ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.05.2021
Просмотров: 3027
Скачиваний: 5
36. Военная служба: понятие, основные признаки, принципы, правовые источники, организация и функционирование.
В оенная служба – вид ФГС, представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в ВС РФ, воинских формированиях, других войсках, органах, которые осуществляют функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Военная служба функционирует только в специальных органах – МО РФ, СВР, ГППС и т.д., осуществляется специально для обеспечения функции обороны и безопасности государства. Особый режим службы, особая воинская дисциплина, жесткое единоначалие..
Особые принципы ВС – внепартийность, добровольность для контракта, субординация, централизация, единоначалие, соблюдение дисциплины, режим ограниченного доступа к информации.
Особый порядок поступления на службу и ее прохождения (проверка пригодности к ВС, оценка готовности к ВС, выявление соответствия требованиям, специальный порядок назначения на воинские должности)
Действует специальный АП-статус военнослужащих: особый порядок аттестации, знаки отличия и форма, материальная ответственность, материальное снабжение ВС, особые условия, правовая ответственность.
Специальное зак-во – «О ВО и ВС», «О статусе ВС», «О материальной ответственности ВС», Положение о порядке прохождения военной службы – ПП 1999 №1237, Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих ВС РФ и огромное количество других актов ФОИВ.
37. Правоохранительная служба: понятие, основные признаки, принципы, правовые источники, организация и функционирование.
П равоохранительная служба – вид федеральной государственной службы. Основные признаки военной службы также применимы к правоохранительной, однако, имеются некоторые особенности. Правоохранительная служба есть профессиональная служебная деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в госорганах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите ПСЧГ.
Правоохранительная служба – всегда на должностях ПС.
Функционирует в специальных ОГВ, службах, учреждениях. Там учреждаются должности правоохранительной службы, могут учреждаться воинские должности.
Президент РФ учреждает перечень типовых должностей правоохранительной службы.
Правоохранительная служба создается для выполнения определенных функций – обеспечения безопасности, законности, правопорядка, борьбы с преступностью, защиты ПСЧГ. Это правоохранительная деятельность. В процессе нее выполняются разрешительные, контрольные функции, меры государственного принуждения.
Правоохранительная служба функционирует на общих принципах государственной службы, так и на специальных принципах (см. военную) + уважение и соблюдение ПСЧГ, гуманизм, социальное обеспечение.
Особый порядок поступления и прохождения (см. выше)
Особенности есть у административно-правового статуса. Лицам, проходящим правоохранительную службу, присваиваются звания, классные чины, форма, знаки отличия, особый порядок проведения аттестации сотрудников, материальная ответственность и стимулирование, особый порядок проведения службы, специальные требования к поступающим лицам.
Специальное законодательство – ФЗ «О полиции» 2011 г., «О ФСБ», «Об ОРД», «О прокуратуре» закон 1991 г., «О государственной охране», Положение о службе в ОВД 1992 г. и т.д.
38. Принципы построения и функционирования системы государственной службы: понятие и виды.
Законодатель не дает определения принципов ГС, но дает их перечисление в нормативных актах. Принципы государственной службы устанавливаются ради устойчивого регулирования деятельности ОГВ, ГС и т.д. Принципы государственной службы – основополагающие идеи и установления, выражающие объективные закономерности и определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач, функций государственных органов, полномочий ГС, действующих в системе ОГВ и в системе ГС.
Значение принципов в том, что они должны объективно отражать сущность ГС, ее наиболее важные черти, они устанавливают наиболее важные закономерности в системе организации и функционирования ГС, отражая объективные связи, возникающие в системе государственно-служебных отношений. Отсутствие принципов влечет появление элементов произвола, бюрократизма, неорганизованности. Принципы отражают активное и динамичное начало, поскольку они обусловливают определяемую законодателем модель ГС. Формулировка и установление законодателями принципов ГС зависят от избранной модели ГС, от адекватности понимания внутренних закономерностей общественных отношений и правового регулирования.
Принципы закрепляются в ряде НПА, главные – о системе ГС РФ и о ГГС РФ
В соответствии со ст. 3 ФЗ «О системе государственной службы РФ» основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:
-
федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - государственные органы);
-
законность;
-
приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;
-
равный доступ граждан к государственной службе;
-
единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;
-
взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;
-
открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;
-
профессионализм и компетентность государственных служащих;
-
защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.
2. Реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы. Указанными федеральными законами могут быть предусмотрены также другие принципы построения и функционирования видов государственной службы, учитывающие их особенности.
Принципы можно выделить на конституционные – обусловленные КРФ, организационные – отражающие механизм построения и функционирования ГС, государственного аппарата и его звеньев, разделения управленческого труда, обеспечения эффективной административной деятельности в государственных органах. ФЗ «О системе ГС» устанавливает основные принципы построения и функционирования системы ГС. Можно выделить также основные и иные принципы ГС (ФЗ устанавливает основные, можно выделить иные.)
