Файл: Проектная деятельность как способ успешной самореализации личности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проектная деятельность как способ успешной самореализации личности
ребенка (на примере студии английского языка “Step by Step” ГБОУ ЦЭВД).
Э.Ю. Яковлева, ПДО ГБОУ ЦЭВД ЦАО г. Москва
Содержание:
1. Понятие «проект»
2. Цели и задачи проекта
3. Этапы проекта
4. Критерии оценки проектов
5. Результат проектной деятельности
6. Роль супервизора в проекте
7. Уникальность проектной деятельности
8. Литература

“Вы здесь для того, чтобы поддержать, посоветовать, ответить на
вопросы. Мотивация идет от детей, а не от вас. Ученики работают
тогда и потому, что это им нравится. Вы здесь потому, что детям
иногда понадобится ваш опыт и идеи”
Джейн Майлз
1. Понятие «проект»
«Прое́кт (от лат.
projectus — брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд, торчащий) — это уникальная (в отличие от операций
) деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата
/
цели
, создание определённого, уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска.
Проекты могут быть объединены в программу проектов для достижения единого результата, или в портфель проектов для более эффективного управления.
Портфель проектов может состоять из «программ» - такое определение
«проекта» даётся в свободной энциклопедии «Википедии».
У
спех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности. И хотя проектная деятельность все чаще применяется в общеобразовательных школах, до сих пор еще не сформировалось представлений о том, какой она должна быть. Проектом могут называть работу самого различного жанра: от обычного реферата и нестандартного выполнения стандартного задания (ответ по географии или истории с исполнением песен и танцев изучаемой страны или эпохи) до действительно серьезного исследования с последующей защитой по принципу курсовой или дипломной работы.
В 2004 году на городской конкурс ученических проектов «Культура мира и ненасилия в интересах детей планеты» были представлены свыше 50 проектных работ учеников 18 московских школ, использующих проектную деятельность как одну из форм организации учебного процесса («Школьный психолог» № 14 за 2004 год). Анализ конкурсных работ позволяет, несмотря на имеющиеся различия, рассматривать проект как самостоятельную работу

учащихся, осуществляемую с помощью педагога-руководителя (супервизора).
Проектная работа, как правило, имеет личностно значимую для учащегося цель, сформулированную в виде проблемы. Решая проблему, автор проекта определяет свою стратегию и тактику, распределяет время, привлекает необходимые ресурсы, в том числе информационные. Если в прежние годы серьезную трудность представлял поиск информации в условиях ее дефицита, то спецификой сегодняшнего дня становится работа в условиях обилия информации. Эта работа развивает навыки критического подхода к источнику информации, приучает к проверке достоверности, отсеиванию второстепенных или сомнительных сведений. Такая своеобразная прививка делает школьника устойчивым к разного рода влияниям, в том числе и к агрессивной рекламе.
Вовлечение учащихся в проектную деятельность происходит постепенно. Интерес к такой в значительной степени самостоятельной работе появляется в основном звене школы. Подростки обладают достаточными знаниями, опытом исследовательской работы, владеют навыками использования компьютера для поиска информации и оформления письменной части проекта. Они обладают необходимыми волевыми качествами, чтобы преодолевать возникающие трудности и не утрачивать интерес к длительной работе, способны не терять из поля зрения значимую цель. Кроме того, проектная деятельность позволяет удовлетворить важные потребности подростков, учесть их психологические особенности и минимизировать отрицательные проявления подросткового кризиса.
• Если мы не сможем предложить подростку способов реализации его чувства взрослости, оно может проявиться рискованным поведением, уверенностью в несправедливости и необъективности взрослых; таким образом, проектная деятельность удовлетворяет желание подростка почувствовать себя взрослым, потребность в равноправии, уважении и самостоятельности, доверительном отношении со стороны взрослых.
• Если в ходе учебы оценивается только результат работы и не находится места для оценки оригинальности замысла и для творческого подхода, то процесс учения теряет в глазах подростка свою привлекательность; таким образом, проектная деятельность удовлетворяет склонность подростка к фантазированию, когда результат действия становится второстепенным по сравнению с собственным авторским замыслом.
• Если подросток не получает приемлемых форм для реализации потребности экспериментировать, она реализуется в экспериментах со своей внешностью, а в худших случаях — и с психоактивными веществами, и здесь проектная деятельность удовлетворяет стремление к эксперименту, которое проявляется в попытках определить границы своих возможностей, физических и интеллектуальных. Именно работа над проектом позволяет задумать и поставить оригинальный опыт или провести опрос среди одноклассников, проявить собственное творческое видение процесса и результата работы, создать проектный продукт, которым смогут воспользоваться другие (новое

