Файл: Основные направления протестантизма.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В настоящее время секта меннонитов представлена во многих странах, преимущественно в Северной Америке и Европе; имеются меннониты и в ряде районов нашей страны. Сейчас в мире насчитывается около полумиллиона меннонитов. Меннониты в зарубежных странах располагают сетью школ и семинарий для подготовки кадров пропагандистов и миссионеров. Миссионерской деятельностью секта занимается давно и придает ей большое значение, меннонистские миссии можно встретить почти во всех странах мира.

  • Большое место в системе протестантистских церквей занимает баптизм. По своему вероучению баптизм во многом смыкается с другими протестантистскими организациями. Разделяя общехристианские догматы о Троице, божественном происхождении Христа и т. п., баптисты вместе с тем отрицают роль церкви как посредницы между богом и людьми, проповедуют принцип "оправдания верой".

Подобно кальвинистам, они верят в предопределение, однако этот принцип не доведен ими до крайности. В их вероучение отчетливо выделяются элементы архинианства, признающего свободу воли человека. Значительно упрощен у баптистов культ. Они отказались от почитания икон, креста, веры в святых.

Богослужения заменены у них молитвенными собраниями; крещение производится над взрослыми людьми и считается не таинством, а обрядом, символизирующим посвящение человека в члены церкви.

Источником вероучения баптисты считают Библию (прежде всего Новый Завет).

Баптисты не признают святых, монашество, сосредотачивая внимание на Иисусе Христе как единственном посреднике между Богом и людьми, который своей жертвой спас грешников. Главный принцип "Жить в мире, но быть не от мира сего", т. е. подчиняться земным законам, но сердце целиком отдавать "небесному жениху " Христу. Особое значение баптисты придают проповеди своей веры, которую вести обязан каждый (принцип всеобщего священства), особенно среди детей и молодежи. За последние десятилетия численность баптистов в нашей стране в целом медленно, но постоянно увеличивается.

В настоящее время позиции баптизма особенно сильны в США. Кроме США баптизм представлен в Великобритании, Бразилии, Канаде, Мексике, Бирме, Индии, ЮАР и др.

В 1905 г. был создан Всемирный баптистский союз. С баптизмом тесно связаны такие религиозные течения и организации, как "братья во Христе", "молодые христиане" и др.

В мире насчитывается сейчас свыше 40 млн. приверженцев этой деноминации.


  • Одно из крупнейших церковных образований в рамках протестантизма — методизм, сложившийся в ХVIII в. на почве англиканства и связанный с ним по происхождению. Кроме традиционных центров — Англии и США, методистские церкви существуют сейчас также в Австралии, Новой Зеландии, на Фиджи, в ЮАР и ряде других стран. Самой крупной является методистская церковь США, одна из крупнейших религиозных организаций в стране.

По вероучению и культу методизм близок к англиканству. Для этого течения характерно принятие арминианской доктрины. Культ методистов предельно упрощен.

Из обрядов сохраняются крещение и причащение. Рассматривая причащение как таинство, методисты отрицают присутствие тела и крови Христа в элементах причастия. Полностью отвергается католическое учение о чистилище, отрицается необходимость исповеди. Отличительная черта — строгий централизм. Во Всемирный методистский Совет входит большинство методистских организаций многих стран.

2.3 Мормоны, Армия Спасения и Христианская наука

  • В 1830 г. была организована секта мормонов, которые именуют себя "святыми судного дня". Основателем ее был Дж. Смит, с детских лет имевший "видения" и на этом основании объявивший себя пророком. Он издал "Книгу Мормона", ставшую "Библией" его последователей. В ней написаны любые откровения и завещание последнего израильского пророка Мормона. Вероучение Мормонов базируется на "Книге Мормона" и тех откровениях, которые, мол, непосредственно получает пророк от Бога. Символ веры Мормонов включает 13 статей, подтверждающих верность традиционным положениям христианского учения о Троице, искуплении, наказании, спасении и т. п., а также свидетельствующих об особой приверженности традиционной раннеапостольской церкви. Учение Мормонов включает в себя наряду с элементами христианства элементы ислама. В 1843 г. Смит провозгласил многоженство и необходимость создания теократической организации. Одним из важных моментов в призывах проповедников нового учения была мысль о необходимости труда, который должен дать человеку благосостояние в земной жизни. Одну из отличительных особенностей взглядов мормонов составляет ожидание скорого наступления на земле тысячелетнего царства божьего, а также вера в существование кроме единого Бога еще и низших Богов, духов. Для того чтобы стать одним из них, человеческая душа должна высвободиться из оков плоти.

