Файл: Общая характеристика и классификация функций экологического управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 361

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. органы общей компетенции;

  2. специально уполномоченные органы в рассматриваемой сфере;

  3. иные органы, на которые возложены отдельные функции по управлению природопользованием и охраной окружающей среды или задачи.

Муниципальное управление природопользованием и охраной окружающей среды направлено на решение местных экологических проблем и осуществляется исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления на всей территории России.  

Вопросы местного значения, то есть полномочия муниципальных образований, приводятся в Главе 3 "Вопросы местного значения" Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Так, в соответствии со ст. 16 указанного Федерального закона к вопросам местного значения городского округа относятся:

  1. владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа;

  2. участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа;

  3. организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;

  4. организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

  5. организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа;

  6. осуществление муниципального лесного контроля и надзора;

  7. утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа;

  8. создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения.3

Производственное экологическое управление (экологическое управление на предприятии) является одним из наиболее эффективных средств по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности. На предприятиях создаются отделы, службы экологического управления и системы управления охраной окружающей среды. В целях реализации производственного экологического управления утвержден ряд государственных стандартов.


К наиболее типичным функциям производственного экологического управления можно отнести:

  1. проведение оценки воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности; заказчиком проведения оценки воздействия выступает субъект хозяйственной деятельности;

  2. направление в уполномоченный орган материалов на проведение государственной экологической экспертизы в случае, если субъектом хозяйственной деятельности намечается реализация объекта экологической экспертизы;

  3. разработка декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта, ее утверждение руководителем организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;

  4. разработка проектов нормативов воздействия на окружающую среду, получение необходимых разрешений, лицензий, утверждение нормативов, лимитов для осуществления природопользования и оказания негативного воздействия на окружающую среду;

  5. осуществление производственного экологического контроля, привлечение к дисциплинарной ответственности работников, которые ненадлежащим образом исполняют свои должностные обязанности, связанные с осуществлением функций экологического управления на предприятии;

  6. назначение экологического аудита;

  7. осуществление экологического страхования, как добровольного, так и обязательного;

  8. экологическая сертификация продукции и технологий.

Общественное управление природопользованием и охраны окружающей среды осуществляется общественными формированиями (объединениями) и гражданами. Наиболее значимыми функциями общественного управления является участие граждан и общественных объединений в подготовке экологически значимых хозяйственных решений в рамках проведения экологической экспертизы, экологического просвещения, контроля. Права и обязанности граждан и общественных объединений предусмотрены ст. 12 Федерального закона «Об охране окружающей среды», Федерального закона «Об общественных объединениях" и другими законодательными и подзаконными актами, уставами общественных формирований.


  1. Понятие и общая характеристика функций экологического управления.




2.1. Понятие, задачи и цели функций экологического управления.

Так как в соответствии с экологическим законодательством задачи по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды выполняются названными субъектами разные, соответственно и содержание управления, осуществляемое в рамках того или иного вида управления, тоже разное. Оно определяется совокупностью функций управления.

Функция управления - это постоянное направление деятельности по обеспечению эффективной охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Социальные, экономические, экологические и научно-технические требования, которые предъявляются к организации охраны окружающей среды, определяют содержание функций управления.

Функции государственного экологического управления можно условно разделить на два основных направления:

К первому направлению относится органы, реализующие функции правового регулирования экологических правоотношений, а также осуществляющие разрешительную и контрольную деятельность, в том числе планирование экологического управления, нормотворчество в области экологического управления, обеспечение субъектов экологических правоотношений необходимой информацией в области природопользования и охране окружающей среды;

Ко второму направлению относятся органы, реализующие функции по привлечению к ответственности субъектов экологических правоотношений, нарушающих нормы экологического законодательства, в частности определение размера платы за негативное воздействие на окружающую среду, взимание такой платы с виновных субъектов экологических правоотношений.

Функции формировались по мере создания механизма охраны окружающей среды и определялись объективными обстоятельствами реальности. Так как для того, чтобы управлять, необходимо знать, чем и в каком оно состоянии, по окончании деятельности необходимо проверить, все ли требования соблюдены и т.д.

