Файл: Примерный перечень вопросов к зачету по банковскому праву.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


б) Кредитные организации являются коммерческими юридическими лицами и действуют на основании своих уставов и в соответствии с выданными им Банком России лицензиями, в целях извлечения прибыли. Они создаются в организационно-правовой форме, предусмотренной гражданским законодательством. Однако Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" сузил возможности использования других организационно-правовых форм в банковской деятельности, кроме хозяйственного общества - акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью.


  1. Банковская система, ее понятие и принципы организации.

Банковская система государства - это совокупность различных финансово-кредитных институтов в стране в их взаимосвязи, действующая в рамках общего денежно-кредитного механизма в определенный исторический период. Основной целью банковской системы является обслуживание оборота капитала в процессе производства и обращения товаров. Банковская система является главным звеном финансово-кредитной системы государства, так как на нее падает нагрузка по кредитно-финансовому обслуживанию хозяйственного оборота страны.

Основные задачи банковской системы любой страны:

- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов в народном хозяйстве;

- аккумуляция временно свободных ресурсов в стране;

- кредитование производства, обращения товаров и потребностей физических лиц.

Рассмотрение всей совокупности банков именно как системы предполагает соблю­дение ряда условий, по сути являющихся базовыми признаками самого понятия «систе­ма». К ним относятся:

- наполненность, т.е. наличие ряда элементов, в целом образующих совокупность, относительно замкнутый комплекс;

- структурированность, группировка отдельных элементов в сегменты, уровни со сходными классификационными признаками;

- целостность системы как наличие элементов, причем достаточное для стабильно­го, эффективного функционирования всех необходимых сегментов, уровней и всех эле­ментов, их наполняющих;

- взаимосвязанность, взаимодействие между отдельными элементами.

  1. Банк России как регулятор деятельности коммерческих банков.

Под банковским регулированием принято понимать совокупность мероприятий, проводимых государством в банковском секторе с целью обеспечения более полноценного его функционирования.


Банк России видит в качестве своей главной задачи не поиск и наказание кредитных организаций, допускающих нарушения, а создание условий для более эффективного функционирования банковской системы в целом.

Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов. Структурной единицей Банка России, отвечающей за надзорную деятельность, является Департамент обеспечения банковского надзора.

Согласно сущности и целевой ориентации деятельности, задачи Банка России сводятся к следующему: обеспечение экономического оборота необходимыми денежными средствами, оказание требуемой помощи в реализации экономических программ, выполнение роли кредитора последней инстанции, обеспечение эффективной деятельности кредитных организаций.

  1. Банки как элемент банковской системы.

Банк является элементом банковской системы. Это означает, что он должен:

  • обладать такими родовыми свойствами, которые позволяют ему быть органичной частью целого (иметь статус банка, лицензию на право совершения банковских операций), функционировать по общим правилам игры;

  • функционировать в рамках общих и специфических законов, юридических норм общества;

  • быть способным к саморегулированию (реагированию и приспособлению к окружающей среде), развитию и совершенствованию;

  • взаимодействовать с другими элементами банковской системы.

Под структурой банка понимается такое его устройство, которое дает ему возможность функционировать как специфическому предприятию (институту). В этом смысле устройство банка включает четыре обязательных блока, без которых он не может существовать и развиваться.

Первый блок включает банковский капитал как специфический капитал, освободившийся от промышленного и торгового капитала, как капитал, существующий преимущественно в заемной форме, и находится только в движении.

Второй блок охватывает банковскую деятельность, отличающуюся от деятельности других предприятий и институтов характером своего продукта, ставшую главным его занятием (в отличие от других субъектов, которые могли выполнять лишь отдельные банковские операции, не ставшие для них главным, основополагающим делом).

Третий блок состоит из особой группы людей, имеющих специфические знания в области банковского дела и управления банком.



Четвертый блок можно назвать производственным, ибо в него входят банковская техника, здания, сооружения, средства связи и коммуникации, внутренняя и внешняя информация, определенные виды производственных материалов.

С учетом анализа специфики банка, его основы и структуры банк можно определить как предприятие или денежно-кредитный институт, осуществляющие регулирование платежного оборота в наличной и безналичной формах


  1. Правовой статус Банка России.

Банк России имеет уникальный статус особого публично-правового института. У госрегулятора нет организационно-правовой формы: это не ООО, не АО, не ПАО. Банк России наделен полномочиями государственной власти, но при этом не относится ни к законодательной, ни к судебной, ни к исполнительной ветви. Нормативные акты, которые издает госрегулятор, обязаны соблюдать граждане, юридические лица, органы власти на всех уровнях. Любой закон, касающийся финансового рынка, также должен пройти экспертизу Банка России.

Центробанк не зависит от органов власти; он не подчиняется напрямую ни президенту, ни правительству, ни Государственной думе. Решения госрегулятора свободны от политического влияния.

Уставный капитал ЦБ РФ составляет 3 млрд рублей. Эти финансы, как и все имущество Банка России, принадлежат государству. То есть, несмотря на то что центральный банк — это независимая структура, все его имущество — федеральная собственность.

  1. Функции Банка России.

Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции:

  • во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

  • во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации;

  • монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

  • утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;

  • является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

  • устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

  • осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе;

  • устанавливает правила проведения банковских операций;

  • осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

  • принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

  • принимает решения о государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов;

  • осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

  • осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами;

  • осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере оказания профессиональных услуг на финансовом рынке в соответствии с федеральными законами;

  • осуществляет регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрацию отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг;

  • осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах;

  • осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;

  • осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

  • организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

  • определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

  • утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета для Банка России, кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, бюро кредитных историй, кредитных рейтинговых агентств, план счетов бухгалтерского учета для Банка России и порядок его применения, планы счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, бюро кредитных историй, кредитных рейтинговых агентств и порядок их применения;

  • устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

  • принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации;

  • принимает участие в разработке методологии составления финансового счета Российской Федерации в системе национальных счетов и организует составление финансового счета Российской Федерации;

  • организует составление платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж;

  • для составления платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж самостоятельно формирует и утверждает статистическую методологию, перечень респондентов, формы федерального статистического наблюдения и порядок составления и предоставления респондентами первичных статистических данных по этим формам;

  • проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

  • осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

  • является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;

  • осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;

  • осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению;

  • организовывает оказание услуг по передаче электронных сообщений по финансовым операциям;

  • во взаимодействии с Правительством Российской Федерации реализует мероприятия по повышению уровня финансовой грамотности населения и субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации;

  • во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику по обеспечению доступности финансовых услуг для населения и субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации;

  • осуществляет оценку степени (уровня) риска совершения подозрительных операций кредитными организациями, клиентами кредитных организаций - юридическими лицами (за исключением кредитных организаций, государственных органов и органов местного самоуправления) (индивидуальными предпринимателями), зарегистрированными в соответствии с законодательством Российской Федерации;

  • осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.





  1. Управление Банком России.

Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой РФ сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депутатов по представлению Президента РФ. Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя ЦБ РФ более трех сроков подряд.

Особенности правового статуса Председателя ЦБ РФ:

1) действует от имени ЦБ РФ и представляет без доверенности его интересы;

2) председательствует на заседаниях Совета директоров;

3) подписывает нормативные акты ЦБ РФ, решения Совета директоров, протоколы заседаний Совета директоров, соглашения, заключаемые ЦБ РФ и др.

Главный коллегиальный орган управления Банка России – Совет директоров, в который входят: Председатель ЦБ РФ и 12 членов Совета директоров. Члены Совета директоров назначаются Государственной Думой на должность сроком на четыре года по представлению Председателя ЦБ РФ, согласованному с Президентом РФ.

Совет директоров заседает не реже одного раза в месяц. Решения Совета директоров принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Совета директоров при кворуме в семь человек и обязательном присутствии Председателя ЦБ РФ или лица, его замещающего.

Совет директоров выполняет следующие функции:

1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и представляет эти документы для рассмотрения в Национальный банковский совет, а также Президенту РФ, в Правительство РФ и Государственную Думу;

2) обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

3) утверждает годовую финансовую отчетность ЦБ РФ и др.

Национальный банковский совет – коллегиальный орган ЦБ РФ. Его численность составляет 12 человек, из которых:

1) двое направляются Советом Федерации Федерального Собрания РФ из числа членов Совета Федерации;

2) трое – Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы;

3) трое – Президентом РФ;

4) трое – Правительством РФ;

5) один – Председатель ЦБ РФ.

Члены Национального банковского совета, за исключением Председателя ЦБ РФ, не работают в Банке России на постоянной основе и не получают оплату за эту деятельность.


Национальный банковский совет заседает не реже одного раза в квартал. Решения Национального банковского совета принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов Национального банковского совета при кворуме в семь человек.

В компетенцию Национального банковского совета входит:

1) рассмотрение годового отчета ЦБ РФ;

2) утверждение общего объема расходов на содержание служащих ЦБ РФ и прочих административно-хозяйственных расходов;

3) утверждение при необходимости дополнительных административно-хозяйственных расходов;

4) рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы РФ и др.

  1. Имущественная и финансовая самостоятельность Банка России.

Статья 2 Закона о Банке России предусматривает ряд норм, которые обеспечивают имущественную и финансовую самостоятельность Центрального банка. Банк России является юридическим лицом и самостоятельно осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом. Изъятие такого имущества либо обременение его обязательствами без согласия Банка России не допускаются. Финансирование деятельности Банка России осуществляется за счет его собственных доходов. Кроме того, ст. 2 подчеркивает, что государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.

Сходным образом решается вопрос об ответственности Банка России и кредитных организаций: Банк России не несет ответственности по обязательствам кредитных организаций, а кредитные организации – по обязательствам Банка России за исключением тех случаев, когда они принимают на себя такие обязательства (ст. 79 Закона о Банке России).

Указанные общие принципы имущественной и финансовой самостоятельности реализуются в ряде других норм Закона о Банке России. В частности, установлено, что Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд. рублей (ст. 9). Наличие уставного капитала отражает конституционную природу Банка России как банковского учреждения.

Закон указывает, что получение прибыли не является целью деятельности Банка России (ст. 3). Полученные им доходы должны направляться на решение основных поставленных перед ним задач – защиту и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов; иные направления деятельности, установленные ст. 4 Закона о Банке России.