ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 145
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
В контексте указанного РП ЧСИ рекомендуется предусмотреть внедрение минимального размера оплаты деятельности ЧСИ.
-
Иные споры об обжаловании действий (бездействия) судебных исполнителей
Также споры возникают по вопросу:
- исполнения решений судов об обращении взыскания на имущество с установлением начальной продажной стоимости;
- включение и исключение из реестра должников.
Согласно пункту 3 статьи 21 Закона Республики Казахстан «Об ипотеке», принимая решения об обращении взыскания на недвижимое имущество, заложенное по ипотечному договору, суд должен определить и указать в решении начальную продажную цену заложенного недвижимого имущества при его реализации.
В силу пункту 12 НП ВС «О применении судами некоторых норм законодательства об исполнительном производстве» при наличии вступившего в законную силу решения суда об обращении взыскания на заложенное имущество, в котором суд определил его начальную продажную стоимость, проведение повторной оценки в рамках исполнения данного решения суда не требуется. Такие иски следует в соответствии с подпунктом 12) части второй статьи 138 АППК возвращать, так как в рамках АППК должниками обжалуются действия ЧСИ по реализации имущества по определенной судом стоимости.
В ходе исполнения решения судов об обращении взыскания на залоговое имущество с установлением начальной продажной стоимости возникают споры в части необходимости назначения оценки.
Стороны исполнительного производства мотивируют тем, что, как правило, с даты вынесения решения суда прошло значительное время, определенная судом стоимость является неактуальной и реализация имущества по заниженной цене приведет к нарушению прав сторон исполнительного производства.
Однако в силу статьи 21 ГПК вступившие в законную силу судебные акты обязательны для всех и подлежат исполнению на всей территории Республики Казахстан.
В силу части 4 статьи 241 ГПК в исполнительном документе должно быть указано: резолютивная часть решения (дословно).
Таким образом, решения суда подлежит исполнению в строгом соответствии с его текстом.
Следовательно, оснований и необходимости для проведения повторной оценки не имеется.
Вместе с тем, с учетом стремительного изменения рыночной стоимости имущества, ряд гражданских судов, при вынесении решения об обращении взыскания на имущество, не указывают конкретную стоимость, а указывают о необходимости реализации имущества по рыночной стоимости, определенной ЧСИ на момент проведения принудительной реализации. Полагаем указанную практику более соответствующей интересам сторон.
Для реализации указанного предложения необходимо внесение изменений в НП ВС «О применении судами некоторых норм законодательства об исполнительном производстве».
Также административные иски должниками по исполнительным производствам предъявляются по вопросам включения/исключения из реестра должников.
В соответствии со статьей 36 Закона об исполнительном производстве уполномоченный орган в целях необходимых для осуществления задач по принудительному исполнению исполнительных документов ведет Единый реестр должников. Сведения о должниках размещаются на официальном интернет-ресурсе уполномоченного органа. Единый реестр должников формируется и ведется посредством автоматизированной информационной системы по исполнительному производству.
Уполномоченным органом, ответственным за формирование и ведение реестра, является Министерство юстиции Республики Казахстан.
При этом Единый реестр должников формируется и ведется посредством автоматизированной информационной системы по исполнительному производству.
Сведения для включения в Единый реестр должников, за исключением сведений по должникам, не имеющим задолженности по исполнительному производству о периодическом взыскании более трех месяцев, а также по исполнительным документам о принятии и отмене мер обеспечения иска, направляются судебными исполнителями в течение трех рабочих дней после возбуждения исполнительного производства.
Пунктом 2 статьи 36 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что сведения включают в себя:
-
фамилию, имя, отчество (при его наличии) должника либо наименование организации-должника; -
орган, выдавший исполнительный документ, дату выдачи и содержание неисполненной обязанности должника; -
фамилию, имя, отчество (при его наличии) судебного исполнителя, направляющего указанные сведения, наименование и адрес территориального отдела или адрес конторы частного судебного исполнителя.
Исключение должника из Единого реестра должников производится:
1) после прекращения исполнительного производства
2) при отсутствии задолженности по исполнительным производствам о периодических взысканиях;
3) после окончания исполнительного производства по основаниям, предусмотренным статьей 48 Закона об исполнительном производстве, при исполнении им требований исполнительного документа.
К примеру, в производстве ЧСИ находилось исполнительное производство об определении времени для встреч взыскателя с сыном, проживающим с матерью (должник). При возбуждении исполнительного производства ЧСИ внес данные истца в Единый реестр должников. Должник обжаловал действия ЧСИ по включению его в реестр должников. Суд в удовлетворении иска отказал. Так, у ЧСИ отсутствовали основания для исключения должника из реестра, поскольку исполнение не было произведено, исполнительный документ возвращен. Доводы о необходимости ограничения свободного доступа третьих лиц к сведениям о ее личной и семейной тайне, размещенной в Едином реестре, судами не приняты. Из анализа данных Единого реестра должников следует, что какие-либо сведения о содержании судебного акта и неисполненной обязанности истцом, данные несовершеннолетнего ребенка реестр не содержит (6001-22-00-6ап/76).
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
По результатам анализа выявлено, что в основном судами правильно применяются нормы материального и процессуального права. Формирование единообразной судебной практики с учетом позиции СКАД ВС дает положительный результат.
Вместе с тем выявлены проблемные вопросы при рассмотрении данной категории дел по следующим сферам принудительного судебного исполнения:
1. Отсутствие единой практики приостановления исполнительного производства в случае предъявления административного иска;
2. Обжалование отчетов об оценке имущества, их дальнейшее принятие судебными исполнителями;
3. Рассмотрение дел по искам лиц, не являющихся сторонами исполнительного производства, права и интересы которых нарушены действиями (бездействием) судебных исполнителей, в частности необходимость тщательного определения судами действительности нарушения прав истцов.
Применение единообразной практики, отраженной в проведенном анализе позволит решить основные проблемные вопросы.
Одобрено протоколом №1 совещания судебной коллегии по административным делам Верховного Суда от 9 января 2023 года
№ 6001-23-6д-1-3/57.