Файл: Основные направления протестантизма.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ГЛАВА 2. Направления современного протестантизма

2.1 Лютеранство, кальвинизм и старокатолики

  • Наиболее распространенным ответвлением протестантизма является лютеранство.

Лютеранские евангелистические церкви существуют во многих странах — Исландии, Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии и Германии. Много лютеранских церквей в Северной Америке. Крупнейшей является лютеранская церковь Бразилии. В странах Азии лютеран мало, сильнее чувствуется их влияние в таких странах, как Эфиопия, Судан, Камерун и другие.

Мартин Лютер (1483 – 1546 гг.) — видный деятель Реформации, основатель протестантизма. Оказал большое влияние на все сферы духовной жизни Германии ХVI – XVII вв. Лютеранский перевод Библии сыграл важную роль в формировании общенационального немецкого языка. Лютер был сторонником умеренной бюргерской реформации. Он отрицал роль церкви и духовенства как посредников между человеком и богом. "Спасение" человека, утверждал он, зависит не от выполнения "добрых дел", таинств, обрядов, а от искренности его веры.

Источником религиозной истины является не "священное предание" (решения церковных соборов, суждения пап и т. п.), а само Евангелие. В этих требованиях выразился конфликт раннебуржуазного мировоззрения с феодальной идеологией и церковью. Вместе с тем Лютер выступал против доктрин, выражавших материальные интересы немецкого бюргерства, критиковал теорию естественного права, идеи раннебуржуазного гуманизма, принципы свободной торговли. В Великой крестьянской войне (1525 г.) Мартин Лютер стал на сторону господствующего класса. "...Лютер, — писал К. Маркс, — победил рабство по набожности только тем, что поставил на его место рабство по убеждению".

Основными вероучительными документами лютеранства являются "Аугсбургское вероисповедание" и "Апология", написанные Лютером и другим проповедником протестантизма — Меланхтоном. Центральный момент лютеранского вероучения составляет учение об оправдании верой. Отношения церкви к миру характеризует учение Лютера о двух царствах. Лютер четко разграничивал две сферы: религиозную и общественную жизнь. Содержание первой составляют вера, христианская проповедь, деятельность церкви; второй — мирская деятельность, гражданская мораль, государство и разум. Лютеранство отрицает сословие духовенства как наделенного благодатью посредника между Богом и человеком.



Спасает только личная вера в Бога, а не сверхдолжные дела святых и добрые дела в пользу церкви. Лютеранство упраздняет монашество, поклонение святым и их мощам. Культ в лютеранской церкви соответствует буржуазному требованию "дешевой церкви".

После Первой мировой войны и до настоящего времени наиболее влиятельным направлением евангелической теологии является "диалектическая теория", представителями которой являются К. Барт, Э. Бруннер, Р. Бультман. Основная идея "диалектической теологии" сводится к тому, что христианская вера не может быть обоснована извне, доводами разума. Она возникает из "внутренней непосредственной встречи" с Богом. Истинная религия — религия Откровения.

Сторонники "диалектической теологии" апеллируют к евангелию как единственному источнику христианской веры. Расплывчатость и неопределенность протестантской идеологии с ее субъективным истолкованием и восприятием евангелия делают возможным широкое размежевание политических позиций внутри протестантизма и в частности внутри лютеранско-евангелического направления.

Сейчас в мире около 75 млн. лютеран, 192 млн. лютеранских церкви. Около 50 млн. верующих объединены во Всемирный лютеранский союз.

Главный упор в проповеднической деятельности сейчас на истолковании вопросов общественной жизни и особенно на морально — этические проблемы. Лютеранские церкви принимают участие в экуменическом движении. Лютеранство распространенно в Эстонии, Латвии, Казахстане, Киргизии и др.

  • На втором месте по численности приверженцев после лютеранства остается, как это было и раньше, кальвинизм. Жан Кальвин (1509 – 1564 гг.) — один из деятелей Реформации во Франции. С 1536 г. поселился в Женеве, где стал фактическим диктатором города (1541 г.), добился подчинения светской власти церкви. Основанная Кальвином система протестантизма — кальвинизм — выражала требования "самой смелой части тогдашней буржуазии" (Ф. Энгельс). Основы кальвинизма — учение о божественном предопределении одних людей к "спасению" и других — к "осуждению". Но это предопределение не исключало активной деятельности, поскольку, согласно Ж. Кальвину, верующий, хотя и не знает своей судьбы, своими успехами в личной жизни может доказать, что он "божий избранник". Каливинизм оправдал буржуазное предпринимательство эпохи первоначального накопления. Это нашло свое отражение в том, что наилучшими добродетелями объявлялись умеренность и бережливость, проповедовался режим мирского аскетизма. Для Кальвина была характерна религиозная нетерпимость к инакомыслящим. По его приказу сожгли ученого Сервета (1553 г.). Основное произведение Ж. Кальвина — "Наставление в христианской вере" (1536 г.).