ФЗ «О ГГС» выделяет принципы ГГС – приоритет ПСЧГ, единство правовых и организационных основ службы РФ и субъектов, равный доступ граждан, владеющих русским, к службе, профессионализм и компетентность госслужащих, стабильность гражданской службе, доступность информации о ней, взаимодействие с общественными организациями и гражданами, защищенность служащих от неправомерного вмешательства в их деятельность.
Конституционные принципы ГС:
1. Принцип верховенства КРФ и ФЗ над иными актами, должностными инструкциями ГС – принцип законности, в т.ч принцип верности государству и принцип доверия со стороны иных субъектов.
2. Принцип приоритета ПСЧГ, их непосредственного действия, обязательность их признания, соблюдения и защиты.
3. Принцип единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между РФ и субъектами РФ. – принцип Федерализма.
4. Принцип разделения властей.
5. Принцип равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой.
6. Принцип внепартийности государственной службы, отделения религиозных объединений от государства.
Организационно-функциональные принципы:
1. Принцип обязательности для служащих решений, принятых вышестоящими органами и руководителями в пределах полномочий в соответствии с законодательством РФ. – подконтрольности и подотчетности.
2. Принцип единства основных требований, предъявляемых к госслужбе. – правовых и организационных основ, требований к служащему
3. Принцип профессионализма и компетентности служащих
4. Принцип гласности в осуществлении службы
5. Принцип ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей.
6. Принцип стабильности службы.
7. Принцип взаимосвязи государственной и муниципальной службы
8. Принцип защиты государственных служащих от вмешательства неправомерного в их профессиональную служебную деятельность.
9. Принцип социально-правовой защиты
10. Запрет на забастовки.
39. Система управления государственной службой.
Управление гос-й службой можно рассматривать в 2 аспектах:
1) как организующую деятельность, имеющую административное содержание и осуществляемую в разных ОПФ; 2) как деятельность специально созданных адм-х органов.
Управление осуществляется с целью обеспечения деятельности гос-х служащих в гос-х органах, проведения единой кадровой политики, создания гарантий функционирования государственных органов в соответствии с публичными интересами на базе установленных КРФ, ФЗ, КСРФ принципами.
Управление службой характеризовано следующими признаками – практическая деятельность по определению основных направлений развития и реального функционирования всех элементов правового института государственной службы, функция государственных органов, которая осуществляется в определенных ОПФ, специально созданными ОГВ, основной целью управления является удовлетворение публичных интересов, управление основано на принципах законности, гласности, подчиненности, вышестоящим государственным органам.
Существуют специальные управленческие органы – до 2009 г. формально существовал совет по вопросам гос-й службы при Президенте, органы по вопросам государственной службы в субъектах (Совет при кадровой политике при губернаторе ВО).
Каждый гос орган формирует кадровую службу, которая:
обеспечивает проведение конкурсов на замещение вакантных государственных должностей госслужбы;
оформляет решения государственных органов, связанные с прохождением государственными служащими государственной службы, ведет личные дела государственных служащих, вносит записи в трудовые книжки служащих;
консультирует их по вопросам ГС;
анализирует уровень проф-й подготовки.
Органы управления государственной службой во многом осуществляют функции государственной службы. Вместе с тем функции государственной службы — это основное воздействие государственной службы на развитие государства (оно может быть позитивным либо негативным) и, как следствие, обеспечение благосостояния общества, которому и служит государство.
Практически каждый орган по управлению государственной службой выполняет следующие основные задачи:
обоснование предложений по развитию аппарата государственных органов РФ и субъектов Федерации;
осуществление положений законодательных актов в сфере организации и функционирования государственной службы;
анализ, исследование и оценка деятельности персонала государственных органов;
контроль за реализацией государственной кадровой политики;
прогнозирование и планирование развития персонала государственных органов;
организационно-методическое руководство и координация деятельности по оценке результатов труда служащих, проведению квалификационных экзаменов, аттестации, испытания и т.д.;
управление системой переподготовки и повышения квалификации персонала государственных органов;
разработка проектов штатов государственных органов, фондов заработной платы, требований к должности, методических указаний и рекомендаций по организации труда персонала государственных органов;
координация работы по проведению аттестации государственных служащих;
организационное и методическое руководство системой испытания, подготовки и повышения квалификации государственных служащих;
организация и координация научных исследований в области государственной службы и внедрение их результатов в практическую деятельность органов государства и государственных служащих;
ведение, реестров государственных служащих и создание на этой основе информационных систем банков персонала для государственной службы.
Важнейшим средством улучшения управления является создание кадрового резерва государственной службы – федеральный, ФОГВ, субъекта, ОГВ субъекта. Средства бюджета могут направляться на финансирование службы.
Если мало вышенаписанного, то см. 2 том АП Старилов стр. 324-335.
40. Государственный служащий: понятие, правовое положение, виды. Персональные данные и реестры государственных служащих. Классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания. Классные чины гражданской службы.