учебное пособие, «шпаргалку» по трудной теме, фильм, литературное или художественное произведение, творческий вечер, спектакль и т.п.).
2. Цели и задачи проекта
Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Устные экзамены в 9 и 11 классах предполагают защиту проекта как один из видов итоговой аттестации. Таким образом, проектная исследовательская деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников.
Самое главное в проекте после определения темы – это выработка гипотезы, постановка проблемы, планирование учебных действий, сопоставление фактов. Вся эта поэтапная деятельность и формирует культуру умственного труда учащихся, приучая их самостоятельно добывать знания.
Всему этому необходимо обучать детей, и желательно, не в ходе подготовки конкретного проекта, а заранее в ходе обучения предмету. Вот почему особенно актуальны сегодня уроки-исследования и уроки – проекты. Ведь они не только способствуют интенсификации учебного процесса, но и формируют культуру умственного труда учащихся, готовя их к созданию самостоятельных проектов.
Самым важным и на первых порах самым трудным является постановка цели своей работы. Поэтому для тех, кто делает первые шаги в проектной деятельности, хорошим опытом является работа над учебным проектом. Их тематика привязана к темам, изучаемым в ходе учебных курсов. Роль учителя здесь весьма значительна, хотя основную работу все же учащийся выполняет самостоятельно. Основная помощь взрослого необходима на этапе осмысления проблемы и постановки цели. Необходимо помочь автору будущего проекта найти ответ на вопрос, зачем я собираюсь делать этот проект. Ответив на этот вопрос, учащийся определяет цель своей работы.
Затем возникает вопрос, что для этого следует сделать. Решив его,ребенок увидит задачи своей работы. Следующий шаг — как это делать. Поняв это, учащийся выберет способы, которые будет использовать при создании проекта. Также необходимо заранее решить, чего ты хочешь добиться в итоге. Это поможет представить себе ожидаемый результат. Только продумав все эти вопросы, можно приступать к работе. Понятно, что ребенок, не имеющий опыта подобной работы, нуждается в помощи педагога именно в этот момент. Для формирования такого алгоритма проектной работы подходят небольшие учебные проекты, которые можно предлагать

ребятам уже с пятого класса. Кстати, учебный проект — прекрасный способ проверки знаний учащихся, в этом случае контрольная работа по пройденной теме вполне может проводиться в форме защиты проекта. Постоянно выполняя учебные проекты, к 12-летнему возрасту учащиеся приобретают достаточный опыт, чтобы перейти к работе над самостоятельными персональными проектами.
3. Этапы проекта
Поисковый:
Определение темы проекта
Постановка вопросов по проблеме
Постановка цели
Аналитический:
Анализ имеющейся информации
Сбор и изучение новой информации
Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работы
Практический:
Выполнение запланированных технологических операций
Текущий контроль качества
Внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию
Презентационный:
Подготовка презентационных материалов
Презентация работы
Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, публикация и т.д.)
Контрольный:
Анализ результатов выполнения проекта
Оценка качества выполнения проекта
4. Критерии оценки проектов
Подходить к оцениванию результатов проектной деятельности с позиций обычной школьной отметки невозможно. Работа над проектом предполагает значительный творческий компонент, автор проекта имеет право на собственное нестандартное видение проблемы. Все это делает процедуру и результат оценки проекта непохожими на обычное оценивание другой учебной работы. В школах Международного Бакалавриата разработана четкая
система критериев оценки персональных проектов учащихся. Эти критерии позволяют увидеть различные стороны деятельности учащегося в ходе его работы над проектом, а также оценить результат этой работы.
Примерный перечень критериев выглядит так:
– Обоснование и постановка цели, планирование путей ее достижения.
– Полнота использованной информации, разнообразие ее источников.
– Творческий и аналитический подход к работе
– Соответствие требованиям оформления письменной части работы.
– Анализ процесса и результата работы
– Личная заинтересованность автора, его вовлеченность в работу.
– Качество проведения презентации.
С критериями оценивания учащиеся знакомятся заранее, в самом начале работы над проектом. Более того, они могут сами предложить какие-либо дополнительные критерии. Критерии оценивания являются своего рода инструкцией при работе над проектом. Кроме того, зная заранее, как именно его работа будет оцениваться, автор проекта может, улучшая отдельные характеристики своего проекта, повысить свой результат или, не имея такой возможности, быть готовым к более низкой оценке. В любом случае структура полученного балла будет понятна учащемуся.
(Будут добавлены критерии, связанные непосредственно с англ. яз. Из опыта работы).
5. Результат проектной деятельности
Вот уже несколько лет педагоги наблюдают, что проектная деятельность может научить детей умению:
• увидеть проблему и преобразовать ее в цель собственной деятельности;
• поставить стратегическую цель (отдаленную по времени, но значимую) и разбить ее на тактические шаги;
• оценить имеющиеся ресурсы, в том числе собственные силы и время, распределить их;
• добывать информацию, критически оценивать ее, ранжировать по значимости, ограничивать по объему, использовать различные источники, в т.ч. людей, как источник информации;
• планировать свою работу;
• выполнив работу, оценить ее результат, сравнить его с тем, что было заявлено в качестве цели работы;
• увидеть допущенные ошибки и не допускать их в будущем.
Кроме того, проектная деятельность способствует:
• развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я- концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации ее результатов);
• развитию коммуникативной и информационной компетентности, других социальных навыков;
• решению профориентационных задач.


