Файл: Перечень экзаменационных билетов с ответами по истории. Билет 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 1796
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Отмена смертной казни Декрет «Об отмене смертной казни» был принят 28 октября 1917. Здесь нужно сразу сделать поправку - Советская Россия отменила смертную казнь лишь на фронтах. Сам декрет состоял из двух положений:
считать это правильным шагом или нет - каждый решает сам. Напомню только, что смертная казнь на фронтах была введена Керенским. О СМИ Первые декреты советской власти охватывали все основные сферы жизнедеятельности государства. В Декрете «о печати» отмечалось, что установление контроля, в том числе и в виде закрытия отдельных СМИ, это вынужденная мера после октябрьского переворота в целях борьбы с контрреволюцией. Немедленному закрытию подлежали любые печатные издания, которые:
Запрет и закрытие прессы возможно было только после решения СНК. Другими словами - любое инакомыслие пресекалось. Оставались только советские газеты. Помните, диалог из Собачьего сердца «И не читайте советских газет перед обедом» «Так других же нет» «Вот никаких и не читайте». 8-ми часовой рабочий день Когда мы говорим про первые декреты большевиков и советской власти, то все решения чередовались: политический и социальный характер. Декрет «О восьмичасовом рабочем дне» носил исключительно социальный характер. Фактически это был трудовой кодекс новой страны. Поэтому документ получился обширным. Нет смысла приводить его полностью (в архивах это может сделать каждый), возьмем только основные моменты:
В целом Декрет установил четкие правила для рынка труда, но реально все еще менялось. Этот Декрет был временным решением. |
-
Дать определение понятиям: абсолютизм, анархия
АБСОЛЮТИ́ЗМ (от лат. аbsolutus – безусловный, неограниченный), гос. строй в странах Зап. Европы на позднем этапе доиндустриальной эпохи, характеризующийся отказом от сословно-представительных учреждений и предельной концентрацией власти в руках монарха.
Анархи́зм (от др.-греч. ἀναρχία — «безвластие», «безначалие», от ἀν- — «без-» и ἀρχή — «начало; начальство; власть») — общее наименование ряда систем взглядов, основывающихся на человеческой свободе и отрицающих необходимость принудительного управления и власти человека над человеком[1][2].
Билет № 13
-
Древнерусская культура
Условия развития культуры. Долгое время определяющим в духовной жизни славян являлось язычество. После крещения на смену ему пришло иное, во многом противоположное мировоззрение. Язычество было основано на культе природы и ее явлений, любви к земной жизни. В христианстве земное называлось бренным и преходящим, а настоящей жизнью считалась жизнь после смерти.
В результате взаимодействия язычества и христианства на Руси сложилась своеобразная культура. Она развивалась в рамках христианства, но вобрала в себя многие языческие отявы и обряды, сохранившиеся и поныне, например такие,как празднование Масленицы.
Через христианство были восприняты многие достижения античной, особенно древнегреческой культуры. Велико было влияние и культуры южных славян, прежде всего болгар. Немалое значение имело также влияние кочевых народов, как древних (скифы, сарматы), так и современных Руси (хазары, половцы). Наконец, Русь имела широкие связи с Западной Европой и воспринимала ее культуру.
Письменность и литература. Для Руси было характерно широкое распространение грамотности. Для Европы того времени это было необычно. Неслучайно дочь князя Ярослава Мудрого королева Франции Анна в письме отцу высказывала свое удивление низким уровнем образованности жителей королевства по сравнению с Русью. Католичество считало важной письменность лишь на латинском языке, недоступном большинству населения. Православие же допускало чтение Библии на национальных языках. Это делало грамотность гораздо более доступной и распространенной.
Письменность существовала на Руси еще до принятия христианства. Свидетельство тому — сообщение летописи о тексте договоров Олега и Игоря с Византией. Вместе с христианством на Русь попала письменность, создана славянскими просветителями Кириллом и Мефодием.
Об уровне образованности в Русских землях свидетельствуют берестяные грамоты — письма людей самого разного социального статуса, пола и возраста. О грамотности горожан говорят и надписи на гончарных и других изделиях.
Важнейшим произведением древнерусской литературы является «Повесть временных лет». Традиционно ее автором считается монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Однако это устоявшееся в российском национальном сознании мнение не соответствует научным данным. Монах Нестор является автором двух произведений древнерусской литературы — «Чтение о Борисе и Глебе» и «Житие Феодосия Печерского». Описание жизни и гибели русских святых в «Чтении о Борисе и Глебе» кардинальным образом расходится с изложением этих же событий в «Повести временных лет». В действительности «Повесть временных лет» — сложное произведение, вобравшее в себя фрагменты разных летописей и литературные труды многих авторов.
К числу выдающихся русских писателей относится митрополит Иларион. В своем философско-публицистическом труде «Слово о Законе и Благодати» он обосновывает полноправное место Руси среди других христианских стран, раскрывает смысл Крещения Руси.
Литературными памятниками являются произведения Владимира Мономаха, автора многих писем-посланий и «Поучения» детям. «Поучение» наполнено глубокими философскими размышлениями о смысле жизни, об обязанностях правителя, о соотношении нравственности и политики. Одновременно это первая автобиография на русском языке.
Философско-религиозные искания отразились в таких произведениях, как «Слово» и «Моление» Даниила Заточника, и др.