Кальвин учил, что всеведущий бог, еще до сотворения мира, одних людей предназначил "к спасению", т. е. к рабскому блаженству, а других — к "погибели", мукам ада. Он разъяснял: если человеку в его делах сопутствует успех, значит, бог помогает своему избраннику, перед которым раскрываются ворота рая. Если же человека преследует неудача, это свидетельствует о немилости божьей, ведущей неудачника к погибели в аду.

Таким образом, выходило, что человек достигает богатства не посредством эксплуатации других людей, не с помощью обмана, насилия, а в силу оказанной ему богом помощи. Это означало, что ни один верующий не может и не должен ни осуждать богача, ни жаловаться на свою обездоленность, так как это было бы равносильно спору с самим богом.

Кальвинизм распадается в свою очередь на три ответвления: реформаторство, пресвитерианство, конгрегационализм. Вместе взятые они охватывают около 50 млн. человек. Во Всемирной пресвитерианский союз входит 125 самостоятельных кальвинистских церквей из разных стран. Небольшое число последователей реформаторства имеется в областях Западной Украины.

Конгрегационализм (от лат. "соединение") сложился еще во времена реформационного движения в Англии как течение, оппозиционное англиканской церкви. Отличительную его особенность составляет принцип независимости общин верующих от светских властей и полной их самостоятельности, автономности каждой общины — конгрегации. Призывая к возрождению раннехристианского строя религиозной жизни, конгрегационалисты полностью первоначально отвергали иерархию.

Наибольшее развитие конгрегационализм получил в Северной Америке.

Конгрегационалисты ведут активную проповедническую и миссионерскую деятельность, принимают участие в экуменическом движении с программой, основным лозунгом которой является возрождение раннего христианства. Существует в качестве всемирного центра конгрегационализма Информационный конгрегационамистический собор.

Подобное учение, т. е. кальвинизм в целом, подавляло и сковывало протест угнетенных, делало их смиренными и покорными. От каждого человека Кальвин требовал жизни, достойной рая. Такая жизнь определялась заветом: "молись и работай". Последователи Кальвина отказывали себе в отдыхе и развлечениях.

Кальвинистов зачастую отличала поношенная одежда и стоптанная обувь. Вскоре они получили прозвище "пуритан" (от лат. "purus" — чистый) — ревнителей чистой жизни.

Строжайшая бережливость, доходящая до скаредности, позволяла им выгадывать каждый грош, чтобы, накапливая деньги, снова и снова пускать их в оборот ради новой прибыли, владевшей всеми помыслами пуританина.


Женева времен Кальвина жила размеренной жизнью. С 9 часов вечера во всех окнах гас свет, и позднее этого часа никто не смел появляться на опустевших улицах. Если кто-то дерзал оспаривать учение Ж. Кальвина, его постигала кара и даже смерть. Он также выдвигал и политические идеи, говоря, что государи поставлены богом над народами в наказание за людские грехи, разъясняя, что бог может вразумить народных представителей обойтись без монарха, и, взяв власть в свои руки, они совершат угодное богу дело. Не удивительно, что участники ранних буржуазных революций в ХVI в. в Голландии, а в ХVII в. в Англии выступали под знаменем кальвинизма, учения, которое оправдало борьбу молодой буржуазии против феодального абсолютизма.

  • К протестантам относят и старокатоликов — сторонников отколовшихся от римско-католической церкви направлений. Старокатолическая церковь сложилась на основе оппозиции решению Ватиканского собора, провозгласившего в 1840 г. догмат о папской непогрешимости. Она включила в себя созданную ранее в Голландии Утрехтскую церковь. В настоящее время старокатолицизм представлен несколькими самостоятельными церквями. Основные его центры — ФРГ, Австрия, Швейцария, Нидерланды. Старокатолические церкви объединены в Международный старокатолический конгресс и входят во Всемирный Совет церквей. Вероучение старокатоликов занимает промежуточное положение между католицизмом и протестантизмом. С одной стороны, старокатолики сохраняют целый ряд моментов из католического культа, с другой, не признают главенства римского папы, отвергают почитание икон, церковных реликвий, обязательный целибат для духовенства и т. п. Во всем этом старокатолики особенно близки к англиканцам, с которыми они поддерживают постоянные контакты.

2.2 Меннониты, баптизм и методизм

  • К числу сложившихся еще во времена Реформации разновидностей протестантизма принадлежит секта меннонитов. Она возникла в Северной Германии. Ее основателем был голландец Менно Симоне. Источником вероучения меннонитов является написанный им "Фундамент истинной христианской веры". Догматика и обрядность меннонитов во многом заимствованы у анабаптистов. Меннониты не верят в предопределение. Они придают большое значение личной вере, которая, согласно их учению, имеет приоритет даже перед "Священным писанием". Среди меннонитов распространены мессианские и хилиастические представления. К основополагающим канонам меннонистического учения относятся принципы: покаяния в грехах, крещение по вере, омовение ног, церковные отлучения, отказ от воинской службы и ряд других догматов, ставящих меннонитов в ситуацию самоизоляции от общества, в особенности от государства.