Файл: программа летн.практики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.05.2021

Просмотров: 651

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Примерные правила внутреннего распорядка в ДОЛ

Примерные условия работы отрядного вожатого ДОЛ

Периоды развития лагерной смены

Мотивация деятельности

Трудолюбие

Социальные отношения

Социальная приспособляемость

Ответственность

Эмоциональная зрелость (самоконтроль)

Понимание детей

Понимание взрослых

Способность принимать на себя руководство

Навыки, относящиеся к профессиональной деятельности

Наиболее часто встречающиеся трудности

Способность наблюдать

Оценка профессиональной деятельности (рекомендуемая оценка)

Приложение 1

Что взять с собой в лагерь:

2. Формы и содержания массовых мероприятий в условиях ДОЛ

ДЕТЕКТИВ-ЛЭНД

ВЕЧЕР ТЕАТРА

ЯРМАРКА ТВОРЧЕСТВА

Этапы развития детского временного коллектива в ДОЛ

Во втором секторе укажи, как складывались твои отношения с товарищами в отряде;

Федеральное агентство по образованию

3


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ










ЛЕТНЯЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

В ДЕТСКОМ ЗАГОРОДНОМ ЛАГЕРЕ



Программа и методические указания




По специальности

050711 – Социальная педагогика























ВОРОНЕЖ 2005


Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии, № 4 от 27.12.2004 г.








Составители: Бережная И.Ф., Попова С.В.


Программа и методические указания подготовлены на кафедре педагогики и педагогической психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета.


Рекомендуется для студентов 2-3 курсов факультета философии и психологии отделения социальной педагогики.





Летняя педагогическая практика в детском загородном лагере: программа и методические указания для студентов 2-3 курсов факультета философии и психологии отделения социальной педагогики И.Ф. Бережная, С.В. Попова. – Воронеж, 2005. – 64 с.

















Методическое пособие рекомендовано для студентов, проходящих летнюю педагогическую практику. Содержит программу и методические указания по организации воспитательного процесса в условиях детского загородного лагеря.

ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ

Летняя педагогическая практика студентов в детском оздоровительном лагере является важным звеном в системе подготовки социального педагога. Она позволяет проверить и углубить в практической деятельности знания, которые были получены из теоретических курсов. Практика способствует формированию и развитию педагогических умений и навыков, столь необходимых для социального педагога. Это касается, прежде всего, умений и навыков общения с детьми, установления индивидуальных контактов, умений работать с детским коллективом. Практика развивает педагогическое сознание, профессиональную педагогическую культуру, способствует развитию творческого мышления. Также развиваются организаторские способности студента, в результате практики происходит окончательный профессиональный выбор. Именно на практике студент может понять, правильно ли он выбрал для себя сферу деятельности.

Решающим и необходимым условием организации практической подготовки является разносторонняя ориентация будущего социального педагога на все сферы педагогической деятельности: организаторскую, воспитательную, исследовательско-поисковую работу и овладение ее методикой.

Практика помогает реально формировать в условиях естественного воспитательного процесса педагогическую рефлексию, когда для будущего специалиста предметом его размышлений становятся методы и средства собственной воспитательной деятельности, процессы выработки и принятия практических решений. Анализ собственной деятельности, проводимый под руководством преподавателя-методиста, совместно с другими студентами, помогает практиканту осознать трудности, возникающие в работе, и найти пути их преодоления, педагогически целесообразный выход. Важно, чтобы будущий педагог научился определять, какие ошибки допущены им в работе из-за недостатка профессиональных знаний и умений (умения активизировать деятельность детей, организовывать их самостоятельную работу, строить межличностные отношения с товарищами и т.п.), а какие - обусловлены личностными качествами студента (излишняя эмоциональность, неумение найти индивидуальный подход к ребенку, организовать коллективное взаимодействие и т.д.)


В результате практики у студента должна развиться потребность в педагогическом самообразовании и постоянном самосовершенствовании. Будущий социальный педагог должен составить для себя собственный план профессионального роста и развития необходимых, профессионально значимых качеств.