Проектную деятельность можно рассматривать как один из немногих видов учебной работы, позволяющей преобразовать академические знания в реальный жизненный и даже житейский опыт учащихся.
5. Роль супервизора в проекте
Проект — это самостоятельная работа, осуществляемая учащимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года.
Приступая к такой работе, автор проекта самостоятельно или с небольшой помощью педагога составляет план предстоящей работы. Надо ли говорить, сколь важно старшекласснику научиться планировать и работать по плану — это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть учащийся. Есть еще одна сторона проектной деятельности, о которой необходимо упомянуть. Начиная работу над проектом, учащийся должен выбрать и пригласить к сотрудничеству супервизора — кого-либо из педагогов, с которым ему предстоит длительное и тесное взаимодействие. Не будем употреблять термин «руководитель проекта», подчеркивая тем самым, что инициатором сотрудничества и активной стороной взаимодействия в данном случае является ребенок. Взрослый здесь выступает в роли консультанта, источника информации, вдохновителя. Такое взаимодействие дает ребятам совершенно новый опыт общения с педагогом, и это представляется очень важным. Работая над персональным проектом, подростки имеют возможность в полной мере реализовать познавательный мотив, выбирая темы, связанные со своими увлечениями, а иногда и с личными проблемами, — примерно 20% учащихся 8–9-х классов в качестве тем персональных проектов выбирают личностно окрашенные темы. Вот лишь несколько примеров: «Давайте жить дружно! (Как решать конфликты с родителями)», «Как преодолеть барьеры в общении», «Образ будущего глазами подростка», «Подростковая агрессивность», «Я вижу тебя насквозь
(Как научиться понимать человека по его жестам, мимике, одежде)»,
«Эмоциональное благополучие». В этих случаях сама работа над проектом имеет большой психокоррекционный потенциал.
Одной из особенностей работы над проектом является самооценивание хода и результата работы. Это позволяет, оглянувшись назад, увидеть допущенные просчеты (на первых порах — это переоценка собственных сил, неправильное распределение времени, неумение работать с информацией, вовремя обратиться за помощью и т.п.), проанализировать их и не допускать в будущем. Такой опыт представляется очень важным, а его, к сожалению, часто не хватает не только школьникам, но и вполне взрослым людям. Серьезные требования предъявляются к письменной части проекта. Это и оформление титульного листа, и библиография, и размещение иллюстраций. Освоив эти навыки, выпускник школы легче справится с требованиями в вузе.
Замечательный опыт самопрезентации дает ребятам процедура защиты проекта. Она имеет свой строгий регламент — 7–10 минут на выступление и
3–5 минут — ответы на вопросы. Автор должен подготовить аннотацию своего проекта, ознакомить с ней представителей жюри, позаботиться об