У Мормонов существует своеобразная иерархия

, включающая в себя высших священников ("генеральные авторитеты"); высшим священникам подчиняется "коллегия 12 апостолов", затем включаются патриархи, епископы, священники, учителя и диаконы.

  • В 1865 г. методистским проповедником Бутсом в Лондоне было начато движение за нравственное возрождение общества. С 1878 г. движение приняло специфические организационные формы, оно было названо "Армия Спасения".

Согласно организационной структуре во главе сект стоит генерал, избираемый Высшим советом. В масштабах той или иной страны "армия" состоит из "дивизий", "корпусов" и "форпостов". Возникнув на почве методизма, Армия Спасения разделяет основные положения его вероучения, и в особенности учения о спасении. Крещение и причащение не считаются необходимыми условиями для достижения вечного блаженства. Религиозная доктрина Армии Спасения исходит из евангелической веры, хотя отвергаются все таинства и акцент ставится на моральном учении христианства.

Основатель Армии Спасения утверждал, что следует заботиться не только о спасении души и потустороннем существовании, но и о том, чтобы облегчить жизнь низшим слоям общества. Отделения Армии Спасения оказывают гуманитарную помощь больницам, детским домам, многодетным семьям и др. нуждающимся. Большая помощь оказывается беженцам, жертвам межнациональных конфликтов.

  • В 1866 г. некая Мери Бекер основала церковь "христианской науки". Ее приверженцев называют также сциентистами. М. Бекер удалось якобы открыть "Христов метод исцеления", который основывается на утверждении, что, кроме духа, в мире нет ничего. Все же остальное видимость. Поэтому путь к исцелению от греха и смерти заключается только в том, чтобы выбросить из головы мысли об этих недугах, о грехе, о смерти. Все зло, все беды, утверждают последователи секты, порождение человеческого воображения. В настоящее время существует около 1600 сциентистских церковных общин. На их богослужениях читаются выдержки из Библии и "Книги текстов" (главное произведение М. Бекер).

2.4 Пятидесятники (Христиане евангельской веры) и перфекционисты

  • Пятидесятники появились в первом десятилетии XX в. почти одновременно в Уэльсе и Лос-Анджелесе и распространились во многих странах: Скандинавии, Венгрии, Польше, Германии, а также Латинской Америке. Особенно большой успех проповедь пятидесятников имела среди последователей лютеранства, методизма, баптизма. В настоящее время численность пятидесятников превышает 10 млн. человек.


В 1906–1914 гг. пятидесятники проникли из Скандинавии в Финляндию, оттуда в Россию. В 1944 г. члены этой секты влились в организацию евангельских христиан-баптистов, однако много общин пятидесятников не признало этого слияния.

У пятидесятников есть ряд толков, которые называются:

1) Христиане евангельской веры (воронаевцы) – особое внимание обращают на глоссолалию (говорению на иноязыках), пророчества, считают обязательным омовение ног и употребление пресного хлеба во время хлебопреломления;

2) Евангельские христиане в духе апостолов (смородинцы) – признают Бога в одном лице, а не в трех, считают необязательным «говорение на иноязыках», не совершают омовения ног перед хлебопреломлением;

3) Пятидесятники-сионисты, особенность их вероучения – призыв к переселению в «обетованную землю», на гору Сион в Палестине для ожидания Второго Пришествия Христа.

