ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.05.2021
Просмотров: 651
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Примерные правила внутреннего распорядка в ДОЛ
Примерные условия работы отрядного вожатого ДОЛ
Периоды развития лагерной смены
Эмоциональная зрелость (самоконтроль)
Способность принимать на себя руководство
Навыки, относящиеся к профессиональной деятельности
Наиболее часто встречающиеся трудности
Оценка профессиональной деятельности (рекомендуемая оценка)
2. Формы и содержания массовых мероприятий в условиях ДОЛ
Этапы развития детского временного коллектива в ДОЛ
Во втором секторе укажи, как складывались твои отношения с товарищами в отряде;
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЛЕТНЯЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
В ДЕТСКОМ ЗАГОРОДНОМ ЛАГЕРЕ
Программа и методические указания
По специальности
050711 – Социальная педагогика
ВОРОНЕЖ 2005
Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии, № 4 от 27.12.2004 г.
Составители: Бережная И.Ф., Попова С.В.
Программа и методические указания подготовлены на кафедре педагогики и педагогической психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета.
Рекомендуется для студентов 2-3 курсов факультета философии и психологии отделения социальной педагогики.
Летняя педагогическая практика в детском загородном лагере: программа и методические указания для студентов 2-3 курсов факультета философии и психологии отделения социальной педагогики И.Ф. Бережная, С.В. Попова. – Воронеж, 2005. – 64 с.
Методическое пособие рекомендовано для студентов, проходящих летнюю педагогическую практику. Содержит программу и методические указания по организации воспитательного процесса в условиях детского загородного лагеря.
ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ
Летняя педагогическая практика студентов в детском оздоровительном лагере является важным звеном в системе подготовки социального педагога. Она позволяет проверить и углубить в практической деятельности знания, которые были получены из теоретических курсов. Практика способствует формированию и развитию педагогических умений и навыков, столь необходимых для социального педагога. Это касается, прежде всего, умений и навыков общения с детьми, установления индивидуальных контактов, умений работать с детским коллективом. Практика развивает педагогическое сознание, профессиональную педагогическую культуру, способствует развитию творческого мышления. Также развиваются организаторские способности студента, в результате практики происходит окончательный профессиональный выбор. Именно на практике студент может понять, правильно ли он выбрал для себя сферу деятельности.
Решающим и необходимым условием организации практической подготовки является разносторонняя ориентация будущего социального педагога на все сферы педагогической деятельности: организаторскую, воспитательную, исследовательско-поисковую работу и овладение ее методикой.
Практика помогает реально формировать в условиях естественного воспитательного процесса педагогическую рефлексию, когда для будущего специалиста предметом его размышлений становятся методы и средства собственной воспитательной деятельности, процессы выработки и принятия практических решений. Анализ собственной деятельности, проводимый под руководством преподавателя-методиста, совместно с другими студентами, помогает практиканту осознать трудности, возникающие в работе, и найти пути их преодоления, педагогически целесообразный выход. Важно, чтобы будущий педагог научился определять, какие ошибки допущены им в работе из-за недостатка профессиональных знаний и умений (умения активизировать деятельность детей, организовывать их самостоятельную работу, строить межличностные отношения с товарищами и т.п.), а какие - обусловлены личностными качествами студента (излишняя эмоциональность, неумение найти индивидуальный подход к ребенку, организовать коллективное взаимодействие и т.д.)
В результате практики у студента должна развиться потребность в педагогическом самообразовании и постоянном самосовершенствовании. Будущий социальный педагог должен составить для себя собственный план профессионального роста и развития необходимых, профессионально значимых качеств.
В ходе практики студенты знакомятся с современным состоянием работы в воспитательных учреждениях, с содержанием и особенностями педагогической деятельности воспитателя и вожатого детского оздоровительного лагеря (ДОЛ), с передовым педагогическим опытом. Студенты осваивают методику, приобретают опыт применения различных форм воспитательной работы, а также общения с подростками и коллегами.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
ЛЕТНЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
-
Развитие профессиональных качеств будущего социального педагога, подготовка к реализации воспитательных программ на уровне, отвечающем государственным образовательным стандартам.
