Файл: Общая характеристика и классификация функций экологического управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 363

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


д) практически по каждому виду кадастра (земельному, горному, водному, лесному, фаунистическому) имеется специальное постановление Правительства, которым регламентирован кадастровый процесс.

Данные кадастрового учета природных объектов, с одной стороны, придают определенный статус природному объекту, состояние которого установлено кадастровыми оценками, а с другой – позволяют принимать объективные и научно обоснованные решения относительно использования и охраны данного объекта. В случае ухудшения его кадастрового уровня по вине каких-либо лиц уполномоченные на то органы вправе принимать к виновным лицам установленные законом меры.

Функция учета и ведения кадастра служит основой для всех остальных функций регулирования экологопользования и охраны окружающей среды. На основе кадастровых данных осуществляются разработка, планирование экологопользования и охранительных мероприятий, распределение и перераспределение природных объектов в пользование, пространственно-территориальное устройство природных объектов и другие функции управления.



    1. Функция планирования мероприятий по использованию и охране природных объектов.

Экологическое прогнозирование и планирование представляют собой организационно-правовой процесс подготовки и принятия государственными компетентными органами решений (направлений действия, комплекса мероприятий), связанных с хозяйственным и иным воздействием на природную среду, различных регионов страны, а также нейтрализацией последствий антропогенной деятельности и негативных (чрезвычайных) явлений природного характера, объективируемых в специальных правовых актах.

ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ» (1995 г.) называет 3 формы планирования или стадии целевого программирования:

  1. государственное прогнозирование социально-экономического развития РФ как системы научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития страны, основанных на законах рыночного хозяйствования, результаты которого используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти РФ конкретных решений в области социально-экономической политики государства;

  2. концепция социально-экономического развития как система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей;

  3. программа социально-экономического развития РФ как комплексная система целевых ориентиров и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров.


Формами планирования и прогнозирования выступают целевые программы: федеральные (ФЦП), ведомственные (ВЦП), региональные (субъектов РФ), муниципальные.

Финансирование реализации мероприятий по охране окружающей среды, а также экологических программ производится за счет федерального бюджета; государственных бюджетов субъектов РФ; местных бюджетов; средств предприятий, учреждений и организаций; федерального, территориального и местного внебюджетных экологических фондов; внебюджетных фондов на охрану и воспроизводство отдельных видов природных ресурсов; фондов страхования (как добровольного, так и обязательного); кредитов банков, добровольных взносов граждан, иностранных инвестиций и других источников финансирования.5

Контроль за использованием бюджетных финансовых средств на реализацию мероприятий по охране окружающей среды осуществляется Министерством природных ресурсов совместно с финансовыми и налоговыми органами, учреждениями банков с привлечением аудиторских фирм.



    1. Функция распределения и перераспределения природных объектов.

Функция распределения и перераспределения природных объектов обусловлена тем, что для их эффективного использования и охраны необходимо включение граждан и организаций в механизм отношений собственности на данные природные объекты.

Включение осуществляется путем предоставления природных объектов на право собственности, владения, пользования либо аренды, которые, в свою очередь, можно подразделить на виды.

Законодательством предусмотрена процедура распределительно-перераспределительной деятельности государства, которая осуществляется на уровнях:

а) планирования, распределения земельных участков и других природных объектов. Так, генеральным планом города планируется изъятие той или иной городской свободной земли под застройку;

б) решения вопросов об отводе земельных участков и других природных объектов в собственность, пользование и аренду;

в) непосредственного осуществления отвода границ предоставляемого объекта (части объекта) в собственность, землевладение, пользование или аренду.

Помимо указанных распределительно-перераспределительных функций законом предусмотрены функции отнесения тех или иных природных объектов к категориям, видам, группам, что изменяет правовой статус данных объектов.



В силу такой распределительно-перераспределительной государственной деятельности природный объект, получив определенный статус, не может использоваться иначе.

В некоторых случаях отнесение природного объекта к той или иной категории или группе одновременно служит определением границы земель, занятых этим объектом.

Таким образом, распределительно-перераспределительная функция выражается как в предоставлении природных объектов гражданам и организациям, являющимся экологопользователями, так и отнесении природных объектов к тем или иным категориям, группам и иным видам, определяющим статус их использования.



    1. Функция воспроизводства природных объектов.

Данная функция вытекает из положения, обусловленного интересами не только настоящего, но и будущего поколений, поскольку, потребляя природные ресурсы, общество обязано не допускать их полного истощения.

Данная функция осуществляется в управлении экологопользованием и охраной окружающей среды по следующим направлениям:

а) установление специальных правил по воспроизводству природных объектов;

б) контроль за соблюдением этих правил органами государственного регулирования и стимулирования соблюдения этих правил мерами экономико-правового воздействия;

в) установление такого режима экологопользования, при котором уменьшается степень потребления природных ресурсов и утрата их природной функции.

