ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.05.2021

Просмотров: 747

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


РЕВОЛЮЦИЯ 17 ВЕКА В АНГЛИИ И ОБРАЗОВАНИЕ БУРЖУАЗНОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.


Период с 1629 по 1640 год был периодом единоличного правления Карла I. Это время было временем феодальной реакции во всех областях жизни. Английский абсолютизм проводил политику, которая шла вразрез с интересами буржуазии и среднего дворянства.

В 1637-1638 году происходит восстание в Шотландии против попыток монархии установить над ней более жесткий контроль. Шотландцы вторгаются в пределы Северной Англии. В апреле 1640 года король вынужден был созвать парламент с целью получения средств для подавления восстания. Однако парламент отказался выделить средства и через 3 недели Карл I распускает парламент. Этот парламент вошел в историю Англии как «Короткий парламент». В это время шотландцы переходят в наступление и занимают северные графства. Карл I был вынужден снова обратиться к парламенту. Новый парламент просуществовал до 1653 года и вошел в историю как «Долгий парламент». В условиях политического кризиса парламент превращается в организационный центр борьбы с феодально-абсолютистским режимом. Были арестованы активные сторонники абсолютизма, а из тюрем освобождены политические заключенные. Была упразднена Звездная палата и Высокая комиссия.

Парламент принимает закон, по которому он мог быть распущен только по собственному усмотрению. Эти акции неповиновения парламента короне, фактическое посягательство палаты общин на верховную власть в стране в условиях широкого нарастания недовольства знаменовали собой начало английской буржуазной революции.

В ноябре 1641 года начинается наступление парламента на короля. Парламент принимает «Великую ремонстрацию» - это был перечень злоупотреблений короля, которые он допустил за время единоличного правления, причем злоупотреблением считалось все, что ограничивало свободу предпринимательства или угрожало неприкосновенности буржуазной собственности.

В Великой ремонстрации содержалось важное политическое требование – это контроль со стороны парламента за деятельностью королевских министров. В январе 1642 года король делает попытку контрреволюционного переворота и попытку арестовать депутатов палаты общин. На защиту парламента выступает население Лондона, создается ополчение. Таким образом, заговор короля против парламента был сорван. В январе король отправляется на север страны, чтобы собрать силы для вооруженной борьбы с парламентом. Осенью 1642 года начались военные действия и успех был на стороне короля, но в 1645 году по предложению Оливера Кромвеля была проведена реорганизация парламентской армии. Теперь армия формировалась из свободных крестьян и ремесленников, а офицерские посты мог занять любой способный человек. Королевским войскам было нанесено сокрушительное поражение. В 1646 году король сдается в плен Шотландцам, а те выдают его парламенту. Король не смог достичь компромисса с парламентом. Карл I был предан суду и в январе 1649 года был казнен. Первый этап революции на этом закончился (1641 - 1649).


На первом этапе в парламенте большинство было у представителей крупной буржуазии и земельной аристократии. Они назывались пресвитериане. Однако, в реальной революционной силе армии руководство сосредоточилось у интендентовинтендантов. Их возглавлял Оливер Кромвель и они опирались на среднюю буржуазию и новое дворянство. Интенденты добивались установления ограниченной монархии, признания прав и свобод граждан. Противоречия между парламентом и армией углублялись, к тому же возникают противоречия между руководством армией и солдатской массой, что обусловило появление движения левеллеров, которые представляли среднее крестьянство и мелкую буржуазию. Они выступали за установление демократической республики. Власть в парламенте переходит к интендентам, которые становятся ведущей политической силой. Была упразднена палата лордов, королевская власть была объявлена уничтоженной и в мае 1649 года Англия была провозглашена республикой.

Законодательная власть в республике принадлежала однопалатному парламенту – палате общин. Исполнительная власть – государственному совету, который избирался парламентом на 1 год. В госсовете власть захватывает офицерская верхушка во главе с Оливером Кромвелем.

В это время в Европе начинается подготовка интервенции Франции и Испании против Англии. Сторонники монархии организовали беспорядки в северных графствах, ухудшилось экономическое положение. Происходят волнения в армии, организованные левеллерами. Эти выступления были подавлены и Кромвель приступает к покорению Ирландии. В феврале 1649 года принц Карл был провозглашен в Эдинбурге королем Англии, Шотландии и Ирландии.

