ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.05.2021

Просмотров: 742

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В 1799 году принимается Конституция, которая оформила режим консульства. Период директории (1794 - 1799) закончился.

По Конституции высшая власть передавалась трем консулам, первым из которых был Наполеон. Первый консул наделялся особыми полномочиями. Он обладал правом законодательной инициативы, назначал и смещал министров, членов госсовета, послов, генералов, чиновников и судей. По Конституции создавались: Госсовет, Трибунат, Законодательный корпус и Охранительный Сенат, которые должны были осуществлять законодательную власть. Законопроекты проходили через все эти звенья, но вступали в силу только после подписания первым консулом. Охранительный Сенат состоял из пожизненно назначаемых членов, а законодательный корпус и трибунат назначались Сенатом.

В 1800 году ликвидируется система выборного местного самоуправления. Во главе департаментов были поставлены префекты, а во главе округа – супрефекты, назначаемые правительством. Правительство назначало также мэров городов. Устанавливалась строгая система подчинения всех должностных лиц первому консулу. В 1802 году Наполеон делает полномочия первого консула пожизненными и расширяет их. Власть Наполеона принимает монархический характер и в 1804 году Наполеон провозглашается императором. К нему переходит не только исполнительная, но и законодательная власть. Империя Наполеона получила название первой империи и просуществовала до 1814 года. В это время окончательно утверждается буржуазный государственный строй и были сформированы основные положения буржуазного права.


Гражданский кодекс Франции 1804 года (кодекс Наполеона).


Кодекс делился на 3 части:

  1. О лицах, куда были включены разделы о гражданских правах вообще, актах гражданского состояния, семейном праве.

  2. Об имуществах и о различных видоизменениях собственности, куда вошли институты вещного права.

  3. О различных способах, которыми приобретали собственность. Эта часть включала в себя наследственное право, обращение имущества в семье, договоры и иные обязательства.

Многие статьи кодекса были объясняющими и не регулировали правовых ситуаций, то есть шло объяснение, что такое движимое и недвижимое имущество, что такое договор и т.д., поэтому Кодекс был громоздким, но зато такое построение делало его понятным. В Кодексе устанавливалось единое понятие французского гражданства и связанного с ним единства прав. Однако равенство правоспособности не было абсолютным, так как правоспособность женщин, например, была ограничена семейным правом. Гражданство можно было не только приобрести, но и утратить, однако ГК устанавливал только частноправовые, то есть неполитические, основания к утрате гражданства. Права иностранных граждан во Франции были отличны от французов. Они определялись соглашением с той или иной стороной.


Гражданская дееспособность наступала в 21 год, после чего ее ограничение было возможно только в рамках брачно-семейных отношений или вследствие опеки. Предоставлялась возможность полного лишения дееспособности.

Центральным институтом вещного права было право собственности. Согласно доктрине Кодекса, собственность имела, во первых, абсолютный характер, т.е права владельца практически ничем не ограничивались, во вторых, Кодекс закрепил неприкосновенность и неотчуждаемость собственности. В зависимости от субъекта права выделялось 3 вида собственности:

  1. Индивидуальная.

  2. Государственная.

  3. Общинно-коммунальная.

Однако главное внимание уделялось частной собственности, но оговаривалось, что некоторые объекты могут быть только государственными (порты, крепости) или только в коммунальной собственности.

Все вещи делились на 4 группы:

  1. Недвижимая собственность (земля, дом).

  2. Принадлежащие недвижимости в силу своего предназначения, например мебель в доме или скот для обработки земли.

  3. Прочие движимые вещи.

  4. Особо ценные движимые вещи (деньги, драгоценности, частные бумаги, коллекции).

Такое деление вещей было существенным для разных требований в отношении отчуждения и различных операций с ними.

Особое место в Кодексе принадлежало договорному праву. Основным принципом договорного права являлась свобода договора, что означало:

  • Никто не может быть принужден к заключению соглашения, не соответствующего его намерениям.

  • Содержание соглашения определяется только по воле сторон.

Другим принципом договорного права являлось положение об обязательной силе соглашений, что означало: соглашение не может быть расторгнуто односторонними действиями. Эти принципы способствовали развитию частной капиталистической инициативы и предпринимательства.

В Кодексе предусматривались распространенные виды договоров: продажа, мена, найм вещей, работы или услуг, товарищества, ссуда, хранение, залог.

Вторым источником обязательств являлось причинение ущерба.

