Файл: Контрольная работа студента 1го курса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- разрешение конфликта. Разрешение конфликта может происходить в двух направлениях:

а) победа сильнейшей стороны влечет за собой принятие всех условий побежденной. Однако побежденная сторона может обратиться к кому-либо за помощью, после чего конфликт может вступить в новый виток напряженности;

б) обе стороны настолько ослаблены, что ни одна из них не может выставить условия победителя. Сил у оппонентов хватает только на то, чтобы вести «осадную войну», так и не добившись сколько-нибудь значимой победы. Этот конфликт больше других рискует перейти в разряд перманентных.

- постконфликтная стадия. Постконфликтная стадия в первом случае может сопровождаться вспышками недовольства побежденной стороны, попытками последней изменить свой статус и провести «второй разряд» боевых действий.

В случае, описанном выше, постконфликтная ситуация наступает только в случае полного истощения сторон и вмешательства третьей силы. Факторы, влияющие на развитие конфликта.

Выделяют несколько факторов, влияющих на развитие конфликта:

1) ресурсная база конфликтующих сторон.

Фактор важный, но не решающий. Он говорит о наличии у сторон ресурсов для конфликта. Ресурсы могут быть административными, экономическими, политическими, военными. Но один из самых значимых ресурсов – информационный. Информация – пожалуй, самый важный ресурс. Без своевременного анализа информации, как из официальных источников, так и неофициальных (что намного важнее) способен изменить ситуацию в лучшую сторону без значительных материальных ресурсов;

2) наличие сторонников у оппонентов.

Нельзя прогнозировать течение конфликта, не анализируя ресурсную базу сочувствующих.

3) третья сила.

Если конфликт происходит в федеральном масштабе и спор идет о весьма значимых ресурсах, то многое зависит от позиции «третьей силы», которая может выступать в разных ипостасях: от временного союзника до непреклонного врага (принцип последнего - «не вмешиваться, а потом добить уцелевших»).
3. Методы разрешения конфликтов

Методы разрешения политических конфликтов часто делят на две группы:

1) с применением насилия (войны, революции, различного рода перевороты, погромы, теракты и пр.);

2) ненасильственные методы (переговоры, посредничество, арбитраж и пр.).

В современных условиях к наиболее плодотворным методам «снятия» конфликтных ситуаций относятся переговоры.


Соотношение силовых и несиловых методов решения проблем не является одинаковым. Оно менялось на протяжении развития цивилизации. Так, в истории западных сообществ роль мирных средств первоначально была незначительной и сводилась лишь к подведению итогов войны или попыткам передела мира в ее преддверии. Ныне ситуация принципиально изменилась: переговоры и другие ненасильственные методы стали важнейшим инструментом разрешения конфликтов. Тем не менее методы с применением насилия продолжают оставаться на вооружении участников конфликтов.

Выделяют две основные стратегии разрешения политических конфликтов:

- стратегия контроля - превентивные меры, связанные с выявлением конфликтогенных факторов, их первичным анализом и попытками не допустить приобретения спором разрушительных черт, т.е. предотвратить перетекание конфликта от кризиса к насилию.

- стратегия управления конфликтом – осуществление конкретных процедур и действий по целенаправленной модификации поведения конфликтующих сторон и изменению внешней среды.

Среди имеющихся средств по контролю и управлению течением конфликтной ситуации наибольшим влиянием пользуются следующие методы:

  1. инженерный;

  2. гуманитарный;

  3. управленческий.

Согласно «инженерному» подходу конфликт – это ситуация, управление которой требует сознательной достройки (или построение новой) организационных структур в сфере деятельности конкретных субъектов в области их мышления.

Приверженцы «гуманитарного» подхода делают акцент на активное сближение сторон-участниц конфликта на основе широкого использования посредников, проведение всесторонних консультаций и переговоров.

Сторонники «управленческого» подхода видят решение проблемы в постановке перед конфликтующими сторонами специфических задач, сближающих их позиции, позволяя при этом достигать собственных целей.л

В современной политической науке предлагается следующая классификация войн:

1) войны-ревизии, т.е. войны, направленные на изменение характера власти;

2) войны-дуэли, исход которых рассматривается как приговор свыше в споре;

3) революционные войны, которые ведут к радикальному изменению международного порядка;

4) войны-приговоры, т.е. войны, осуществляющиеся с целью исполнения приговора по отношению к агрессору.