Летом 1650 года Англия начинает покорение Шотландии и в 1651 году сопротивление сторонников короля было подавлено. Гражданская война, завоевание Шотландии и Ирландии истощили Англию, росло недовольство в армии, и в этих условиях единственным способом правящих кругов сохранить власть было установление военной диктатуры. В апреле 1653 года власть в стране фактически оказалась в руках генерала Кромвеля. Не найдя поддержки своим планам у парламента, Кромвель в 1653 году распускает парламент. В том же году принимается документ «Орудие управления», который оформил режим протектората. Главой государства провозглашался пожизненно лорд-протектор республики. Он должен был управлять страной совместно с парламентом. Лорду-протектору предоставлялись широкие полномочия: он руководил вооруженными силами, заключал международные договоры, назначал высших должностных лиц, располагал судебными функциями и издавал законы.

Парламент состоял из одной палаты и собирался по указу лорда-протектора.

Исполнительную власть лорд-протектор осуществлял совместно с госсоветом. Таким образом, «Орудие управление» обеспечивает концентрацию власти в руках одного человека. Однако экономическое положение Англии ухудшалось. Постоянно происходили мятежи и с целью укрепления своей власти Кромвель установил неприкрытую военную диктатуру. Было создано 11 военно-административных округов во главе с генерал-майором. В 1657 году парламент предложил Кромвелю принять титул короля. Он отказался, однако титул лорда-протектора объявлялся наследственным в семье Кромвеля.


В 1658 году Кромвель умирает. Его сын Ричард оказывается в зависимости от армии и в 1659 году он снимает с себя обязанности лорда-протектора, а в 1660 году в Англии была восстановлена монархия. Королем был провозглашен Карл II Стюард – сын казненного короля Карла I.

Буржуазия и новое дворянство добилось подписания королем Предской декларации, в которой король обещал не преследовать лиц, которые в годы революции боролись против короля, сохранить свободу совести для всех подданных, передавать все споры по поводу земли на усмотрение парламента. Таким образом, в Англии была установлена конституционная монархия, однако вскоре король нарушил декларацию, начинаются репрессии против деятелей республики, воссоздается в старом виде палата лордов, Тайный совет, старая избирательная система.

После реставрации монархии в парламенте разворачивается борьба двух политических партий:

  1. Виги – это были противники правящей династии.

  2. Тори – это представители землевладельческой и финансовой аристократии.

В 1679 Карл II распускает парламент, выборы в новый парламент принесли победу оппозиции. Принимаются важные законы, среди которых выделяется Habeas corpus act, а полное название документа – «Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточении за морями». Он ограничивал произвольные аресты и устанавливал определенные гарантии личности. В нем содержалось правовое положение лица, находившегося под стражей. Арестованному обязательно предоставлялся письменный приказ об аресте, выданный судом. Суд проверял основания ареста и решал вопрос о пребывании человека под стражей или освобождении его под залог. Лицо, освобожденное по приказу habeas corpus act, нельзя было повторно арестовывать за одно и то же преступление. Виновные в этом подвергались штрафу. В 1685 году престол занимает король Яков II, который выражал интересы феодальной реакции. В 1688 году произошел дворцовый переворот. Парламент обращается к правителю Голландии Вильгельму (муж дочери Якова II) занять престол.




Установление конституционной монархии в Англии.


Вильгельм вторгается в пределы Англии и в 1869 году провозглашается королем. Этот переворот, получивший название «Славная революция», окончательно утвердил конституционную монархию. В 1689 году парламент принимает «Билль о правах». Данный акт ограничивал королевскую власть в пользу парламента в законодательной, финансовой, военной и судебной сферах; определил парламентские свободы: регулярный созыв парламента, свобода выбора и прений депутатов; подтверждалось, что господствующей в стране является протестантская религия. «Билль о правах» запретил королю приостанавливать действие законов, запретил освобождать кого бы то ни было из под действия законов, учреждать суды по церковным делам и другие учреждения. Сборы в пользу короны могли взиматься только с согласия парламента. Только с согласия парламента можно было производить набор войска. В 1701 году парламент принимает «Акт об устроении», в котором устанавливалась ответственность королевских министров перед парламентом. Важное конституционное значение имело провозглашение принципа несменяемости судей. Отстранить их от должности могли только по представлению обеих палат парламента.


Английский парламент как и прежде состоял из верхней палаты – палаты лордов, где места занимались по наследству (потомки баронов, вассалов короля), по назначению короля и по должности (2 архиепископа и 26 епископов). Нижняя же палата, палата общин, формировалась путем выборов. Города и графства до 1832 года посылали в палату общин такое количество депутатов, которое определялось королевской грамотой, а не зависела от численности избирателей. Из 240 городов, посылавших депутатов в палату общин, только в 22 было более тысячи избирателей. После «Славной революции» в Англии формируется парламентская система управления, то есть это система, при которой партия, добившаяся большинства мест в парламенте, формирует правительство, ответственное перед парламентом, а не перед королем. В исторических условиях Великобритании 18 века эта система приобрела форму «управления кабинета». Кабинет министров возник не в результате какого либо законодательного акта. Сначала из Тайного совета выделяется коллегия для управления страной, затем в нее входят лица, возглавлявшие основные министерства, и коллегия превращается в правительство его величества. Правительство по поручению короля формирует лидер партии, получившей большинство мест в парламенте. Король теряет право вето в отношении законопроектов, принимаемых парламентом, право объявлять войну и заключать мир перешло от короля к парламенту, так же как и право помилования по политическим преступлениям. В этот период происходит и окончательное оформление ряда государственных учреждений, прежде всего полицейских органов. В 1782 году учреждается министерство внутренних дел. В его функции входило:

  1. Осуществление королевской прерогативы помилования, ответ на петиции граждан королю.

  2. Поддержание порядка и руководство полицией графств и городов.

  3. Система гражданской обороны.

  4. Регистрация избирателей и организация выборов.

В начале 19 века окончательно формируется парламентская система. Практически все члены парламента являлись вигами или тори. Деятельность партий была сосредоточена в парламенте, а правительство формировалось и распускалось по решению парламентского большинства.


Парламентские реформы 19 века.


В 1832 году парламент принимает «Билль о парламентской реформе». По нему 56 населенных пунктов с числом жителей менее 2-х тысяч человек лишались представительства в парламенте. Города с числом жителей от 2-х до 4-х тысяч посылали в парламент вместо двух депутатов только одного. Из освободившихся 143 мест в парламенте 78 передаются графствам и 65 мест новым крупным городам. В результате, увеличивается число избирателей, хотя избирательное право получают только плательщики высокого подоходного налога. После реформы партия вигов стала называться либеральной, а тори – консервативной партией.


В 1867 году проводится вторая парламентская реформа. 52 депутатских места передаются крупнейшим промышленным городам и графствам. Избирательное право получили средняя и мелкая буржуазия, а также наиболее обеспеченные слои рабочего класса.

После этой реформы получает завершение принцип ответственности правительства. Стало правилом, что кабинет министров пребывает у власти до тех пор, пока имеет поддержку большинства палаты общин. Влияние короля на правительство уменьшается. Премьер-министром становится лидер парламентского большинства, он же формирует кабинет министров по поручению короля.

В 1884 и 1885 годах принимаются законы, которые составляли основу третьей избирательной реформы. С 3-х до 5.5 миллионов увеличивается число избирателей (сказался имущественный ценз). Право участвовать в выборах получили сельскохозяйственные рабочие и мелкая сельская буржуазия, имеющая ценз оседлости 6 месяцев. Упраздняется имущественный ценз для городского населения. Не получили избирательного права сыновья, жившие в семье, служащие, рабочие и слуги, не имеющие постоянного места жительства. Устанавливается правило «множественности голосов», то есть человек мог голосовать по месту проживания и в месте, где находилась собственность, обеспечивающая имущественный ценз. Были созданы избирательные округа по 50 тысяч избирателей и в стране устанавливается мажоритарная система выборов, то есть когда учитывается относительное большинство голосов. В результате, позиции консервативной и либеральной партий укрепились и они сменяют друг друга у власти попеременно.

По форме правления Великобритания являлась парламентской монархией, однако с 18 века полномочия короля практически переходят к кабинету министров. Укрепляется руководящая роль правительства в отношении парламента, то есть кабинет осуществляет руководство деятельностью парламента. Более того, право законодательной инициативы во 2-ой половине 19 века превращается в монополию правительства. Таким образом, кабинет министров определял направления государственной политики.

Кабинет министров обладал правом издавать правовые акты помимо парламента. Такое правительственное нормотворчество получило название делегированное законодательство. Объясняется это тем, что в стране не было писанной Конституции, то есть отсутствовали формальные препятствия для законодательных полномочий правительства. Таким образом, кабинет министров оказался во главе законодательной и исполнительной власти. В начале 20 века в парламенте сложилась конфликтная ситуация, поскольку палата лордов состояла из консерваторов, которые могли блокировать законы, принятые палатой общин, где большинство могло быть и у либералов. Это заставило либеральное правительство поставить вопрос о дальнейшем существовании палаты лордов, но ликвидировать ее они не смогли. Но в 1911 году палата общин принимает «Акт о парламенте», который впервые регламентировал отношения между палатами и порядок прохождения законопроекта через палаты парламента. Этот акт предусматривал упрощенный порядок принятия финансовых законов или биллей, и ограничивал в этом вопросе палату лордов. Срок полномочий палаты общин был сокращен с 7 до 5 лет, а члены палаты стали получать жалование. Буржуазная Англия долгое время сохраняла старую судебную систему. Только в середине 19 века были созданы новые суды – это суд по разводам и суд по завещаниям.