Вероучение пятидесятников не отличается от вероучения баптистов. Об этом прежде всего свидетельствует почитание Христа как искупителя человеческих грехов и к Библии, «она – судья, которая решает споры там, где бессилен человеческий рассудок и разум».

Особое внимание пятидесятники уделяют догмату о Духе Святом, который как олицетворение Бога присутствует на земле и в сердцах последователей Христа. Спасение человека, по их учению, достигается личной верой, но для этого необходимо беспрекословное повиновение и покорность Богу, которая является необходимым условием получения Духа Святого, единственного ключа к спасению и к вечной жизни в царстве небесном.

На молитвенных собраниях проповедники говорят о грехе против Святого Духа, совершаемом верующими, при этом выделяют шесть видов такого греха: оскорбление и угашение Святого Духа, ложь, искушение, противление и огорчение Духа Святого.

Учение о Святом Духе является обоснованием «глоссолалии» (т. е. «говорения на иных языках»), связанной с «крещением Духом Святым»). Такое крещение должен пройти каждый верующий. Они верят в то, что на пятидесятый день после воскрешения Христа (отсюда их название) на его апостолов снизошел Святой Дух, который может стать достоянием всех, кто своим благочестием и молитвой докажет преданность Господу Богу. На своих молитвенных собраниях они доводят себя до исступления, т. е до такого нервного возбуждения, когда их начинает трясти (бытует название «трясуны»), Они стонут, падают в обморок, выкрикивают какие-то бессвязные слова и фразы. Состояние такого религиозного экстаза расценивается пятидесятниками как результат сошествия на них Святого Духа, а бормотание и выкрики – как разговор с Богом на «ином» языке (глоссолалия), понять который способен лишь тот, кто обладает даром пророчества или на кого снизошел Святой Дух.


Кроме этого обряда, пятидесятники совершают обряды: водное крещение, преломление хлеба с обязательным омовением ног. Крещение проводится в естественных водоемах. «Пророк» вводит принимающих веру пятидесятников в реку на глубину до полутора метров и там читает над ними молитву. В дни «преломления хлеба» ломается на части булка, и каждый из участников церемонии съедает кусочек и запивает вином из общего стакана, затем присутствующие наливают в тазы воду и моют друг другу ноги.

Все богослужение пятидесятников заканчиваются, как правило, «пророчествами». Ведут их «пророки» и «пророчицы» – мастера «исцелений» и «чудодейственного различения духов». По учению пятидесятников, «пророки» находятся в постоянном контакте со Святым Духом, они могут «истолковывать» видения верующих.

Пятидесятники, как и баптисты, устраивают молодежные вечера, организуют художественную самодеятельность с религиозным репертуаром, проводят вечера загадок на религиозные темы.

Пятидесятники – замкнутая секта. Непосвященные не имеют доступа на богослужения.

  • Перфекционизм имеет корни в некоторых учениях раннего христианства, однако его современные формы генетически связаны в первую очередь с методизмом, и прежде всего с учением Джона Уэсли (впрочем, близкие к перфекционизму взгляды высказывали и религиозные деятели, не стоявшие на позициях методизма, например известный конгрегационалистский проповедник Ч. Г. Финни). Именно из методистской среды в середине XIX в. возникло американское движение святости, к которому принадлежат основные перфекционистские деноминации современности.

В настоящее время разные перфекционистские церкви существенно отличаются друг от друга, и поэтому дать им какую-либо обобщающую характеристику довольно сложно. Их учения, как правило, базируются на характерном для раннего методизма представлении о возможности полного освящения человека (то есть освобождения его от грехов) и достижения им христианского совершенства (откуда само название «перфекционисты»: англ. «perfection», «совершенство»). Считается, что полное освящение обычно обретается мгновенно в результате душевного переживания, сходного с обращением (в истинную веру). В такой момент человек очищается от первородного греха и становится способным жить без сознательного или умышленного греха. В догматических вопросах перфекционисты придерживаются принципов фундаментализма.