Файл: Средства массовой информации в политической системе общества.pdf
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 302
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ АДВОКАТУРЫ И
НОТАРИАТА»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Теория государства и права» на тему: «Средства массовой информации в политической системе общества»
Выполнил(а):
Студент(ка) __1__ курса
Очного отделения
Юридического факультета
Варгина А.С.
Научный руководитель:
Федорченко А.А.
Москва, 2017
2
Введение
Глава 1. СМИ в политической сфере общества………………………………....5 1.1. Функции СМИ……………………………………………………….5 1.2. Способы распространения информации…………………………...7 1.3. Влияние СМИ на информационный процесс……………………14 1.4. Правила отбора материалов в СМИ……………………………....20
Глава 2. «Четвертая власть» , ее роль в реформировании России…………....23 2.1.Манипуляция общественным мнением посредством средств массовой информации…………………………………………………….23
Глава 3. Политические коммуникации в СМИ. Политический PR…………..31 3.1. Политические коммуникации в СМИ………………………………31
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы………………………………………………………………36
3
Введение
Современное общество по праву можно назвать информационным.
Здесь подразумевается в первую очередь глобальный характер деятельности прессы, оказывающий глубочайшее воздействие на массовое сознание. И политика не избежала такого воздействия, поскольку в сфере политики средства массовой информации являются инструментом в руках не только журналистов и редакторов, но и политиков.
На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что информационное общество - это отдельный мир, отдельная вселенная, которая управляет нашими мыслями, пытается подстроить под себя наше сознание и обеспечить себе дальнейшую материальную базу в виде нынешней аудитории.
В данный период трудно представить существование общества без средств массовой информации. Безусловно, что СМИ являются неотъемлемой составной частью политической жизни. Важность средств массовой информации заключается в том, что они выполняют информационную функцию, причем, от того, как они преподносят те или иные события, существенно зависит восприятие этих событий у зрителя, читателя или слушателя.
Исходя из этих фактов тему, касающуюся роли Средств массовой информации (СМИ) в общественной жизни следует считать актуальной не только сегодня, но и в последующие времена.
В процессе работы определяются как положительные, так и отрицательные стороны влияния СМИ на общество.
Целью работы является показать важность СМИ в современном информационном мире и важность понимания того, что хоть эта информация зачастую интегрирована в массовое сознание, но ее нужно и можно контролировать.
4
Глава 1. СМИ в политической сфере общества
1.
Функции СМИ.
5
Средства массовой информации можно определить как организации, которые обеспечивают массовые коммуникации с различными аудиториями.
Необходимо сказать, что средства массовой информации являются субъектом политики. Субъект политики – участники политической жизни, ее творцы, которые способны оказывать реальное воздействие на власть.
Поэтому СМИ можно определить как составную часть политической системы общества.
Под средствами массовой информации понимаются газеты и журналы, теле- и радиопрограммы, кинодокументалистика, а также иные периодические формы распространения массовой информации.
Средства массовой информации оказывают существенное влияние на формирования сознания людей, именно поэтому печатные и электронные
СМИ давно стали неотъемлемой частью современной жизни общества.
В современных демократических государствах каждый гражданин имеет право знать обо всем, что происходит в стране и мире, поскольку демократия предусматривает гласность. СМИ обладают таким оружием как слово, однако это не означает, что они могут приказывать, обязывать, наказывать или привлекать к ответственности.
Средства массовой информации проникли в жизнь каждого цивилизованного человека вне зависимости от пола, возраста, расы, национальности и конфессии.
Однако у средств массовой информации огромное количество функций.
Во-первых, информационная функция направлена на предоставление аудитории информации различного спектра: политика, культура, религия, семья, спорт, путешествия, бизнес, мода, животный мир и т.д. Знание той или иной информации не только позволяет упростить жизнь на бытовом уровне и сэкономить время, но и прогнозировать свои действия. Посредством
6 информационной функции также реализуются познавательные потребности личности.
