ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.05.2021
Просмотров: 686
Скачиваний: 4
Федеральное агентство по образованию
ПЕДАГОГИКА
(ОБЩИЕ ОСНОВЫ)
Учебная программа курса и планы семинарских занятий для вузов
2-е изд., стереотипное
Составитель
Ю.А. Гончарова
Воронеж 2007
Утверждено Научно-методическим советом факультета философии и психологии, протокол №1 от 05.02.07.
Рецензент канд. психол. наук, доцент К.М. Гайдар
Программа подготовлена на кафедре педагогики и педагогической психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета.
Рекомендуется для студентов 1 курса отделения социальной педагогики факультета философии и психологии.
Для специальности 050711 (031300) – Социальная педагогика
ОПД.Ф.01.2.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Общие основы педагогики» входит в структуру общепрофессиональных дисциплин и является обязательным для студентов, обучающихся по специальности 050711 «Социальная педагогика». Данная дисциплина читается на 1 курсе дневного отделения в рамках раздела курса «Педагогика». В соответствии с Государственным образовательным стандартом он включает в себя широкий круг проблем, касающихся роли обучения и воспитания на современном этапе, теоретических и практических проблем, связанных с организацией образовательного процесса, профессиональных качеств личности педагога, некоторых аспектов общих закономерностей, а также возрастных и индивидуальных особенностей развития. Курс включает теоретическую и практическую части.
В качестве базовой цели изучаемой дисциплины выступает общетеоретическая подготовка специалиста в основных вопросах педагогики как области гуманитарного, антропологического, философского знания вообще и как науки о воспитании, в частности.
Задачами курса являются:
-
формирование у студентов системы знаний о методологии и теории педагогики как науки;
-
изучение требования Государственного образовательного стандарта к содержанию и уровню подготовки специалистов – социальных педагогов;
-
формирование у будущих специалистов устойчивого интереса к профессиональной педагогической деятельности, выработка потребности в гуманистическом, творческом подходе к взаимодействию с ребенком любого возраста;
-
выявление особенностей и специфики педагогической деятельности студентов как будущих специалистов с различными возрастными категориями учащихся;
-
овладение основами анализа и диагностики педагогического процесса;
-
подготовка студентов к освоению последующих учебных дисциплин и прохождению практики.
Изучаемый курс включает в себя четыре темы. В рамках первой темы «Педагогика как общественная наука. Методы педагогических исследований» студенты знакомятся с основами педагогики как науки, определяют ее место в системе общественных наук, выявляют функции науки, сущность понятий «воспитание», «обучение», «образование», а также соотношение педагогики и социальной работы.
Вторая тема – «Закономерности развития личности» – посвящена изучению процесса развития личности, влияния среды и наследственности на развитие, анализу возрастных и индивидуальных особенностей развития, а также особенностям воспитания детей различных возрастных групп.
В рамках третьей темы «Воспитание как общественное явление» студенты изучают специфику воспитания как социально организованного процесса интеграции человеческих ценностей, целенаправленного развития личности в условиях целостного педагогического процесса; знакомятся с целями и задачами воспитания, современными концепциями и воспитательными системами.
Четвертая тема «Образование как социокультурный феномен» знакомит студентов с общей структурой педагогического процесса как системы, его закономерностями, этапами. Также изучаются сущность и направления педагогических инноваций; функции учителя современной школы, его профессиональный потенциал и требования к нему.
Каждая тема представлена лекционными и семинарскими занятиями.
В процессе изучения курса студенты ориентируются на самостоятельное изучение педагогических источников, проводят исследования по проблемам, изучаемым в рамках курса.
При изучении курса студенты овладевают, актуализируют и закрепляют систему базовых понятий и дидактических единиц дисциплины: педагогика; образование; воспитание; обучение; развитие; возрастная периодизация; профессиональные качества педагога; модель личности и профессиональной деятельности педагога; методы педагогических исследований.
В процессе изучения курса «Общие основы педагогики» студенты должны знать: основные теоретические вопросы курса; историю возникновения и становления педагогической теории и практики; предмет, специфику и принципы педагогики; понятие сущность и содержание педагогического процесса; особенности профессиональной деятельности педагога; технологии и методы профессиональной деятельности педагога; сущность и особенности педагогической диагностики.
Результатом изучения данного курса должно явиться повышение уровня теоретической подготовки студентов как будущих педагогов; накопление опыта реализации своей педагогической подготовки в сфере образования; обеспечение целеустремленности и настойчивости учащихся в педагогическом и профессиональном самосовершенствовании.
Критерием успешного усвоения спецкурса является умение практически воплотить теоретические знания, обозначенные в содержании.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название разделов и тем курса |
Аудиторная работа |
Всего ауд. |
Сам. работа |
|
Лекции |
Сем. / Практ. |
|
|
|
1. Педагогика как общественная наука. Методы педагогических исследований |
6 |
4 |
10 |
9 |
2. Закономерности развития личности |
6 |
3 |
9 |
9 |
3. Воспитание как общественное явление |
10 |
6 |
16 |
10 |
4. Образование как социокультурный феномен |
12 |
4 |
16 |
11 |
ВСЕГО |
34 |
17 |
51 |
39 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕМА 1. Педагогика как общественная наука.
Методы педагогических исследований
Основные представления о педагогике как науке в различные исторические периоды. Возникновение и развитие педагогики. Практика воспитания в развитых государствах древнего мира – Китае, Индии, Египте, Греции. Древнегреческая философия – колыбель европейских систем воспитания. Народная педагогика. Развитие педагогики в период Средневековья, в эпоху Возрождения (Э. Роттердамский, Ф. Рабле, М. Монтень). Выделение педагогики их философии и оформление ее в научную систему. Труды Я.А. Коменского, Д. Локка, Ж.–Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, Ф.А. Дистервега. Русские философы-педагоги (В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский). Развитие педагогики в советское время (П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский). Зарубежная педагогика.
Педагогика как область гуманитарного, антропологического, философского знания. Объект, предмет и функции педагогики. Категориальный аппарат педагогики: воспитание, образование, обучение, формирование, развитие, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогический процесс. Цели и задачи педагогики. Источники развития педагогики. Педагогическая наука и педагогическая практика. Система педагогических наук.
Педагогическая действительность и ее изучение. Методы исследований в педагогике. Традиционно-педагогические методы: наблюдение, изучение опыта, изучение продуктов ученического творчества, беседа. Педагогический эксперимент. Основные этапы эксперимента. Классификация эксперимента. Педагогическое тестирование. Методы изучения коллективных явлений: анкетирование, социометрия. Количественные методы. Статистический метод: регистрация, ранжирование, шкалирование. Моделирование. Проектирование.
ТЕМА 2. Закономерности развития личности
Процесс развития личности. Философские взгляды на развитие человека в различные исторические периоды. Движущая сила развития – борьба противоречий. Внешние и внутренние противоречия. Биогенетический закон Э. Геккеля и Ф. Мюллера. Факторы, влияющие на развитие личности: наследственность, среда, воспитание. Их соотношение в онтогенезе. Наследование интеллектуальных качеств. Наследование задатков. Влияние среды на развитие личности. Факторы среды, влияющие на развитие. Развитие и воспитание. Сила воспитательного воздействия и ее обусловленность. Деятельность как фактор развития. Основные виды деятельности ребенка: игра, учение, труд. Основные направления деятельности: познавательная, общественная, спортивная, художественная, техническая, ремесленническая, гедоническая. Общение как вид деятельности. Деятельность активная и пассивная. Диагностика развития.