В ходе практики студенты знакомятся с современным состоянием работы в воспитательных учреждениях, с содержанием и особенностями педагогической деятельности воспитателя и вожатого детского оздоровительного лагеря (ДОЛ), с передовым педагогическим опытом. Студенты осваивают методику, приобретают опыт применения различных форм воспитательной работы, а также общения с подростками и коллегами.


ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

ЛЕТНЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

  • Развитие профессиональных качеств будущего социального педагога, подготовка к реализации воспитательных программ на уровне, отвечающем государственным образовательным стандартам.

  • Установление и укрепление связи теоретических знаний, полученных студентами-практикантами при изучении психолого-педагогических дисциплин с профессионально-педагогической деятельностью.

  • Развитие профессионального мышления, совершенствование системы ценностей, смысловой и мотивационной сфер личности будущего социального педагога, а также его гуманистической направленности.

  • Приобщение студентов к непосредственной практической деятельности, формирование у них умений разработки и применения современных воспитательных технологий, выбора оптимальных стратегий воспитательного воздействия в зависимости от целей деятельности и уровня развития подростков.

  • Выявление возможности использования собственных научных исследований в качестве средства совершенствования воспитательного процесса.

  • Выработка у студентов творческого подхода к собственной профессиональной деятельности, приобретение ими опыта рефлексивного отношения к своему труду, актуализация у них потребности в саморазвитии и личностном росте.


ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТОВ-ПРАКТИКАНТОВ

Студент-практикант своевременно выполняет работу по всем направлениям, предусмотренным программой практики, обеспечивая единство умственного, нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания подростков.

В период практики студент должен проявить себя как начинающий специалист, обладающий высокими моральными качествами, общественной активностью, глубоким интересом к работе, любовью к детям, к педагогической профессии. В процессе работы с подростками студент должен стремиться показать свою профессиональную компетентность, активно участвовать в жизни коллектива воспитательного учреждения.

Студент-практикант имеет право по всем вопросам, возникающим в процессе практики, обращаться к руководителям практики университета, администрации воспитательных учреждений, вносить предложения по совершенствованию воспитательного процесса, организации практики.


Каждый студент ведет педагогический дневник, в котором фиксирует результаты наблюдений и проводит анализ воспитательной работы с детьми, а также тетрадь с планами-конспектами всех мероприятий. Допускается совместное ведение педагогического дневника вожатыми-напарниками одного отряда.

Практикант организует свою деятельность в соответствии с требованиями внутреннего распорядка воспитательного учреждения, выполняет распоряжения администрации и руководителей практики. В случае невыполнения требований, предъявляемых к практиканту, он может быть отстранен от прохождения практики.


ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПРАКТИКИ

Летняя педагогическая практика проводится на 2 и 3 курсах на базе детских загородных оздоровительных лагерей.

Общая продолжительность практики 8 недель.

Практика организуется с отрывом от учебных занятий и состоит из двух этапов – обучающей (4 недели) и стажерской (4 недели). Непосредственно со студентами работают групповые руководители – преподаватели вуза.

Студенты проходят практику в составе группы - 10-12 человек. Координирует работу групп факультетский руководитель практики.

В первый день практики руководителем практики проводится установочная конференция для студентов. В ней (как и во всех последующих) участвуют также групповые руководители-преподаватели вуза.

На этой конференции студенты получают Программу и Методические указания по летней педагогической практике, проходят необходимый инструктаж.

За время прохождения практики студент обязан:

1) принять участие в установочной и итоговой конференциях по практике;

2) провести 5-6 отрядных и 1-2 общелагерных воспитательных мероприятий разной направленности;

3) представить преподавателю-методисту для проверки подготовленный сценарий за 3 дня до проведения мероприятия;

4) принять участие в обсуждении самостоятельно проведенных и посещенных мероприятий.

По окончании практики организуется заключительная конференция. На основании представленных каждым студентом-практикантом отчетных документов и отзыва заместителя директора по воспитательной работе (старшего вожатого) детского оздоровительного лагеря, комиссия в составе факультетского и групповых руководителей практики, заместителя директора по воспитательной работе (старшего вожатого) ДОЛ проводится дифференцированный зачет.

