компоненты.

Этапы и методика становления и развития воспитательной системы. Критерии оценки.

Внеклассная работа как фактор воспитания. Сущность и принципы организации. Формы руководства внеклассной работой. Место и роль освобожденного классного воспитателя в воспитательной системе школы.



ТЕМА 4. Образование как социокультурный феномен

Педагогический процесс как система. Целостность педагогического процесса.

Закономерности педагогического процесса. Этапы педагогического процесса.

Взаимосвязь и иерархия общечеловеческих, конкретно-исторических и индивидуальных ценностей в воспитании и образовании. Образование как социокультурный феномен. Образование как ведущий механизм присвоения социального опыта. Соотношение наследственности и социальной среды, национальных и культурно-исторических факторов в воспитании и образовании.

Педагогическая система и ее компоненты. Инновационная педагогика. Принципы, основные идеи. Гуманистическая педагогика. Стимулирование обучения.

Инновационные учебные заведения. Лицей. Гимназия. Учебный план инновационного заведения. Программа развития. Формы и методы работы в инновационном учебном заведении.

Функции учителя. Требования к учителю. Профессиональный потенциал. Мастерство учителя.


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Педагогика : учеб. пособие для пед. вузов и пед. колледжей / [под ред. П.И. Пидкасистого]. – М., 1998. – 638 с.

  2. Педагогика : педагогические теории, системы, технологии / С.А. Смирнов [и др.]. – 4-е изд., испр. – М., 2001. – 512 с.

  3. Подласый И.П. Педагогика / И.П. Подласый. – М., 1996. – 630 с.

  4. Сластенин В.А. Педагогика : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.И. Шиянов. – М., 2002. – 566 с.

  5. Страницы современной педагогики : диалог теории и практики / [под ред. С.М. Годника]. – Воронеж, 1998. – 364 с.

  6. Харламов И.Ф. Педагогика : учеб. / И.Ф. Харламов. – 7-е изд. – Мн., 2002. – 560 с.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Ангеловски К. Учителя и инновации : Книга для учителя / К. Ангеловски. – М., 1991. – С. 7–157.

  2. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей) / [под общ. ред. Н.Л. Селивановой]. – М., 1998. – 330 с.

  3. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. / [под ред. А.И. Пискунова]. – М., 2001. – 512 с.

  4. Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями / Р.М. Капралова. – М., 1980. – С. 31–122.

  5. Кларин В.М. Инновации в мировой педагогике : обучение на основе исследования, игры, дискуссии / В.М. Кларин. – М., 1989. – 75 с.

  6. Коменский Я.А. Педагогическое наследие / [сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский]. – М., 1988. – 416 с.

  7. Корчак Я. Как любить ребенка : Книга о воспитании / Я. Корчак. – М., 1990. – С. 4–267.

  8. Леднев В.С. Стандарты общего образования : от идеи – к реализации / В.С. Леднев // Известия РАО. – 1999. – № 1. – С. 59–67.

  9. Макаренко А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта / А.С. Макаренко // Избр. пед. соч. : в 2-х т.– М., 1978. – Т. 1. – С. 5872.

  10. Организация педагогической практики студентов: методическое пособие / [под ред. К.М. Гайдар]. – Воронеж, 2004. – 68 с.

  11. Основы педагогического мастерства / И.А. Зязюн [и др.]. – М., 1989. – С. 16–165.

  12. Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю.К. Бабанский [и др.]. – 2-е изд., доп. и перераб. – М., 1988. – 479 с.

  13. Песталоцци И.Г. Лебединая песня / И.Г. Песталоцци // Избр. пед. соч. : в 2-х т. – М., 1981. – Т. 1. – С. 208–399.

  14. Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / А.И. Пискунов. – М., 1981. – 528 с.

  15. Российская педагогическая энциклопедия : в 2-х т. / [гл. ред. В.В. Давыдов]. – М., 1993. – Т. 1. – 608 с.

  16. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании / Ж-Ж. Руссо // Пед. соч. : в 2-х т. – М., 1981. – Т.1. – С. 19–592.

  17. Сластенин В.А. Педагогика : инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. – М., 1997. – 221 с.

  18. Стефановская Т.А. Педагогика : наука и искусство / Т.А. Стефановская. – М., 1998. – С. 23–45.

  19. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Предисловие / К.Д. Ушинский // Избр. пед. соч. : в 2-х т. – М., 1953. – Т. 1. – С. 229–263.

Электронный каталог научной библиотеки Воронежского государственного университета. – (http://www.lib.vsu.ru/).



ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ

(при выполнении заданий необходимо пользоваться материалами к темам, представленными в приложениях)


ЗАНЯТИЕ 1. Анализ основных научных идей

ученых - педагогов (2 часа)

Ключевые понятия: объект, предмет, функции педагогики, основные категории: воспитание, образование, обучение, формирование, развитие.

Задачи: проанализировать педагогические идеи различных ученых. Выявить положительные (отрицательные) стороны. Обосновать актуальность данных идей в современной педагогике.

План занятия

  1. Объект, предмет, функции педагогики.

  2. Основные категории педагогики: воспитание, образование, обучение, формирование, развитие.

  3. Анализ основных научных идей ученых-педагогов.

  4. Обоснование актуальности идей ученых-педагогов в современной науке.

Задание первое

1. Определите место педагогики в системе наук о человеке.

2. Раскройте сущность разделов педагогики как от­расли интегративного знания (используя схему).

3. Определите категории педагогики и проанализируйте функции педагогики.

4. Прочитайте текст о жизнедеятельности известного ученого-педагога (см. приложение к теме).

Задание второе

1. Определите основные педагогические идеи данного ученого.

2. Выявите их положительные и отрицательные стороны.

3. Заполните таблицу.



Таблица 1

Анализ основных педагогических идей ФИО педагога

Идея

Положительное

Отрицательное




Задание третье

Обоснуйте актуальность идей ученых-педагогов в современной науке (в виде дискуссии по группам).


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Педагогика : учеб. пособие для пед. вузов и пед. колледжей / [под ред. П.И. Пидкасистого]. – М., 1998. – С. 15–27.

  2. Подласый И.П. Педагогика / И.П. Подласый. – М., 1996. – С. 13–24.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. / [под ред. А.И. Пискунова]. – М., 2001. – 512 с.

  2. Коменский Я.А. Педагогическое наследие / [сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский]. – М., 1988. – 416 с.

  3. Корчак Я. Как любить ребенка : Книга о воспитании / Я. Корчак. – М., 1990. – С. 4–267.

  4. Макаренко А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта / А.С. Макаренко // Избр. пед. соч. : в 2-х т. – М., 1978. – Т. 1. – С. 58-72.

  5. Песталоцци И.Г. Лебединая песня // Избр. пед. соч. : В 2-х т. – М., 1981. – Т. 1. – С. 208–399.

  6. Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / А.И. Пискунов. – М., 1981. – 528 с.

  7. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании / Ж-Ж. Руссо // Пед. соч. : в 2-х т. – М., 1981. – Т.1. – С. 19–592.

  8. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Предисловие / К.Д. Ушинский // Избр. пед. соч. : в 2-х т. – М., 1953. – Т. 1. – С. 229–263.


ЗАНЯТИЕ 2. Методы педагогических исследований (2 часа)

Ключевые понятия: метод, наблюдение, изучение опыта, педагогический эксперимент, тестирование, шкалирование, моделирование, проектирование.

Задача – научиться определять тип образовательной среды методом векторного моделирования.

План занятия

  1. Методы исследования в педагогике.

  2. Использование различных методов в практике.

  3. Построение векторных моделей образовательных сред.

Задание первое

Изучите классификацию методов изучения педагогической действительности.


Задание второе

Обоснуйте целесообразность применения того или иного метода в практике преподавания.

Задание третье

  1. Ознакомьтесь с методом векторного моделирования (приложение к теме).

  2. Пользуясь материалами к теме 1, постройте векторные модели образовательных сред, созданных различными учеными-педагогами.

  3. Постройте векторную модель образовательной среды факультета.


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Педагогика : учеб. пособие для пед. вузов и пед. колледжей / [под ред. П.И. Пидкасистого]. – М., 1998. – С. 35–48.

  2. Педагогика : педагогические теории, системы, технологии / С.А. Смирнов [и др.]. – 4-е изд., испр. – М., 2001. – С. 23–56.

  3. Подласый И.П. Педагогика / И.П. Подласый. – М., 1996. – С. 43–64.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей) / [под общ. ред. Н.Л. Селивановой]. – М., 1998. – 330 с.

  2. Основы педагогического мастерства / И.А. Зязюн [и др.]. – М., 1989. – С. 16–165.

  3. Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю.К. Бабанский [и др.]. – 2-е изд., доп. и перераб. – М., 1988. – С. 56–72.

  4. Стефановская Т.А. Педагогика : наука и искусство / Т.А. Стефановская. – М., 1998. – С. 23–45.