Можно выделить следующие примерные группы функций:

  1. общее обеспечение — подзаконное нормотворчество, экологическое воспитание и образование, координация деятельности по управлению в сфере охраны окружающей среды и природопользованию;

  2. информационное обеспечение — экологический мониторинг, учет природных ресурсов и объектов, ведение кадастров и реестров природных ресурсов, природных объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду;

  3. требования в процессе осуществляемой деятельности — технические регламенты, экологическая стандартизация, экологическая сертификация, экологическое нормирование; лицензионно-разрешительная и договорная системы и иные требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов;

  4. предварительные требования — оценка воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду, экологическая экспертиза, экологическое планирование;

  5. проверка соблюдения требований — экологический контроль и надзор.




    1. Органы государственной власти, выполняющие функции экологического управления.

Полномочия в области охраны окружающей среды реализуются посредством системы органов государственной власти. В зависимости от характера компетенции органы государственной власти, осуществляющие государственное экологическое управление, подразделяются:

1) органы общей компетенции;

2) специально уполномоченные органы;

3) иные органы, имеющие отдельные экологические функции - органы государственной власти, как правило, регулирующие смежные области общественной жизни, которые обладают отдельными функциями в сфере экологического управления.4

К органам общей компетенции относятся Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. Их полномочия в области охраны окружающей среды установлены в Конституции РФ, конституциях (уставах) субъектов РФ, а также в нормативно-правовых актах экологического законодательства. Они осуществляют деятельность по охране окружающей среды наряду с решением других задач, отнесенных к их компетенции и не имеющих прямого отношения к сфере экологических правоотношений.

Органы специальной компетенции выполняют разнообразные функции.

Органами специальной компетенции, осуществляющими на сегодняшний день управление в области охраны окружающей среды, являются следующие: Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также подведомственные ему Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство по недропользованию, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации с подведомственными Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральным агентством по рыболовству; Министерство экономического развития Российской Федерации, которому подведомственны Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.


  1. Классификация функций экологического управления.



    1. Функция учета природных ресурсов и других объектов природы и ведения государственных кадастров.


Эта функция обусловлена потребностью научно обоснованного экологопользования и охраны окружающей среды, которая невозможна без полной и достоверной информации о природных объектах.

Экологические требования к экологопользованию учитываются в намечаемой деятельности при подготовке обосновывающей документации с помощью выполнения норм качества окружающей среды, нормативов и правил экологопользования, правил проведения оценки воздействия на окружающую среду.

Ведение учета в сфере производства является неотъемлемой функцией производства, а поэтому оперативный, статистический, бухгалтерский и т.п. учет является неизменным спутником сферы производства на государственных, кооперативных и иных предприятиях.

Применительно к экологическим отношениям можно выделить следующие составляющие разновидности учетной функции:

  1. экологическая учетная функция выражается в осуществлении ведения экологического мониторинга;

  2. экономическая учетная функция, выражающаяся в ведении кадастров всех природных ресурсов: земель, недр, лесов, вод, растительного и животного мира и т.п., предусмотренных действующим экологическим законодательством.

Учет природных ресурсов отличается от планирования и прогнозирования тем, что в нем не показываются возможные изменения в состоянии природных ресурсов.

Специфика кадастрового учета природных объектов выражается в следующем:

а) учет природных объектов ведется, как правило, по натуральной форме, например земли учитываются по количеству и качеству, по землепользователям, им дается бонитировочная градация и экономическая оценка;

б) кадастровый учет осуществляется по определенной процедуре, включающей особую, установленную законом систему построения учетных данных; наличие особых органов и должностных лиц, правомочных осуществлять данный учет; специальные сроки представления кадастровых данных и т.п.;

в) кадастровые системы функционируют в режиме периодической непрерывности, поскольку природные объекты подвергаются изменениям в результате хозяйственной деятельности и иных факторов. Например, информация о промышленном районе устаревает уже через 10 лет вследствие радикальных изменений, произведенных человеческой деятельностью;

г) кадастровые данные, принятые в установленном порядке, систематизированы, сопоставлены по категориям (административно-территориальным единицам, составным частям фондов природных ресурсов, категориям и субъектам пользования природными ресурсами и т.п.), сведены для систематизации и занесения кадастровых сведений на технические носители;