При оценке работы студентов в ходе летней педагогической практики комиссия исходит из следующих критериев:

  • систематичность работы студента в период практики;

  • степень ответственности его отношения к выполняемой профессионально-педагогической деятельности;

  • активность участия во всех направлениях деятельности вожатого ;

  • качество выполнения учебных заданий по практике;

  • отзыв (характеристика) заместителя директора по воспитательной работе (старшего вожатого) о деятельности студента-практиканта;

  • профессионализм и качество оформления отчетной документации.


Если студент не выполняет учебный план педагогической практики в установленном данной Программой объеме, он не допускается к зачету по данному виду учебной работы. В этом случае, а также, если студент получает неудовлетворительную оценку на зачете, он обязан пройти летнюю педагогическую практику в полном объеме повторно в следующем учебном году.


СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Основные направления педагогической деятельности, осваиваемой студентами в период практики:

  • организационная работа;

  • воспитательная работа;

  • научно-исследовательская работа.


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА

Участие в установочной конференции по летней педагогической практике. Распределение студентов по базам практики.

Под руководством методистов составление плана работы на период прохождения педагогической практики, в котором определяются объем и содержание намеченных мероприятий, пути и средства психолого-педагогического изучения личности подростка и детского коллектива.

Организация жизнедеятельности детей в отряде на протяжении лагерной смены.

Работа с периодической, методической, педагогической литературой.

Создание методических разработок, определение содержания и методики проведения воспитательных дел, анализ результатов собственной деятельности.

Педагогическая практика завершается итоговой конференцией.

Перед началом летней педагогической практики организуется встреча студентов-практикантов с руководством баз практики – директорами и заместителями директора по воспитательной работе (старшими вожатыми) с целью знакомства с организацией жизни и деятельности детского летнего оздоровительного лагеря. В ходе встречи рассматриваются:

- организационные вопросы: дни заезда и отъезда первой, второй, третьей смен; длительность смен; месторасположение детского лагеря; наличие водоема, бассейна, речки; организация медицинского осмотра вожатых; количество отрядов; количество детей в отряде; контингент принимаемых детей; практика расстановки вожатых на отряды; предоставление выходных; заработная плата и условия выплаты; медицинское обслуживание детей и вожатых;

- вопросы содержания педагогической практики: условия работы, особенности данного лагеря; программа лагеря; традиции лагеря; наличие кружков и секций; примерный план работы на предстоящую смену; календарь спортивных мероприятий; возможности организации походов; периодичность отрядных и общелагерных мероприятий; обеспечение спортивным инвентарем, бумагой, канцелярскими принадлежностями; организация дежурства по лагерю; система организации и проведения планерок и другие.

Примерные правила внутреннего распорядка в ДОЛ

Для сотрудников ДОЛ устанавливаются следующие правила.

  1. Круглосуточный режим работы и круглосуточная ответственность за жизнь и здоровье детей в соответствии с должностными обязанностями.

  2. График выходных дней сотрудников устанавливается заместителем директора по воспитательной работе (старшим вожатым).

  3. Выход сотрудников за территорию лагеря не допускается без разрешения заместителя директора по воспитательной работе (старшего вожатого).

  4. График работы сотрудников соответствует утвержденному режиму дня в лагере. Изменения в режиме дня могут вноситься администрацией лагеря в силу производственной необходимости.

  5. До окончания вечернего обхода каждый сотрудник лагеря должен находиться на своем рабочем месте. В ночное время (24:00 – 7:00) обязательно присутствие не менее 2-х сотрудников на жилом этаже.

  6. Проведение мероприятий педагогического коллектива в ночное время (после 24:00): репетиции, вожатские «огоньки» и пр. – осуществляются только по разрешению заместителя директора по воспитательной работе (старшего вожатого).

  7. Для сотрудников педагогического коллектива устанавливается единая форма одежды, в которой они обязаны находиться на следующих мероприятиях: торжественные и культурно-массовые общелагерные мероприятия, экскурсии, отрядное фотографирование. Во всех остальных случаях форма одежды педагога должна соответствовать общепринятым этическим нормам.

  8. Нахождение сотрудников лагеря в нетрезвом состоянии на рабочем месте и использование в общении ненормативной лексики категорически запрещено.

  9. Курение сотрудников ДОЛ на территории (в том числе в жилых помещениях общего пользования), на пляже запрещается. Для курения определяется место, не доступное для детей, на границе территории лагеря.