Во-вторых, регулирующая функция направлена на формирование общественного сознания и общественного мнения. Здесь также раскрываются возможности манипуляции и управления общественным сознанием, что означает фактически осуществление функции социального контроля. Это происходит посредством интерпретации той или иной ситуации СМИ с положительной или отрицательной стороны. Социальные нормы поведения, стереотипы, эстетические принципы, которые СМИ сумели убедительно преподнести, могут стать стандартами поведения в обществе, формой общения и т.п.
В-третьих, культурологическая функция дает возможность ознакомиться с достижениями культуры и искусства, что позволяет сохранять культурное наследие и культурные традиции, а также прививать населению культурные ценности. Эта функция способствует развитию эстетического вкуса и снятию социальной напряженности.
1
В-четвертых, развлекательная (рекреативная) функция направлена на обеспечение досуга и снятие повседневного стресса. Различные развлекательные программы, телепередачи, телевикторины, кроссворды, онлайн игры и тому подобное распространены среди всех возрастных групп, и сложно найти современного человека, который не пользовался бы развлекательным услугами средств массовой информации.
В-пятых, организаторская функция заключается в выдвижении суждений и оценок деятельности институтов общества и власти, а также должностных лиц.
1
Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов / Я. Н. Засурский, М. И.
Алексеева, Л. Д. Болотова и др.; Под ред. Я. Н. Засурского. – М.: Аспект Пресс,2003. С. 23-25
7
Профессор МГУ Я. Н. Засурский, выделяется следующие функции
СМИ:
1. Информационная (доведение до сведения аудитории информации о фактах и событиях, имеющих место в жизни общества);
2. Аналитическая (осмысление, комментирование фактов, событий, тенденций развития тех или иных общественных процессов, организация общественного диалога);
3. Развлекательная (способствующая отдыху, снятию напряжения, получению удовлетворения).
4. Информационная (сообщение о положении дел, разного рода фактах и событиях);
5. Комментарийно-оценочная
(часто изложение фактов сопровождается комментарием к ним, их анализом и оценкой);
6. Познавательно-просветительная
(передавая многообразную культурную, историческую, научную информацию,
СМИ способствуют пополнению фонда знаний своих читателей, слушателей, зрителей);
1.2. Способы распространения информации
СМИ, как правило, пользуются двумя основными способами распространения информации - последовательным и фрагментарным.
Первый способ чаще использует пресса, последовательно и разносторонне освещая в статьях и других публикациях ту или иную политическую проблему.
Второй способ - фрагментарная подача информации - особенно распространен на телевидении. Он порождает для слушателей ряд трудностей в познании сути того или иного события или процесса.
8
Ежедневно человеческий мозг получает, анализирует и систематизирует разного рода информацию, полученную разными средствами и из разных источников.
Информация может поступать к человеку в виде: текста, различных символов, схем, таблиц, графиков, диаграмм, рисунков, фотографий, карт, телевизионных изображения, фильмов, запаха, вкуса, ощущений. Чаще всего человек воспринимает информацию через зрительный и слуховой каналы.
Распространение информации в обществе проходит через своеобразный "фильтр доверия – недоверия". Подобный фильтр действует так, что истинная информация может оказаться не принятой, а ложная – принятой. В процессе информационного обмена в обществе перед участниками общения стоит задача не только обменяться информацией, но и добиться ее адекватного понимания партнерами.
Основой информационного обмена в обществе является информационная деятельность – деятельность субъектов коммуникации по производству, использованию и передаче информации.
Существуют разные средства распространения информации:
СМИ (радио, телевидение, газеты и журналы);
сеть интернет;
живое общение;
реклама (листовки, проспекты, билборды и т.д.).
Однако, наиболее эффективным способом распространения информации в настоящее время является интернет. Это связано с тем, что он доступен наиболее широкой аудитории в силу своей максимальной доступности. Информация в интернете распространяется следующим
образом:
9
интернет-газеты и информационные порталы;
интернет-радиостанции и телеканалы;
обычные сайты;
бесплатные сайты;
форумы;
гостевые книги;
электронная почта;
ICQ, IRC и др.;
серверы новостей.
