ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.05.2021
Просмотров: 688
Скачиваний: 4
По итогам всех ответов на диагностические вопросы в системе координат строится соответствующий вектор, позволяющий типологизировать и характеризовать данную образовательную среду.
Диагностические вопросы и интерпретация ответов
Для оси «свобода – зависимость».
1. Чьи интересы и ценности ставятся на первое место в данной образовательной среде?
а) личности; б) общества (группы).
Констатация приоритета личностных интересов и ценностей над общественными интерпретируется как возможность свободного развития ребенка, – соответственно, присваивается балл по шкале «свобода»; в случае констатации приоритета общественных интересов – присваивается балл по шкале «зависимость».
2. Кто к кому подстраивается в процессе взаимодействия?
а) воспитатель к ребенку; б) ребенок к воспитателю.
Если отмечается, что в данной образовательной среде доминируют ситуации, когда воспитатель подстраивается к ребенку (или, по крайней мере, существует стремление воспитателей к такому положению), то это также интерпретируется как возможность свободного развития ребенка, – соответственно, присваивается балл по шкале «свобода»; если же констатируется, что ребенок вынужден приспосабливаться к своим воспитателям, то присваивается балл по шкале «зависимость».
3. Какая форма воспитания преимущественно осуществляется в данной образовательной среде?
а) индивидуальная; б) коллективная (групповая).
Ориентация образовательной среды на индивидуальную форму воспитания интерпретируется как наличие в среде дополнительной возможности для свободного развития самостоятельного ребенка, – присваивается балл по шкале «свобода»; в случае приоритета в образовательной среде коллективного воспитания присваивается балл по шкале «зависимость».
Для оси «активность – пассивность».
4. Практикуется ли в данной образовательной среде наказание ребенка? а) да; б) нет.
Отсутствие наказаний рассматривается в качестве условия, способствующего развитию активности ребенка – присваивается балл по шкале «активность», при наличии в данной образовательной среде системы наказаний (используемой как прямо, так и опосредованно) присваивается балл по шкале «пассивность».
5. Стимулируется ли в данной образовательной среде проявление ребенком какой-либо инициативы?
а) да; б) нет.
Если в рассматриваемой образовательной среде можно констатировать положительное подкрепление инициативы ребенка (как сознательное, так и бессознательное), то это интерпретируется как дополнительная возможность развития его активности, присваивается балл по шкале «активность»; если же проявленная ребенком инициатива, как правило, может обернуться для него различного рода неприятностями, то присваивается балл по шкале «пассивность».
6. Находят ли какой-либо положительный отклик в данной образовательной среде те или иные творческие проявления ребенка?
а) да; б) нет.
В случае, когда в образовательной среде существуют условия, при которых творчество ребенка стимулируется или может быть оценено, такая среда рассматривается как способствующая развитию активности, – присваивается балл по шкале «активность»; если же творческие проявления ребенка игнорируются, остаются, как правило, незамеченными и неоцененными – присваивается балл по шкале «пассивность».
На основе такой диагностики анализируемая образовательная среда может быть отнесена к одному из четырех базовых типов (рис.1): «догматическая образовательная среда», способствующая развитию пассивности и зависимости ребенка; «карьерная образовательная среда», способствующая развитию активности, но и зависимости ребенка; «безмятежная образовательная среда», способствующая свободному развитию, но и обусловливающая формирование пассивности ребенка; наконец, «творческая образовательная среда», способствующая свободному развитию активного ребенка.
Построение вектора
Путем простейшего математического построения может быть получен один из двенадцати теоретически возможных векторов (по три в каждом из четырех секторов системы координат), моделирующих определенный тип образовательной среды (рис.2).
ЗАНЯТИЕ 3. Диагностика развития личности
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА
(для диагностики можно использовать методики, представленные в методическом пособии «Организация педагогической практики студентов» под ред. К.М. Гайдар)
1. Общие сведения о студенте: фамилия, имя отчество; возраст, факультет, курс, группа. Как долго учится в университете, где учился раньше. Состояние здоровья. Социальное происхождение. Семейное положение. Бытовые условия.
