Файл: Конспект лекций по дисциплине информационные технологии в профессиональной деятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 481
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конспект лекций
по дисциплине
«ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Оглавление
ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИКА. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 4
1. Информация, данные, сведения, сообщения и знания 4
2. Свойства информации 5
3. Информатика 6
4. Информационные технологии 7
5. Жизненный цикл информации. Информационная сфера. Негативные последствия внедрения информационных технологий 8
Лекция 2 10
КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 10
1. Виды информационных технологий 10
2. Выбор вариантов внедрения информационной технологии 14
Лекция 3 15
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЯХ. 15
ЭЛЕКТРОННЫЕ ДОКУМЕНТЫ, КНИГИ И БИБЛИОТЕКИ. ЭЛЕКТРОННЫЙ ОФИС 15
1. Виды информационных технологий, используемых в различных предметных областях 15
2. Электронные документы, книги и библиотеки. Электронный офис 17
Лекция 4 18
МОДЕЛИ ПРОЦЕССОВ ПЕРЕДАЧИ, ОБРАБОТКИ, НАКОПЛЕНИЯ ДАННЫХ В ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ И УСЛУГ 19
1. Информационная модель и моделирование информационных процессов 19
2. Жизненный цикл информационных продуктов и услуг 20
3. Жизненный цикл информационных технологий 22
Лекция 5 23
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ 23
1. Общие положения защиты информации 23
2. Несанкционированные действия и методы воздействия на информацию, здания, помещения и людей 23
3. Средства и методы защиты информации, зданий, помещений и людей в них 25
4. Мероприятия по обеспечению сохранности и защиты 30
Лекция 6 32
КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО СФЕРАМ ПРИМЕНЕНИЯ. ОБРАБОТКА ТЕКСТОВОЙ И ЧИСЛОВОЙ ИНФОРМАЦИИ. ОСОБЕННОСТИ ОБРАБОТКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ 32
1. Классификация информационных технологий 32
2. Применение информационных технологий 32
3. Методы обработки информации 33
Лекция 7 38
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КОПИРОВАНИЯ И ТИРАЖИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ. ОРГТЕХНИКА И ПОЛИГРАФИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ 38
1. Средства оргтехники и полиграфии для копирования и тиражирования информации 38
2. Методы копирования и тиражирования информации 39
3. Копировально-множительная техника 41
4. Оргтехника 43
Лекция 8 47
ПРОГРАММНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 47
1.Компоненты программно-аппаратных компьютерных средств 47
2. Технические средства информационных технологий 49
Лекция 9 53
ТЕХНОЛОГИИ ОТКРЫТЫХ СИСТЕМ. ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. РАСПРЕДЕЛЕННЫЕ СИСТЕМЫ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ. ФУНКЦИОНАЛЬНО-РАСПРЕДЕЛЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 53
1. Открытые системы 53
2. Объектно-ориентированные информационные технологии 54
Лекция 10 58
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КОНЕЧНОГО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ. СТАНДАРТЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРФЕЙСА. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 58
1. Информационные технологии конечного пользователя 58
2. Стандарты пользовательского интерфейса 60
Лекция 11 62
ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА. ОБРАБОТКА ГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ. ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ 62
1. Графическое изображение технологического процесса 62
2. Обработка графической информации 63
3. Применение информационных технологий на рабочем месте пользователя 65
Лекция 12 67
ГИПЕРТЕКСТОВЫЕ СПОСОБЫ ХРАНЕНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА 67
1. Гипертекстовые информационные технологии 67
2. Языки гипертекстовой разметки документов 68
3. Информационные ресурсы Интернета 71
Лекция 13 72
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАБОТКИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ 72
1. Технологии мультимедиа 72
2. Проекционное оборудование. Мультимедиапроекторы 73
Лекция 14 77
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ. ЭКСПЕРТНЫЕ СИСТЕМЫ 77
1. Автоматизированные системы 77
2. Автоматизированные информационные системы 78
3. Автоматизация информационных процессов 80
4. Экспертные системы 81
Лекция 15 84
СЕТЕВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ. 84
1. Сетевые информационные технологии 84
2. Технологии групповой работы пользователей 89
3. Сервисы Интернета 91
Лекция 16 93
ИНТЕГРАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. КОРПОРАТИВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ. ТЕХНОЛОГИИ “КЛИЕНТ-СЕРВЕР”. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ХРАНИЛИЩА. СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА 93
1. Интеграция информационных технологий 93
2. Корпоративные информационные системы 94
3. Технологии “клиент-сервер” 94
4. Информационные хранилища 95
5. Системы электронного документооборота 95
Лекция 17 98
ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ И ГЛОБАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ 98
1. Геоинформационные и глобальные системы 98
2. Информационные технологии распространения информации 98
Лекция 1
ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИКА. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
1. Информация, данные, сведения, сообщения и знания
Как только на Земле появились люди, они стали собирать, осмысливать, обрабатывать, хранить и передавать разнообразную информацию. Человечество (социум) постоянно имеет дело с информацией.
Рассмотрим эволюцию системы представления информации.
К первым информационным сообщениям обычно относят наскальные рисунки. С появлением устной речи (около 100 тысяч лет назад) человечество стало накапливать информацию индивидуально, в памяти отдельных людей.
Возникновение письменности 5–6 тысячелетий назад позволило человечеству формировать коллективную память. В это время зарождаются основные информационные процессы: сбор, передача, переработка, хранение и доведение информации до пользователей. Их использование стало возможным благодаря появлению различных видов материальных носителей. Информация фиксировалась на каменных плитах, шкурах животных, глиняных табличках, пергаменте, папирусе, бересте, деревянных дощечках, ткани, а затем – на бумаге, фотографических материалах и др.