Впрочем, в современных условиях все более актуальной становится технология мирного разрешения конфликтов. К наиболее плодотворным методам снятия конфликтных ситуаций относятся переговоры. Р. Фишер и У. Юри выделяют различные пути ведения переговоров - мягкий, когда оппоненты готовы идти на уступки; жесткий, когда они занимают крайнюю позицию для своей безусловной победы, и синтетический, который они рассматривают как наиболее предпочтительный: он объединяет черты двух предыдущих. Этот путь переговоров означает жесткий подход к рассмотрению существа дела, но предусматривает мягкий подход к отношению между участниками переговоров. Учеными были выработаны фундаментальные принципы переговорного процесса:



1) делать разграничения между участниками дискуссии и обсуждаемыми проблемами, сосредоточиться не на интересах, а на проблемах;

2) настаивать на использовании объективных критериев оценки позиций субъектов;

3) создавать взаимовыгодные варианты.

Но полное разрешение противоречий на переговорах не всегда возможно. В этом случае целесообразно прибегать к таким методам разрешения конфликтных ситуаций, как посредничество и арбитраж.

Посредничество – это участие в переговорном процессе третьей, нейтральной стороны с целью выработки позитивного для обеих сторон решения. Процедура осуществления посредничества имеет свои принципы, главными из которых являются

- нейтральность;

- объективность;

- компетентность;

- авторитетность;

- нравственность.

Наконец, арбитраж: как процедура разрешения конфликта – передача спора на рассмотрение третьей стороны, решение которой будет обязательным для обоих контрагентов. Это более жесткий способ, чем переговоры и посредничество.

Критериями действительно разрешенного конфликта выступают параметры, предложенные К. Митчеллом:

1) проблема исчезает с политической повестки дня;

2) решение принимается всеми участниками конфликта как на уровне элит, так и на уровне масс;

3) нет необходимости в поддержании условий соглашения третьей стороной, т.е. соглашение является самодостаточным;

4) соглашение воспринимается всеми участниками в соответствии с их собственными системами оценок как честное и справедливое;

5) решение не является компромиссным, поскольку сторонам не пришлось довольствоваться лишь частичной реализацией своих целей;

6) соглашение устанавливает новые, позитивные отношения между участниками конфликта;

7) участники добровольно принимают условия соглашения без какого-либо давления извне.

В политической практике существуют различные пути урегулирования социальных конфликтов, т.е. снижение их остроты, прекращение открытых враждебных действий сторон. Однако набор используемых для этого методов весьма не велик. Все их можно свести к следующим четырем:

Отрицание, замалчивание имеющихся конфликтов.

Применение репрессивных мер по отношению к одной или всем конфликтующим сторонам.

Осуществление реформ, призванных частично устранить предпосылки, приведшие к открытому столкновению.


Попытки коренного разрешения конфликтов путем устранения их непосредственных причин.

Выбор того или иного метода в практической политике определяется многими факторами.

Первые два метода весьма часто употребляются, особенно на ранних стадиях развития конфликтов. Однако в долгосрочной перспективе они едва ли приводят к положительным результатам. Конечно, замалчивание конфликта на первых порах сможет притормозить его развитие. Физическое принуждение также может на некоторое время сдержать действия сторон. Но при этом сохраняется угроза возобновления конфликта с еще большей силой, так как его глубинные корни оказываются незатронутыми. Раньше или позже для урегулирования конфликтов приходится прибегать к использованию третьего или четвертого метода.

Наиболее предпочтительным методом является достижение компромисса между конфликтующими сторонами. Подчеркнем, что компромисс может быть эффективным в том случае, когда отношения между участниками конфликта носят неантагонистический характер, когда стороны имеют какой-то общий интерес. Тогда открывается путь взаимных уступок ради достижения общей цели. Но при этом конфликты не обязательно исчезают и даже не всегда изменяют свою интенсивность, они лишь переводятся в институциональные рамки развития, что повышает возможность их контроля со стороны властвующей элиты. Если же отношения сторон имеют радикально-конфликтный характер, тогда требуются меры по коренному устранению причин напряжения.