-
Установление и укрепление связи теоретических знаний, полученных студентами-практикантами при изучении психолого-педагогических дисциплин с профессионально-педагогической деятельностью.
-
Развитие профессионального мышления, совершенствование системы ценностей, смысловой и мотивационной сфер личности будущего социального педагога, а также его гуманистической направленности.
-
Приобщение студентов к непосредственной практической деятельности, формирование у них умений разработки и применения современных воспитательных технологий, выбора оптимальных стратегий воспитательного воздействия в зависимости от целей деятельности и уровня развития подростков.
-
Выявление возможности использования собственных научных исследований в качестве средства совершенствования воспитательного процесса.
-
Выработка у студентов творческого подхода к собственной профессиональной деятельности, приобретение ими опыта рефлексивного отношения к своему труду, актуализация у них потребности в саморазвитии и личностном росте.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТОВ-ПРАКТИКАНТОВ
Студент-практикант своевременно выполняет работу по всем направлениям, предусмотренным программой практики, обеспечивая единство умственного, нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания подростков.
В период практики студент должен проявить себя как начинающий специалист, обладающий высокими моральными качествами, общественной активностью, глубоким интересом к работе, любовью к детям, к педагогической профессии. В процессе работы с подростками студент должен стремиться показать свою профессиональную компетентность, активно участвовать в жизни коллектива воспитательного учреждения.
Студент-практикант имеет право по всем вопросам, возникающим в процессе практики, обращаться к руководителям практики университета, администрации воспитательных учреждений, вносить предложения по совершенствованию воспитательного процесса, организации практики.
Каждый студент ведет педагогический дневник, в котором фиксирует результаты наблюдений и проводит анализ воспитательной работы с детьми, а также тетрадь с планами-конспектами всех мероприятий. Допускается совместное ведение педагогического дневника вожатыми-напарниками одного отряда.
Практикант организует свою деятельность в соответствии с требованиями внутреннего распорядка воспитательного учреждения, выполняет распоряжения администрации и руководителей практики. В случае невыполнения требований, предъявляемых к практиканту, он может быть отстранен от прохождения практики.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПРАКТИКИ
Летняя педагогическая практика проводится на 2 и 3 курсах на базе детских загородных оздоровительных лагерей.
Общая продолжительность практики 8 недель.
Практика организуется с отрывом от учебных занятий и состоит из двух этапов – обучающей (4 недели) и стажерской (4 недели). Непосредственно со студентами работают групповые руководители – преподаватели вуза.
Студенты проходят практику в составе группы - 10-12 человек. Координирует работу групп факультетский руководитель практики.
В первый день практики руководителем практики проводится установочная конференция для студентов. В ней (как и во всех последующих) участвуют также групповые руководители-преподаватели вуза.
На этой конференции студенты получают Программу и Методические указания по летней педагогической практике, проходят необходимый инструктаж.
За время прохождения практики студент обязан:
1) принять участие в установочной и итоговой конференциях по практике;
2) провести 5-6 отрядных и 1-2 общелагерных воспитательных мероприятий разной направленности;
3) представить преподавателю-методисту для проверки подготовленный сценарий за 3 дня до проведения мероприятия;
4) принять участие в обсуждении самостоятельно проведенных и посещенных мероприятий.
По окончании практики организуется заключительная конференция. На основании представленных каждым студентом-практикантом отчетных документов и отзыва заместителя директора по воспитательной работе (старшего вожатого) детского оздоровительного лагеря, комиссия в составе факультетского и групповых руководителей практики, заместителя директора по воспитательной работе (старшего вожатого) ДОЛ проводится дифференцированный зачет.
При оценке работы студентов в ходе летней педагогической практики комиссия исходит из следующих критериев:
-
систематичность работы студента в период практики;
-
степень ответственности его отношения к выполняемой профессионально-педагогической деятельности;
-
активность участия во всех направлениях деятельности вожатого ;
-
качество выполнения учебных заданий по практике;
-
отзыв (характеристика) заместителя директора по воспитательной работе (старшего вожатого) о деятельности студента-практиканта;
-
профессионализм и качество оформления отчетной документации.