Умение воспринимать и передавать информацию в форме знаков и сигналов, передавать её с помощью звуков – основное свойство обмена информацией между живыми существами, особенно людьми.
Строгого научного определения понятия “информация” нет. Считается, что существует более 300 толкований этого термина. В любом случае слово “Информация” происходит от латинского “informatio”, означающего разъяснение, осведомление, содержание сообщения, сведения с учётом их передачи в пространстве и времени.
С содержательной точки зрения "информация" - это сведения о ком-то или о чём-то, а с формальной точки зрения - набор знаков и сигналов. |
Понятие “информация” тесно связано с такими терминами, как “данные”, “сообщения”, “сведения” и “знания”. Рассмотрим их.
Данные - это формальные факты или идеи, которые можно хранить, обрабатывать и передавать на расстояние. |
Данные также определяются, как числа, символы или буквы, которые используют при описании личностей, объектов, ситуаций, а также для их анализа, обсуждения или принятия соответствующих решений.
Другой формой представления информации является сообщение.
Сообщение - это текст, цифровые данные, изображения, звук, графика, таблицы и др. |
Сообщения содержат информацию тогда, когда могут быть приняты и поняты любым живым существом или приёмником информации.
Сведения – практически синоним понятия “Сообщения”. Они чаще всего носят бытовой характер.
Можно считать, что сведения, сообщения и данные являются составляющими (компонентами) информации, особенно когда говорят, что они используются в вычислительной технике в виде электронных (машиночитаемых) данных.
Важной составляющей информации являются знания.
Знания – это:
а) вид информации, отражающий опыт и восприятие человеком окружающего мира;
б) понимание определённой информации с целью лучшего её использования при решении конкретных задач;
в) факты и правила, сохраняющиеся в памяти людей и влияющие на их убеждения;
г) способность получать информацию и отношение к полученным данным и др.
Знание - способность человека получать необходимые ему данные, обдумывать (осмысливать) и преобразовывать их в информацию. |
Информация не всегда превращается в знания. Она может быть динамична, когда речь идёт о распространении и функционировании знаний потому, что одни и те же данные могут представлять разную информацию.
Получив какие-либо данные, человек усваивает (воспринимает и понимает), а затем превращает их (информационно-когнитивный процесс) в новую (по крайней мере для себя) информацию. Так происходит воссоздание (обновление) знаний, получение новых личных и общественных знаний. Этот процесс изображён на Рис. 1.1.
Рис. 1.1. Соотношение понятий "информация", "данные", "знания".
Информация характеризуется источниками её возникновения, потребителями, средой распространения и средствами её доставки. На рис. 1.2. укрупнёно отражена система “поставщик – потребитель информации”.
Рис. 1.2. Обобщенная схема взаимосвязи “поставщик – потребитель информации”.
Источники – это живые существа, документы на любых физических носителях информации. Среда распространения – это окружающее нас пространство и технические средства связи (коммуникаций). Средства, обеспечивающие доступность информации – это информационно-поисковые системы (ИПС) и их лингвистической обеспечение. Потребитель информации – это живое существо, техническое устройство, в т.ч. имеющее какой-либо физический носитель информации.
2. Свойства информации
Информация обладает различными свойствами. Для их систематизации используют разные варианты её деления (классификации).
Классификация - деление объектов на классы, образуемые в соответствии с определёнными признаками. |
Приведём наиболее известные и используемые классификации информации.
Информацию можно систематизировать по способу восприятия органами чувств, которых у человека пять. Их связь с видами информации представлена в Таблице 1.
Таблица 1. Связь способов восприятия информации с видами информации.
Органы чувств человека | Вид информации |
зрение | визуальная |
слух | аудиальная |
обоняние | обонятельная |
вкус | вкусовая |
осязание | тактильная |
По разным оценкам от 75 до 90% информации человек получает с помощью органов зрения. Примерно 9–15% – с помощью органов слуха, остальную информацию – с помощью обоняния, вкуса и осязания.
Какими же свойствами обладает информация? Если её рассматривать как некоторый физический объект, то информацию можно:
1) создавать (генерировать),
2) передавать (транслировать),
3) хранить и сохранять,
4) обрабатывать (перерабатывать).
Существенными составляющими информации являются её потребительские свойства, то есть те из них, которые наиболее важны для её потребителей. Основные потребительскими свойства информации представлены на Рис. 1.3.
Рис. 1.3. Потребительские свойства информации.
3. Информатика
Многовековое общение людей с информацией, изучение её видов, свойств и возможностей применения привело к созданию науки – информатики. Термином “Информатика” (франц. “informatique”), первоначально обозначали области автоматизированной переработки информации. Он появился во французском языке в начале 1960-х годов. Затем этот термин получил более широкое значение и распространение, например, как вычислительная наука.
Информатика - наука о законах и методах (технологиях) получения, измерения, накопления, хранения, переработки и передачи информации с помощью математических и технических средств. |
В 1970-е годы в англоязычной литературе наука о переработке информации с помощью вычислительных систем и устройств получила название “Computer Science” – наука о вычислительной технике и вычислениях или вычислительная наука. Таким образом, в данном случае можно говорить, что термины “Информатика” и “Computer Science” аналогичны или являются синонимами.
4. Информационные технологии
4.1. Информационные технологии
Способности и возможности людей обрабатывать информацию ограничены, особенно в условиях всё возрастающих массивов (объёмов) информации. Поэтому появилась необходимость использовать способы хранения, обработки и передачи информации (информационные технологии), отчуждённые (удалённые) от одушевлённого носителя – человека.
Информационные технологии - это методы и способы, использующие компьютерные программно-технические средства, отдельные или совокупные информационные процессы и операции для достижения поставленных целей. |