В области семейного права важным новшеством было закрепление института только гражданского брака, который заключался государственными административными органами по правилам регистрации актов гражданского состояния. Брачный возраст для мужчин был 18 лет, для женщин – 15. Но до 25 лет мужчины и до 21 года женщины могли вступить в брак только при согласии родителей или семейного совета. Кодекс признавал право на развод, который допускался в случае супружеской измены, грубого обращения. Однако в брачно-семейном праве сохранились некоторые пережитки феодального права. Закреплялась власть отца и мужа в семье. Мужчина мог пользоваться имуществом жены или доходами с него. За непослушание члены семьи могли быть помещены в тюрьму или исправительный дом, а жену, уличенную в супружеской измене муж мог по личному усмотрению поместить на несколько дней в тюрьму.


Наследование оставалось по закону и по завещанию, однако завещатель мог распорядиться лишь от 1/3 до 3/4 принадлежащей ему собственности.


Уголовный кодекс 1810 года.



Данный кодекс состоял из 4-х книг:

  1. О наказаниях уголовных и исправительных и их следствиях.

  2. О лицах наказуемых, освобождаемых от ответственности и ответственных за преступления и проступки.

  3. О преступлениях, проступках и их наказаниях.

  4. О полицейских нарушениях и их наказаниях.

В основе доктрины Кодекса лежало представление о преступлении как о проявлении направленной человеческой воли, вредной для сообщества. Субъектом преступления, проступка и нарушения признавалось практически любое лицо. В Кодексе не было никаких социальных, возрастных и других ограничений. Однако для преступников моложе 16 лет допускалось применять более мягкие виды наказаний. Кодекс 1810 года был первым в истории права уголовным сводом, в котором на принципиально новых основах систематизировались все уголовно наказуемые деяния, определялись конкретные критерии их наказуемости.

I. Преступления и проступки против публичных дел были выдвинуты на первое место по важности. Они подразделялись на 3 группы:

1. Преступления против внешней безопасности государства: поднятие оружия против отечества, отношения с враждебными государствами, покушение на императора или членов его фамилии.

2. Преступления и проступки против Конституции: посягательство на избирательные права граждан (угроза, фальсификация), должностные преступления.

3. Преступления и проступки против публичного мира: фальшивомонетничество, подделка государственных печатей, знаков оплаты, официальных документов, подделка частных бумаг.

I. Преступления против частных дел, которые делились на 2 группы:

1. Преступления против лиц: убийство, ранение, клевета, оскорбление, изнасилование, нарушение семейных устоев.

2. Преступления и проступки против собственности. Они регламентировались более детально и большое место было уделено различным видам краж. Особую категорию составляли экономические преступления, в том числе те, которые впервые стали предметом регулирования уголовного закона, например, раскрытие промышленных и коммерческих секретов.

К нарушениям полицейских правил были отнесены правонарушения незначительные, хотя их последствия могли быть серьезными: разведение огня в неположенном месте, нарушение почтовых правил, мер и весов.

Наказания подразделялись на 2 основных класса: уголовные (назначались за преступления) и исправительные (назначались за проступки).

Уголовные наказания могли быть:

  1. Мучительными и позорящими:

    • Смертная казнь.

    • Пожизненная каторга.

    • Срочная каторга.

    • Депортация.

    • Лишение свободы.

  2. Только позорящими:

  • Изгнание.

  • Выставление у позорного столба.

  • Поражение в правах.

Все прочие наказания были отменены, в первую очередь телесные. Смертная казнь назначалась за преступления против государства, Конституции и личности. Смертная казнь назначалась приблизительно за 30 случаев и единственной формой ее осуществления было отсечение головы при помощи гильотины. Депортация являлась одним из самых тяжких видов наказания, причем она была пожизненной. Каторга и депортация влекли за собой полное поражение в правах. Назначение позорящих наказаний сопровождалось временным лишением политических или общегражданских прав. Дополнительным наказанием при самых тяжких преступлениях применялась конфискация имущества.


В 1808 году был принят УПК Франции, который закрепил принципы буржуазного состязательного процесса.

После разгрома армии Наполеона в 1814 году во Франции была восстановлена монархия. Королем стал Людовик XVIII, который в 1814 году подписал Хартию, по которой Франция провозглашалась Конституционной монархией, получившей название легитимной. Король наделял себя обширными полномочиями, его персона объявлялась священной, королю принадлежала исполнительная власть. Король имел право издавать указы помимо парламента, а законопроект приобретал силу закона после подписания его королем. Парламент состоял из 2-х палат:

  1. Палата пэров (назначалась королем).

  2. Палата депутатов (формировалась путем выборов).

Круг избирателей ограничивался возрастом и высоким имущественным цензом. При легитимной монархии сохранялся полицейский и судебный аппарат.