В ходе распространения информации в социальной системе возникают и протекают информационные процессы – процессы создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, получения, использования и уничтожения, распространения и потребления информации.
Основой информационных процессов является коммуникация.
Коммуникация – это:
передача информации (идей, образов, оценок, установок) от лица к лицу, от одной культурной единицы к другой;
линия или канал, соединяющий участников обмена информацией;
взаимодействие, с помощью которого информация передается и принимается; процесс передачи и приема информации.
В процессе коммуникации осуществляются:
взаимное влияние людей друг на друга;
обмен различными идеями, интересами, настроениями, чувствами.
10
Если в процессе информационного обмена по каналу коммуникации происходит не просто ее передача от одного участника коммуникации к другому, а распространение в рамках социальной системы или ее значимой части, то можно говорить о наличии канала распространения информации.
Канал распространения информации (информационный канал) – это физический путь от источника информации к потребителю (потребителям) информации – реципиенту (аудитории). К каналам распространения
информации в обществе относятся:
средства массовой информации и массовой коммуникации;
межличностного и группового общения.
Важной особенностью коммуникации между людьми в информационном обществе является возможность использовать такие каналы связи, как аппаратные, и в некоторых каналах программные средства передачи информации, обеспечивающие информационный обмен не зависимо от разделяющего его участников расстояния.
Имеющиеся в обществе пути распространения информации, характерные для данного общества или его сегментов, называются сетями. К
ним относятся следующие:
1. Социальные сети, куда подпадают ключевые коммуникаторы.
2. Сети обсуждения, в рамках которых информация превращается из публичной в индивидуальную (информация не будет эффективной, если ее не будет сопровождать процесс обсуждения).
3. Коммуникативные сети в качестве принятых в том или ином обществе способов выдачи информации.
4. Сети достоверности, где происходит не потеря, а усиление достоверности сообщения.
11
Распространение информации регулируется Федеральным законом
РФ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Согласно закону:
1. Распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством.
2. Информация, распространяемая без использования средств массовой информации, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица.
3. При использовании для распространения информации средств, позволяющих определять получателей информации, в том числе почтовых отправлений и электронных сообщений, лицо, распространяющее информацию, обязано обеспечить получателю информации возможность отказа от такой информации.
4. Предоставление информации осуществляется в порядке, который устанавливается соглашением лиц, участвующих в обмене информацией.
5. Случаи и условия обязательного распространения информации или предоставления информации, в том числе предоставление обязательных экземпляров документов, устанавливаются федеральными законами.
6. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
12
Свобода прессы в мире (Freedom of the Press) — это ежегодное исследование и сопровождающий его рейтинг о состоянии свободы средств массовой информации в странах мира. Выпускается международной неправительственной организацией Freedom House, которая оценивает степень свободы печатных, вещательных и онлайновых средств массовой информации в странах мира, начиная с 1980 года.
Авторы исследования подчёркивают, что признают существующие культурные различия, различные национальные интересы и различные уровни экономического развития государств, однако руководствуются универсальными критериями свободы информации, отправной точкой для которых является Статья 19 Всеобщей Декларации прав человека, которая гласит: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ». Главной преградой на пути свободы прессы организация называет правительственный контроль над средствами массовой информации (СМИ).
Исследование основано на методологии экспертных оценок.
Информацию для данного проекта собирают как зарубежные корреспонденты, так и консультанты Freedom House. Используются и данные различных международных организаций, занимающихся мониторингом в области прав человека и свободы прессы, правительственные отчёты, информация местных и международных СМИ. Факты нарушения свободы прессы для Freedom
House отслеживают участники Международной сети обмена информацией о состоянии свободы слова (Freedom of Expression Exchange Network, IFEX).