2. Характеристика психологических особенностей студента.
Направленность личности: общий кругозор и эрудиция. Глубина и широта интересов, способность к их реализации. Мировоззренческие аспекты личности студента (система ценностей, стремления, жизненные убеждения). Самооценка, уровень притязаний (заниженный, завышенный, адекватный). Уровень субъективного контроля личности (экстернальный, интервальный).
Особенности познавательных процессов: внимание (переключаемость, устойчивость, распределение, концентрация, объем); память (особенности запоминания, точность воспроизведения, соотношения процессов запоминания и забывания), превалирующий тип и вид памяти; мышление (качество ума - самостоятельность, способность выделять главное, широта, глубина, гибкость, критичность); превалирующий вид мышления – теоретический или практический); речь (богатство словарного запаса, умение точно выражать свои мысли).
"АКТИВНОСТЬ"
"ТВОРЧЕСКАЯ" "КАРЬЕРНАЯ" "З
образовательная образовательная А
"С среда среда В
В И
О С
Б И
О М
Д О
А" "БЕЗМЯТЕЖНАЯ" "ДОГМАТИЧЕСКАЯ" С
образовательная образовательная Т
среда среда Ь"
"ПАССИВНОСТЬ"
Рис. 1. Система координат для векторного моделирования образовательной среды
А ктивность
Творческая среда Карьерная среда
свободной активности 3 зависимой активности
Типичная творческая Типичная карьерная
среда 2 среда
Творческая среда Карьерная среда
активной свободы 1 активной зависимости
Свобода Зависимость
-3 -2 -1 1 2 3
Безмятежная среда Догматическая среда
пассивной свободы -1 пассивной зависимости
Типичная безмятежная Типичная догматическая
среда -2 среда
Безмятежная среда Догматическая среда
свободной пассивности -3 зависимой пассивности
Пассивность
Рис. 2. Полный спектр возможностей векторных моделей образовательной среды
Особенности эмоционально-волевой сферы личности: выразительность эмоциональных переживаний (экспресивность); особенности реакции на встречающиеся жизненные трудности; преобладающее настроение; сформированность волевых качеств личности (решительность, настойчивость, инициативность, самообладание).
Индивидуально-психологические особенности личности: предположительный тип высшей нервной деятельности; темперамент, характер (особенности его проявления в учебной и других видах деятельности); степень личностной зрелости студента; склонности и способности, их связь с профессиональными интересами.
3. Позиция студента в студенческой группе. Отношение студента к группе: положение в группе (авторитет среди членов группы), социометрический статус; значимость групповых норм и ценностей для студента.
4. Отношение студента к преподавательскому составу.
5. Профессиональное самоопределение студента: отношение к овладению профессией (степень сформированности представлений о будущей профессии); развитие профессиональных качеств, навыков будущей трудовой деятельности.
6. Психолого-педагогические рекомендации.
ЗАНЯТИЕ 4. Особенности, закономерности, принципы воспитания
Ошибка 1. «СТАРАЙТЕСЬ ДЕЛАТЬ ВИД, ЧТО ВСЕ ВСЕГДА ЗНАЕТЕ»
Во время урока один из учеников задает учителю сложный вопрос. Ответ на него выходит за рамки компетентности учителя. Он не может на него дать правильный ответ.
Один своим агрессивным поведением по отношению к спрашивающему пытается уйти от ответа. Другой игнорирует вопрос. Третий пускается в рассуждения, пытаясь уйти от прямого ответа.
Их убеждения.
-
Мне нельзя показать свою некомпетентность в этом вопросе. Это признание моего невежества.
-
Признаться, что ты, учитель, чего-то не знаешь – это значит расписаться в своей педагогической несостоятельности и безграмотности.
-
Учитель должен быть всегда готовым ответить на любой вопрос учащегося.
А. Коррекция осмысления.
-
Говоря «Я не знаю», вы с большей степенью вероятности вызовете уважение за прямоту и честность, чем презрение за ваше невежество. Искренность и откровенность всегда привлекают.