В недемократических, тоталитарных политических системах, как правило, правящей группой ставятся цели полной ликвидации конфликтов во имя всеобщей гармонии и единства. Однако такие цели всегда оказываются недостижимыми. Весь опыт существования тоталитарных систем показывает, что они неизбежно поражаются социальными конфликтами, причем в формах наиболее болезненных и разрушительных. Имеющиеся противоречия здесь не разрешаются, не регулируются, не смягчаются, и загоняются внутрь социального организма, чтобы в конце концов прорваться наружу в насильственных, неинституциональных формах политического действия.

Вместо частных конфликтов возникает один макро конфликт - стихийный бунт, военный переворот, революция или гражданская война, которые требуют от общества очень высокой социальной платы.
Заключение

Современные исследователи обращают внимание на опасность неконтролируемости, а значит – непредсказуемости политических и иных конфликтов. Неконтролируемость политических конфликтов может привести к гибели цивилизации. Специалисты приходят к выводам, что бесконфликтность политической системы практически невозможна. В то же время конфликты необходимо разрешать с минимальными социально-политическими издержками. Таковы условия проблемы, особенно в век господства гуманистической идеологии.


Итак, поставленные в работе задачи решены. Проанализировны основные подходы к понятию политический конфликт и сделал вывод о том, что политический конфликт – это столкновение, противоборство различных социально-политических сил, субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы, связанные с борьбой за обретение или удержание власти, обусловленное противоположностью их политических интересов и ценностей.

Следующей задачей являлось выявить особенности урегулирования политических конфликтов.

Политическая наука значительное внимание уделяет поиску форм, методов, средств контроля за протеканием конфликта, выработке эффективных технологий управления им. При многообразии субъектов конфликта, их целей и позиций управление конфликтом предполагает решение ряда общих задач. Не существует одного универсального способа в разрешении политических конфликтов, т.к. каждый конфликт уникален в своем роде.

Очень специфичен способ урегулирования политических конфликтов на разных уровнях политической системы. Ведь особенности регулирования на региональном уровне, например, отличаются от особенностей международного уровня.

Существует большое количество мер по предотвращению и регулированию конфликтов, однако источником политического конфликта бывает не только различие интересов сторон, но и непонимание ими собственных интересов, а также социальные или политические предрассудки лидеров групп, их амбиции и групповой эгоизм. Источником конфликта может являться и несовместимость притязаний сторон на благо при ограниченных возможностях их удовлетворения. Конфликт вечен, потому что невозможно создать такое общество, где бы интересы всех были удовлетворены. Поэтому, важнейшей задачей являются решение проблем регулирования конфликтов, недопущение их перерастания из конструктивной в деструктивную форму, предотвращение разрастания, генерализации конфликта. Важно хорошо разбираться во всем понятийно-категориальном аппарате конфликтологии и прежде всего в содержании базового ее понятия – категории конфликта.

Список использованной литературы

  1. Василик М.А. Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. - М.: Юристъ, 1999. - 499 с.

  2. Вершинин М.С., Хренов А.Е. Записная книжка политолога: краткий словарь-справочник. М.С. Вершинин, А.Е. Хренов. - СПб.: Юнити, 1992. - 49с.

  3. Глухова А.В. Политические конфликты: основания, типология, динамика: Теорет.-методол. анализ / А.В. Глухова. - М.: Эдиториал УРСС, 2000. - 280 с.

  4. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. Л.Г. Здравомыслов. - М.: Аспект Пресс, 1997. - С.56

  5. Макиавелли Н. Государь Макиавелли Н. - СПб.: Азбука классика, 2004. - 90-102 с

  6. Платонов Ю.В. Социальные конфликты на производстве Ю.В. Платонов. - М.: Социс, 1991. - 20 с.

  7. Пугачев В.П. Введение в политологию: Словарь – справочник / Под ред. В.П. Пугачева. М., 1996. - 37 с.

  8. Тарасова Е.Н. Политологический словарь/ Под ред. Е.Н. Тарасова. М., 1995. - 49с.

  9. АВССВА [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.abccba.ru

  10. Newsland [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.newsland.ru

  11. Геополитика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.geopolitics.ru

  12. Глобальная альтернатива [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://aglob. info

  13. Государственный конфликт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psyfactor.org

  14. Декан - НН [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nn. dekane.ru

  15. Конфликтология [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.igidravlika.com/