Если студент не выполняет учебный план педагогической практики в установленном данной Программой объеме, он не допускается к зачету по данному виду учебной работы. В этом случае, а также, если студент получает неудовлетворительную оценку на зачете, он обязан пройти летнюю педагогическую практику в полном объеме повторно в следующем учебном году.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Основные направления педагогической деятельности, осваиваемой студентами в период практики:
-
организационная работа;
-
воспитательная работа;
-
научно-исследовательская работа.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА
Участие в установочной конференции по летней педагогической практике. Распределение студентов по базам практики.
Под руководством методистов составление плана работы на период прохождения педагогической практики, в котором определяются объем и содержание намеченных мероприятий, пути и средства психолого-педагогического изучения личности подростка и детского коллектива.
Организация жизнедеятельности детей в отряде на протяжении лагерной смены.
Работа с периодической, методической, педагогической литературой.
Создание методических разработок, определение содержания и методики проведения воспитательных дел, анализ результатов собственной деятельности.
Педагогическая практика завершается итоговой конференцией.
Перед началом летней педагогической практики организуется встреча студентов-практикантов с руководством баз практики – директорами и заместителями директора по воспитательной работе (старшими вожатыми) с целью знакомства с организацией жизни и деятельности детского летнего оздоровительного лагеря. В ходе встречи рассматриваются:
- организационные вопросы: дни заезда и отъезда первой, второй, третьей смен; длительность смен; месторасположение детского лагеря; наличие водоема, бассейна, речки; организация медицинского осмотра вожатых; количество отрядов; количество детей в отряде; контингент принимаемых детей; практика расстановки вожатых на отряды; предоставление выходных; заработная плата и условия выплаты; медицинское обслуживание детей и вожатых;
- вопросы содержания педагогической практики: условия работы, особенности данного лагеря; программа лагеря; традиции лагеря; наличие кружков и секций; примерный план работы на предстоящую смену; календарь спортивных мероприятий; возможности организации походов; периодичность отрядных и общелагерных мероприятий; обеспечение спортивным инвентарем, бумагой, канцелярскими принадлежностями; организация дежурства по лагерю; система организации и проведения планерок и другие.
Примерные правила внутреннего распорядка в ДОЛ
Для сотрудников ДОЛ устанавливаются следующие правила.
-
Круглосуточный режим работы и круглосуточная ответственность за жизнь и здоровье детей в соответствии с должностными обязанностями.
-
График выходных дней сотрудников устанавливается заместителем директора по воспитательной работе (старшим вожатым).
-
Выход сотрудников за территорию лагеря не допускается без разрешения заместителя директора по воспитательной работе (старшего вожатого).
-
График работы сотрудников соответствует утвержденному режиму дня в лагере. Изменения в режиме дня могут вноситься администрацией лагеря в силу производственной необходимости.
-
До окончания вечернего обхода каждый сотрудник лагеря должен находиться на своем рабочем месте. В ночное время (24:00 – 7:00) обязательно присутствие не менее 2-х сотрудников на жилом этаже.
-
Проведение мероприятий педагогического коллектива в ночное время (после 24:00): репетиции, вожатские «огоньки» и пр. – осуществляются только по разрешению заместителя директора по воспитательной работе (старшего вожатого).
-
Для сотрудников педагогического коллектива устанавливается единая форма одежды, в которой они обязаны находиться на следующих мероприятиях: торжественные и культурно-массовые общелагерные мероприятия, экскурсии, отрядное фотографирование. Во всех остальных случаях форма одежды педагога должна соответствовать общепринятым этическим нормам.
-
Нахождение сотрудников лагеря в нетрезвом состоянии на рабочем месте и использование в общении ненормативной лексики категорически запрещено.
-
Курение сотрудников ДОЛ на территории (в том числе в жилых помещениях общего пользования), на пляже запрещается. Для курения определяется место, не доступное для детей, на границе территории лагеря.