-
Мысль о том, что можно знать все, абсурдна. Энциклопедическая образованность под силу лишь выдающимся личностям. Вы верно не будете претендовать на полную исключительность.
-
Признание неполного знания – прекрасный стимул для дальнейшего познания. «Я знаю только то, что ничего не знаю», – говорил Сократ. Как видим, к такому выводу пришел тот, кто был богат знаниями.
-
Манера поведения «учителя-всезнайки» не нейтральна. Дистанция, которую умышленно создают некоторые учителя, подчеркивая свою научную осведомленность и незнание учеников, не стимулирует умственную деятельность, а напротив, подавляет ее.
-
«Однажды один ученик спросил учителя по литературе, кто такой Урканава. Эту фамилию он придумал сам из букв своих одноклассников. Не желая признавать своей некомпетентности, учитель ответил: «Грузинский писатель». Класс смеялся. Задумайтесь! Хотелось бы вам оказаться на месте того учителя.
Б. Коррекция поведения.
-
Приемы продуктивного разрешения ситуации.
«Я об этом ничего не знаю, но обещаю посмотреть»
«Я не могу вам сейчас ответить точно. Но обязательно подумаю над вашим вопросом.
«Вопрос интересный. Мы обязательно вернемся к нему чуть позже, а пока не будем отвлекаться». (Принятие такого компромиссного решения обязательно подразумевает возвращение к заданному вопросу на следующем занятии, если вопрос и ответ на него имеют непосредственное отношение к излагаемому материалу.)
-
Проанализируйте ситуации, в которых вы колеблетесь, сказать ли: «Я не знаю» – или делаете вид, что информированы о предмете, о котором на самом деле ничего не знаете. Частый случай: когда кто-либо упоминает книгу, которую вы не читали, а вы понимающе киваете, словно читали ее сами.
-
Если перед учениками вы чаще всего выступаете «всезнайкой», постарайтесь хоть изредка признать некоторые свои неудачи - и вы увидите, что результаты пойдут вам на пользу. Увидите, ваши ребята будут более склонны доверять вам.
-
В своем дневнике наблюдений отмечайте случаи, когда вы расстроились, сказав или сделав что-то не так, как вам хотелось бы, когда ваши действия и поведение нашли неадекватную оценку у других. Проанализируйте каждый случай и лишь затем, соотнеся все «за» и «против», постарайтесь принять правильное решение.
Ошибка 2. «НИЧЕГО СТРАШНОГО. НУ, СОРВАЛОСЬ»
В девятом классе был запланирован поход в театр. Когда ребята выходили из класса, в дверях образовалась «пробка». И тут раздалось: «Вы что, очумели? Куда вы претесь? Никаких театров! Вернитесь! Дневники на стол!» Это учительница русского языка и литературы наводила в классе порядок.
Ошибка 3. «ОПЯТЬ ОПОЗДАНИЕ!»
Отзвенел звонок. В коридоре пусто. Появляется опоздавший, за ним другой, третий. Первым их встречает учитель, ведущий урок. Не пустить в класс ученика нельзя. Один вообще не реагирует, другой покачает головой и разрешит сесть, третий начинает читать нотацию.
Ошибка 4. «МЫ ТАКИМИ НЕ БЫЛИ»
Урок начинается с критики одежды и внешнего вида учащихся. Учитель говорит, что музыка, которую они слушают, отвратительна и годится только для тупых дураков. Девочки все безнравственны, мальчики все пьют и курят. Вокруг сплошные наркоманы. А вот в наше время...
ЗАНЯТИЕ 5. Современные воспитательные системы школы
План анализа воспитательной системы школы
1. Идея (или комплекс идей) и ее научное обоснование.
2. Как сориентирована школа на развитие личности ребенка.
3. Назовите приоритетные (системообразующие) виды деятельности.
4. В чем вы видите взаимодействие дидактической и воспитательной подсистем.
5. В каких формах осуществляется межвозрастное сотрудничество.
6. Каковы связи школы с окружающей средой (дошкольными, внешкольными, культурно-просветительными учреждениями, трудовыми коллективами, предприятиями и т. д.).