Функция воспроизводства реализуется преимущественно неправовыми формами: обеспечение необходимыми мелиорантами для восстановления плодородия почв, поставка необходимой лесопосадочной техники; мелиоративные работы по созданию новых водоемов и т.п., поскольку для ее реализации необходимы определенные затраты и материальные средства.6

Правовые формы данной функции реализуются преимущественно организационным путем, причем в связи с расширением местного самоуправления у данных органов расширяются полномочия в реализации этой управленческой функции.

    1. Функция пространственно-территориального устройства природных объектов.

Пространственно-территориальное устройство природных ресурсов представляет собой систему мероприятий, направленных на обеспечение реальной возможности использования природного объекта, предоставленного в пользование, и предполагает осуществление взаимосвязанных действий по обоснованию и определению границ выделяемого природного объекта, установлению их на местности, разработке планов и схем их использования, отводу соответствующих участков земель, лесов, вод, недр и т.д., составлению проектов внутрихозяйственной организации их территорий. Эта деятельность осуществляется на основе топографо-геодезических, картографических работ, инвентаризации, обследования, надзора за проведением устроительных проектов и т.д.


Функция обусловлена их природными свойствами: объемом, расположением в пространстве и неподвижностью. Необходима привязка производственно-хозяйственной деятельности общества к стабильно существующим и неподвижным условиям той или иной местности. С этой целью законом предусмотрено землеустройство, лесоустройство, установлены ограничения и запреты в пользовании животным миром на определенных территориях.7

В функции территориально-пространственного устройства осуществляется увязка экологических и экономических интересов. Поэтому данная функция выделена в особый раздел практически во всех головных природоресурсовых актах и является специальным институтом в экологическом праве.

Территориально-пространственное устройство можно назвать правовым механизмом, обеспечивающим взаимодействие общества и природы, гармоничное экономическое и экологическое развитие всех сфер человеческой жизни.

Территориально-пространственное устройство выражается в рациональном (с экологических и экономических позиций) отводе природных объектов для того или иного вида хозяйственной деятельности, а следовательно, в размещении, расстановке средств производства с учетом условий и особенностей природных объектов, которые с момента отвода начинают также играть роль средств производства в качестве пространственного базиса или сырьевого придатка.



    1. Функция контроля за использованием и охраной природных объектов.

Контроль является важнейшей функцией государственного управления в любой его отрасли. Однако контроль в сфере экологии имеет особое значение в силу той роли, которую он способен играть в предупреждении экологических правонарушений, вред от которых, причиненный природной среде, зачастую оказывается необратимым.

Функция контроля за использованием и охраной природных объектов является базовой для всех остальных функций регулирования в области экологопользования и охраны окружающей природной среды, поскольку без контроля за исполнением принятых управленческих решений и принятия мер по выявленным отклонениям все остальные функции не достигнут цели.

В целом же контрольную функцию можно охарактеризовать следующим образом:

а) данная функция распределена между значительным кругом органов
;

б) порядок осуществления контрольных функций и компетенция органов, осуществляющих их, урегулированы специальными нормативно-правовыми актами;

в) поскольку деятельность государственных органов, осуществляющих контрольную функцию, урегулирована законом, то в случае нарушения законности может вмешиваться Прокуратура РФ, осуществляющая высший надзор за соблюдением законодательства во всех сферах.

Множественная расчлененность государственной функции контроля за экологопользованием и охраной окружающей среды на подфункции обусловлена сложностью и специфичностью задач, вытекающих из бесконечного разнообразия природных объектов. Разделение контрольных подфункций должно быть объединено единой организацией, роль которой исполняют органы местного самоуправления субъектов Федерации, Федеральное Собрание, Правительство РФ.8



    1. Функция разрешения споров о праве экологопользования.

Все споры, касающиеся предоставления и изъятия природных ресурсов, порядка и условий их использования, а также нарушения прав собственности, пользования, аренды и возмещения причиненных этим убытков, в настоящее время отнесены законодательством к рассмотрению судов: арбитражных судов, если споры возникают между юридическими лицами, или судов общей юрисдикции при разрешении споров с участием граждан. Защита прав пользования природными объектами в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом. Решения, принимаемые при разрешении споров о праве природопользования в административном порядке, могут быть обжалованы в суд.


Заключение

Таким образом, Российская Федерация сегодня нуждается в научно обоснованном, хорошо развитом экологическом законодательстве, в скоординированных правовых действиях органов власти и управления в центре и на местах, в упрочении взаимодействия правоохранительных и контролирующих экологических служб, в мощном общественном движении за оздоровление природы и нравственно-правовом экологическом воспитании населения. Это возможно только при условии получения каждым гражданином необходимых знаний в сфере отечественного и зарубежного экологического законодательства и практики его применения.

Для достижения эффективной экологической политики, России необходимо изменить курс правовой, экономической, социальной, оборонной и внешней политики, направив его в сторону существенного сокращения военных расходов и оружия массового поражения, выделения значительных средств из государственного бюджета на восстановление, развитие и совершенствование производственно-технической инфраструктуры страны, кардинального пересмотра аграрной политики в целях поддержания сельхозпроизводителя.