Все эти произведения написаны в русле христианской традиции, но были и труды, где языческие черты преобладали над христианскими. Это, прежде всего самый известный памятник древнерусской литературы — «Слово о полку Игореве». В нем рассказывается о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в1185 г. В поэтической форме дается широкая панорама жизни Руси того времени. Неизвестный автор «Слова» призывал князей объединиться для борьбы с общим врагом.
Архитектура и изобразительное искусство. Первые каменные христианские храмы строили на Руси мастера из Византии. Но уже в них проявились самобытные черты русской архитектуры. Древнейшая из сохранившихся построек — Софийский собор XI в. в Киеве, но позже он был значительно перестроен. Совсем немного уступает ему по древности Софийский собор в Новгороде, сохранившийся почти в первозданном виде. Это величественное и суровое сооружение, характерное для Северной Руси.
В XII в. вырабатывается особый русский тип однокупольных храмов. Больше всего их сохранилось во Владимире-Суздальской земле. Самый известный храм — церковь Покрова на Нерли, возведенная при Андрее Боголюбском. Правда, ныне она также несколько изменила свой вид по сравнению с первоначальным. Храм поражает красотой и гармонией. Не менее прекрасны Успенский и Дмитриевский соборы Владимира, церкви Суздаля, Переяславля-Залесскогои др. Самостоятельные архитектурные школы сложились в Новгороде, других землях.
Многие соборы были украшены каменной резьбой и рельефами. В них проявилось не всегда совпадающее с аскетическими идеалами церкви стремление древнерусских мастеров к прекрасному. Изображения животных, растений, людей говорят о сохранении языческих мотивов в изобразительном искусстве.
Художественное творчество Древней Руси представлено также фресками, иконами, мозаиками.
-
Реформа Столыпина
Реформы П.А. Столыпина. П.А. Столыпин, губернатор Саратовской губернии, в 1905 г. получил известность энергичными действиями в борьбе с революционными выступлениями. В апреле 1906 г. его назначили министром внутренних дел. Выступая под лозунгом «Успокоение и реформы», новый министр стремился опереться на лояльные властям силы в обществе, поэтому часто выступал в Думе, выдвигал проекты преобразований. 8 июля 1906 г. он стал председателем Совета министров.
Фактически его деятельность началась с подписания указа о военно-полевых судах 19 августа 1906 г., который позволял производить быстрый суд и наказание (вплоть до смертной казни) над участниками революционного движения (вскоре виселицы были названы «столыпинскими галстуками»).
Николай II отчасти понимал необходимость преобразований, прежде всего в сельском хозяйстве, и для этого нуждался в человеке, который проводил бы намеченный им курс. Таким человеком и стал Столыпин. Было известно, что он выступал за ликвидацию общины, полагая, что ее существование не дает расти крепким хозяйствам. Кроме того, община проявила себя как форма объединения крестьян в борьбе за свои права, что стало для властей еще одним стимулом к ее уничтожению.
В III Государственной думе, избранной по новому избирательному закону, еще более сократившему количество депутатов от рабочих и крестьян, Столыпина поддержала получившая большинство на выборах партия октябристов.
За пять лет существования (1 ноября 1907 г. — 9 июня 1912 г.) III Дума приняла законы об укреплении армии, реформах местного самоуправления, просвещения. Но главным опять оставался аграрный вопрос.
Аграрная реформа разрабатывалась еще до прихода в правительство Столыпина. Предусматривалось, что каждый член общины будет иметь право выхода из нее и право закрепления за собой своего земельного надела, которым он мог распорядиться по своему усмотрению: продать, купить, заложить. Эти идеи легли в основу указа царя от 9 ноября 1906 г. (начало реформы). Развивал реформу закон, принятый Государственной думой 14 июня 1910 г. Реформа продолжалась до 28 июня (11 июля) 1917 г. (прекращена постановлением Временного правительства).
Вначале из общины выходили бедняки и те, кто хотел переселиться в город. Многие крепкие хозяева также не желали оставаться в общине. В основу реформы ставилась идея образования хуторов и отрубов. Отруба состояли из нескольких участков земли, соединенных по просьбе их владельца в одном месте. В случае дополнения отруба крестьянской усадьбой получался хутор.
Очень скоро в проведении земельной реформы начались сбои. Отруба и хутора часто создавались в совершенно неприспособленных для земледелия местах и нередко разорялись из-за неурожаев. Они «прижились» лишь в западных и северо-западных губерниях, где этому способствовали условия. Хорошо пошли дела на Северном Кавказе, в Заволжье и Северном Причерноморье, где можно было осваивать степные просторы. В нечерноземных же губерниях крестьяне держались за общину, с которой был связан весь уклад их жизни. Реформаторы не учитывали, что в свойственных России природно-климатических условиях, делающих сельское хозяйство рискованным занятием, общинная взаимовыручка часто являлась основой выживания.
Крестьяне быстро поняли, что никаких даровых прирезок из помещичьих земель им не будет. Наиболее инициативные из них задумывались о переезде в Сибирь. Это была вторая сторона столыпинских реформ. За 1906 —1916 гг. при поддержке властей на новые земли переселились около 3,1 млн. человек. Многие из них сумели создать крепкое хозяйство, но большинство столкнулись с новыми проблемами. Переселенцы, получившие некачественные земли, разорялись и озлобленные возвращались на прежнее место жительства. Всего вернулось около 0,5 млн. человек. 1
3а годы реформы из общины вышло менее трети общей численности крестьян. Из общинного фонда было изъято около 22 % земель, но только половина из них пошла на продажу. Не удалось ни разрушить общину, ни создать новые формы крестьянского владения землей.