В 1824 году на престол вступает Карл X, который стремился к восстановлению абсолютной монархии. Это вызвало протест широких слоев населения и 8 июля 1830 года в Париже начинается вооруженное восстание. Карл X был низложен, а на престол вступил Луи Филлип Орлеанский. Период с 1830 по 1848 год получил название июльской монархии. Политический режим июльской монархии был оформлен Конституцией 1830 года, которая называлась Хартия 1830 года. Были расширены лишь права парламента, законодательная инициатива объявлялась привилегией палаты пэров, палаты депутатов и короля. Был снижен имущественный и возрастной ценз при выборах.

В результате революции 1848 года Луи Филлип отрекся от престола, а 25 февраля 1848 года временное правительство провозглашает Францию республикой. Правительство взяло на себя обязательство ввести всеобщее прямое избирательное право, провозглашалось право рабочих на труд, устанавливался 10-часовой рабочий день.

В ноябре 1848 года принимается Конституция второй республики. Высшим органом власти стало однопалатное Законодательное собрание, избираемое на 3 года. Оно обладало исключительным правом издавать законы, решать вопросы войны и мира, имело право амнистии. Исполнительная власть принадлежала Президенту, который избирался на 4 года и не мог быть избран на 2-й срок. Президента избирали выборщики от депутатов, а не Законодательное собрание. Президент назначал министров, префектов, высших чиновников, командовал вооруженными силами, руководил внешней политикой. Существовал Государственный совет – совещательный орган, который формировался Законодательным собранием. Конституция вводила всеобщее мужское избирательное право, которое впервые осуществлялось прямым, тайным голосованием. Конституция провозглашала свободу личности, слова, собраний, манифестаций. Президентом был избран Луи Филлип Бонапарт (родственник Наполеона I). Вторая республика просуществовала 3 года. В декабре 1851 Луи Наполеон распускает законодательное собрание, совершает государственный переворот.


В 1852 году была принята новая Конституция. По ней вся полнота власти сосредотачивалась в руках Президента, который избирался на 10 лет. Ему принадлежала не только исполнительная, но и законодательная власть. Законодательную власть он должен был осуществлять совместно с Госсоветом, Законодательным корпусом и Сенатом, но фактически эти органы зависели от Президента, поскольку он сам назначал или утверждал членов этих органов.

Конституция 1852 года подготовила переход к империи. В ноябре специальным законом Луи Бонапарт провозглашается императором под именем Наполеон III. С 1852 года начинается период 2-ой империи. Отменялись буржуазно-демократические свободы, местное управление ставилось в прямую зависимость от центра. В 1870 году Наполеон начинает войну против Пруссии, однако французская армия была разгромлена, а император попадает в плен.

В Париже начинаются волнения и в сентябре 1870 года Франция провозглашается республикой. Формируется национальная гвардия, оборона Парижа продолжалась 4 месяца, и в конце января 1871 года правительство фактически капитулировало. Национальное собрание после заключения мира с Германией приступает к разработке Конституции. В 1875 году принимается Конституция третьей республики, которая просуществовала до 1940 года. В отличие от предшествующих Конституций, Конституция 1875 года не была единственным конституционным актом, а состояла из 3-х конституционных законов:

1. Об организации государственной власти.

2. Об организации Сената.

3. Об отношениях между публичными властями.

После принятия Конституционных законов были совершены 2 неудачные попытки государственного переворота, после чего во Франции окончательно закрепляется республиканская форма правления. Законодательная власть принадлежала двум палатам Сената и палате депутатов. Они могли заседать вместе под названием Национальное собрание. Это касалось выборов Президента и принятия поправок к Конституции. Сенат состоял из 300 сенаторов, из которых 75 назначались пожизненно, остальные избирались. Выборы проводили избирательные коллегии, состоящие из государственных чиновников. Сенаторы избирались на 9 лет и через 3 года состав обновлялся на 1/3. В 1884 году институт пожизненных сенаторов был отменен.

Сенат обладал некоторыми особыми полномочиями. Он располагал юрисдикцией особого суда для рассмотрения преступлений, совершенных Президентом или министрами по обвинению, предъявленному палатой депутатов, и для рассмотрения некоторых категорий политических преступлений. Согласие Сената было необходимым при досрочном роспуске Президентом палаты депутатов.

Палата депутатов состояла из 600 человек. Она формировалась на основе прямого избирательного права по мажоритарной системе выборов в 2 тура. От избирательного округа избирался только 1 депутат. Избирательная система характеризовалась следующими основными признаками: выборы не были всеобщими, право голоса не имели военные, женщины, сезонные рабочие, возрастной ценз – 21 год, выборы были тайными и прямыми.